Помост

Вопросы веры

Все смертные грехи

Статистика показывает, что зимой человек чаще всего впадает в уныние, апатию и депрессию. Теряет радость в жизни, думает о плохом. Как избавиться от уныния и легко перейти от зимы к весне?

Известно, что всему свое время. Так есть время очищаться, а есть время наполняться. Осень и зима — это время очищения. А весна и лето — время наполнения.

Именно поэтому зимой зачастую тоскливо и хочется солнца, а весной и летом нам так легко и радостно жить.

Зима — это период, когда властвует богиня Мара, которая посылает нам множество душевных испытаний, духовных и физических. Достойно пройдя все испытания зимней богини, человек очищается.

Предлагаем тебе в помощь книгу — подсказку👇🏻

Очищаться и обновляться — это как снять старую кожу. Помните, в сказках об этом говорилось? Сначала надо пройти через определенные препятствия, действия необходимые совершить, а потом уж будешь счастливым.

И Иван-Царевич свои испытания проходил, чтоб любимую свою найти, и Царевна-Лягушка пекла, шила да плясала, чтоб счастье свое женское обрести.

Поэтому, если человек вовремя с осени не начал очищение, тогда зимой “болезнь”, то есть хандра его уж точно с головой накроет.

Если человек хорошо поработал душевно, все западки да обиды отпустил, задачи и цели свои на будущий год простроил, тогда в его жизни наступает весеннее обновление и радость пребывает в его душе.

Кто виноват, или что делать?

Хорошо тем, скажете вы, дорогие читатели, кто знает законы природы, да еще и по этим законам живет. Мол, зимой очищаться…

А если уж прихватило? Если стрекоза все лето красное пропела, а тут уж и зима пришла? Если уж напала такая тоска неземная, что и делать ничего не хочется, и свет добрый не мил, дела не в радость, и желания напрочь куда-то все разом исчезли! Что делать в таком случае?

Ответ прост на самом деле. Можно, конечно, закрыться в четырех стенах, рыдать как Царевна-Несмеяна, бездействовать, жалеть себя, и медленно, но уверенно, я бы сказала, улиточными шагами двигаться к завершению столь не радостной и несчастной жизни.

А потом переродиться и… эгегей! Наша песня хороша, начинай сначала!

И, как вы, дорогие читатели, уже поняли, снова весело шагать тот же жизненный путь с непройденными, а зачастую и усугубленными задачами из прошлой жизни, и все это весело, ну или снова невесело, распутывать.

И есть другой вариант. Просто понять, что никуда от своих жизненных программ не деться. Решать задачи свои все равно придется. Не в этой жизни, так в следующих. Поэтому лучше все быстренько разрулить, говоря молодежным языком, перестать хандрить и продолжать жить в добром здравии и отличном расположении духа.

Шутки шутками. Но на самом деле, когда у человека наступает уныние, когда постоянно хочется плакать и душа разрывается от боли и страданий, когда все нутро кричит “я так больше не могу”, у человека, действительно, остается очень мало сил, чтоб самостоятельно справиться.

В такие моменты важно и жизненно необходимо рассказать своим родным и близким о том, ЧТО вы чувствуете, О ЧЕМ думаете. И просить их о помощи.

Если же вы все же видите впереди себя маленькую, хоть даже совершенно малюсенькую соломинку, за которую можете ухватиться и исцелиться от уныния и депрессии, тогда соберите всю волю в кулак и… решительно хватайтесь!

Как избавиться от уныния. 11 способов пробуждения

Прежде чем перечислить список спасительных “соломинок” для избавления от уныния, хочу сказать следующее.

Все действия, которые далее будут рекомендованы, можно использовать выборочно или поочередно.

Однако, более эффективно будет к одному совершенному действию постепенно добавлять следующее, и затем следующее. Пока вы самостоятельно не начнете придумывать для себя СВОИ способы избавления от уныния.

Интересное: Как принять себя и полюбить. Узнай, что мешает принятию

Также будет важным отметить, депрессия, апатия, уныние, тоска, нежелание что-либо делать, нежелание жить — все это признаки духовной болезни.

Это верный знак того, что у вас не простроены жизненные цели, вы не знаете куда двигаться дальше. Жизнь “как в тумане”. Или же вы живете не свою жизнь, не свои цели достигаете, а навязанные вам, не свои желания хотите.

Ну а поскольку человек — это дух, душа и тело, то и работу необходимо проводить на этих трех уровнях.

Телесная помощь

1. Ограничьте общение с людьми, тянущими из вас силы

Находясь в унынии, человек, как правило, сам не обладает достаточным количеством жизненных сил. Если же вас окружают люди, которые тянут из вас жизненные силы, энергию, вампирят, тогда вернуться к радостной жизни будет еще сложнее.

По теме: Упадок сил. Куда уходят силы и энергия.

Старайтесь общаться только с приятными вам людьми. Разговаривайте только с людьми, позитивно настроенными, оптимистами и теми, кто по-настоящему вас любит и желает вам добра.

Не распыляйтесь, даже если этика подразумевает быть тактичными и поддерживать разговор. Вежливо просите прощения и смело прерывайте бесполезный для вас диалог, отказывайтесь от опустошающих вас встреч.

2. Пейте живую воду

Помните, как в сказке? Есть вода мертвая, которая снимает плохое, а есть вода живая, которая наполняет.

Именно живая вода показана при удручающем душевном состоянии. Да и вообще при плохом самочувствии.

Воду нужно пить очищенную, не водопроводную. Можно талую воду делать, можно настаивать с помощью камней, угля, серебра, можно при свете солнца дать настояться и договориться с водой, что она на исцеление будет работать и на наполнение жизненной силой.

Вода — отличный проводник. Какую информацию вы в нее вложите, тем и наполнитесь при ее употреблении.

3. Сходите на массаж или ладки

При депрессивном состоянии, нашему телу хочется больше ласки и заботы. Помните, как в детстве? Упал, коленку ушиб — и сразу к маме. Мама приласкает, приголубит, тут, гляди и все прошло уже, не болит коленка.

Детство прошло, а рефлекс остался. Больно? Ищите того, кто по головке бережно и заботливо погладит. И еще и сами себя уважьте таким же образом.

Сходите на массаж или на ладки! Там мастер вас чудесным образом погладит, помнёт всяческим образом, а может и побьет, любя. Тело получит свою долю тактильных ощущений и душа успокоится, умиротворится.

4. Идите в баню

Более “экстремальный” способ вытрясти из себя “Царевну-Несмеяну” — это сходить в баню. Замечательно помогает парение до седьмого пота.

Попросите близкого побить вас веником с вставленными в него бесогонными травами, такими как полынь, зверобой. Можно использовать туевый или можжевеловый веничек. И запах отличный, и покалывания в теле от иголочек кровь разгоняют, да тоску.

Натритесь солью, измажьтесь медом, ублажите себя ароматными маслами. И будет вам счастье.

5. Займитесь спортом


Даже если у вас совсем нет сил, буквально заставьте себя сделать какое-либо упражнение. Присядьте хоть по 5 раз, сделайте по 7 наклонов, постойте в планке 20 секунд, качните пресс хоть 3 раза. Это утрированный минимум. Надеюсь, вы знаете свою норму.

Отличным будет работа в спортивной группе. Известно, что в зале отдача спорту гораздо больше, чем дома. Там есть четкое время занятия, да и мозг понимает, что в зал ходят не для того, чтоб посидеть на лавке, а чтоб заниматься.

Если же вы привыкли работать дома, знаете определенные гимнастики, делайте их, хоть через “немогу”.

Привыкли бегать — бегайте, не можете бегать — ходите, не можете идти — ползите, ползти сил нет — лягте и лежите в нужном к радости направлении. Шучу, шучу… В общем, вы поняли.

Душевная помощь

1. Просите помощи и молитесь

Каждый человек верит в то, что у него есть кто-то “духовный”, кто помогает ему по жизни. Ангел-хранитель, боги или богини, святые, тотемные животные, предок-покровитель или сам Создатель. Даже атеист, если не верит в Бога, то существование Кого он отрицает?

В трудную минуту именно наши незримые помощники приходят к нам на помощь.

Попадая в трудную ситуацию, чувствуя, что сил справиться самостоятельно недостаточно, человек чаще всего просит о помощи своего помощника. И это дает душевный покой.

Читайте молитвы, которые вам по душе. Обращайтесь к своему святому. Говорите с Богом, как с Отцом вашим. Просите помощи и подсказок.

Наши просьбы никогда не остаются без ответа. Помощь приходит, силы возрастают, каким-либо чудесным образом грусть-тоска отступает.

Ваши обращения непременно будут услышаны.

2. Читайте интересные художественные книги

Чужие истории всегда увлекают. А если это еще и хорошо написанная художественная книга — тогда это просто пилюля от стресса и уныния.

Книги по самоанализу наподобие трудов Зигмунда Фрейда в данный период не очень подойдут. (Заметьте, лично против этого господина я ничего не имею). Хватает вам и своих тараканов, есть собственные западки, которые надо анализировать и отпускать.

А вот, например, истории успеха великих людей очень даже могут вдохновить.

То же можно сказать и о хороших добрых фильмах и музыкальных композициях.

Уверена, вам попадется именно та книга или тот фильм, который будет жизненно-важным на пути к вашему спасению от тоски. Главное помнить: фильтруйте информацию. Берегите вашу и так грустную душеньку.

3. Очищайтесь от обид и страхов

Чаще всего, находясь в унынии, человек начинает себя жалеть и плакать, мол “он/она меня не любит”, “ах я бедный несчастный”, “никому я не нужна”, “жизнь-боль” ну и так далее. Всплывают множество обид и претензий на близких и родных людей, а также и на себя.

В нашей школе очень популярны методы кресения. На многих курсах мы даем эти техники для проработки обид и страхов, претензий и негативных воспоминаний.

Вы можете выписывать негативные чувства на бумагу и потом сжигать все написанное, выговаривать боль и обиды на бегущую воду, например, открыв кран, а еще лучше в унитаз, после этого спустив воду, или на огонь, оставляя затем свечу догореть до конца.

Работайте с прощением через “Молитву преображения” В. Синельникова, слушайте мантры Deva Premal, медитируйте. В общем, делайте все, чтобы только простить себя и близких. Трудитесь над этим.

Духовная помощь

1. Изучайте себя заново

В состоянии апатии человек теряет желания, ничего не хочет, ничего его не радует. Привычные вещи становятся “приторными”, а фантазия на новые желания наглым образом спит.

Что ж. Самое время начать создавать желания заново.

Помните фильм “Сбежавшая невеста”? Там есть один момент, когда Джулия Робертс приготовила себе яйца в разном виде, чтоб решить, как нравиться их есть именно ей.

А до этого, каждый раз выходя замуж, данная невеста решала, что любит глазунью или яйцо всмятку (или еще как-то там, неважно), потому что так любит есть яйца ее муж. Она просто брала желание мужчины и “надевала” его на себя, тем самым, не изучив “а как нравиться есть яйца именно мне”. В итоге кризис…

Так вот, о чем это я… Если у вас пропали все желания, вы не знаете, что вам нравиться, что доставляет радость, тогда просто берите и все заново пробуйте и изучайте, ЧТО нравится именно вам.

Люблю ли я рисовать?
Не знаю. Пойду порисую…
О, да. Пожалуй, это меня радует!

И так со всеми делами. Изучайте, будто вы заново родились, что же вам будет интересно, станьте маленьким ребенком, который везде хочет засунуть пальчики и все попробовать на вкус.

Главная задача — “обхитрить” мозг и заставить его хотеть. И не просто хотеть, а хотеть пробовать еще и еще. И хотеть жить!

2. Найдите свои цели

Также отсутствие желаний подразумевает, что у вас нет и своих планов на будущее и целей. Поэтому берите кипу чистых листов или новую тетрадку и садитесь писать, отвечая на вопрос “чего я хочу достигнуть”, “каковы мои цели на полгода/ будущий год/ пять лет”, “каковы мои цели на жизнь”.

Можете все это составить в виде списка. Так даже лучше будет. Потом просто проставите цифры в порядке важности целей и таким образом сможете выбрать приоритетную или даже, если хорошенько потрудитесь, цель жизни.

Ну и исходя из найденных вами у вас же целей, уже прострайваете планы. На месяц, полгода/ год, пять лет, жизнь.

Удачи.

3. Найдите смысл жить

Если вы хорошенечко потрудились над пунктом один и два, тогда самое время поискать и смысл вашей жизни.

Это тот самый случай, когда все хотят следовать своему предназначению, ищут его всякими способами.

Также, как у каждого предмета есть задача, предназначение, смысл, человеку Бог приурочил предназначение. И у каждого оно своё.

Дух — это связующее нас с Богом звено. Это ось, которая помогает нам помнить, для чего мы рождены, какую глобальную задачу должны осуществить. Зная и понимая свое предназначение, человек понимает смысл жизни. И наоборот, зная для чего он живёт, можно понять своё предназначение.

Для размышления: Почему с возрастом теряется интерес к жизни и как его вернуть. Узнай!

Выделите себе время для того, чтобы поразмышлять: каков мой смысл жизни, для чего я живу, в чем, по-моему, мнению мое предназначение.

Если хотите, можете воспользоваться помощью родных, поспрашивайте их о ваших талантах и умениях. В них и будет крыться отгадка, для чего вы родились и какими инструментами для осуществления вашего предназначения обладаете.

Ищите причины, ради чего вы живете. Ищите и обрящите.

Да пребудет с вами сила в этом занятии. И вообще.

Подытожим

Итак, дорогие читатели.

Как вы видите, существует достаточно способов избавиться от уныния. По правде сказать, самое трудно в этой работе — это заставить себя преодолеть «немощность» и бессилие и что-либо сделать. Но всё возможно.

Самое важное, если вы почувствовали, что впадаете в уныние, не стоит поддаваться этому чувству. Гоните его прочь, пока не поздно.

Выбраться из глубокого рва сложнее, чем выйти из маленькой ямки или, шагая и зацепившись за кочку, удержаться на ходу.

Придумывайте свои способы избавления от уныния, апатии и депрессии. Кстати, можно присваивать себе награды за проделанную работу, призы выдавать. Об этом уж договаривайтесь с вашей фантазией.

Помните, если в вас есть хоть один луч надежды, что все будет хорошо, если вы обладаете хоть каплей желания улыбаться и снова чувствовать счастье в груди, если ваша душа хоть на секундочку рада свету дня или доброму слову — значит не все еще потеряно!

Крепче и уверенней цепляйтесь за ту соломинку, которую вам подсовывает жизнь. Хватайтесь и держитесь.

Глядишь, соломинка чудесным образом превратится в прочную палочку, палочка затем в крепкий шест, а потом вы и вовсе выберетесь из болота на берег и радостно побежите по просторам жизни.

Тогда наступит долгожданное весеннее обновление!

Каждый день уверенными шагами идите к своей радости, преодолевайте грусть-тоску, совершайте самые невероятные для вас действия — главное, чтоб вы снова почувствовали себя счастливым человеком, который хочет жить творить и радоваться жизни!

С любовью к вам, дорогие читатели!

Отчаяние — советы святых отцов против отчаяния

Отчаяние — это лишение надежды. В отличие от светского понимания отчаяния, которое объясняется, как отрицательная эмоция, связанная с ощущением невозможности удовлетворить какую-либо потребность или как состояние крайней безнадежности вследствие горя, неприятности, в христианстве отчаяние связано, прежде всего, с чувством богооставленности. Это состояние напрямую связано с унынием и представляет одну из крайних форм овладения уныния человеком, когда христианин лишается надежды на помощь Бога в его жизни.

Состояние человека, имеющего некий, пусть и минимальный, религиозный опыт, но не практикующего религию, является отчаянием. Иногда отчаявшийся не сразу осознает свое состояние и лишь спустя некоторое время, совсем удалившись от Бога и разочаровавшись в жизни, может впасть в состояние отчаяния в нерелигиозном значении этого слова.

Впрочем, он может этого избежать, бесконечно находя развлечения для отпавшей от Бога души. Верующий человек, впавший в отчаяние, не должен замыкаться в самом себе, но все усилия своей воли направить на молитву и покаяние, совершенно изгоняющие отчаяние и наполняющие душу упованием на скорую помощь Божию.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ОБ ОТЧАЯНИИ:

Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию. Но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое Промышление о нас Господа. Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути к Небу, это спасение погибающих душ. Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысел отчаяния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не захотят противиться ему. Кто мог избежать этих уз, тот и силу свою хранит, и до последнего воздыхания не перестает сражаться с ним, и хотя бы испытал множество падений, опять восстает и сокрушает врага. Кто же связан помыслами отчаяния и этим обессилил себя, тот не в состоянии победить врага.
Если же Бог сотворил нас только по любви, чтобы мы наслаждались вечными благами, и к этому устраивает и направляет все от первого дня до настоящего времени, то что побуждает нас предаваться сомнению и отчаиваться? Отчаяние гибельно не только потому, что затворяет для нас врата Небесного Града и приводит к великой беспечности и нерадению… но и потому, что ввергает в сатанинское безумие… Душа, однажды отчаявшись в своем спасении, уже не чувствует потом, как она стремится в пропасть. Никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла.

СВТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ

Согрешить – дело человеческое, отчаяться же – сатанинское и губительное; и сам диавол отчаянием низвергнут в погибель, ибо не захотел покаяться.

ПРП. НИЛ СИНАЙСКИЙ

Нет ничего равного милости Божией, нет ничего больше ее. Поэтому отчаявшийся сам себя губит.

ПРЕП. ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

Во время вольного страдания Господня двое отпали от Господа – Иуда и Петр: один продал, а другой троекратно отвергся. У обоих был равный грех, оба тяжко согрешили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же не оба спаслись и не оба погибли? Кто-либо скажет, что Петр спасся, покаявшись. Но святое Евангелие говорит, что и Иуда покаялся: «…раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27:3-4); однако его покаяние не принято, а Петрово принято; Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна эта пропасть! Без сомнения нужно ее наполнить надеждой на милость Божию.

СВТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

Помыслы смутные и влекущие в отчаяние приходят от диавола, который хочет нас ввергнуть в полное отчаяние, погубить, поскольку отчаяние – тонкий грех. Кто отчаивается в своем спасении, тот думает, что Бог – немилостивый и неистинный, а это есть страшная хула на Бога. К этому тяжкому греху сатана хочет нас привести через помыслы смущения и отчаяния. И этому его лютому искушению мы должны противиться, и утверждаться в надежде на милосердие Божие, и от Него ожидать нашего спасения.

СВТ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

Самый тяжкий грех – «отчаяние». Этот грех уничижает всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение Им дарованное, – показывает, что в душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Более, нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоноснаго яда, как от лютаго зверя, от отчаяния. Повторяю: отчаяние – злейший грех между всеми грехами. Созревшее отчаяние обыкновенно выражается самоубийством или действиями тождественными самоубийству. Самоубийство – тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения.

СВТ. ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ)

Бесовское дело и коварство – внушать нам отчаяние после того, как они вовлекут нас в грех, чтобы отчаянием погубить нас окончательно.

АВВА СТРАТИГИЙ

В поучениях Серафима Саровского есть такие слова —

Отчаяние, по учению святого Иоанна Лествичника, рождается или от сознания «множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа по причине множества сих язв погружается и от тяжести их утопает в глубине безнадежия», или «от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслуживают сего падения». Первого рода отчаяние влечет человека во все пороки без разбора, а при отчаянии второго рода человек держится еще своего подвига, что, по словам Иоанна Лествичника, и несовместно разуму. Первое врачуется воздержанием и благой надеждой, а второе – смирением и неосуждением ближнего (Прп. Иоанн Лествичник. «Лествица», ст. 26, отд. 89).

Господь печется о нашем спасении. Но человекоубийца диавол старается привести человека в отчаяние.

Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастьях, какие бы они ни были. Жизнь наша есть как бы дом искушений и пыток; но мы не отступим от Господа, доколе не повелит Он пытающим оставить нас и пока мы не будем оживлены терпением и твердым бесстрастием.

Иуда-предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться, но Петр – твердый камень, когда впал в грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем.

«Итак, братие, – учит преподобный Антиох, – когда отчаяние будет нападать на нас, не покоримся ему, но, укрепляясь и ограждаясь светом веры, с великим мужеством скажем лукавому духу: «Что нам и тебе, отчужденный от Бога беглец с небес и раб лукавый? Ты не смеешь сделать нам ничего. Христос, Сын Божий, власть имеет и над нами, и над всеми. Ему согрешили мы, Ему и оправдаемся. А ты, пагубный, удались от нас. Укрепляемые Честным Его Крестом, мы попираем твою змииную главу» (Прп. Антиох. Слово 27).

И с умилением будем молиться ко Господу:

«Владыко Господи небесе и земли, Царю веков! Благоволи отверзти мне дверь покаяния, ибо я в болезни сердца молю Тебя, истинного Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа, света миру. Призри многим Твоим благоутробием и приими моление мое; не отврати его, но прости мне, впавшему во многие прегрешения. Приклони ухо Твое к молению моему, и прости мне все злое, которое соделал я, побежденный моим произволением. Ибо ищу покоя, и не обретаю, потому что совесть моя не прощает меня. Жду мира, и нет во мне мира по причине глубокаго множества беззаконий моих. Услыши, Господи, сердце вопиющее к Тебе, не посмотри на мои злые дела, но призри на болезнь души моей и поспеши уврачевать меня, жестоко уязвленного . Дай мне время покаяния ради благодати человеколюбия Твоего, и избавь меня от бесчестных дел, и не возмерь мне по правде Твоей и не воздай мне достойное по делам моим, чтобы мне не погибнуть совершенно. Услыши, Господи, меня, в отчаянии находящегося. Ибо я, лишенный всякой готовности и всякой мысли ко исправлению себя, припадаю к щедротам Твоим; помилуй меня, поверженного на землю и осужденного за грехи мои. Воззови меня, Владыко, плененного и содержимого моими злыми деяниями и как бы цепями связанного. Ибо Ты един ведаешь разрешать узников, врачевать раны, никому не известные, которые знаешь только Ты, ведающий сокровенное. И потому во всех моих злых болезнях призываю только Тебя – врача всех страждущих, дверь рыдающих вне), путь заблудившихся, свет омраченных, искупителя заключенных, всегда сокращающего десницу Свою и удерживающего гнев Свой, уготованный на грешников, но ради великого человеколюбия, дающего время покаянию. Воссияй мне свет лица Твоего, Владыко, тяжко падшему, скорый в милости и медленный в наказании. И Твоим благоутробием простри мне руку и восставь меня из рва беззаконий моих. Ибо Ты Един Бог наш, не веселящийся (о) погибели грешников и не отвращающий лица Своего от молящегося к Тебе со слезами. Услыши, Господи, глас раба Твоего, вопиющего к Тебе, и яви свет Твой на мне, лишенном света, и даруй мне благодать, чтобы я, не имеющий никакой надежды, всегда надеялся на помощь и силу Твою. Обрати, Господи, плач мой в радость мне, расторгни вретище и препояшь меня веселием (Пс.29:12). И благоволи, да успокоюсь от вечерних дел моих, и да получу успокоение утреннее, как избранные Твои, Господи, от которых «отбежали болезнь, печаль и воздыхание»3), и да отверзется мне дверь Царствия Твоего, дабы, вошедше с наслаждающимися светом лица Твоего, Господи, получить мне жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь».

Жадность — мистер Крабс. Алчный начальник СпанчБоба олицетворяет собой чёрную сторону капиталистической системы. Мистер Крабс только и думает, что о наживе, экономит на всём и даже поёт песню о том, как он любит деньги, в одном из эпизодов.
Зависть — Планктон. Свой незначительный размер Планктон с лихвой компенсирует огромным завистливым эго, не дающим ему ни минуты покоя. Всю свою жизнь он проводит, строя планы, как завладеть секретным рецептом крабсбургеров, который олицетворяет для него всё, чего он «несправедливо лишён».
Лень — Патрик. Патрик настолько ленив, что живёт под камнем, не работает и почти всё время ест, спит или развлекается играми. В эпизоде «Большой розовый неудачник» Патрик получает награду «За большее ничегонеделанье, чем кто-либо другой».
Гордыня — Сэнди. Одного взгляда на подводную белку достаточно, чтобы понять, что более горделивого существа не найти. Она гордится своим техасским происхождением, гордится тем, что может жить под водой, и постоянно занята тем, чтобы стать ещё большим совершенством, чем есть. Хотя, безусловно, она довольно мила.
Гнев — Сквидвард. Эта аналогия не нуждается в пояснениях: Сквидвард не злится на СпанчБоба, Патрика, свою работу и свою жизнь только тогда, когда спит.
Обжорство — Гэри. Домашний зверёк СпанчБоба в основном спит и мяукает, а мяукает он обычно от голода. Однажды, когда СпанчБоб не успел его покормить, Гэри отъел полдивана. В другом эпизоде ему удалось найти годовой запас пищи для улиток, и он тут же всё съел, став патологически жирным.
Похоть — СпанчБоб. Эта аналогия, пожалуй, наименее очевидна, так как мы привыкли воспринимать слово «похоть» только в сексуальном смысле. Однако есть определение «похоти» как просто «страстное желание чего-либо». В таком ракурсе наш жёлтый абсорбирующий друг — весьма похотлив! СпанчБоб одержим жаждой жизни и впечатлений, он страстно желает всем нравиться и нередко идёт на всё ради этой цели.

Комментарии 0

Петр Лебединский

Понятие греха — отправная точка в теологии для понимания сути добра и зла, для поиска истины и отделения ее от лжи.

Смертный грех есть тот, который обрывает благодатную связь с Господом. Без нее человек теряет ощущение гармонии, перестает следовать нравственным правилам, отказывается от духовного развития в угоду материальному.

Не всякий знает, какие помыслы и поступки стоит пресекать, чтобы не отвернуться от Бога, и что делать, если все-таки с праведной дороги уже сошел.

🐍 7 смертных грехов в православии

В 590 году Григорий Великий — Папа Римский — создал список семи смертных грехов:

  • гордыня;
  • зависть;
  • чревоугодие;
  • блуд;
  • гнев;
  • алчность (сребролюбие);
  • уныние.

Смертные грехи деформируют поведение, характер и образ жизни человека. Каждый может увидеть их, если честно и отстраненно посмотрит внутрь себя, проанализирует взаимоотношения с другими людьми и свои реакции на происходящее вокруг.

1️⃣ Гордыня

Гордец — это тот, кто отвергает помощь Бога, достижения свои считает только собственной заслугой, а виноватых в неудачах ищет на стороне. Добропорядочные качества в характере его со временем заменяет надменность, лицемерие, чванство.

Он жаждет похвалы, признания своей исключительности, болезненно воспринимает критику. Став раздражительным и гневливым, такой человек постепенно теряет близкие отношения даже с родными и друзьями. Душа гордеца погружается во тьму и уже не способна отличить хорошее от плохого.

2️⃣ Зависть

Завистник раздражается от успехов ближнего и рукоплещет его неудачам. Он мечтает увидеть богатого бедняком, здорового — больным, счастливого — несчастным. Эта страсть делает из человека сперва мелкого пакостника, затем преступника, который не гнушается противозаконными методами, лишь бы насолить объекту неприязни.

В крайнем проявлении зависть превращает во врагов всех вокруг, и тогда даже доброе дело в свой адрес человек воспринимает в штыки. Это чувство — антипод любви. Ещё преподобный Исаак Сирин предупреждал, что обретающий зависть обретает дьявола.

3️⃣ Чревоугодие

Чревоугодник получает удовольствие от пресыщения пищей, тяготеет к лакомым блюдам, ест не в определенное время, а когда требует желудок. Бытовые обжоры и разборчивые гурманы в равной степени подвержены этому греху, потому что становятся рабами своего пищевого поведения.

Они не едят, чтобы поддерживать жизненные силы, они едят ради наслаждения, не задумываясь над вредом, который наносит организму избыток пищи. Опасность чревоугодия в том, что в какой-то момент человек начинает уподобляться скоту. Он все реже задействует разум, все чаще дает волю низменным потребностям, в частности похоти.

4️⃣ Блуд

Блудная страсть проявляется в беспорядочных добрачных связях, сексуальных извращениях, супружеских изменах. Хотя грех относится к телесным, начало свое он берет в распущенности ума и фантазий.

Поэтому к любодеянию и прелюбодеянию относят также интерес к порнографии, эротике, похабным анекдотам — всему тому, что рождает в человеческом воображении картинки на сексуальную тему.

Связи, лишенные нравственной чистоты и супружеского единения плотью, множат разочарование и травмирующие воспоминания, препятствуют духовной работе над собой.

5️⃣ Гнев

Сначала гнев привносит в человеческую жизнь беспокойство и смятение, потом наполняет ее агрессией, часто немотивированной: ссоры, оскорбления, унижения, ругань, драки. Гневливец привыкает врать, изворачиваться, теряет ясность мысли, принимает необдуманные, импульсивные решения.

Человек, полностью подчиненный этому греху, меняется даже внешне: плоть увядает, лицо становится неприятным и отталкивающим. Не зря гневных людей иногда сравнивают с бесноватыми. Хотя изначально гнев давался, чтобы человек гневался на самого себя, на свои дурные помыслы, но грехопадение исказило его благую природу.

6️⃣ Алчность

Сребролюбие начинает господствовать в человеческой душе, когда он ставит земное богатство выше духовного. Он находит мнимое умиротворение в накоплении денег, приумножении достатка.

Иногда сребролюбец участвует в благотворительности, но это фальшивая благотворительность, она идет не от сердца и заботы о страждущих, а от желания продемонстрировать финансовое превосходство.

Алчность парализует душу, делает ее черствой, наполняет равнодушием. Алчный человек перестает замечать тех, кто нуждается в помощи.

7️⃣ Уныние

Уныние сопровождается упадком телесных и душевных сил, сопряженным с пессимистическим взглядом на вещи. У человека не хватает эмоций и стремлений, чтобы подпитать волю и действовать. Утрачивается желание и к физическому труду, и к умственному, и к духовно-нравственному.

Дела подменяются праздностью, ленью, сонливостью, беспокойством ума. В результате человек подрывает здоровье, теряет социальные связи, в худшем варианте — сводит счеты с жизнью.

☝ Сколько смертных грехов на самом деле

Наряду с перечнем семи грехов, предложенным Григорием Великим, существует перечень восьми основных греховных страстей, составленный в 19-м веке проповедником и православным богословом Игнатием Брянчиновым.

Содержательно эти списки схожи. Отличие состоит в том, что в отдельный пункт вынесен грех печали, а зависть является частью греха тщеславия. Для каждой страсти расписаны ее конкретные проявления.

Оба списка — условное разделение грехов на основные категории. Не так важно, семь их или восемь. Главное — помнить, на какое количество нечестивых поступков страсти толкают людей: на десятки. Одного греха достаточно, чтобы человек отвернулся от Бога и, не изжив порока, продолжил свои мучения в вечности.

❌ Самый страшный грех в православии

Тот грех считается самым тяжким, который нельзя исправить. Исправить нельзя смерть. Самоубийца уже не раскается, не вымолит для своей души прощение, не совершит добрых и благонадежных дел во искупление.

Лишить себя жизни, отказаться от бесценного дара, прервать Божий промысел — непростительно. Даже у убийцы, отобравшего чужую жизнь, есть возможность вернуться к Господу, у покончившего с собой ее нет.

Церковь по-прежнему запрещает хоронить самоубийц в черте кладбища, служить по ним панихиду, оплакивать их.

📝 Краткий перечень грехов для исповеди в православии

Во время исповеди кающийся человек должен не довольствоваться общими словами, а называть конкретные грехи, которые его тяготят. Вот неполный перечень того, в чем каются на исповеди:

  • в обиде на Бога;
  • в нарушении Божьих законов;
  • в неверии в Бога и в истинность православной веры;
  • в нарушении постов;
  • в непосещении храма;
  • в невыполнении данных Богу обещаний;
  • в обмане и лжи;
  • в ненависти, злобе и зависти;
  • в гордости, злопамятности и обиде;
  • в неоказании помощи страждущим, в отсутствии милосердия;
  • во взяточничестве, скупости, стяжательстве;
  • в расточительности;
  • в употреблении табака, алкоголя и наркотических веществ;
  • в азартных играх;
  • в чревоугодии, лени, печали и унынии;
  • в суеверии;
  • в блуде;
  • в самооправдании.

Не все свои грехи человек осознает или может вспомнить, поэтому в конце исповеди ему стоит сказать, что он раскаивается не только в высказанных грехах, но и в забытых.

🙏 Борьба с грехом: советы священнослужителей с видео

Первое, что понадобится грешнику на пути к прощению, — решимость. Грехи свои нужно возненавидеть, восстать против них.

Затем в них необходимо покаяться, не жалеть себя, обличить себя в исповеди. Исповедуемому следует разобраться, в чем виноват он сам, сжечь мосты, связывающие его с греховным прошлым.

Ни в коем случае нельзя перекладывать ответственность на других, обвинять их в том, что подталкивали кающегося ко греху. Они будут держать собственный ответ на суде Божием.

Исповедоваться стоит как можно чаще, подробней и желательно у одного и того же священника. Редкие и формальные исповеди подменяют борьбу самоуспокоением. Это не только не способствует духовной работе и избавлению от страстей, но и делает человека терпимым к собственным проступкам.

Важно следить за помыслами своими, отбрасывать греховные мысли как внешние, чуждые, противопоставлять им помыслы добродетельные. Ведь в противовес семи смертным грехам существуют семь добродетелей: смирение, целомудрие, доброта, умеренность, любовь, терпение и усердие.

🔟 Заповеди Божьи

Десять заповедей Божьих — это основа христианской веры, предписания, с которыми христианин сверяет свой жизненный путь. Нарушение законов Божьих приводит к жизни во грехе и духовной смерти.

Верующие должны придерживаться следующих заповедей:

  • любить Господа своего и не иметь других богов;
  • не создавать себе кумира, не прислуживать ему;
  • не произносить имени Господа всуе;
  • шесть дней посвящать делам своим, седьмой — воскресенье для православных — посвящать Богу своему;
  • чтить родителей своих;
  • не убивать;
  • не прелюбодействовать;
  • не красть;
  • не лжесвидетельствовать;
  • не желать того, что принадлежит ближнему.

🔸 Первая заповедь говорит, что Бог один, несмотря на множество имен. Он создатель всего, всему начало и конец. Нет силы, знания и мудрости вне Бога. Поэтому христианину нужно отвергать многобожие, суеверия, лжеучения и магию.

🔸 Вторая заповедь учит, что только Господь в силах помочь человеку, и нужно обращаться к Всевышнему напрямую. Нельзя обожествлять людей и вещи, которые лишь творения господни, но не носители Его могущества. Даже молящийся в церкви обращает слова свои не к иконописному изображению, а к Первообразу.

🔸 Третья заповедь запрещает произносить имя Господа в праздности. Упоминать его можно в духовных беседах, просьбах о помощи и молитвах. Человека, который злоупотребляет именем Божьим, Бог перестает слышать.

🔸 В четвертой заповеди человеку указывается, что в трудах он должен проводить шесть дней, а на седьмой откладывать дела мирские и уделять внимание духовным: почитать Господа своего, посещать храм, помогать нуждающимся.

🔸 Пятая заповедь наставляет чтить отца и мать, которые вместе с Богом даровали ребенку жизнь. Заботиться о них, проявлять послушание и терпение, не осуждать — это дочерний и сыновний долг, даже если родители сами недостаточно заботились о детях.

🔸 Шестая заповедь гласит, что Творец дает жизнь, и только он волен забрать ее. Покушение на жизнь приравнивается к покушению на замысел Божий, Его волю. Убийцы, самоубийцы, женщины, сделавшие аборт, и люди, которые сокращают свои дни вредными привычками, — все они нарушают шестую заповедь.

🔸 Седьмая заповедь предостерегает против незаконных связей, то есть происходящих за пределами уз брака, а также между представителями одного пола или людьми, являющимися родственниками. Любовь должна быть целомудренной.

🔸 Восьмая заповедь запрещает получать выгоду, нанося ущерб другим людям. Нельзя присваивать чужую собственность, заниматься подкупом, давать взятки, проворачивать аферы, мошенничать, грабить. Это неуважение к Господу, который каждому дает во воле Своей.

🔸 Девятая заповедь напоминает, что Всевышний всегда знает истину. Лгать себе и другим — лгать Богу. Следует воздержаться от обмана, лжи, пересудов и сплетен.

🔸 Десятая заповедь перекликается с восьмой, но сосредоточена не на грехе, а на мысли о нем. Человек должен подавлять в себе греховное желание, даже не думать о том, чтобы завладеть тем, что принадлежит другому.

Безгрешных людей не бывает, каждый оступается. Но в человеческих силах остановиться, осознать свою греховность, отказаться от нее и повернуться к Богу. Господь даст сил на преодоление, нужно просто ему довериться.

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Уверен, что каждый более — менее внимательный человек за свою жизнь не раз обращал внимание на то, что цифра семь повсеместна. Число 7 — одно из самых символичных чисел на земле. С ним связаны не только 7 главных смертных грехов человека, но и почти все, что нас окружает.

Священное число 7

Цифра «7» считается священной, и божественной, и магической, и счастливой. Семерку почитали за много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня.

В Вавилоне в честь главных богов был выстроен семиступенчатый храм. Жрецы этого города утверждали, что люди после смерти, пройдя через семь ворот попадают в подземное царство, окруженное семью стенами.

Вавилонский храм

В древней Греции число семь называли числом Аполлона, одного из важнейших богов олимпийской религии. Из мифологии известно, что человеко-быку Минотавру, обитавшему в лабиринте на острове Крит, жители Афин ежегодно в качестве дани посылали на съедение семерых юношей и семерых девушек; у дочери Тантала Ниобы было семь сыновей и семь дочерей; Нимфа острова Огигия Калипсо семь лет держала в плену Одиссея; всему миру знакомы «семь чудес света» и т. д.

Древний Рим также боготворил число семь. Сам город построен на семи холмах; река Стикс окружающая подземное царство, семь раз обтекает ад, разделенный у Вергилия на семь областей.

Ислам, христианство и иудаизм признают семиэтапный акт создания Вселенной. Однако, в исламе число «7» имеет особенный смысл. Согласно исламу имеется семь небес; попадающие на седьмое небо испытывают высшее блаженство. Поэтому число «7» это священное число ислама.

В христианских священных книгах цифра семь упоминается 700 (!) раз: «Всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро», «…и прошло семь лет изобилия… и наступили семь лет голода», «и насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет», и т. д. Великий пост у христиан насчитывает семь недель. Известно семь чинов ангельских, семь смертных грехов. Во многих странах существует обычай ставить на рождественский стол семь блюд, название которых начинается на одну букву.

В браминском и буддийском верованиях и богослужениях число семь также священно. От индусов пошел обычай дарить на счастье семь слоников — фигурок из кости, дерева или другого материала.

Семерку очень часто применяли знахари, гадалки и колдуны: «Возьми семь пакетиков, с семью разными травами, настой на семи водах и пей семь дней во семи ложек…».

С числом семь связано множество загадок, примет, пословиц, поговорок: «Семи пядей во лбу», «У семи нянек дитя без глазу», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Для любимого дружка семь верст не околица», «За семь верст киселя хлебать», «Семь бед — один ответ», «За семью морями» и т. д.

Почему 7

Так в чем же сакральный смысл именно этого числа? Откуда взялись 7 таинств, 7 смертных грехов, 7 дней в неделе, 7 Вселенских Соборов и т.д. Нельзя не упомянуть о том, что и окружает нас в повседневности: 7 нот, 7 цветов радуги, 7 чудес света и т.д. Отчего же именно число 7 — самое священное число на планете?

фото: dvseminary.ru

Если говорить об истоках, самым лучшим примером будет Библия. Цифру «7» мы встречаем в Библии, в которой утверждается, что Бог сотворил все сущее на Земле за семь дней. И далее — семь таинств, семь даров святого духа, семь вселенских соборов, семь звезд в венце, семь мудрецов на свете, семь свечей в светильнике алтарном и семь — в запрестольном, семь смертных грехов, семь кругов ада.

Почему сотворение мира Богом произошло за семь дней? — Вопрос сложный. Уверен только, что всему есть начало и конец. Есть понедельник, как начало недели, состоящей из семи дней, и воскресенье — конец недели. А дальше все повторяется. Так и живем — от понедельника до понедельника.

Кстати, обычай измерять время семидневной неделей пришёл к нам из Древнего Вавилона и связан с изменениями фаз Луны. Люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней – увеличение до первой четверти, примерно столько же – до полнолуния.

Возможно, неделя, состоящая из семи дней – это оптимальное сочетание труда и отдыха, напряжения и праздности. Как бы то ни было, жить нам всё равно приходится по тому или иному, но распорядку. Опять же — системность. Мы все в ней, к какой бы религии себя не относили, во что бы мы не верили — мы все живем по принципам и правилам одной общей абсолютной системы.

Сколько раз мне приходилось восхищаться таинством мироздания — самой мыслью. Как же все интересно, запутано, окутано тайнами. Символизм во всем, что нас окружает. Несмотря на некую свободу действий и мыслей, каждый из нас подчинен системе. Мы все — звенья одной цепи под названием «жизнь» и число семь — уж поверьте, — оно самое загадочное, красивое и необъяснимое. Нет, конечно можно обратится к Священному писанию и на многие вопросы найдутся ответы. НО и Священное писание — «плод воображения», научный трактат, каноны — все это также кем — то придумано, кто-то это все писал, причем писали и переписывали на протяжении тысячелетий.

Любопытно, что Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Снова цифра 7. Несмотря на то, что ее записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она имеет полную композиционную завершенность и внутреннее логическое единство.
Что такое смертный грех

Грех смертный – грех, ведущий к погибели души, искажающий замысл Божий о человеке. Смертный грех, т.е. не имеющий прощения.

Богочеловек Иисус Христос указывал «смертным» (непростительным) грехом «хулу на Духа Святого». «Говорю вам: «Всякий грех и хула будут прощены людям; но хула на Духа не будет прощена людям» (Мф.12:31-32). Под этим грехом понимается совершенно сознательное и ожесточенное противление человека истине – как следствие возникновения живого чувства вражды и ненависти к Богу.

Надо понимать, что в Православии смертный грех рассматривается как условное понятие и законодательной силы не имеет. Список грехов человеческих огромен, перечислять их я не стану. Остановимся на самых главных, которые вошли в условный список «7 смертных грехов».

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение.

Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

На самом деле, не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения.

Святые отцы говорят: нет греха непростительного, есть грех нераскаянный. Любой нераскаянный грех – в некотором смысле смертный.

7 СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2 . Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3. Чревоугодие

фото: img15.nnm.me

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4. Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными. Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5. Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6.  Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7. Уныние (лень)

художник: «Вася Ложкин»

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни. Любое «греходеяние» лишает самой возможности общения с Богом, умерщвляет душу.

Почему же все грехи напоминают огромный мешок проблем, неподъемный груз? Всегда вспоминается пример из жизни: «одна песчинка нам не в тягость, а если их накопится целый мешок, то этот груз придавит нас».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх