Помост

Вопросы веры

Явления Христа народу

Полотно написано в период с 1837 года по 1857 год, маслом на холсте в Италии.

Художник работал над ее созданием целых 20 лет и вложил в нее всю свою душу. В основе лежит третья глава Евангелия от Матфея. Это не первое полотно Иванова, которое написано по библейским сюжетам.

«Явление Христа народу» ждали все, кто интересовался живописью. Полотно было заказано Иванову Академией художеств, и сразу после окончания работы была куплена. Для ее написания художник создал больше 600 эскизов с натуры, которые позже приобрел в свою галерею Павел Третьяков.

Спустя год после того, как работа была окончена, Иванов повез картину в Санкт-Петербург. В Академии художеств происходила выставка, на которой полотно произвело не забываемое впечатления на всех, кто смог ее видеть. Через два месяца великий художник скончался. Он успел завершить дело всей его жизни.

Сразу же после смерти Иванова полотно было куплено императором Александром вторым. Он передал ее в дар Румянцевскому музею. После его расформирования картина была передана в Третьяковскую галерею.

На переднем плане полотна изображены иудеи, которые пришли креститься в реке Иордан вместе с Иоанном Крестителем. Но его крещение не несло за собой отпущение грехов. Иванов изобразил всех персонажей в точности с библейским описанием.

Иоанн указывает в пустыню, оповещая и ликуя, что идет Спаситель, который несет в себе истину и даст им новые знания. Иоанн Креститель является центральным образом на полотне. Христа можно рассмотреть при детальном изучении. Его лицо наполнено светом, истиной, спокойствием и благодатью.

Вокруг Иоанна находится много людей в пестрых одеждах, среди них будущие апостолы, и ученики Христа. В самом центре полотна изображен богатый сидящий человек со своим рабом. Иванов написал это не просто так, а с целью будущего нравственного перерождения человека, которое проявиться после того, как Христос начнет проповедовать истину.

Среди толпы есть и негативно настроенные иудейские священники и книжники. Также в правой части мы можем видеть «дрожащих» — это полуобнаженные люди, которые приняли омовение и ждут учения. На горизонте раскинулись красивые горы. Местность вокруг каменистая и лишь у воды растут деревья. Можно видеть на холме толпу людей, ожидающую крещения и слушающую пророка.

Полотно «Явление Христа Народу» стало не только делом жизни Иванова, но и историческим и религиозным достоянием нашей страны.

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).

Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» — вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI — начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Картина А.Иванова «Явление Христа народу» ошибка или шедевр?

В 1806 году в семье выдающегося в то время художника-живописца А.И.Иванова родился сын Александр. С юных лет, живя в атмосфере любви к искусству, ему судьбой было предначертано стать последователем своего отца. Когда ему исполнилось чуть больше 10 лет, отец взял его учеником в Академию художеств при императоре. Досконально изучив в процессе учебы основы живописи, Александр неоднократно был награжден золотыми и серебряными медалями за отличные способности. Но самым значительным событием в его жизни была поездка на стажировку в Европу, а именно в Италию.

В течение трех лет юное дарование изучало живопись итальянских мастеров, вследствие чего у него возникло непреодолимое желание писать картины на религиозную тематику. Увлеченно и досконально изучая материалы библейских сцен, а особенно Новый Завет, молодой художник представляет свои будущие картины. И уже в 28 лет пробует писать свое первое произведение – «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». С огромным вдохновением выполненная картина произвела настоящий фурор среди почитателей живописи и знатоков художественного искусства. Ошеломляющий успех еще больше подстегнул автора к дальнейшей работе.

Проникшись библейскими сюжетами, он мысленно рисовал следующую картину. Мечтая создать полотно для московского собора Христа Спасителя, у творца уже был готов проект, но воплотить в реальность его так и не удалось. Заказ на написание холста был адресован Карлу Брюллову.

Не отчаявшись, Иванов пишет другие произведения на тему религии:

  • о жизни Евы и Адама в райском саду,
  • их грехопадении и изгнании из Рая,
  • о создании мира Всевышним и ангелами,
  • об эпизодах из жизни Иисуса Христа.

Картина мечты

Его замысел будущей картины был грандиозен. Масштаб предполагаемого полотна удивлял своими размерами. Холст в длину составлял 7,5м и 5,4 м в ширину. Многие не одобряли и не верили в исполнение Александром Ивановым своей мечты. Также не поддержал идею сына и отец. Не имея достаточно средств на написание своего полотна, художник даже отказался от текущих заказов, чтобы не отвлекаться от воплощения своего воображаемого шедевра. Семья автора тяготила и, уединившись в Италии на два десятка лет, он медленно и упорно шел к осуществлению своего замысла. Став затворником своей идеи, он закрыл свою мастерскую для публики.

Рождение «Явления Христа народу»

Долгими и мучительными были поиски автора картины подходящего пейзажа для задуманного полотна. Не имея финансовой возможности посетить Палестину, где в реальности происходили библейские события, он неустанно колесил по Италии в поисках похожего живописного уголка.

Также трудным было определение облика Иисуса. Художник стремился передать в картине «Явление Христа» не стандартный и общепринятый образ, а создать свой неповторимый и индивидуальный, в котором должны были быть воплощены многогранность эмоций и чувств Мессии. Александр Иванов пред тем, как приступить к написанию своего детища, рисовал множество пробных этюдов и эскизов портретов персонажей, которые являлись действующими лицами картины. Их насчитывалось более шести сотен. Только одно обличье Иисуса было составлено из трех вариантов: женского лица, античных статуй и образа Аполлона. На протяжении многих часов ожидания, творец полотна находился в храмах и синагогах, наблюдая за молящимся народом. Ему были необходимы истинные и неподдельные эмоции на их лицах, чтобы передать эти чувства в картине.

Прототипами изображенных на холсте людей явились и друг автора, истинный поклонник творчества и идеи Иванова – писатель Николай Гоголь, и сам художник в виде старца с посохом, расположенным на расстоянии от Иоанна Крестителя.

Всего художником было создано 3 эскиза будущей картины.

Дата написания Название
1830-1833 гг. «Строгановский» (с изображением символов святости и голубя)
1836 г. С изображением людей в 1/3 роста человека
1839 г. «Венецианский» (окончательный)

В общем подсчете более 33 лет жизни было потрачено автором на создание своей мечты. Но она, к сожалению, так и не была до конца воплощена. Быстро теряя зрение, Иванов успел только изменить первоначальный образ юноши на старца, а вот отражение его в воде — уже нет. Также бытует мнение, что Александр Иванов разочаровался в своей картине, потерял веру в свою мечту, о чем делился со своими друзьями.

Возвращение на Родину

Всего за несколько недель до своей кончины, весной 1858 года, Александр Иванов картину «Явление Христа народу» решил привезти в Петербург. В этом ему помогла знатная княгиня Елена Павловна. Транспортировать пришлось на корабле, так как другие варианты были неприемлемы. Свернутое полотно поместили прямо на палубе, размеры холста не позволяли поместить его в трюме. Только чудом и непрерывными молитвами художника картине удалось избежать повреждений во время шторма по пути домой. Автор картины очень надеялся, что его полотно купит Александр II, который посещал Иванова во время написания «Явления Христа» в его мастерской в Риме. Просимая тогда сумма за холст была 10 тыс. серебром. По истечении нескольких часов после смерти живописца, картину действительно выкупил император, но за более низкую цену, всего за 15 тыс. российских рублей. Впоследствии она была передана в Румянцевский музей, где был сооружен для полотна персональный павильон.

Привезенное произведение было выставлено на всеобщее обозрение в Академии Художеств. Значительная часть почитателей таланта, а также критики-искусствоведы, следившие за отшельническим воссозданием пришествия воскресшего Иисуса Христа, ожидали от живописца более грандиозного впечатления, чем от увиденной картины. Они считали, что предварительные наброски художника были эмоционально сильнее.

По мнению большинства творческой интеллигенции, критика, посыпавшаяся на Александра Иванова, здорово подкосила и так слабое здоровье художника. Подхватив холеру, через несколько дней, после возвращения в Петербург, он скончался, не достигнув своего 52 дня рождения.

Третьяковская галерея стала владельцем шедевра А.Иванова уже в 1932 году, для которого был специально построен свой выставочный зал. На время ВОВ картина была вывезена в Новосибирск.

Значение «Явления Христа народу» в искусстве

Мнение о значимости библейского события, запечатленного на холсте художника Александра Иванова, двояко. Одно из них свидетельствует о том, что картина, воплощающая в основном эмоциональное состояние изображенных персонажей, была преждевременной для того времени, а краткое описание произведения не могло передать всю полноту ощущений автора. Многим слоям общества было непонятно олицетворение чувственности образов, их внешняя и смысловая нагрузка. Ведь картину следовало не только созерцать, но и думать над ней.

Второе гласит о том, что слишком много времени ушло на создание такого гиганта. А время не ждет. Многое изменилось в жизни людей, и красочная актуальность полотна стала стираться, что и повлекло за собой потерю интереса к своей работе и самого творца. Но простые ценители искусства считают работу художника А.Иванова поистине непревзойденным уникальным произведением живописи.

«Явление Христа народу» — картина, которой художник посвятил 20 лет и которая стала причиной его смерти


«Явление Христа народу». (1837-1957). Фрагмент. Александр Иванов.

Иванов Александр Андреевич (1806 — 1858) в самом начале своей творческой карьеры написал несколько полотен на библейскую тематику. А остальные более двадцати лет он посвятил лишь одному полотну, сюжет для которого позаимствовал в Евангелии. Художник искренне рассчитывал, что его грандиозная работа «Явление Христа народу», в которую он вложил пол жизни, произведет фурор среди современников, критиков и потомков. Но, увы, картина потерпела фиаско.

Иванов Александр Андреевич — русский художник.

Будучи рожденным в 1806 году в семье живописца Андрея Ивановича Иванова, Александру как бы на роду было написано стать художником. Мальчик, с раннего детства подрастая в атмосфере любви к искусству, уже в одиннадцать лет станет «посторонним» учеником в Императорской Академии художеств, где под руководством отца начнет осваивать азы классической живописи. В процессе учебы были на счету молодого художника и серебряные медали и золотые и поездка в Европу за особые успехи. И вместо планируемых трех лет за границей Иванов прожил на чужбине тридцать три года.

«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». (1835).

В Италии, ознакомившись с работами великих мастеров эпохи Возрождения, Иванов увлекся религиозными сюжетами и досконально начал изучать Священное Писание, а в особенности Новый Завет. Художника манила идея написать на огромном полотне первое явление Мессии народу. Но изначально, решив испробовать свое мастерство на менее масштабной картине, он напишет в 1834—1835 годах «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», которая будет иметь колоссальный успех в Италии и в России. Академия художеств за это полотно в 1836 году удостоит Иванова звания академика.

«Явление Христа народу». (1837-1957). Александр Иванов.

Успех вдохновил мастера и он безотлагательно взялся за «Явление Христа народу». Кропотливый труд живописца затянулся более чем на 20 лет (1837—1857), и только в мае 1858 года Иванов решает везти гигантское полотно в Санкт-Петербург. Выставка картины и всех этюдов с натуры, а было их около 600, проводилась в Академии Художеств и произвела противоречивое впечатление на посетителей.

Надгробный памятник А.А. Иванова.

Получилось так, что все кто интересовался живописью и наблюдали за творчеством
Иванова — ожидали большего. И поговаривали, что эскизы к картине были намного впечатляющими. Остальные же зрители не прочувствовали значимости и величия момента, так как в то время бурно шло обсуждение грядущей отмены крепостного права и как-то было ни до Христа, ни до его явления. А некоторых больше впечатлил Иоанн Креститель нежели сам Мессия.
На фоне всеобщего непонимания и критических замечаний жизнь художника закончилась трагически вскоре после презентации полотна. Многие склонны были считать, что здоровье мастера подорвали стрессы из-за критики современников. А некоторые мистически настроенные приписывали это тому, что «автор сделал свое дело — автор может уходить». Скончался А.А. Иванов в июне 1858 года от холеры, захоронен в Санкт-Петербурге.

«Явление Христа народу». (1837-1957). Александр Иванов.

Спустя несколько часов после смерти живописца это грандиозное творение приобрел император Александр II за пятнадцать тысяч рублей, отдав распоряжение соорудить для него павильон в Румянцевском музее. А все эскизы выкупил Павел Третьяков. После революции 1917 года в 20-х «Явление Христа народу» было перенесено в Третьяковскую галерею, где был специально для картины построен выставочный зал.

«Явление Христа народу» (1837 — 1857) — зашифрованное послание современникам

Это полотно — Евангелие на холсте, художник замыслил как масштабное творение и выбрал для него соответствующие размеры: более пяти с половиной метров в высоту и семь — в длину. На таком гигантском полотне мастер задумал «донести до зрителя всю мощь и силу веры в деяния и слова Божьи».
Александр Андреевич с фанатизмом продумал все детали будущей работы, на одну только подготовку к которой ушло три года. Он изучал Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил всю Италию в поисках нужного вида, легшего в основу полотна; посетил множество храмов и синагог разыскивая типажи исконных иудеев для натуры. Мастер написал огромное множество этюдов, эскизов и зарисовок.

На первый взгляд картина впечатляет многолюдностью и многоплановостью композиции, где автором задумано два композиционных центра, вокруг которых развивается сюжет: на первом плане — Иоанн Креститель, на втором — Мессия. И взором, переходя от образа к образу, наблюдаем за происходящим на полотне событием: появление Христа в момент крещения Иоанном Предтечей иудеев, поверивших в Спасителя, в реке Иордан.


«Иоанн Креститель и апостолы». Фрагмент.

Иоанн, за спиной которого видим апостолов Иоанна Богослова, Петра, Андрея Первозванного, увидев Христа, указывает на него движением руки. И многие из присутствующих устремили свои взоры на одинокую фигуру, идущую по пустыне. Спаситель является народу как чудо, которое предрек праведный Иоанн. Чудо которое должно было произвести коренные перемены в жизни человечества.

«Христос». Фрагмент

Полотно наполнено большим количеством образов, противоречиво настроенных к происходящему: одни с верой и восхищением, другие с испугом и ненавистью, третьи с неподдельным интересом. Художник показал ни одного безразличного лица, все подчинены единому порыву.

«Римские кавалеристы» Фрагмент.


«Дрожащие». Фрагмент.


«Раб и господин». Фрагмент.

В центре — богатый, услышав о пришествии Мессии отшатнулся от Христа, и его обрадованный раб, о котором Иванов скажет: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».

«Старик и юноша». Фрагмент.

Образы юноши и старика внизу картины слева, выходящих из воды, как аллегория Древнего Израиля и Израиля после пришествия Иисуса, как соотношение молодого и зрелого, старого и нового. Это образы непрекращающейся жизни.

«Книжники и фарисеи». Фрагмент.

Интересны образы фарисеев и книжников, хранящих Закон, от лиц которых сквозит холодом, злобой, завистью пренебрежением и осуждением.

«Ближайший ко Христу». Фрагмент.

Как было сказано выше, типажи для своего творения живописец собирал годами. Так, для образа одного из героев полотна позировал сам Николай Гоголь, известный своей набожностью. Он то и вдохновил художника на создание образа темноволосого мужчины, ближайшего ко Христу.

«Мужчина с посохом». Фрагмент.

В образе мужчины в серой шляпе с посохом, что невдалеке от Иоанна Крестителя, художник запечатлел себя. По давней традиции живописцы часто писали свои образы в картинах такого плана. Иванов также не упустил такого случая и изобразил себя в качестве ученика Иоанна Крестителя, путешествующего вместе с праведником и апостолами по миру.

«Люди за деревьями. Фрагмент».

Энергетическая мощь гениального творения Александра Иванова

Давно известно, что любое творение рук человеческих несет в себе энергетическое биополе, воздействующее на окружающих. Так, исследовав биолокационным методом «Явление Христа народу», ученые заявили, что это произведение несет в себе мощнейшую положительную биоэнергетику, что относится и ко всем остальным работам мастера.


«Явление Христа народу». Фрагмент. Александр Иванов.

Исследование показало, что «…радиус биополя Иисуса составляет восемь метров, Иоанна Креститетя — пять, а всех остальных персонажей намного меньше. И это при том, что фигура Христа почти в три раза меньше чем все остальные образы, изображенные на холсте.»
Почти через сорок лет гениальный русский художник Константин Маковский напишет свое гигантское полотно на исторический сюжет «Воззвание Минина к нижегородцам» (1896), которое будет вызывать чувство гордости и патриотизма за простой русский народ.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Явление Мессии» – зашифрованное послание современникам

«Явление Христа народу» Александра Иванова без преувеличения можно назвать Евангелием на холсте. Однако искусство художника, вложившего так много духовных смыслов в свое творение, требует не меньшего искусства от зрителя, призванного их дешифровать…

О том, как правильно «читать» картину Иванова, рассказывает культуролог и бакалавр богословия Александр Архангельский.

«Явление Христа народу» (или «Явление Мессии») Иванов писал около 20 лет в Италии, но так и не дописал до конца. В 1857 году он отправляет картину в Петербург незаконченной. А в июле 1858 года умирает. Иванов не дописывает картину, потому что переживает в то время кризис веры, прежде всего веры в человека: он наблюдал, как во время франко-итальянской войны люди, называвшие себя верующим, творят безумные поступки. Это вылилось в кризис его отношения к Богу, поскольку в христианстве эти две веры существуют только вместе. Иванов считал, что писать картину на библейский сюжет, не имея благоговения веры и полного доверия Богу, он не может.

Когда Иванов уезжал в Италию на три года (а в результате пробыл там 20 лет), он еще не определился до конца, какой сюжет выберет. Выбранный им в итоге сюжет – это, по сути, синтез нескольких мест из Евангелия: крещение в Иордане, обличение фарисеев и момент узнавания в Иисусе Мессии. Когда Христос крестился, многие Его еще не узнавали, даже ближайшие ученики (они написаны левее Иоанна Крестителя) долгое время осмысляли эту новую для них реальность, пытаясь вместить ее. Иванов задумал на огромном полотне показать, что происходит с человеком, когда происходит его встреча со Христом. Что значит эта встреча для любого верующего человека? Это не просто знакомство, это встреча, которая переворачивает всю жизнь, делает ее качественно иной. После нее невозможно оставаться таким, как прежде. Мы знаем, что иудеи ждали этого момента сотни лет. И вот этот момент наступает.

А. Иванов. Явление Христа народу. Христос. Фрагмент

Христос

Центральная фигура на этой картине – Христос. Есть эскизы, где фигура Христа крупная, почти такого же размера, как Иоанн Креститель. Но в окончательном варианте (а он сделал около 300 эскизов) Иванов уменьшает Христа, так что Он становится меньше всех. И для этого есть свои основания. До второго пришествия Христа может увидеть только тот, кто очень этого хочет. Есть в Евангелии такие слова: «Льна курящегося не угасит, трости надломленной не переломит». Это уважение к человеческой свободе: если человек не хочет этой встречи, она не произойдет.

В числе сотен эскизов лица Христа есть какое-то количество женских портретов. Художник хотел изобразить Христа так, чтобы в Нем воплотилась вся полнота человеческого – и мужское, и женское начало. И ему это удалось. У Иванова есть ряд эскизов, где у Христа лицо очень брутальное, холодное, жесткое. В окончательном варианте лицо мужественно, но не брутально, в нем действительно воплощена вся полнота и мужского и женского.

А. Иванов. Явление Христа народу. Иоанн Креститель и апостолы. Фрагмент

Иоанн Креститель и группа апостолов

Самый высокий, почти огромный – Иоанн Креститель. Он указывает на Христа. За ним мы видим группу апостолов. Первый, рыжий, – апостол Иоанн, самый молодой из них. Мы видим его молодость, порывистость и устремленность всего его существа туда, ко Христу. За ним стоит апостол Петр. Он был тоже очень горячим и порывистым. Но как отличается порывистость одного от порывистости другого! У Петра ухо обращено в ту сторону, где Христос, но голова при этом развернута. Видно, что внутри него что-то происходит. Это тоже порыв, но немного другой. Рядом с Петром апостол Иаков, он смотрит не на Христа и не на Иоанна Крестителя, а куда-то внутрь себя. Иаков здесь воплощает тип человека спокойного, непорывистого, но такого, которому для принятия решения нужны очень серьезные основания. В нем нет отторжения, нет торопливости. Иаков смотрит внутрь себя, он хорошо знает Ветхий Завет, а это закон и пророки. Закон говорит о том основании, том минимуме, ниже которого человек не должен падать. Соответственно, явление Иисуса как Мессии не должно было противоречить этому основанию и пророчествам о том, каким должен прийти Христос. В одном из пророчеств сказано, что в Нем не будет ни вида, ни величия. А ведь многие иудеи ждали именно царя, который придет во всем великолепии – сильный, красивый.

Рядом лицо еще одного ученика – Нафана. Сравните эти два лица: Иаков смотрит внутрь себя, где идет глубокий анализ, лицо же Нафана выражает что-то вроде «не знаю, не знаю, может ли быть что-то хорошее из Назарета?» По пророчествам Мессия должен был прийти из Вифлеема, а тут внешним образом человек приходит из Назарета (мы знаем, что Иисус родился в Вифлееме, но потом Иосиф с семьей бежал в Египет, а после смерти Ирода они поселились в Галилее, так как возвращаться было опасно). Взгляд Нафана направлен вниз и в сторону, лицо выражает предубежденность. Таким образом два внешне похожих подхода (сомнение Иакова и Нафанаила) внутренне противоположны.

А. Иванов. Явление Христа народу. Старик и юноша. Фрагмент

Старик и юноша

Еще одна интересная пара – юноша и старик внизу картины. С этой парой композиционно соотносится изображение дерева: оно одновременно и молодое, и зрелое, и старое (сухие ветви наверху), в нем как бы заключена вся полнота возрастов. «Полнота возрастов» повторяется в этой паре «старик и юноша», художник показывает, что встреча со Христом может произойти в любом возрасте. Юноша похож на мраморную скульптуру, его тело идеально выписано. В этом юноше многие современники Иванова видели символ античности. Античность как детство человечества: античные греки впервые обращают внимание на человека, начинают размышлять об идеальном человеке, о том, что делает его таким. До появления греческой философии, поменявшей представление о человеке, вера древних греков была очень мрачной, человеконенавистнической, их мифы – это круговорот страданий, измен, бойни и крови.

А. Иванов. Явление Христа народу. «Дрожащие». Фрагмент

«Дрожащие»

Определение «дрожащие» закрепилось за следующей парой персонажей – ребенком и мужчиной, которые только что вышли из реки. Этим, с одной стороны, объясняется их дрожь. Но, с другой стороны, эта дрожь знакома всякому человеку, соприкоснувшемуся с чем-то очень важным, самым главным, значительным в своей жизни. Когда от этого момента: узнает – не узнает, отличит – не отличит – зависит очень многое.

А. Иванов. Явление Христа народу. Раб. Фрагмент

Раб

Фигуру раба Иванов пишет посредине и ровно под фигурой Христа. Если вспомнить иконографию сюжета «Сошествие Христа в ад», там под изображением Христа по вертикали располагается ад – чернота и образы боли человеческой. На картине Иванова Христос по вертикали как бы спускается к рабу. В этом многие современники Иванова увидели почти политический манифест. Эту картину художник начал писать еще до отмены крепостного права. В 1830–1840-е годы говорить о крепостном праве в критических тонах было очень опасно, в этом усматривали крамолу. Иванов написал много эскизов раба: с выбитым глазом, с клеймом на лбу, лысого, с еще более воспаленными глазами. Но в конце концов он убрал все эти увечья и оставил единственный признак рабства – веревку на шее. На картине раб не видит Христа, он обращен к Нему спиной, развернут так, как нужно его господину. Раб делает свое дело: наклоняется к покрывалам, чтобы накрыть господина, но в то же время слушает, о чем говорит Иоанн Креститель, и его наполняет радость.

А. Иванов. Явление Христа народу. Фрагмент

«Ближайший ко Христу»

Так принято называть темноволосого мужчину, повернутого ко Христу. Примечательно, что в ряде ранних эскизов он отвернут. Иванов (в особенности в ранних эскизах) делает это лицо очень похожим на своего друга Гоголя, с которым они очень тесно общались. Размышляя над непростым путем Гоголя, его духовными поисками, Иванов поначалу писал его отвернутым. Но в последнем варианте картины, зная, что происходит в сердце друга, художник разворачивает «Гоголя»: он уходит, но лицо обращает ко Христу.

Римские кавалеристы

Еще Иванов изображает двух римских кавалеристов. (Исторически их, скорее всего, там не было: римляне чаще бывали в городах.) Этих двух всадников Иванов пишет с французских кавалеристов. В 1840-е годы очень поразила война Франции с Италией, он воспринял ее как личную трагедию. И французы, и итальянцы считались культурными, высокопросвещенными людьми, две христианские нации. Но тут начинается война, и французы вторгаются в древний Рим. Иванов наблюдает, как просвещенные, культурные люди с остервенением уничтожают друг друга, тысячелетние здания, дворцы, храмы, скульптуры. С каждым днем снаряды взрывались все ближе и ближе к мастерской Иванова. Если бы так пошло и дальше, то вскоре дом художника был бы разрушен и картина оказалась бы утраченной. Когда французы заняли Рим и французские кавалеристы скакали по городу, Иванов наблюдал за ними и понимал, что это тоже оккупация. Через этот наглядный образ оккупации он изображает оккупацию римлян. Обратите внимание, как он пишет лица кавалеристов: это не лица злодеев. В особенности у солдата слева: он всматривается в Христа без агрессии, без презрения, это вопрошающий взгляд. Мы знаем, что Христос пришел не только к иудеям, но ко всем, и к римлянам в том числе.

А. Иванов. Явление Христа народу. Фрагмент

Книжники и фарисеи

Интересна также группа левитов и книжников, хранителей закона. Обратите внимание на эти два лица. Это люди, не просто знающие закон, они сами себя олицетворяют с законом. В их лицах читается пренебрежение, осуждение, холод и зарождающаяся злоба, зависть – то, что приведет к непримиримому конфликту.

А. Иванов. Явление Христа народу. Мужчина с посохом. Фрагмент

Автопортрет

Человек в серой шляпе с посохом, находящийся ближе всего к Иоанну Крестителю, – это автопортрет самого художника. Была такая традиция – вносить себя в библейские сюжеты и на иконы (об этом часто просили заказчики). Каким себя видит Иванов? Он в шляпе и с посохом путешественника – он путешествует. С другой стороны, он сидит у ног Иоанна Крестителя как ученик – он видит себя учеником. Он очень внимательно слушает, что говорит Иоанн Креститель, и смотрит туда, куда тот показывает. Этот образ, по свидетельству знающих Иванова людей, очень точно передает его характер и его позицию.

А. Иванов. Явление Христа народу. Люди за деревьями. Фрагмент

Люди за деревьями

В зале этого почти не видно, но если приглядеться, можно увидеть, что за деревьями идет огромное множество людей. Это те, кто еще в пути и, возможно, придут ко Христу только через несколько сотен лет и даже через тысячелетия.

Александр Архангельский

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх