Помост

Вопросы веры

Все про алкоголизм

Святые отцы о грехе винопития

Проблема злоупотребления спиртным не является исключительно русской проблемой. Пьянство как явление греховного порядка существует во всем мире и с давних пор. Еще задолго до Рождества Христова ветхозаветный праотец Лот, «убежденный дочерьми, упился вином, и удобно вовлек его диавол в любодеяние». Но в России проблема пьянства всегда стояла особенно остро, а в последнее время приобрела и вовсе размах, угрожающий национальной безопасности. Можно перечислять множество причин подобной симпатии русского человека к «зеленому змию», но одно можно сказать с уверенностью: «зеленый змий» сыграл в судьбах наших соотечественников ту же роль, что и «древний змий» в судьбе первых людей Адама и Евы в том смысле, что принес и продолжает приносить в семьи многих из нас неизбывные беды.

Губительные последствия увлечения вином были всегда для человека плачевны и не могли не найти отклика в учении святых отцов Церкви, всегда проявляющих пастырскую заботу о нравственном здоровье человека. Это явление было отцами тщательно проанализировано и получило точную оценку в их многочисленных творениях. Квинтэссенцию всех святоотеческих высказываний о пьянстве можно выразить лаконичной и точной формулировкой святителя Василия Великого, сказавшего, что «пьянство – вражда на Бога».

О причинах пьянства

Прп. авва Дорофей Преподобный авва Дорофей говорил о том, что корневыми страстями, из которых происходят все остальные страсти, являются следующие три: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Однако возможно и эти три свести к единому началу, а именно к сластолюбию. Желающий прославления или обогащения желает этого не почему иному, как по стремлению жить наиболее комфортно и обеспеченно, то есть, в конечном счете, наиболее приятно для его самоощущения.

Само по себе желание жить счастливо непредосудительно, поскольку человек создан Богом для вечной блаженной жизни, и это желание и стремление к блаженству заложено в нем изначально. Но человек был создан таким образом, что блаженство вечной жизни обусловлено сокровенной связью с Богом и имеет Бога своим источником. В отрыве от Бога и связи с Ним истинного счастья быть не может, но может быть некая подмена, «суррогатное довольство», которое опирается на исконную потребность в счастье и которое находит человек, не в Боге ищущий пути к радости. Одним из таких суррогатов и стало увлечение вином, которое в силу своих природных свойств доставляет человеку временное веселие.

В силу повреждения человеческой природы путь к Богу для человека стал тернистым. «Отдай кровь и прими дух», – такими словами определяют святые отцы положенный нам путь борьбы с грехом и научения добродетели, посредством которых человек может найти радость в Боге. И потому далеко не каждый желает следовать пути, содержащим в себе такие трудности, и предпочитает более легкими путями находить радость. Но душа, которая, по словам Тертуллиана, по природе христианка, не принимает радости вне Христа, и вскоре наступает духовное опустошение, которое по необходимости надо чем-то заполнять. В итоге человек, не ведущий пути к Богу, вынужден заполнять пустоту души все тем же бесплодным поиском утешений, одним из которых выбирает винопитие. Однако суррогатный источник радости не может принести счастья и становится для человека, в конечном счете, тем «райским плодом», который приносит ему одни беды.

Святые отцы, рассуждая о винопитии, основную причину видят в неверном использовании человеком исконной потребности в радости, которая принимает качественно иную форму сластолюбия. Сластолюбивый не хочет знать меры веселия, происходящего от вина, и безмерность производит во всем его существе чрезвычайное расстройство и порабощает диаволу. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». Наряду со сластолюбием, причиной пьянства становится сопутствующее сластолюбию невоздержание, способствующее образованию худого навыка к винопитию. «Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные потчевания, общение со злыми и невоздержанными. От частых же повторений порождается страсть и злой обычай».

О дозволенной мере

Дионисий. Брак в Кане Галилейской. Источник: dionisy.com Употребление вина в меру не возбранено человеку, как это видно из Священного Писания. Господь Иисус Христос посетил брак в Кане Галилейской и сотворил чудо претворения воды в вино, умножив таким образом веселие на браке (Ин. 2: 1–11). Апостол Павел советовал своему ученику Тимофею употреблять в пищу немного вина ради болезни желудка (см.: 1 Тим. 5: 23). Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что вино «дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».

Однако, учитывая очень низкое качество современных алкогольных напитков, особенно пива, водки и алкогольных коктейлей, производство которых ориентировано на огромный объем потребления, употребление таких напитков даже в целях поддержания здоровья желательно сократить до самых редких случаев. Некоторые святые отцы из соображений духовно-нравственного преуспеяния рекомендуют и вовсе исключить употребление спиртного. «“Не упивайтеся вином”, – говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве только в крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Святитель Феофан Затворник Объясняя те крайние случаи, в которых употребление вина дозволено, святитель Феофан Затворник ссылается на мнение святителя Иоанна Златоуста, который видит благотворность употребления вина, исходя из его целебного воздействия на душевно-телесные силы человека. «Святой Иоанн Златоуст хотя разрешает употребление вина для веселия, но не всем, а только сущим в печали и болезни. “Хочешь ли, говорит, знать, что вино хорошо? Послушай слов Писания: ‘дайте сикера сущим в печалех, и вино питии сущим в болезнех’ (Притч. 31: 6)”. И справедливо: ибо оно имеет силу смягчать огорчение и тоску и удалять печаль: “Вино веселит сердце человека” (Пс. 103: 15). Другое разумное употребление вина есть питие его для здоровья. Это и есть, по Златоусту, первоначальное его назначение. “Вино, – говорит он, – дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела. Послушай сего блаженного (апостола Павла), который пишет и говорит Тимофею: ‘Мало вина приемли стомаха (желудка) ради твоего и частых твоих недугов’ (1 Тим. 5: 23)”». Но и этот совет более подходит для немощных телом людей, ибо «для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом».

Исключение составляет детский и юношеский возраст. По мнению исследователей, «алкоголь чрезвычайно опасен для детей и подростков. Прием алкоголя нарушает процессы созревания нейронов (нервных клеток). Отсюда у подростков будет страдать интеллект, память, мышление, поведение. Явления опьянения развиваются быстро и могут заканчиваться оглушенностью и комой. Организм подростка еще не окрепший, и под воздействием алкоголя быстро развивается целый “букет” заболеваний». Протоиерей Илия Шугаев в своей книге «Свобода и зависимость» рассказывает о подобном случае воздействия алкоголя на детский организм: «Один научный сотрудник, человек, казалось бы, вполне неглупый, однажды отправился на зимнюю рыбалку со своим девятилетним сыном. Приехали на машине на озеро, сделали лунку, ловят рыбу. Проходит некоторое время, собралось несколько рыбаков, решили “для согрева” выпить по 100 грамм. Показывают отцу на сына: мол, он тоже мерзнет. Ребенок сначала не хотел пить и отговаривался. Но его с аргументом: “Ты что, не мужик, что ли?” – все же уговаривают. Через десять минут парень побледнел, отец насторожился, еще через пять минут ребенок падает в обморок. Отец схватил ребенка и быстро понесся на машине в городскую больницу. Но спасти ребенка так и не удалось». Поскольку в молодом организме все процессы проходят быстрее, то разрушительное действие алкоголя происходит более интенсивно. По статистике, более половины смертей людей в возрасте от 20 до 40 лет так или иначе связаны с неумеренным употреблением алкоголя.

Святые отцы обращают внимание на разрушительное действие вина на нравственность именно молодых людей, более склонных к худому навыку. «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут. Нельзя позволять им водиться с пьяницами и развращенными». Преподобный Ефрем Сирин говорит о возбуждающем действии вина на плоть юноши. «Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания».

Отеческое обличение

Святоотеческая аргументация против винопития исходит из представления о человеке как образе Божием. Человек, будучи сотворен по образу Божию, имеет на земле цель уподобиться Богу и для достижения этой цели должен использовать все силы души и тела, данные ему Богом от рождения. Увлечение вином не только разрушает здоровье, но приводит в крайнее расстройство весь душевно-телесный состав человека, всю совокупность сил, которые по замыслу Божию должны быть направлены на достижение главной цели – единение с Богом. Поэтому пьянство становится деятельным богоборческим началом в человеке и представляет для него крайнюю опасность.

Ум по преимуществу служит в человеке начальному Богопознанию, поэтому неумеренное употребление вина, помрачающее в человеке ум, становится орудием, удаляющим человека от Бога. «Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог». Помраченный ум уже не способен контролировать и управлять ощущениями, исходящими из сердца человека, и человек становится жертвой разнообразных страстей. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы. Если в трезвом сияет хоть малая искра разума, то в пьяном она совсем угашается. Трезвого хотя и влечет похоть к беззаконию, но совесть вооружается и противостоит, и так отводит от беззакония, а в пьяном похоть преобладает, а совесть ослабевает».

Пьянство, как никакой другой грех, рождает множество других смертных грехов. В «Цветнике духовном» описывается следующий случай. «Однажды бес сказал египетскому пустынножителю: “Соверши один из грехов: убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя”. Пустынник подумал: “Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд – стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз – небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно”. Взявши рукоделие, пошел в город, продал все и упился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог умилостивить Бога, возвращающего кающимся прежние заслуги». Святитель Тихон Задонский подтверждает достоверность этого случая из «Цветника», говоря о том, что «пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: “Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница”».

Апостол Павел Любопытен тот факт, что апостол Павел, призывая христиан не упиваться вином, указует лишь на одно из греховных последствий винопития, а именно на блуд. Святитель Феофан трактует это понятие в более широком смысле, чем мы сейчас его понимаем. «Блуд – распутство, разгульная жизнь, всесторонняя распущенность и развратность. Упивание – матерь и питательница всех пороков; и раздражительную часть оно разжигает. Святой Златоуст говорит: “Оно делает нас вспыльчивыми и дерзкими, и стремительными, раздражительными и несносными”. Но прямее всего оно размножает блудные дела. Ибо “чрево, крайне разгоряченное, пенится похотию”, как выражается блаженный Иероним».

Нетрезвый образ жизни не только умножает грехи человека, не только расстраивает его здоровье, но приносит множество других бедствий, делая несчастными членов семьи недугующего, отнимая у него доброе имя и делая его бесполезным для общества. «Пьянство бывает причиной не только душевных, но и временных телесных зол, расслабляет тело и приводит к немощи. Поэтому написано: “Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино” (Сир. 31: 29). Пьянство приводит к убожеству и нищете. “Работник, склонный к пьянству, не обогатится”, – говорит Сирах (Сир. 19: 1). Оно отнимает славу и доброе имя; напротив, к бесславию, презрению и омерзению приводит, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку. Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу. В каком бы звании ни был пьяница, он больше принесет бед и напастей, чем пользы обществу». «Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех». Святитель Иоанн Златоуст добавляет, что предавшийся пьянству не только на земле лишается уважения и здоровья, но и на небе теряет все. «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание».

«Пьяница – живой мертвец»: увлекающийся вином пророчески отождествляется святыми отцами с мертвецом. По статистике, около полумиллиона смертей в России так или иначе связано с болезнями, вызванными употреблением алкоголя.

Обыкновенно подвергшийся несчастью или тяжелой болезни человек испытывает некоторое облегчение и утешение от помощи и соболезнования со стороны других людей. Грех винопития лишает свою жертву и этого утешения. «Пьянство – несчастье, над которым смеются; болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства».

Наконец, такое бедственное положение пьющего человека, поверженного в бездну греха и претерпевающего разнообразные несчастья, свидетельствует о его крайнем отчуждении от Бога и пленении в рабство диаволу. «Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диавола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием… Кто проводит время в пьянстве… тот подпал жестокой власти диавола».

Путь к исцелению

Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст Итак, резюмируя все вышесказанное, можно безошибочно сказать, что «пьянство – корень всех зол» и для своего исцеления требует особенных усилий со стороны самого недугующего и особенной помощи Божией. Однако проблема усложняется тем обстоятельством, что большая часть зависимых не признают себя больными и не видят нужды в лечении. Такое самосознание больного пьянством было замечено и раньше, и об этом писал еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст, замечая, что «особенно тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной». Но особенно заметно это стало в современной России. Больным алкоголизмом в современном обществе считается лишь тот, кто периодически «уходит» в более или менее затяжные запои и с трудом выходит из них. Поэтому ежедневный рацион в несколько банок (или бутылок) пива или алкогольного коктейля, не приводящий к тяжелой форме опьянения, стал устойчивой привычкой для многих и даже похвальным элементом имиджа современного человека. Напротив, человек, не употребляющий алкогольных напитков, рискует прослыть ригористом, не умеющим расслабляться и жить в свое удовольствие.

Ошибочность такой точки зрения заключается в слишком поверхностном взгляде на проблему зависимости от алкоголя и объясняется вполне понятным нежеланием глубже вникать в суть проблемы. Форма алкоголизма, включающая такой элемент, как запой, являет в человеке уже крайнюю стадию развития страсти, тогда как начальные стадии могут оставаться незаметны невнимательному взору.

Святые отцы учат судить о присутствии той или иной страсти в человеке исходя из наличия зависимости. Если, скажем, человек не может длительное время обходиться без своего любимого мороженого, значит, он подвержен страсти чревоугодия. Если не может пару дней не раздражаться при наличии всех к тому условий, следовательно, он подвержен страстям раздражительности и гнева. То же самое рассуждение применимо к употреблению алкогольных напитков. Если человек не может долгое время обходиться без своего любимого пива, не испытывая при этом хотя бы малейшего дискомфорта, значит, он в определенной степени уже алкоголик. А если алкоголик, то необходимо пересмотреть отношение к алкоголю, так как алкоголизм – это страсть, и, как и любая другая страсть, без борьбы будет интенсивно развиваться.

Думается, приведенных рассуждений достаточно, чтобы каждый из читающих эти строки определил в себе наличие (или отсутствие) зависимости от алкоголя.

Так как же бороться с этой страстью? Во-первых, как уже было отмечено, невозможно преодолеть в себе какую-либо страсть, не признав себя больным ею. Человек, не понимающий и не признающий себя алкоголиком, не сможет вылечиться, потому что не захочет этого. Поэтому, первый шаг – это увидеть, признать и захотеть. Во-вторых, так же, как и в отношении других страстей, здесь уместно святоотеческое правило, приведенное выше: «Отдай кровь и приими Дух». То есть для преодоления зависимости необходимо потрудиться и потерпеть.

Святитель Тихон Задонский предлагает следующие средства к преодолению пьянства: «От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства и потому без покаяния». Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает на необходимое постоянство для успеха в борьбе. «Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает… увлекающегося ею».

Период борьбы всегда сопровождается обострениями. При воздержании телесном обостряются страсти душевные. Это происходит и при воздержании зависимого от алкоголя. Страсть требует удовлетворения и, не получая желаемого, возбуждает в душе различные иные страсти, такие как раздражительность, гнев и др. В таком случае святые отцы советуют в усиленной молитве обращаться к Богу за помощью. «Ужасна буря страстей: ужаснее она всех наружных бедствий… помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов. Во время бури сердечной единственным средством спасения остается усиленная молитва. Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу».

Горячая и слезная молитва близкого человека за недугующего пьянством также может привести его к спасительному исходу. Жена одного служащего, некая Мария Гордеева, рассказала на Троицком подворье архимандриту Крониду следующую повесть о себе. «Мой муж, – говорила она, – после брака не переставал вести нетрезвую жизнь. Все свободное время он проводил в пьяных безумных оргиях. Однажды, находясь в неописуемой скорби, доходящей до отчаяния, я сидела одиноко в своей комнате и решила призвать на помощь преподобного Сергия Радонежского. Я так горячо молилась ему, что слезы лились потоком. Вдруг вижу: вся комната моя осветилась неземным светом. В этом свете идет ко мне дивный старец неописуемой духовной красоты и доброты… Подойдя, он отечески приветливо сказал мне: “Успокойся, раба Божия Мария! Молитва твоя услышана, и твой муж больше нетрезвым к тебе не придет”. Я поклонилась ему в ноги. Он меня благословил и стал невидим. Через несколько минут после этого видения раздался в нашей квартире резкий звонок. Я отворила дверь и увидела мужа. Но он совсем не был таким буйным, каким являлся прежде. Войдя в переднюю, он опустился передо мною на колени, зарыдал и стал просить у меня прощения за свою безумную жизнь и мучения, причиненные мне. После этого он сделался неузнаваемым, совершенно трезвым и достойным. И 35 лет нашей дальнейшей супружеской жизни я прожила с ним в мире и согласии».

Человеку, желающему исцелиться от пристрастия к «зелью», необходимо помнить, что одними медикаментозными средствами, даже совместно с серьезными личными усилиями, но без помощи Божией, невозможно исцелить его болезнь. «Единый Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом». И эта сила Святого Духа подается в святой Церкви Христовой посредством святых таинств. По это причине успешная борьба с недугом пьянства возможна лишь при условии регулярного участия больного в церковных богослужениях и периодического причащения святых Христовых таин.

Итак, вино, как и все сотворенное Создателем для нашей пользы, есть добро, «ибо всякое творение Божие хорошо, – говорит апостол, – ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим. 4: 4). «Виноградная лоза называется растением не диким, потому что вино, принятое вовремя и в меру, делает нас кроткими, служит людям залогом верности и дружбы, бывает причиною веселия, противоядием плачу, средством к истреблению лености. Для больных оно простое пособие и врачующее от разных немощей, для здоровых – подкрепление и средство к соблюдению здоровья».

Как творение Божие вино достойно особого отношения и еще по одной причине, о которой говорит преподобный Исидор Пелусиот: «Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою» посредством участия вина в таинстве Евхаристии.

Но, если кто не уважает этого дара Божия и относится к нему с потребительским небрежением, того постигает справедливое возмездие. «Кто не уважает правил: “ничего слишком, и всего лучше – мера”, предается излишеству в вине, то оно отомстит ему за оскорбление, разломит и голову, и виски, отымет у человека силу, расслабит все тело, свяжет руки и ноги (о другом чем, более неприличном, нехорошо и сказать), и врагам и друзьям предаст на посмеяние».

Что о спиртном говорит Библия?

Фото: .com

В Библии имеется немало упоминаний об алкоголе. Еще больше в ней предостережений от злоупотребления спиртным.

«Не напивайтесь допьяна вином, от чего предаются разгулу». Эфесянам 5:18

Указывается об опасности чрезмерного пьянства и в Притче 23:20

«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют»

Предупреждением можно назвать и слова из Исаии 5:11

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином»

Словом, пьянство православием не приветствуется. Однако можно найти в Библии упоминания о пользе вина, правда, при его весьма умеренном потреблении. Так в Псалмах говориться о вине, которое веселит человека. Помня о целительных свойствах вина, в своих посланиях Тимофею апостол Павел рекомендовал:

«Воду больше не пей, но употребляй немного вина ради своего желудка и частых недомоганий» (1 Тимофею 5:23).

Как мы видим Библия вовсе не запрещает питие вина. Однако осуждение в ней находят злоупотребление алкоголем и пьянство. Кроме того в Библии четко указывается:

«Пьяницы царства Бога не наследуют» (1 Коринфянам 6:9, 10).

В Православии грех пьянства стоит в одном ряду с таким грехом как чревоугодие, а сама Библия говорит, что избегать следует как одно, так и другое.

Как поступить верующему человеку?

Фото: .com

Хотя библия и не содержит я категорического запрета употребления спиртного, это вовсе не означает, что алкоголь должен стать неотъемлемой частью нашей жизни. Встречается немало ситуаций, когда от спиртного разумнее отказаться. Так люди, страдавшие алкоголизмом, знают, какую опасность может нести даже единственный глоток алкоголя. Абсолютно исключить спиртное стоит беременным женщинам, дабы не навредить будущему малышу. Зная, насколько пагубно сказывается спиртное на реакции и рассудительности при вождении транспортных средств, управляющим им людям следует избегать даже минимального употребления спиртного, чтобы не подвергать опасности как свою жизнь, таки жизнь окружающих.

Верующий человек не станет чрезмерно употреблять алкоголь сам, и не будет искушать других. Следует упомянуть, что по Божьему Закону, священнослужителям запрещается употребление вина при выполнении своих обязанностей.

Хотя каждый самостоятельно решает, стоит ли и в каких количествах пить спиртное, Библия рекомендует помнить об умеренности. Верующий человек не станет омрачать свою жизнь пьянством, отдаляющим его от Бога.

«Едите ли вы, или пьете, или другое что делаете, все делайте во славу Бога»

Как Церковь относится к алкоголю?

Автор Юрий Носовский 10.10.2018 08:00



10 октября — «день рождения» русской водки. Этим днем 1503 года датирована запись в кремлевских архивах, повествующая, что монахам одного из монастырей Первопрестольной удалось получить «водовку» — концентрированный алкоголь. А каково вообще отношение Церкви к «зеленому змию»? Когда она не против, и когда советует воздержаться?

Впрочем, как и во многих других случаях, связанных с датированием появления столь знаковых явлений или предметов, как всемирно известный напиток, к точным цифрам нужно относиться с изрядной долей юмора. Собственно, и указанное 10-е октября появилось в истории не от хорошей жизни. Просто в 1977 году Запад решил нанести Советскому Союзу мощный экономический нокдаун, лишив его монопольного права на популярный бренд «русская водка», экспортные доходы от которой уже тогда занимали почетное второе место после нефти.

«Застрельщиками» поначалу выступили удравшие из разрушенной революцией Российской империи фабриканты-водочники, наладившие выпуск своей продукции за рубежом. А когда их претензии лопнули как мыльный пузырь, удар в спину нанесла вроде бы «братская» социалистическая Польша. Она заявила, что популярный крепкий напиток впервые появился на ее территории в XIV веке — задолго до изобретения на Руси.

Вот тогда советский ученый Похлебкин и получил задание из высших сфер СССР доказать российский приоритет вожделенного бренда. Что и было с блеском осуществлено — международный суд признал результаты исследования убедительных доказательств позиции Москвы. Главным же из этих доказательств была та самая архивная запись, датированная 1503 годом.

На самом деле, крепкий алкоголь на территории России имеет куда более давнюю историю. Так, записи в новгородских берестяных грамотах позволяют предположить его наличие еще за 100-150 лет назад до официальной «даты рождения». Есть данные, что еще до нашей эры предки славян добывали спиртовые концентраты из «бражки» самым что ни на есть технологически продвинутым — вымораживанием.

Впрочем, повернемся от истории технологий к главной теме нашей статьи. Уже сам факт изобретения водки монахами может вызвать у одних скабрезную улыбку (дескать, они ж тоже люди — ну чего не изобретешь, чтобы хорошо напиться), а у других — осуждающую гримасу. Вот, оказывается, кто виноват в спаивании русского народа — Православная Церковь!

На самом деле, оба обвинения равно несостоятельны. Пресловутая «водовка» изначально была получена в чисто медицинских целях — для промывания ран. Право, такое использования горячительного напитка за 350 лет до открытия Листером и Земмельвейсом «антисептики» свидетельствует лишь о гениальной интуиции изобретателей, которая спасла несметные жизни. Ну, а то, что «универсальный антисептик» очень скоро стали использовать в «увеселяющих» целях, явно нельзя поставить в вину людям Церкви.

Впрочем, последняя, действительно, никогда не проповедовала необходимость «сухого закона». Еще в Ветхом Завете есть немало эпизодов использования пьянящих напитков. Здесь есть и неблаговидные ситуации — когда, например, спасшийся после Всемирного Потопа Ной так напился, что уснул голышом. И если два его старших сына, Сим и Яфет, не глядя на спящего родителя, укрыли его и вышли из палатки, то младший, Хам, посмеялся над наготой отца. За что и был им проклят — так что с тех пор его имя стало нарицательным.

В других случаях воздействие вина выглядит явным действием Промысла Божьего. Так, однажды Господь пролил на преступные Содом и Гоморру огненный дождь, уничтожив их нечестивых обитателей. А единственный живший там праведник, племянник Авраама Лот, был вместе с семьей загодя выведен ангелами в безопасное место. Увы, женихи его взрослых дочерей не поверили грозному предупреждению — и остались в обреченном городе. А молодые девушки, их невесты, соответственно, стали «соломенными вдовами». Чтобы обзавестись потомством, им пришлось сильно напоить собственного отца — и зачать детей от него.

Формально, конечно, это выглядит как «инцест» — но вызванный исключительными обстоятельствами. В любом случае, обычных последствий инцеста, вырождения, не произошло: внуки Лота стали родоначальниками целых народов — моавитян и аммонитян. А спустя столетия одна моавитянка по имени Руфь стала героиней отдельной Книги Ветхого Завета, образцом верной жены и невестки, а также удостоилась чести стать прародительницей царя-пророка Давида и самого Иисуса Христа.

А уже в Новом Завете самым первым чудом, совершенным Спасителем, стало превращение воды в вино на пире в Кане Галилейской. Да и сам он не брезговал употреблять вино за трапезой — за исключением своего 40-дневного поста и искушений от Сатаны в пустыне. Интересно, что даже действие Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу сравнивается в Библии с действием того же вина. В виде ощущения радости, счастья, блаженства.

Неудивительно, что и церковные каноны и правила не относятся к алкогольным напиткам как к однозначным «ядам». Так, в уставе поста разрешение на употребление растительного масла (даже без рыбы) обычно идет с параллельным разрешением и вина. Более того, в Великую Субботу накануне Пасхи елей запрещен — но просфору, смоченную в вине кушать разрешается «труда ради бденного».

Впрочем, и говорить о поощрении к винопитию в Библии не приходится. По меткому выражению апостола Павла, «пища нас не приближает к Богу» — однако в земной жизни ей отведено законное важное место. В полной мере эта максима относится и к спиртному.

Таким образом, в отличии от, скажем, мусульманства, чей основатель Мохаммед запретил своим последователям хмельные производные виноградной лозы, христианство относится к алкоголю как к допустимому пищевому продукту. Вскользь заметим, что жесткий «сухой закон» в Исламе де-факто приводит к росту куда более серьезных пороков — той же наркомании. А также к поиску всевозможных лазеек в попытке соблюсти букву закона, одновременно нарушив его дух.

Тот же спирт, например, впервые был получен как раз арабами в Х веке — с целью повеселиться от души, но не запретным вином, а производным зерна. А народы Средней Азии с той же целью налегали на другой «невинный» продукт — кумыс, забродившее кобылье молоко. Что, впрочем, все равно безопаснее, чем местная анаша (среднеазиатская марихуана), распространенная не менее широко, чем целебный молочный напиток.

Увы, даже с самым безобидным явлением может произойти эксцесс в духе пословицы «доверь дураку Богу молиться — он и лоб разобьет». Если регулярно переедать самой обычной пищи, рано или поздно разовьется ожирение с последующим неприятным букетом всевозможных болезней. Регулярно лопая тортики, можно схлопотать острую инсулиновую недостаточность — сахарный диабет. И так далее.

Точно то же справедливо и в отношении алкогольных напитков. Церковные установления, например, запрещают их употребление в среду-пятницу, в Великий Пост — кроме субботы и воскресенья — всего получается около трети года. Но значительная часть маловоцерковленного населения чихать хотела на такие ограничения и готова была уйти в многодневный запой по любому поводу.

Вообще, пока изготовление хмельных напитков было сосредоточено в монастырях, они были, по крайней мере, качественными. А вот когда, начиная с Ивана Грозного, государство начало вводить монополию на водочную торговлю, да еще и увеличивая с каждым годом «планы по продажам» для управляющих царевых кабаков — тогда дело на Руси действительно стало плохо. Упиваться откровенной «паленкой» — да еще в столь гигантских объемах — это полная катастрофа.

Красноречивый факт: даже в просвещенном XIX веке замерзших в снегу пьяниц было предписано отпевать и хоронить по обычному чину. Хотя, фактически, речь шла о самоубийстве. Объяснение Синода на этот счет подкупает своей наивной откровенностью — дескать, по сути это действительно самоубийство, но с учетом широкой распространенности этого порока на Руси лучше будем считать это «христианской кончиной».

Одновременно в Церкви расло почитание святых и чудотворных икон — таких, как например, «Неупиваемая чаша», молитвенные обращения к которым нередко помогало родным алкоголиков вернуть своих сыновей, мужей и отцов к нормальной жизни. А непосредственно перед революцией священники организовывали «общества трезвости», процент выздоровления членов которых в связи с их духовной жизнью был гораздо выше, чем при использовании чисто медицинских методик. Подобные общины существуют при некоторых храмах и в настоящее время.

Что ж, история потребления спиртных напитков на Руси красноречиво доказывает — любая сама по себе нейтральная вещь может принести непоправимый вред и телесному, и душевному здоровью, если превращается в страсть. Тот же «идол», которому не обязательно воздвигать статуи — достаточно, чтобы непобедимое желание застилало в душе человека Бога и Его любовь. А радикально избавиться от такой страсти тоже можно лишь с помощью Благодати Божьей, в регулярной жизни в Церкви, постоянном приобщении в ее Таинствам.

Однако гораздо лучше не доводить себя до состояния пагубной зависимости. Умеренность, золотая середина — вот одна из главных добродетелей христианства, и не только в отношении к употреблению алкоголя. И тогда и водка, и день ее рождения будут вызывать лишь добрую улыбку в предвкушении мирной радости за праздничным столом — а не чувство презрения к губительной для здоровья и жизни привычке.

Многие не видят разницы между бытовым пьянством и алкогольной зависимостью, считают их одним и тем же. На самом деле это неправильно. Под первым явлением подразумевается, что человек предпочитает распивать алкогольные напитки только в условиях домашней обстановки.

Большое количество людей считают, что бытовое пьянство является заболеванием, но врачи с этим не согласны. Увлечение спиртным больше похоже на вредную привычку, чем на зависимость. Бытовое пьянство основано на традициях празднования различных торжеств с употреблением крепких напитков в кругу друзей.

Подобное поведение может наблюдаться на протяжении всей жизни человека. При этом увеличение дозы не является обязательным условием употребления спиртного. Однако иногда обычное желание пить может трансформироваться в бытовой алкоголизм. А это уже несколько иной уровень употребления спиртного.

Что такое пьянство


Регулярное употребление алкогольных напитков в значительных количествах считается пьянством. Эта стадия употребления алкоголя еще не является заболеванием и не сопровождается острой физической зависимостью. Ее можно охарактеризовать, как чрезмерное увлечение спиртными напитками, как вредную привычку, и проявление неверной расстановки жизненных приоритетов.

Пьянство, это когда человеку нравится выпивать и он делает это с изрядной частотой, при этом не являясь алкогольно зависимым человеком. Пьянство и алкоголизм это две опасные грани употребления этилового спирта, которые, хоть и находятся на разных уровнях тяжести, но в то же время очень близки друг от друга.

Бытовые пьяницы, любители попить пива по вечерам и завсегдатаи баров имеют очень высокие шансы превратиться в хронических алкоголиков. Этанол — очень коварный наркотик, который медленно затягивает человека в паутину, из которой можно уже и не выбраться. С каждым выпитым бокалом, любой пьющий человек понемногу приближается к стадии алкоголизма.

Помощь родных людей

Не стоит молчать и скрывать проблему от близких. Напротив, стоит привлечь родственников к ее решению. Возможно, кто-то из них уже сталкивался с подобным и может дать ценный совет. Еще один вариант развития событий – разговор с близким и уважаемым человеком заставит пьющего пересмотреть свои приоритеты и направит на путь излечения. Главное во время беседы не переходить на осуждение и нотации, которые не принесут никакой пользы.

Кроме того, именно родные люди первыми придут на помощь, если женщина примет решение в целях собственной безопасности уйти от зависимого мужа.

Признаки и симптомы пьянства

Есть ряд признаков, по которым можно определить пьяницу из общего множества выпивающих людей:

  • Пьянице не нужен повод, чтобы выпить. Где бы он не появлялся, в его руке будет бокал, или бутылка.
  • Для пьяницы никакие мероприятия не могут обходиться без спиртного.
  • Люди, склонные к пьянству склонны выпивать в компаниях, при этом могут отказаться от выпивки в случае крайней необходимости.
  • Человек временами сильно напивается, однако в состоянии контролировать себя и происходящее.
  • После сильных попоек, пьяница некоторое время воздерживается от употребления этанола.

Как избежать перехода к алкоголизму?

Бытовой алкоголизм – довольно опасное явление, зачастую предшествующее хроническому алкоголизму. Чтобы избежать более серьезного заболевания, самый оптимальный вариант – совсем отказаться от спиртного или сократить его количество до минимума.

Заметив у близкого человека первые признаки бытового алкоголизма, целесообразно получить консультацию специалиста и при необходимости начать лечение. Кроме того, можно попытаться отвлечь пьющего от вредной привычки, предложив более здоровую альтернативу. Это может быть спорт, участие в общественной жизни, интересное увлечение.

В каких случаях человека можно считать алкоголиком

Основное отличие алкоголика от других пьющих людей в том, что алкоголик больше не получает особого удовольствия от спиртного, но пьет, потому что у него развилась острая форма физической и психологической зависимости.

Опасная сторона опохмелки

Алкоголик пьет не потому что хочет, а потому, что уже не может не пить. Такие люди регулярно похмеляются (верный признак алкоголизма), потому что чувствуют сильное недомогание в моменты, когда действие этанола ослабевает. Это недомогание и болезненное состояние проходит, если принять еще алкоголя. Привычка похмеляться имеет свойство выливаться в длительные запои, ведущие к полнейшему физическому истощению и психической неадекватности.

Привыкание к яду

Организм приспосабливается к регулярному отравляющему действию спирта, в результате чего естественное чувство отвращения к спирту и рефлекторное отторжение ядовитого для организма этанола постепенно сходит на нет.

Если человек более не испытывает рвотный рефлекс после перепоя, это значит что организм на физиологическом уровне уже привык к этанольной интоксикации.

Регулярность и дозировка

Еще один верный признак алкогольной зависимости — регулярность. Алкоголик пьет каждый день, если это позволяет ситуация, и испытывает дискомфорт и мучения, если не может выпить.

Дома у алкоголика никогда не бывает спиртного (минибара, подарочных и коллекционных бутылок в серванте и тд.), кроме того, которое он пьет в данный момент. А если такой алкоголь появляется, то он выпивается практически сразу из-за лихорадочной “жажды” алкоголика и стремления выпить все, что есть на данный момент.

Если у человека есть минибар, а в нем несколько разных бутылок, открытых и закупоренных, то такой любитель спиртных напитков скорее всего алкоголиком не является.

Требования к алкогольным напиткам

У большинства алкогольно зависимых людей требования к напиткам достаточно невысоки. Они готовы пить практически что угодно, главное, чтобы там был спирт. Если за столом не окажется их любимого напитка, они все равно не откажутся от любой другой альтернативы и будут пить, пока не кончится спиртное. При этом могут спокойно допивать за всеми, кто не допил.

Народные рецепты

От пьянства спасти может только профессиональное лечение под наблюдением врача. Но ослабить симптомы помогут и народные методы:

  • Для снятия похмельный синдром дают выпить кружку пива, а тело растирали льдом. Если у больного нет повышенного давления, стоит выпить кружку рассола из-под квашеной капусты;
  • Пищевая сода поможет очистить организм от интоксикации. Соду растворяют в теплой воде и выпивают залпом. В случае серьезного отравления процедуру повторяют несколько раз. Это вызывает рвоту, что предотвращает всасывание продуктов распада спиртов в организм;
  • В стакан разбить одно сырое яйцо, добавить 1 ч. л. пищевой соды, тщательно перемешать. Затем добавить 1 ст. л. измельченных в порошок листьев махорки и залить 180-200 мл домашнего самогона. Необходимо как следует размешать, после чего выпить залпом на пустой желудок. Через пару минут начинается рвота;
  • 25 г семян укропа залить 200 мл портвейна или любым другим крепким красным вином. В течение 5 минут варить на медленном огне. Выпить;
  • 50 г постельных клопов залить 200 мл вина. Настаивать в течение 8 суток в тепле и темном месте (на печке, за батареей). На стакан вина взять 200 мл настойки. Вместо клопов можно взять горькую цветущую полынь;
  • На стакан воды 10 г верхушек баранца, поставить на слабый огонь примерно на 5 минут, не доводя до кипения. На пустой желудок перед сном выпить 90-120 мл теплого отвара. Через 10 минут выпить водки. Через полчаса начнется рвота. После того как рвота закончилась, нужно снова выпить немного водки. При таком способе лечения рвота продолжается 5-6 раз. На протяжении трех дней человек уже сам не захочет пить;
  • 0,5 л головок чертополоха залить 1,5 л кипятка. Отвар прокипятить, после чего настоять на водяной баня в течение 20 минут. Укутав в одеяло или другое теплоизолирующее средство, банку с отваром стоит спрятать на 3 часа. Трижды в сутки пьянице нужно принимать отвар по полстакана. Подобное лечение занимает два месяца;
  • Корень грыжника мелко нарезать ножом, залить 180 мл кипятка. Поставить на средний огонь, кипятить 5-7 минут. Готовое средство настоять 45 минут. Настой нужно незаметно подливать в алкоголь (1 ст.л. на 100 мл). Такой настой со временем начнет вызывать рвотный рефлекс при попадании алкоголя в желудок;
  • Корень чемерицы измельчить, 1 ст. л. сырья залить половиной стакана кипятка. Настоять 1 час, процедить и долить кипяток, доводя до первоначального объема. Настой необходимо хранить в прохладном месте (в погребе или холодильнике). 15 капель настоя применяют на 0,5 л водки. Настой также можно добавлять в чай, компот и пищу. Если эффекта не наблюдается, можно превысить дозу;
  • Травяной сбор: 4 ч. л. чабреца, 1 ст. л. полыни и 1 ст. л. золототысячника. Перемешать до однородной массы и опустить в кипящую воду на 20 минут. Стоит настаивать данный сбор трав в термосе. Через 2 часа настой отфильтровать. Принимать не менее 4 раз в день по 1 ст. л. до еды.

Пьянство и алкоголизм: сходства и различия в таблице

Далеко не каждый пьющий человек может вовремя осознать, чем отличается алкоголизм от пьянства и не дать себе угодить в этаноловую ловушку.

Основные сходства и различия между разными стадиями употребления для наглядности сведены в таблицу:

Пьяница Алкоголик
Сходства Спиртное занимает важную часть в его жизни
Регулярно употребляет алкоголь в немалых дозах

Не признает наличие проблемы

Различия Способен контролировать тягу к спиртному Не контролирует ситуацию, алкоголь сильнее его
Знает свою дозу и не превышает ее Пьет чрезмерно
Может отказаться от выпивки, если этого требует ситуация Не в силах отказаться
Пьет в компании, или по случаю В собутыльниках или веском поводе, чтобы выпить не нуждается
Наслаждается любимыми напиткам Пьет все подряд

Как помочь бросить пить?

Универсального средства справиться с пьянством не существует. Но женщина может помочь супругу избавиться от пагубного пристрастия, следуя нескольким советам:

  • помочь ему осознать существование зависимости;
  • ни при каких условиях не покупать мужу спиртное;
  • убрать из дома весь алкоголь, не приобретать его даже для праздничных застолий;
  • ограничить доступ в дом приятелей-собутыльников мужа;
  • чаще просить о помощи, а после того, как дело сделано искренне хвалить и благодарить;
  • разнообразить семейный досуг.

Конечно, эти рекомендации не помогут полностью вылечить мужа, особенно если он пьет запоями. Но если он поймет, что болен и проявит желание лечиться, это станет первым и самым важным шагом на пути к выздоровлению. Дальше надо доверить лечение квалифицированным специалистам.

Патологическое влечение

Важный признак, определяющий суть зависимости – влечение к спиртному. Выделяют отдельно первичное влечение (до первой рюмки), в состоянии опьянения (утрата контроля над дозой) и в абстиненции (тяга опохмелиться).Первичное влечение бывает следующих видов:

  1. ситуационное (развивается лишь при ситуациях, связанных с застольем, событийными мероприятиями);
  2. с борьбой мотивов (навязчивое желание выпить сосуществует с сопротивлением ему);
  3. неосознаваемое (возникает спонтанно, может провоцироваться случаем: встреча, неудача или радость);
  4. компульсивное (непреодолимое стремление употребить, сравнимо с чувством жажды);
  5. на фоне изменений психики (неврозы, стрессы, депрессии, патология личности, шизофрения).

Первые три вида легче поддаются коррекции. Два последних отражают тяжесть расстройств (выраженная биологическая основа алкоголизма, запущенная стадия, острота психического заболевания).Влечение в опьянении возникает после определенной дозы спиртного и характеризуется неуправляемой тягой продолжить выпивку.

При этом этическая составляющая ситуации игнорируется. Чем глубже развивается зависимость, тем тяжелее социальные последствия. Стремление достать дозу любым путем нередко приводит к нарушению моральных норм или закона. Период опьянения выпадает из памяти частично или полностью.Влечение к опохмелению всегда сопряжено с тяжестью абстиненции.

Выводы

Подводя итог, можно сказать, что пьянство и алкоголизм очень близки между собой по сути, при этом одно явление вполне предсказуемо перетекает в другое.

Несмотря на огромную популяризацию спиртных напитков и глубокое их внедрение в повседневную жизнь, рекомендуется воздерживаться от алкоголя, насколько это возможно, не превышать умеренные дозировки и выпивать не чаще чем 2-3 раза в месяц.

Добавлено: 15 апреля 2018

Пьянство и алкоголизм являются патологиями, которые существенно отличаются друг от друга. Зная эти различия остановить патологию можно на ранней стадии. Но сложность определения состояний зачастую не позволяет неспециалистам вовремя выявить пагубное пристрастие. По этой причине в большинстве случаев люди упускают момент перехода обычного употребления алкоголя к серьезной зависимости и алкоголизму. Для того чтобы узнать чем отличается пьянство от алкоголизма предлагаем ознакомить с этими понятиями и их признаками.

Лечение

Лечение алкоголизма в домашних условиях невозможно! Лишь наркологические диспансеры способны помочь человеку выжить и выйти из замкнутого круга выпивки.

Лечение проводится на уровне психиатрии. В госпитале больному помогают снять интоксикацию, симптомы алкоголизма и восстановить прежние силы. Проводят курс капельниц с глюкозой. Психиатры помогают преодолеть психологическую зависимость к алкоголю, по желанию больного проводится кодирование.

Кодирование возможно при условии, что алкоголик не пил в течение 15-20 дней. Наличие эпилепсии и другие неврологические заболевания — основные противопоказания к кодированию. При проведении кодировки у больного не должно быть проблем с сердцем и психикой.

Согласие больного на процедуру — главное условие эффективного лечения.

Причины

Основные причины бытового пьянства имеют в своей основе содержание распространенных лозунгов «за . Также бытовое пьянство может быть обусловлено различными жизненными проблемами.

Здесь имеет определенное влияние и стереотип, сформированный рекламой относительного того, что нормальная встреча друзей, родственников и близких не может проходить без распития алкоголя. Тяга к употреблению горячительных напитков может передаваться и по наследственной предрасположенности.

Изменение толерантности

Длительное и частое употребление приводит к адаптации организма к систематической интоксикации. В результате растет переносимость большего количества алкоголя, утрачивается защитный рефлекс рвоты. С началом формирования зависимости разовая и суточная доза продолжают расти, достигая максимума на развернутой стадии.

Алкоголь быстро всасывается, легко проникает в мозг. Его систематическое употребление сначала обратимо угнетает активность нейронов, затем поражение приобретает органический характер, проявляющийся нарушением высших нервных функций. На начальных этапах развития болезни заостряются гротескно черты характера.

  1. психопатоподобное изменение – агрессивность, снижение моральных норм, цинизм, назойливость, снижение поведенческого контроля, неуместная откровенность;
  2. постоянная эйфория – благодушное настроение, беспечность, плоский юмор сочетаются с легко возникающей раздражительностью;
  3. аспонтанность – отсутствие активности, апатичный фон настроения.Критическое осмысление изменений утрачивается. В начале болезни это связано с психологическими защитами и является обратимым при грамотном психотерапевтическом воздействии. В дальнейшем отсутствие способности анализировать проблему сопряжено с глубокими повреждениями коры мозга.

Степени опьянения

Как при бытовом пьянстве, так и при алкоголизме выделяют три степени опьянения:

  1. I степень (лёгкая). Внешние признаки опьянения малозаметны. Наблюдается улучшенное настроение, говорливость, раскованность, непринужденность. Но уже при легкой степени наблюдаются заторможенные реакции. Содержание алкоголя в крови 0,5 – 1,5 ‰;
  2. II степень опьянения (средняя). Наблюдается у человека с выраженной эйфорией, или наоборот – злобностью, депрессией, неадекватным поведением, приступами агрессии, полной расторможенностью, завышенной самооценкой, самовосхвалением. Внешне – красное лицо, нарушение речи и походки, некоординированные движения. От пьяного распространяется сильный запах алкоголя. Концентрация алкоголя от 1,5 до 2,5 ‰. Содержание выше этих цифр указывает на наличие сильного опьянения.
  3. III степень (тяжелая). При этой степени опьянения выпивший не может поддерживать равновесие при ходьбе, речь затруднена и невнятна, наблюдается нарушение ориентации, неузнавание людей, оглушенность. Постепенно у больного развивается наркотический сон, который может перейти в кому и закончиться смертью. Содержание алкоголя в крови – 3-5 ‰. Выше этих значений отравление смертельное.

Печальным можно считать факт, который свидетельствует о том, что 80% молодых людей до 16-18 лет уже приобщались к алкоголю. Растет употребление среди молодежи пива и слабоалкогольных напитков.

На основании каких данных удается понять, что пациент уже не просто пьяница, а алкоголик? Ответ на этот вопрос найдем в клинических проявлениях стадий алкоголизма, о которых мы поговорим в следующей статье.

Важно: диагноз «алкоголизм» может ставить только врач-психиатр-нарколог и никто другой.

Лотин Александр, врач-нарколог

9, всего, сегодня

Пьянство и алкоголизм: причины и классификация этих состояний

Вопросы употребления спиртных напитков рано или поздно касаются практически каждого человека. Почти все знают, что пить вредно. Спирт – яд, который поражает прежде всего мозг, затем – остальные отделы нервной системы, сердце, печень. Большой урон терпит психика.

Но некоторые врачи и специалисты других профессий говорят о том, что в небольших дозах алкоголь безвреден, более того, даже полезен. Магазины изобилуют разнообразием алкоголя. При этом на улицах полно алкоголиков — людей, которые спившись, потеряли все: работу, семью, квартиру, здоровье…. Самое страшное, что среди них встречаются женщины, подростки и даже дети!

Давайте попробуем и мы разобраться, где же «польза», где «вред» алкоголя. Существует ли культура пития или нет, почему одни пьют без зависимости, немного и редко, а другие, попробовав, скатываются за несколько лет в бездонную яму потери здоровья, и подняться с социального дна уже не могут.

Для начала определимся в понятиях пьянства и алкоголизма. Это синонимы или нет?

Оглавление: Что такое пьянство? Почему люди начинают пить Классификация пьянства Что кроется за понятием «алкоголизм»? Классификация алкоголизма Формы пьянства Степени опьянения

Что такое пьянство? Кто такой человек, которого можно назвать пьяницей?

В быту пьяницей считают того, кого постоянно видят «навеселе» и с запахом алкоголя. Если не каждый день, то часто. Как же смотрит на эту проблему наркология?

Обратите внимание: несмотря на то, что обыватели считают пьянством употребление спиртных напитков в значительных количествах, большинство специалистов, работающих в этой области, к пьянству относят любой прием алкоголя. И неважно – выпиваете вы хоть раз в день, хоть раз в год, хоть первый раз в жизни. То есть, принял дозу – значит пьянствовал. Но разве это болезнь? Конечно, нет. Пока нет…..

Почему люди начинают пить

Рекомендуем прочитать: Особенности женского, детского и алкоголизма пожилых Лечение алкоголизма Симптомы и последствия алкоголизма

Первый раз мотив у всех одинаков – подражание. Уж очень хочется попробовать то, что до сих пор было запретно, почувствовать себя на «уровне» остальных. Тем более, окружающие приятели прививают мнение: раз не пробовал – значит неполноценный. Под грузом этих желаний и предложений человек и берет в руки свою «стартовую» рюмку. Тех, кому нравится самая первая доза, единицы. Чаще всего начинающий не чувствует ни вкуса, ни приятных ощущений. Но спустя небольшое время, в теле появляется легкость, в голове ясность, становится непринужденно хорошо, весело. Возникает состояние под названием эйфория. И если после нее не было признаков отравления, то потом тянет повторить…

Вот тут и начинается главное: за желанием приходит привычка, а за привычкой – зависимость: психологическая, а затем более глубокая – физическая.

Действующий компонент любого алкогольного напитка — этанол — впитывается в желудочно-кишечном тракте и затем вступает в контакт с нервными клетками мозга. Таким образом алкогольные напитки оказывают влияние на функции нейрохимических систем мозга. Так, создатель научной школы медико-биологических проблем наркологии И. П. Анохина утверждает , что, как и в случае с зависимостью от никотина, формированию алкогольной зависимости способствует влияние этанола на катехоламиновую, в частности на дофаминовую, медиацию в области локализации систем подкрепления мозга. В мозге формируется «алкогольный центр», импульсы которого начинают владеть человеческими эмоциями, настроением и желаниями. Клетки нервной системы не выдерживают и гибнут под воздействием алкогольного яда, наступают необратимые изменения…

Как же происходит этот процесс? Неужели все обречены на алкогольное «рабство»? Ведь можно же пить «культурно» — употреблять небольшие дозы и редко.

О причинах алкоголизма рассказывает психолог, когнитивный психотерапевт, В.А. Цыганков:

Классификация пьянства

Рассмотрим принятую классификацию этого явления:

  1. I группа. В нее входят непьющие (абстиненты), или практически непьющие. К последним относятся те, кто пьет очень мало, не чаще 2-3 раз в год, и то, под сильным давлением окружающих, не испытывая при этом никаких приятных ощущений от алкоголя и не стремясь «повторить».

Некоторым из этих людей становится плохо даже от малой дозы спиртного, они категорически отрицательно относятся к алкоголю. У отдельных лиц встречается полная непереносимость спиртных напитков, вызванная врожденной недостаточностью фермента – алкогольдегидрогеназы, вызывающего расщепление алкоголя на конечные метаболиты – воду и углекислый газ.

  1. II группа – эпизодическое пьянство. Сюда относятся те, кто может позволить себе выпить раз в два-три месяца небольшое количество спиртного, обычно некрепкое (вино, шампанское). Такой человек сядет за стол трезвый и встанет из-за него таким же.

Всего, чего можно достигнуть при таком употребление алкоголя, – легкой степени опьянения (эйфории). Более глубокие степени этой группе не по душе. Однажды испытав их, эпизодически пьющий всячески старается избегать повтора. Если же появляется желание испытать более «сильную» эйфорию, то можно смело отнести себя к следующей группе.

  1. III группа – ситуационное пьянство. В этом варианте уже пьют чаще. Количество алкоголя нарастает. Также крепчают напитки, все больше пьющие начинают отдавать предпочтение водке, коньяку, текилле, другим высокоградусным спиртоносам.

Появляются средние степени опьянения, ожидание предстоящей алкоголизации вызывает повышенное настроение, растет «устойчивость» к дозе. Если ранее вполне было достаточно 100 мл водки, то теперь «градус комфорта» составляет 300 мл. Возникает иллюзия здоровья (может выпить много и не опьянеть).

Хотя на самом деле речь идет лишь о привыкании к яду. У человека, часто принимающего алкоголь, образуется энергетический излишек, так как спирт очень энергоемок, в результате чего принимаемая пища откладывается в «депо» и человек поправляется. Паралич сосудов лица придает внешний здоровый «розовый» вид пьющему.

Но и это пока не болезнь. Уже не норма, но и не алкоголизм. Просто ситуационное пьянство. Что же происходит дальше? Если человек не одумается, и не скажет сам себе: «хватит», он переходит в следующую группу.

  1. IV группа – злостное пьянство. Доза за одну алкоголизацию растет до значений 500 мл. Эксцессы с таким количеством уже достаточно частые, до 2-3 раз в неделю. Между ними могут быть «светлые» промежутки трезвости, или принятие небольших доз – 100-150 мл, а также употребление более легкого пива, вина.

Следует заметить, что те лица, которые пьют водку, к вину относятся более скептически. У IV группы фаза «эйфории» – приподнятого настроения, говорливости, ощущения полного комфорта и беззаботности (ради которой и стараются достигнуть опьянения) длится уже не 2-3 часа, как у первых групп, а 6-8 часов. Угасает рвотный рефлекс. Глядя на людей, которые относятся к злостной группе, уже никто не ошибается. Речь идет о пьянице.

Возникают семейные и рабочие конфликты, человек становится необязательным, развязным, в его поведении все чаще проскальзывают черты хамства, грубости, плоского юмора. Это все следствие поражения мозга.

Но и это еще не болезнь. В этой стадии пьющий ещё может себя остановить и начать вести полностью трезвую жизнь или отойти назад в 3 или 2 группу. А вот если уже не может, то, скорее всего, речь уже идет о заболевании – алкоголизме.

Статистика потребления алкоголя в мире на душу населения в литрах

Обратите внимание: в чем же разница между пьянством и алкоголизмом? Главное – пьяница может остановиться и «откатиться» на предыдущие стадии, а вот алкоголик уже нет. У него только два пути – пить или не пить совсем, иначе неизбежно развитие и прогрессирование болезни – алкоголизма.

Что кроется за понятием «алкоголизм»?

Что же представляет собой данная патология? Дадим ей определение:

Алкоголизм – биосоциальное, психическое заболевание, протекающее с хроническим отравлением алкоголем, признаками привыкания и патологического пристрастия к спиртному. Со временем наблюдается деградация пьющего и развитие тяжелых сопутствующих болезней.

В медицине применяется термин «хронический алкоголизм», который ввел в практику в XIX веке врач из Швеции Магнус Гусс.

В быту название «алкоголизм» используют в более широком понятии, объединяя его вместе с пьянством.

Классификация алкоголизма

В своем классическом развитии алкоголизм проходит три стадии:

  1. Начальная – длительностью от 1 до 6 лет. Может сокращаться до года или быть всю жизнь, при медленно-прогредиентном течении.
  2. Развернутых клинических проявлений. В этой стадии находится большинство алкоголиков, одна длится наиболее длительный срок, в среднем 10-12 лет.
  3. Конечная – продолжительностью около 5-7 лет.

Более подробную информацию о стадиях алкоголизма вы получите, просмотрев видео-обзор психолога, когнитивного психотерапевта Владимира Цыганкова:

Формы пьянства

Теперь наша задача познакомиться с формами пьянства при алкоголизме. Речь пойдет о способах приема алкоголя, которые могут возникать на всех стадиях болезни.

Специалисты выделяют:

  • Однодневное пьянство с похмельным синдромом. Больной пьет большую дозу алкоголя в течение одного дня. Утром, испытывая абстиненцию, он похмеляется, и затем какой-то промежуток времени не пьет совсем. Эта форма наиболее часто встречается при 1 стадии алкоголизма.
  • Непостоянное пьянство с похмельным синдромом. Алкоголик употребляет спиртные напитки несколько дней подряд, при этом тяжелая степень опьянения не достигается. Но утром требуется «опохмелиться». Работоспособность сохраняется. Такой вариант алкоголизации также присущ 1 стадии.
  • Постоянное пьянство. При этой форме страдающий зависимостью человек пьет ежедневно на протяжении длительного срока. Обязательно присутствует похмелье. Устойчивость к алкоголю неуклонно растет. Этот вид злоупотребления может встречаться на всех стадиях алкоголизма.
  • Запойное пьянство. Одна из самых тяжелых форм алкоголизации. Запой начинается на фоне периода трезвости. Больной полностью отстраняется от жизни и круглые сутки пьет. Пьет днем и ночью, практически не употребляя пищу. Обычно он находится дома и на улицу выходит только за очередной дозой. Запой может продолжаться как несколько дней, так и недель, пока не наступит период полного изнеможения, вновь появится рвотный рефлекс на алкоголь. Выход из запоя очень тяжелый, именно в этом момент возникают самые тяжелые осложнения алкоголизма – психозы. Затем наступает период трезвости, который может длиться несколько дней, чаще недель и даже месяцев.

Обратите внимание: не следует путать истинные запои и псевдозапои, более легкие случаи, при которых алкоголики пьют, пока у них есть средства, потом живут трезво. Этот вариант нередко встречается у рабочих заводов, которые получали возможность употреблять спиртное дважды в месяц – во время получки и аванса.

  • Перемежающееся пьянство – самый тяжелый вид употребления алкоголя, характерный для злокачественного течения заболевания. При этой форме алкоголизма на постоянное пьянство наслаиваются запои.

Отношение к алкоголю в религиях мира

Алкоголь – одно из ключевых открытий человечества: состояние измененного сознания, достигаемое с помощью алкогольного опьянения, в разных народах в свое время воспринималось как акт божественного откровения, способ общения с «тонким» миром, путь познания скрытого. Именно под воздействием спиртного нередко создаются произведения искусства, решаются научные парадоксы и находятся ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.

Религиозные доктрины мира не могли не включить в свою концепцию такой значимый фактор человеческого психоэмоционального состояния, тем более что даже сегодня, в век научного знания и материализма, нет единого мнения, что же именно собой представляет состояние измененного сознания, и нет ли в нем сакральной (священной) подоплеки.

Алкоголь в христианстве

Эта религия относится к алкоголю положительно и даже с некоторым уважением: красное вино, в частности, считается Кровью Христовой и входит в таинство Причастия. Немало упоминаний перебродившего виноградного сока встречается и в Новом Завете: достаточно вспомнить известный сюжет о превращении воды в вино на свадьбе. В Ветхом Завете, в Песни Песней, влюбленный юноша (сам царь Соломон) сравнивается с виноградарем, и его возлюбленная Суламифь – сестра владельцев виноградника.

Вино – кровь Христова, хлеб – его плоть

Не попадают под запрет и другие напитки. Например, жена известного немецкого богослова, реформатора и переводчика Библии Мартина Лютера была пивоваром, а семейство Гиннес создало свой знаменитый сорт пива в честь поклонения Иисусу Христу.

С другой стороны, в христианстве порицается чрезмерное опьянение, когда человек не может контролировать себя и теряет достойный облик (сюжет о дочерях Лота, сюжет о сыновьях Ноя – Хаме, Симе и Иафете). Не находят сочувствия и запойные пьяницы, так как Священное Писание учит своих последователей всегда быть хозяевами своего тела, чтобы не совершить случайно предосудительный поступок и не нанести вред другим людям.

При желании в Библии можно найти цитаты как за, так и против алкоголя, одно можно сказать совершенно точно: спиртные напитки в христианстве не запрещены, а в определенных ритуальных ситуациях даже прямо показаны к употреблению.

Алкоголь в исламе

В этой религии алкоголь полностью запрещен – по легенде именно табу на спиртное в свое время стало причиной, почему князь Владимир решил крестить Русь, а не обратить ее в мусульманство. Коран считает: что запрещено в большом количестве, не разрешено и в малом, поэтому христианский подход, прославляющий умеренность, здесь неприменим: спиртное считается корнем зла и греха, нечистым и скверным порождением Иблиса – джинна, сбивающего верующих с истинного пути.

По одной из версий из-за запрета алкоголя в исламе князь Владимир принял христианство

Разумеется, этот запрет распространяется и на другие дурманящие вещества, однако доподлинно известно, что некоторые мусульмане все-таки не отказывают себе в простых радостях: например, большим любителем вина был великий иранский поэт и ученый Омар Хайям, многие современным исламские исследователи также находят в Коране подтверждения тому, что алкоголь не так страшен, как принято считать. Например, Аллах сказал, что «первая капля вина губит человека» – получается, если ее стряхнуть, то оставшийся в стакане напиток совершенно безвреден! Достаточно лояльное отношение к алкоголю в демократичной и светской Турции, в то время как в ОАЭ или Саудовской Аравии за появление на улице в нетрезвом виде можно угодить в тюрьму.

Официальная позиция ислама остается такой же, как и тысячу лет назад: алкоголь строжайше запрещен.

Буддизм и алкоголь

Концепция жесткого запрета чего-либо плохо соотносится с самой философской и гуманной из всех мировых религий, однако в буддизме отношение к алкоголю скорее негативное, чем позитивное. Например, «Восьмеричный путь» включает в себя следование канонам правильного поведения, которое подразумевает отказ от пьянства. Значит ли это, что буддисту нельзя даже пригубить полбокальчика легкого вина? Нет, только если монаху – ведь замутненное сознание отдаляется от просветления.

К мирянам же в буддизме требования минимальны, и бытовые «прегрешения» им прощаются. Состояние постоянной осознанности – обязанность того, кто идет по пути духовного совершенствования, а алкоголь, равно как и наркотики, затуманивает разум.

Буддизм неоднороден: в нем есть и Махаяна, и Хинаяна, и Тантризм, и Дзен, и другие направления, каждое из которых по-своему относится к алкоголю. В сухом остатке можно сказать следующее: буддизм не считает вино скверной и богомерзким напитком, но и не поощряет его употребление, особенно сверх меры.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх