Помост

Вопросы веры

Всенощная

Всенощное бдение – очень древний церковный ритуал, который был официально установлен еще во времена Иоанна Златоуста. Но сегодня люди, не приближенные к церкви, мало знают об этом священнодействии. О его смысле и о том, как проходит сама служба, читайте в нашей статье.

Что такое всенощное бдение

Впервые этот обычай ввел в практику Иисус Христос вместе со своими учениками. Последующие столетия ритуал постоянно пополнялся новыми ектениями и молитвословиями, которые сохранились до сегодняшнего дня.

По сути, всенощные – это долгие ночные священнодействия, совершающиеся в храме. Православие называет такую молитву поистине добродетельной, так как для обретения свободы духа недостаточно короткой церковной службы.

Всенощные – это долгие ночные священнодействия

Смысл богослужения

Как правило, всенощное бдение проводится около шести часов вечера перед великими православными торжествами:

  • Двунадесятыми празднествами;
  • храмовыми событиями;
  • особыми датами, отмеченными в Типиконе;
  • церковными праздниками, установленными отдельными приходами.

Также ночное священнодействие совершается перед воскресной службой и является обязательным при подготовке к Таинству Евхаристии. Не явиться на такое богослужение считается грехом, если только причины не были довольно вескими.

Всенощное бдение проводится перед Двунадесятыми празднествами

Главная идея вечерних богослужений – духовное освобождение и исцеление. Длительная молитва помогает прогнать посторонние мысли, сосредоточиться на смысле грядущего празднества, подготовить христианина к принятию Божьей благодати.

Всенощное бдение является нераздельной частью Воскресной Литургии. При этом последняя отображает грядущее Небесное Царство, а предшествующая ей служба – минувшие ветхо- и новозаветные времена. Иными словами, оба священнодействия дополняют друг друга, будучи объединенными общим смыслом.

Видео «Всенощное бдение с объяснением»

В этом видеосюжете дается объяснение богослужению.

Как проходит богослужение

Ночная служба начинается около 16:00–18:00 часов с Великой Вечерни, символизирующей становление Церкви во времена Ветхого Завета. Священнослужители открывают Царские Врата, а затем окуривают алтарь ладаном в знак Божьей благодати, наполнявшей Эдем и проживавших там прародителей. Во время каждения воспевается Святой Дух, создавший этот мир, а также возводится честь всем святыням. При этом батюшка просит у Господа благословения для мирян, пришедших в храм.

Далее Царские Врата закрываются, символизируя изгнание из рая Адама и Евы, нарушивших Закон Божий. Прося у Всевышнего прощения, церковники поют великую ектению. Она представляет собой просьбу смилостивиться над грешниками, помочь им в мирской жизни. Затем церковник читает светильничные молитвы, которые содержат прошения к Богу о духовном озарении, возможности познать Его любовь, одарить радостью.

Во время молитвенного песнопения церковники выносят свечи, означающие свет христианского учения, диакон несет икону Иоанна Предтечи, а священнослужитель идет с пустыми руками, опустив их вниз. После слов «Мир всем» прихожане преклоняют головы, а батюшка обращается к Всевышнему за помилованием, спасением и защитой от сатанинских сил. Далее начинается продолжительное моление, которое называется литией.

Лития совершается в притворе как знак смирения перед Господом Богом.

Заканчивается первая часть всенощного бдения ектенией «Ныне отпущаеши», воспевающей обет Божий о пришествии Мессии. Затем начинается утренняя служба, посвященная уже Новому Завету. Церковники поют псалмы, изображающие радость и одновременно скорбь души, показывающие необходимость искупления грехов. Произнеся евангельские тексты, священнослужитель выходит из алтаря, символизируя собой Спасителя, а затем читает 12 утренних молитв.

Вновь открыв Царские Врата, духовные лица окуривают весь храм. Такое действие отображает учеников Христа, пришедших после Воскресения к Его Гробу. Далее Святое Писание выносят из алтаря, а после этого читают прокимен и само Евангелие. По окончании совершается помазание освещенным елеем. Сначала священнослужители проводят его над собой, а затем над прихожанами, чертя на лбу каждого елейный крест.

Совершив церковный обряд, духовные лица читают девять канонов, описывающих житие святых, во имя которых грядет празднество. После последних строк, произнесенных батюшкой, хор спускается и поет катавасию. Заканчивается ночная служба благословением священнослужителей своей паствы.

Продолжительное молениеДуховные лица окуривают весь храмПомазание освещенным елеем

Сколько длится всенощное бдение

В раннехристианские времена всенощная продолжалась до самого утра, а потому и была названа именно так. Сегодня же ее длительность не превышает трех часов. Церковь пошла на подобные послабления по единственной причине: не все прихожане могут выстоять такую долгую службу. Как правило, священнодействие начинается с 17:00, а заканчивается около 22:00. Самым длинным действием считается Рождественское ночное богослужение.

Отличие всенощной от вечерней службы

Люди, не так часто посещающие церковь, редко задумываются, чем отличаются эти два священнодействия. Однако разница есть, хоть и не слишком существенная. В основном она состоит в продолжительности – вечерняя служба длится меньше.

Пользуясь простыми пояснениями, можно сказать, что ночное бдение объединяет вечерню, утреню и первый час. Совет автора

Оба богослужения совершаются накануне воскресных дней или великих церковных празднеств. Открываясь вечерним богослужением, которое начинается около 16:00–18:00 часов, бодрствование плавно переходит к утренним молитвам. Сегодня само слово «всенощная» не совсем отвечает скрытому в нем смыслу, так как продолжительность церемонии была существенно сокращена. Ранее такие бодрствования длились не до полуночи, как сейчас, а до самого рассвета, полностью оправдывая свое название.

Вечерняя служба длится меньше

Ночные бдения – очень важная и распространенная практика, пришедшая к нам еще с раннехристианских времен. Совершаясь перед церковными празднествами, она помогает верующим христианам очистить душу, отринуть мирские переживания, настроиться на грядущее празднество, полностью осознав его сакральный смысл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всенощное бдение, или Всенощная

  • Фотоальбом ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
  • Чинопоследование Всенощного бдения с комментариями и аудиофрагментами
  • Смысл и структура Всенощного Бдения прот. Виктор Потапов
  • Толковый Типикон: Всенощное бдение М. Скабалланович
  • Чинопоследование Всенощного бдения с переводом
  • О времени совершения Всенощного бдения Юрий Рубан
  • Трудные места Всенощного бдения диакон Михаил Асмуc
  • Практическая осуществимость всего устава Всенощной М. Скабалланович
  • Тест: Всенощное бдение
  • Видео о Всенощном бдении
  • Аудио о Всенощном бдении
  • Трансляция из храма

Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, – 1) торжественная храмовая служба, объединяющая в себе службы великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа; 2) одна из форм православной аскетической практики: молитвенное бодрствование в ночное время суток.

Древний обычай совершать всенощное бдение основан на примере Спасителя и Св. Апостолов.

Общий вид богослужения оформился ко времени Св. Иоанна Златоуста. В VIII и в IX веках Св. Иоанн Дамаскин и св. Феодор Студит и многие другие песнотворцы дополнили Всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав Всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне.

В наше время, обычно на приходах и в большинстве монастырей бдение совершается в вечернее время. В то же время до сих пор сохранилась практика служить Всенощную ночью: накануне праздников Святой Пасхи и Рождества Христова бдение совершается ночью в большинстве храмов в России; накануне некоторых праздников – в Афонских монастырях, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и др.

На практике, перед Всенощным бдением может совершаться служба девятого часа.

Всенощное бдение служится накануне:
– воскресных дней
– двунадесятых праздников
– праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (e.g. память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца)
– дни храмовых праздников
– любого праздника по желанию настоятеля храма или согласно местной традиции.

Между великой вечерней и утреней, после ектении «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» бывает лития (от греч. – усиленное моление). На русских приходах она не служится накануне воскресных дней.

Бдением также называют ночную молитву, совершаемую благочестивыми верующими келейно. Многие св. Отцы считают ночную молитву высокой христианской добродетелью. Св. Иоанн Лествичник пишет: «Богатство земледельцев собирается на гумне и точиле; а богатство и разум монахов – в вечерних и ночных предстояниях Богу и в деланиях ума». (Слово 20, О бдении).

В. Духанин, из книги «Во что мы веруем»:
Мы настолько погружаемся в земную суету и попечения, что для обретения подлинной духовной свободы нам требуется очень продолжительное богослужение. Таковым и является Всенощное бдение – оно совершается по вечерам накануне воскресных и праздничных дней и способно освободить нашу душу от мрака земных впечатлений, расположить постижению духовного смысла праздника, к восприятию благодатных даров. Всенощное бдение всегда предшествует Литургии, главному богослужению Церкви. И если Литургия по своему сакраментальному смыслу символизирует Царство будущего века, вечное Царство Божие (хотя этим значением Литургия не ограничивается), то Всенощное бдение символизирует то, что ему предшествует, историю Ветхого и Нового Заветов.
Начинается Всенощная с Великой вечерни, которая изображает основные вехи ветхозаветной истории: сотворение мира, грехопадение первых людей, молитву их и надежду на будущее спасение. Например, первое отверзение Царских врат, каждение священнослужителями алтаря и возглашение: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…» знаменует творение Святой Троицей мира, когда Дух Святой, символизируемый клубами кадильного дыма, обымал первозданный мир, вдыхая в него живоносную силу. Далее поется сто третий псалом «Благослови, душе моя, Господа», прославляющий премудрость Творца, явленную в красотах видимого мира. Священник в это время кадит весь храм и молящихся, а мы вспоминаем райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог обитал рядом с ними, исполняя их благодатью Духа Святого. Но человек согрешил и был изгнан из рая – закрываются Царские врата, теперь молитва совершается перед ними. А пение стихов «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» напоминает бедственное положение человечества после грехопадения, когда появились болезни, страдания, нужды, и люди в покаянии искали милости Божией. Пение завершается стихирой в честь Пресвятой Богородицы, во время которой священник, предшествуемый свещеносцем и диаконом с кадилом, выходит из северных дверей алтаря и торжественно входит через Царские врата, что обращает наш мысленный взор к предсказаниям ветхозаветных пророков о пришествии в мир Спасителя. Вот так каждый фрагмент вечерни заключает в себе возвышенный смысл, в основном связанный с ветхозаветной историей.
А затем следует утреня, означающая наступление новозаветного времени – явление Господа в мир, Его Рождение в человеческом естестве и Его славное воскресение. Так, уже первые стихи перед шестопсалмием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» напоминают славословие ангелов, явившихся вифлеемским пастухам в момент Рождества Христова (ср. Лк. 2:13-14). Особое значение на утрене имеет полиелей (что значит «многомилостив» или «многое освещение») – торжественная часть Всенощной, заключающая в себе прославление милости Божией, явленной в пришествии Сына Божия, Который спас людей от власти диавола и смерти. Начинается полиелей с торжественного пения хвалебных стихов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуйя», в храме возжигаются все светильники, а Царские врата отверзаются в знак особого благоволения Божия к людям. Накануне воскресных дней поются особые воскресные тропари – радостные песни в честь Воскресения Господа, повествующие, как ангелы явились женам-мироносицам у Гроба Спасителя и возвестили им о Воскресении Иисуса Христа. Торжественно читается Евангелие, посвященное празднику, а затем исполняется канон – собрание особых кратких песен и молитв, посвященных празднуемому событию. Вообще, стоит заметить, что помимо указанного значения каждое Всенощное бдение посвящено определенному празднику – событию священной истории или памяти святого или иконе Божией Матери, и потому на протяжении всего богослужения исполняются песнопения и читаются молитвы, посвященные именно этому празднику. Так что смысл Всенощной возможно постичь, не только зная преобразовательное значение богослужебных действий, но и вникая в смысл песнопений каждого праздника, для чего хорошо еще дома ознакомиться с содержанием богослужебных текстов. А самое главное – во время богослужения научиться молиться внимательно, с теплым и искренним чувством, ведь лишь при этом будет достигнута главная цель служб церковных – богообщение.

***

В начале XX века в Киевской духовной академии был предпринят опыт реконструкции всенощного бдения в полном соответствии с уставом. Подготовка длилась несколько месяцев и потребовала значительных материальных затрат. Сама всенощная длилась около восьми часов, в том числе чтение канона — более двух часов. Напевы использовались обыкновенные, четырехголосные. Организатор этого необычного мероприятия профессор М. Скабалланович так вспоминает о нем:

Трудно передать словами, что чувствовали слушатели этой службы, названной кем-то «исторической всенощной»… Два руководителя службы, знающие наизусть 2-ю главу Типикона… по очереди за всенощной теряли голову и должны были проверять друг друга, это ли следует далее. Большинство исполнителей службы… в течение всенощной были как бы пьяные… Один студент, любитель поспать, несколько раз уходил из церкви, раздевался, укладывался в постель, но, не будучи в состоянии заснуть от мысли, что в нескольких шагах идет такой оригинальный, неслыханный концерт, возвращался в церковь. Одна курсистка до всенощной выучила все псалмы, стихиры, каноны и библейские песни, имевшие петься… При повторении предполагается все петь большим знаменным распевом, что удлинит всенощную часа на 3-4.

Когда начинается богослужение на Пасху и сколько длится служба

←→

Религия в России, как и положено светской стране, отделена от государства, но это не мешает народу массово праздновать самый светлый и радостный православный праздник – Пасху. Верующие в этот день славят Христа и радуются жизни вечной, которую он даровал всякому в него уверовавшему. Простые обыватели, не особо разбирающиеся в религиозных канонах, также приобщаются к этому событию – пекут пасхи, красят яйца, готовят застолье. Но праздник этими атрибутами не исчерпывается – тем, кто хочет понять его суть, полезно побывать на всех этапах пасхальной службы.

Обряды накануне Пасхи

Пасхальные службы в церквях начинаются еще за неделю до праздничного дня. Традиционно двери храмов не закрываются в течение недели – чтобы каждый прихожанин мог прийти в Обитель Божию в любое время. К праздничному богослужению верующие начинают готовиться с 12 дня Великой Субботы. Но по большому счету весь долгий пост, предшествующий Пасхе, и есть периодом подготовки к великому событию.

В последний день Страстной Седмицы проходит Литургия Василия Великого. В 22 часа зажигают свечи, ударяют палкой о било (церковный музыкальный инструмент) и читают Трисвятое, далее Псалом пятидесятый, Канон Великой Субботы и песни, за которыми опять повторяют Трисвятое. Затем читают небольшой тропарь, Ектинию и Благословение.

Этапы службы

Праздничные богослужения проводятся в торжественной обстановке. Начало пасхальной службы и ее окончание регламентирует Богослужебный Устав – Типикон.

На заметку!

Типикон – книга, в которой написано, дни и часы божественных служб, а также порядок вознесения молитв, содержащихся в Служебнике и Часослове.

Начало службы

Пасхальное богослужение начинается поздно вечером в Великую Субботу. Как правило, время начала службы на Пасху наступает незадолго до полуночи. По времени она идет около 5 часов. Приблизительное время начала и окончания: с 23-00 или 23-30 до 3 часов ночи. В целом служба на Пасху ночью длится около 4 часов.

Читайте также↓↓↓

Продолжительность празднования Пасхи у православных

Пасха – является христианским торжественным праздником, красивой традицией. Празднуется в каждом доме на территории…

Посередине храма установлена гробница с Плащаницей. Эта святыня представляет собой узорный плат, символизирующий положение Спасителя в гроб.

Начинается Всенощная (ночная) служба в церкви на Пасху с полунощницы и каждения вокруг Плащаницы. Священник, стоя по центру храма, читает «плач Пресвятой Богородицы». Во всех тропарях этого канона отображена скорбь Божией Матери и славится подвиг Христа во имя спасения человечества. Затем Плащаницу заносят за алтарь и вскоре полунощница завершается.

Ровно в 24 часа, когда Царские Врата – двери напротив престола, еще закрыты, святые отцы вполголоса поют тексты о воскрешении Христа.

Крестный ход и заутреня

Один из самых важных этапов праздничной ночи – Крестный ход. Он символизирует движение навстречу Спасителю. Шествие проходит вокруг храма под непрекращающийся звон колоколов.

Возглавляет Крестный ход послушник с фонарем – он освещает путь всем идущим за ним. Далее, несут запрестольный крест и образ Божией Матери. Затем идут попарно хоругвеносцы, певцы, диаконы. Последняя пара священнослужителей, несет Евангелие (справа) и икону Воскресения (лева). За ними движется предстоятель храма. Он несет трисвешник и Крест. Далее, идут прихожане.

Как проходит Крестный ход:

  1. Обойдя храм один раз, люди останавливаются перед храмовыми дверями. Колокола внезапно стихают. Настоятель выполняет каждение, а святые отцы в этот момент поют о Христе, воскресшем из мертвых. Пропев несколько стихов, перемежаемых тропарем «Христос воскресе», они двигаются дальше.
  2. Колонна, со святыми отцами во главе, трижды совершает обход храма. Два раза шествие стоит перед закрытыми вратами. И только на третий раз они распахиваются перед верующими. Три подхода символизируют воскрешение Христа, состоявшееся на третьи сутки.
  3. Священнослужители, пропев соответствующие слова о воскрешении Христа, заходят в храм, а за ними и все участники Крестного хода. Начинается пасхальная заутреня.

На заметку!

Каждение – церковный ритуал, во время которого происходит сжигание фимиама (смесь благовонных веществ) в кадиле.

Главный текст заутрени – пасхальный канон. Его святые отцы поют хором и с особым торжеством. Во время пения проводят каждение, и время от времени возглашают, обращаясь к прихожанам: «Христос Воскресе!». Верующие соответственно отвечают: «Воистину воскрес!». Завершается утреня пением пасхальных часов – это короткое богослужение, которое повествует о воскресении Христа.

После завершения утрени прихожане целуют крест, который держит святой отец, и троекратно целуются – этот обряд называется христосование. Всего заутреня длится около 1,5 часа.

Пасхальная Литургия и завершение Всенощной

После заутрени начинается Божественная Литургия, в ходе которой читают Евангелие на разных языках мира, подчеркивая тем самым важность Воскресения Христова для людей всех национальностей. Литургия на Пасху отличается особой торжественностью.

После прочтения каждой литургии верующие, подготовившиеся должны образом к Причастию, прикладываются к Святым Дарам. По окончании Божественной Литургии священник читает особые молитвы, посвященные концу Великого поста.

Завершается Всенощное бдение на Пасху освящением праздничной снеди, принесенной в церковь прихожанами. Длится Литургия примерно 2 часа. После нее верующие отправляются по домам – разговляться и отмечать Пасху.

Как себя вести и что делать в церкви

Церковь – особая обитель, это храм Божий. Здесь нельзя вести себя так, как вздумается, даже тем, кто не относит себя к верующим. Из уважения к тем, для кого вера – основа бытия, необходимо соблюдать определенные условности.

Как вести себя в церкви:

  1. Женщины должны быть в длинных юбках или платьях. Брюки для посещения христианских храмов не подходят. Также не рекомендуется использовать яркую косметику. Мужчины должны снять головной убор, а женщины – накинуть на голову платок перед входом на территорию храма.
  2. Входя в храм, необходимо перекреститься и сделать поклон. Выходя, трижды осеняют себя крестом, а кланяются дважды – возле церковных дверей и за калиткой храма.
  3. В храме следует соблюдать тишину. Нельзя громко разговаривать и пользоваться телефоном. Дети должны быть заранее проинструктированы о правилах поведения и вести себя соответственно.
  4. Когда идет служба, все должны быть повернуты к алтарю лицом. В те моменты, когда священник будет осенять прихожан крестным знамением, надо отдавать поклоны.
  5. Когда священник произносит «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», нужно креститься.
  6. При принятии благословения прихожане должны складывать ладони крест накрест, и целовать руку святого отца.

Читайте также↓↓↓

Как и когда проходит крестный ход на Пасху и его смысл

Крестный ход – одна из самых знаковых и торжественных форм богослужения. Он может устраиваться на Пасху или в любое…

Если вам не по душе эти правила, лучше не заходите в храм во время праздничного богослужения, чтобы не оскорблять чувства верующих в такой важный для них день.

Для православных отстоять Всенощную не представляет труда – это привычный и естественный для них обряд. Тем, кто не привык к затяжным службам, и не имеет опыта стояния Всенощной, желательно заранее подготовиться к этому испытанию. Особенно важно учесть особенности поведения детей, если вы собираетесь взять их на ночную службу – вы должны быть уверены в их моральных и физических возможностях.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен! Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать Hozsekretiki.ru в ленте «Яндекса»

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

Вход на вечерне

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.

Лития

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне», то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес святой праведный Симеон, с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки. Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Каждение

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Чтение Евангелия

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

Миропомазание

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием…» — начинается чтение канона.

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа…». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу…» Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Всенощное бдение в церкви — что означает и как проходит

Ежедневно в храмах проходят службы, но многие из прихожан, посещающие их, не знают, что такое исповедь, литургия, Всенощное бдение и другие богослужения.

Очень важно исправить образовавшийся пробел в духовных знаниях и узнать, что из себя представляет одна из этих служб — Всенощное бдение, иногда называемая простыми людьми как «Всенощная».

Оглавление:

  • Что такое Всенощное бдение в церкви
  • Последование во Всенощном бдении в православии
  • Длительность Всенощного бдения
  • Отличия Всенощного бдения от Вечернего богослужения

Что такое Всенощное бдение в церкви

Всенощное бдение – ритуал, проводимый перед церковными православными праздниками, объединяющий в себе три богослужения — Великая повечерия или Вечерня, утренняя служба или Утреня и первый Час.

Начало Всенощного бдения, Великой вечерни, происходит на закате, и иногда длится в ночные часы, плавно переходя в утреннюю службу.

Следующая часть богослужения, Утреня, совершается, по принятому в 1695 году Православной церковью Иерусалимского Устава, утром, на рассвете.

Третьей частью следует богослужение, называемое Часы или Час, посвященное воспоминаниям библейских событий.

Всенощное бдение ведет свои обычаи от вечерних и ночных молитв Иисуса Христа и его святых Апостолов, но оформилось и приняло свой ныне существующий вид только при святом Иоанне Златоусте. К 9 веку, Всенощное бдение, было дополнено некоторыми псалмами и молитвословами, вошедшими в это священнодействие, принятыми и совершаемыми по сей день Русской церковью.

Часто в больших храмах и монастырях, в канун больших праздников – Пасхи и Рождества Христова, бдение начинается с девятого часа, и длится всю ночь.

Традиционно Всенощное бдение происходит перед:

  • воскресным днем;
  • двунадесятыми и храмовыми праздниками;
  • особыми праздниками, со знаком отличия Типикона;
  • любыми церковными празднествами, которые решит отметить настоятель.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о том, как совершается Божественная литургия.

Последование во Всенощном бдении в православии

Чтобы обрести подлинную свободу духа, выбраться из мирской суеты, необходима длительная божественная служба. Этой службой является Всенощное бдение.

Она способствует освобождению души от мракобесия, помогает осмыслить священный праздник и принять благодать.

Перед Литургией, символизирующей будущий век, Царство Божье, Всенощное бдение показывает предшествующие события, происходящие в Ветхом и Новом заветах.

Вся служба была бы неполной без псалмов, которые проходят через все служение. Певчие на клиросе воспевают или зачитывают псалмы выборочно или полностью, непрерывно создавая всю атмосферу Всенощной.

В начале Всенощной происходят, как бы мысленные изображения главных моментов в Ветхом завете, таинство Великой вечерни: священнослужители у алтаря возглашают о создании мира, сошествии Святого Духа и Святой Троице, отворяя в алтаре Царские врата.

Следом воспевается и славится в 103 псалме мудрость Бога, сотворившего мир, и батюшка обходит с кадилом, окуривая весь храм и всех молящихся. Далее, напоминая о грехопадении, происходит закрытие Царских врат, и возносится молитва, стихиры и читаются псалтири о покаянии рода человеческого.

Далее возносится стихира, посвященная Пресвятой Богородице, и батюшка, сопровождаемый диаконом с кадилом, проходит через алтарные северные двери и величественно заходит в центральные Царские врата, сообщая о предсказанном появлении в мире Спасителя, заканчивая этим первую часть Всенощного бдения.

В утренней части службы, начинается новозаветная история, говорящая о приходе в мир людей Господа, о его рождении, распятии и великом воскресении. Начинается все с чтения стихов, шесть важных псалмов.

Затем, с торжественной части, прославляющей милость Божию, явившей ее рождением Спасителя, начинаются песнопения, полиелей, восхваляющие Господа, с открытием настежь Царских алтарных врат и повсеместным зажжением светильников.

В окончание Всенощной читается святое Евангелие.

Длительность Всенощного бдения

Ранее Всенощное бдение свершалось посуточно, без перерывов на ночь, но на данный момент, время богослужения сильно сократилось до 3 часов, иногда чуть больше. Самым длинным богослужением, захватывающим ночные часы, бывает Рождественская служба.

Начинается Всенощная в 17 и продолжается до 22 часов.

Отличия Всенощного бдения от Вечернего богослужения

В православии, Вечерняя служба и Всенощное бдение одинаково происходят в канун воскресных и праздничных дней.

Однако вечернее богослужение может начаться в 16 или 19 часов и продлиться до 21 или полуночи, с включением в себя только первой или второй части Всенощной.

А вот Всенощное бдение, в отличие от Вечерни, имеет две основные части: вечернюю и утреннюю, с прибавлением к ним 1, 3, 6 и 9 часов богослужения, и начинается в 17 часов до утра.

По всей службе произносятся обращенные к Богу слова с благодарением. И вся Всенощная пронизана напоминанием, о том, кто есть человек, а кто есть облик зверя, не осознавшего свои деяния. В этом заключается смысл Всенощного бдения, чтобы понять себя и свои поступки, а осознав раскаяться и приблизиться к Господу.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх