Помост

Вопросы веры

Язычники в России

Этот пост не для баловства и не просто срубить плюсов или чьих то комментариев. В нынешнем интернете русском назрела колоссальная историческая проблема — у нас куча группировок разного толку извратила всю информацию про язычество, в итоге статей, основанных на толковом разборе, по пунктам, просто нету.

Отсылать всех к книгам — глухой вариант, я бы сам не побежал читать тома ради простого уточнения — а как было то?

В общем когда заходит речь и языческом периоде, всплывает куча проблем:

1 — Почти никто не делает различий — о каких славянах идёт речь? Южные, Балтийские, Западные, Восточные. Потому что между этими славянами уже 2000 лет назад была очевидная разница.

2 — Не учитывается климат и география того народа славянского, о котором идёт речь.

3 — Вообще не берётся в расчёт ВРЕМЯ происхождения тех или иных событий. У людей история славян сжимается до трёх страниц, а на деле там 3 000 лет истории минимум. Это кстати самое главное — когда между теми или иными традициями проложено 1000 лет истории, крайне аккуратно стоит называть что либо русским, а что литовским.

Ну и про язычество как таковое, самая многострадальная тема. На ней наживались и наживаются кучи нацистов, шизофреников и просто дебилов. Прежде чем начну, ещё вот вам базовые принципы описания славян:

1 — Славяне это индоевропейский народ, голосовая ветвь — сатем. Это значит, что они из одного корня с балтийскими народами, само собой без учёта финнов и эстонцев, это уже финно-угры. Так вот, сначала были прото балто — славяне. Это дело было 3200 лет назад. Единый племенной народ. Никаких намёков на литовцев или скажем белорусов, тогда не было, просто одна из общностей, вышедшая из Культуры боевых топоров-шнуровой керамики, а до этого, всё это вышло из Ямной культуры. В общем корень единый и народы между собой, на отдалении, крайне схожи были.

2 — Вся история человечества это опора на археологию и свидетельтста письменные и устные. Ни один источник не абсолютен, но обоснованно мы доверяем любой летописи, нежели простым разглагольствованиям нынешних недоисториков, подвергающих сомнению выводы современной науки.

При этом тут же учитываем, что и тогда в летописи заносили почти всегда предвзято и оценивать любое описание нужно криттически.

3 — Если логично — то это имеет право на жизнь и на точку зрения. Скажем не логично предполагать, что славяне были знакомы с гиперборейцами и владели технологиями летающих тарелок или владели письменностью развитой уже 3000 лет назад. Это невозможно, иначе бы осталась куча свидетельств у современников этого процесса и в виде находок.

Логично предполагать, что славяне были технологически развиты минимум на 70% от уровня развитости соседей — германцев, балтов, скандинавов. Почему? Потому что это историческая данность — если ты живёшь рядом с кем то, ты с ним и торгуешь и дружишь и воюешь и постоянно пополняешься информацией от него. Так же можно предполагать, что в некоторых отраслях, те или иные славяне были развиты на 100 % от уровня соседей в этом же ремесле, или просто превосходили соседей по уровню развития. Лидеров абсолютных и во всм не бывает, это тоже экономико-историческая данность.

4 — Нельзя рассматривать обычаи, уровень развития славян в отрыве от места их обитания в тот или иной период и от окружения в виде стран-соседей и исторических процессов. Могла быть засуха и война, мог быть благодатный период и хорошие ресурсы. Всё надо учитывать.

5 — Нельзя рассматривать уровень морали, законов и жестокости славян, в отрыве от уровня законов и морали в тот же период у других народов рядом и мира в целом. Тот же князь Владимир по нынешним временам — отморозок, а по тем — очень скромный и терпеливый воин и князь. Иван Грозный на сегодня — злыдень, а в своё время очень сдержанный мужик, по сравнению с французами, так вообще почти страстотерпец и крайне жалостливый к еретикам, в отличие от франции и её несчастных гугенотов.

6 — Если нет источников данных — раскопок, письменных упоминаний о славянах за тот или иной период, то вступает в силу принцип подобия соседям и историческому процессу.

Скажем если нет точных данных о том, как жили славяне между 2000 — 1500 лет назад, а эта проблема есть в археологии, то стоит просто понимать — они явно были, потому что это выходит из наличия выделившихся от балто славян — балтов, они явно не вымерли, потому что начиная с 1500 лет назад стали активно развиваться. Значит они явно жили и примерно в известном ареале. Если не ивзестно какая была система верований в какой то период, то можно и нужно уточнять, какие верования были у балтов, германцев, скандинавов, скифов и так далее. От подобного и идти, поточнее увязывая ареал проживания того или иного племени, с его соседями и обычаями соседей и так далее.

Это как пример пургаториуса — по сути первого примата. Нет его черепной коробки, вообще. Как узнать размер его мозга? Тогда просто проводят анализ его ближайших предков или схожих видов которые были до него и которые были после него. Так же проводят анализ хищников до, во время и после пургаториуса. И тогда можно сказать, что его мозг был весом где то 1 грамм. При этом он был умён ровно настолько, насколько было тогда в тренде так сказать, потому что он отвечал запросам того времени в истории Земли.

Стоит всегда понимать — славяне в целом не были отсталым сбором племён, а всегда чуть лучше, чуть хуже соответствовали своему времени — 2500, 2000, 1500 лет назад и так далее. Порой они могли отстать в чём то, порой вполне были на уровне всех соседних стран. Они не были тупее чем надо, наоборот, вполне соответствовали запросам своего времени. Не были и гениями, потмоу что гениальным народом даже Римляне не были, они вполне себе благодаря развитым грекам стали умными и ещё умнее греков в итоге, а греки — благодаря народам до них и так далее. Реакция цепная. Не было никогда народа, который бы просто взял и придумал бомбу ядерную. Это всё от наблюдения друг за другом, исключений нет.

А теперь по мифам, с их развенчанием.

1 — Язычество славян было максимально добрым, славяне никого в жертву не приносили из людей, были в гармонии с природой.

Ответ. Увы нет. Уровень жестокости и готовности пустить на кровь живого человека, была и у славян, равно как соседние балты и германцы со скандинавами были такими же. Скажу больше — славяне в начале своего выделения от балтов и долго впоследствии, не верили именно в богов, они верили в домовых, ведьм, в духи леса и воды и так далее. Пантеона богов не было. ( Нидерле — Славянские древности, глава VI Религия, вера и культ ) Отсюда и почитание славянами рек, деревьев и целых рощ, камней — они почитали не физические предметы, а именно тех кто в них жил.

Исходя из этих знаний, подтверждаемых косвенно от разных старых источников, к примеру из Прокопия Кессарийского ( между 490 и 507 — после 565 ), можно уверенно вывести, что и человеческих жертв богам до принятия веры в богов, не было. Некому было жертвовать человека. Ту всё относительно просто. Из этого же выходит простая истина — пока не было богов, не могло быть и храмов в честь богов, а духам храмом был или камень, или река или богороща и так далее. Ещё, скорее всего, верили в доброго бога — Белбога и в злого — Чернобога, но это уже классическое инь-янь, любой народ мира так верит в начале пути к монотеизму. А вот до влияния культовых знаний со стороны варягов-скандинавов, славяне вообще обходились без идолов, и тем более без храмов, хватало именно природных мест.

Когда славяне переняли ряд системных верований в богов от Балтов, а балты до этого от германцев, началась и более сложная религия. Но такой путь по сути проходили все народы в мире — от простого к сложному.

Упоминания о жертвах людей, в том числе даже собственных детей, относятся к позднейшему периоду язычества, уже к 900-м годам, когда князь Владимир в 980 году поставил в Киеве идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла, Мокошь. ( Лаврентьевская летопись под 980 годом (ПВЛ, I, 56) ) и Человеческие жертвы, приносившиеся Перуну в Киеве (о них упоминает Лаврентьевская летопись (77, 80), затем о них упоминают поучения митрополита Илариона, Кирилла Туровского, епископа Серапиона и два арабских автора: Гардизи и Ибн-Русте), на Балканах у болгар (Козьма пресвитер (ed. Kukuljevie, Arkiv, IV, 75)). У балтийских славян человеческие жертвы приносились Сварожичу, Святовиту, Триглаву, Припегале. Подробности см. в „Živ. st. Slov.“, II, 237,

В итоге когда славяне были совсем-совсем маленькими племенами жившими в лесах и среди болот, они были относительно добрыми, и то не факт, просто потому что были относительно не развитыми в плане религиозного культа. Как только культ пошёл в гору, они сразу же стали похожи на другие культуры, перешедшие этот же порог развития. Точнее сказать, кого они там резали или не резали в тиши дубрав — нереально. Вокруг болота, мож кого и топили, а может и нет. Но когда у них пошёл культ развитый — да, резали людей и своих в том числе, это исторический факт.

Стоит так же понимать — германцы, италийцы и скандинавы были точно такими же в плане жестокости, когда пошло развитое язычество. Даже более жестокими были германцы со скандинавами. У них вообще был культ кров и славной смерти, когда помирать на полатях стыдно.

В итоге, когда даже намёков на прото-русских не было, может быть славяне были и относительно не кровожадными. Но вот когда уже были прото-русские, славяне стали как раз вполне себе злее. Это исходит из простой такой истины — в малых племенах негде разгуляться тому же шаману, ибо за требования человеческой жертвы могут удавить. А когда численность населения вырастает, то тот же местный князь может прикрывать себя личной гвардией и наводить более жестокие порядки.

2 — Славянские древние храмы, совсем совсем необычайно древние…

Значит первое и базовое — никакой особой древности нет даже у самого славянского этноса и скажу для понимания, что германцы и итальянцы и французы — то же самое. Ещё 4000 лет назад не было таких народов даже в принципе, даже намёками. Была культура полей погребальных урн, была шнуровая культура, ещё некоторые, не суть важно их количество даже были в нех локальные микро общности и всё. Среди них не было немцев и русских, они говорили примерно на одном языке. ( В.В. Седов «Славяне в древности, глава — Древнеевропейцы ). К слову, те же славяне с балтами в плане языка окончательно разошлись аж в 700 — 1000 годах нашей эры, а полностью, до непонимания даже примерно друг друга — 500 лет назад, не раньше.

Ну и? Как вы думаете, могут у славян быть особо древние храмы? Нет конечно. И так же у немцев и скандинавов и французов. Они явно не древнее даже относительно поздне построенных некоторых Римских храмов и тем более Древне-Греческих.

Скажем знаменитый храм Аркона на острове Рюген, никак не может быть древнее 500 года нашей эры, потому что он заселён был Руянами, западными славянами, как раз в 500-х годах. А сам храм Арконы построен начиная с 800-х годов нашей эры. К этому моменту если что, Древний Рим как таковой успел полностью растворится в варварах. Скажу больше — эт о храм то славянский, но именно полабских славян — западных славян и он и близко не был русским-восточно славянским.

Храм в Уппсале не древнее 600-х годов нашей эры. ()

У восточных славян с храмами всегда было туго. Портов у них не было, торговля сильно затруднена, особенно среди болот и лесов ( Наша прародина это где то Белоруссия, где то часть Украины и часть Новгородчины, но поначалу без джоступа к морю). Камня почти нет и так далее. В лучшем случае были деревянные истуканы, особенно в ранний период, скажем 2000 лет назад. К 1000 году нашей эры стало лучше, но это уже были совсем не древние времена.

Третий в этом посте и пока последний пункт, что бы излишне длинно не было.

3 — Перун это Тор!?

Нет, вот тут аутентичность и своеобразность именно Перуна неоспорима и он не копия с Тора и даже никак не отождествлялся славянами с Тором — он творение самих славян. Пример такой вот конвергентной эволюции, когда дельфин и акула до одури похожи, но вообще разные существа по своей природе.

А) Он был почитаем у всех славян, включая южных, очень далёких от скандинавов. ( Любор Нидерле — Славянские древности, глава — Боги общие для славян, раздел — Перун )

Б) Скорее всего понимание бога, которой бьёт молниями пришло ещё из Индоевропейской общности, этот бог по настоящему хтонический, древний. Он развивался у славян из общего для всех индоевропейцев корня и потому он не копия Тора или Зевса, А Тор не копия Перуна — они из общего корня и каждый в итоге стал сам по себе у разных народов. Как скажем три брата из одной утробы разом родились и хоть они конечно похожи и скажем все трое занялись кузнечным делом, но каждый делает это полностью по своему, разные техники умеет — один по бронзе, другой по стали, третий по тонкой ковке и так далее. Вроде и кузнецы, но абсолютно своеобразные. ( Любор Нидерле — Славянские древности, глава — Боги общие для славян, раздел — Перун )

В) Постепенно боги-властители молний, у других народов утратили свои силы уже на фоне язычества, оно развивалось и вытесняло их, передавая силы этих богов другим созданиям. Но у славян именно Перун так и остался неоспоримо главным богом, и только Велес был сравним с ним по почитанию. ( Любор Нидерле — Славянские древности, глава — Боги общие для славян, раздел — Перун )

О Люборе Нидерле — это чешский академик и один из самых постулатных, умных и систематичных славянских историков. К тому же очень объективный и совсем не славянолюб или славянофоб. Он критично относился к славянам и сам был именно славянином, самое что надо для учёного. Его высоко оценивал уже наш столп славянистики — Валентин Седов — советский и российский археолог-славист, заведующий отделом полевых исследований Института археологии РАН, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН(1997), действительный член РАН (2003) и академик АН Латвии (1994) — признанный всем научным обществом авторитет, написавший кучу замечательных, постулатного типа книг. Но даже он по сравнению с Любором Нидереле не такой въедливый к деталям и источникам. Нидерле вообще в каждую мелкую фразу вставлял ссылку, получше чем БСЭ энциклопедия.

Русское язычество

Русское язычество

Роднове́рие (Родоверие, Родолюбие, Родобожие, Доброславие) — религиозное движение, возрождающее дохристианские обряды и верования. Родноверы признают священными знания древних славян, соблюдают реконструированые языческие обряды дохристианских времён, и некоторые проходят обряд посвящения, в результате которого получают новое языческое имя. Это отличает родноверов от исследователей, занимающихся восстановлением первоначальных славянских ценностей (П. М. Золин, В. А. Чудинов, А. А. Тюняев), и писателей, называющих в своих книгах христианство опасным «чужебесием» (В. А. Истархов).

История

История развития родноверия в РФ

Первые религиозные неоязыческие общины появились в конце 1980-х годов, но они не имели официального статуса и теперь невозможно составить ясного представления о фактическом их масштабе. Так слёт с участием 19 человек, состоявшийся 25 июня 1994 года близ д. Угрюмово, на реке Воре, на границе Калужской и Смоленской областей, преподносится в историографии ССО как первый «за несколько сотен лет в России» праздник Купала.

Первым официально зарегистрированным неоязыческим религиозным объединением стала Московская славянская языческая община (МСЯО); дату регистрации МСЯО минюстом РФ — 14 февраля 1994 года — можно считать датой официального признания родноверия властями РФ. Эта община существовала неофициально ещё в конце 1980-х годов и тогда по своему составу московская языческая община совпадала с Клубом славяно-горицкой борьбы и почти полностью со «Всемирным антисионистским и антимасонским фронтом „Память“». Лидерами общины были Александр Белов (Селидор), руководитель Клуба славяно-горицкой борьбы, и Валерий Емельянов (Велемир), председатель ВАСАМФ «Память». В 1989 году эта община провела, возможно, первое в РФ открытое языческое «богослужение», которое прошло в окрестностях Горьковской железной дороги и состояло из поклонения богу солнца — Хоросу, показательных боев ратоборцев из клуба Славяно-горицкой борьбы и церемонии «анти-крещения» неофитов. В 1990 году Белов исключил Емельянова из общины и вышел из ВАСАМФ «Память». Вскоре после регистрации МСЯО, в 1995 году, Белов выходит из состава соучредителей МСЯО, а руководителем общины становится Сергей Игнатов (Млад), который подвергает пересмотру собранные ранее материалы по культуре, обычаям и верованиям, уделяя большее внимание «восстановлению» обрядов и праздников.

Среди лидеров родноверов начала 1990-х годов следует также упомянуть В. Н. Безверхого (Остромысла), основавшего ещё в 1986 году в Ленинграде тайное «Общество волхвов», и известного диссидента А. А. Добровольского (Доброслава), удалившегося в деревню Весенёво (Кировская область) и ведшего оттуда большую «просветительскую» работу.

Юридический статус МСЯО инициировал процесс объединения общин, в частности осенью 1995 года Калужская славянская община, оставаясь на деле независимой, стала филиалом МСЯО. В 1996 году Вадим Казаков, лидер Калужской славянской общины, от имени МСЯО установил международные связи с Украиной (РУН-вера), Польшей (ZRW), Чехией (Общество чешско-лужицкой дружбы) и выдвинул идею создания единой родноверческой организации. 19 июля 1997 года (праздник Перуна) в Калуге прошёл учредительный съезд Союза славянских общин родной веры (ССО), главой которого был единогласно избран В. Казаков. В конце 1990-х годов ССО насчитывал несколько десятков общин из разных городов.

В ноябре 1998 года МСЯО выходит из состава ССО «в связи с расхождением во мнених с Казаковым В.», обозначив раскол в ССО. В 2002 году ряд общин, в том числе и МСЯО, опубликовали «Битцевское Обращение», направленное против шовинизма в родноверии. Его итогом стало создание Круга языческой традиции (КЯТ), объединившего московско-подмосковные общины

  • «Круг Бера» (Велемудр — Алексей Наговицын, Огнеяр — Константин Бегтин, Иггельд — Дмитрий Гаврилов),
  • «Коляда Вятичей» (Велимир — Николай Сперанский, Мезгирь — Алексей Потапов),
  • Восточно-славянский центр культурного единства «Купала» (Всеслав — Григорий Якутовский),
  • Московская Славянская Языческая община (волхв Млад — Сергей Игнатов),
  • Содружество Природной Веры «Славия» (Лютобор — Дионис Георгис),

а также некоторые другие, в том числе из ближнего и дальнего Зарубежья (Украина, Дания, Норвегия). В середине 2000-х годов КЯТ насчитывал около 500 активных участников.

23-24 апреля 2004 года в Калуге прошёл «Первый Международный Съезд Славянских Общин», организованный ССО, в нём приняли участие 90 делегатов — в основном из России, но также из Украины и Белоруссии — в общей сложности из 27 регионов. В «Персональном приглашении», которое получил каждый делегат, специально оговаривалось:

Организаторы считают, что на предстоящем Съезде нежелательны:

  • члены Круга Языческой Традиции (КЯТ) как еврейской организации воинствующих интернационалистов;
  • инглинги (члены секты Церкви православных староверов-инглингов Патера Дия — о. Александра — А. Хиневича), как представители организации, дискредитирующей возрождающееся Славянское Движение;
  • а также болтуны, демагоги, провокаторы, христиане и сумасшедшие.

Нежелательных на Съезде лиц будет удалять Служба безопасности.

Последнее предупреждение не стало простой угрозой: «Одной участнице, призвавшей сносить христианские кладбища, был отключён микрофон… Приехавшему без приглашения „министру Перуна“ из Астрахани также пришлось убраться восвояси». Делегаты съезда «пришли к выводу, что в настоящее время на нашей земле осуществляется целенаправленный и планомерный геноцид наших (славянских) народов» и одобрили вступление ССО в русское освободительное движение «Национально-державный путь России» (НДПР).

В 2007 и 2008 годах проходят объединительные съезды Круга Языческой Традиции, на которых принимается за теоретическую основу развития современного языческого движения так называемый «Манифест языческой Традиции». В августе 2008 года лидеры четырёх крупных языческих объединений: Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры, Круг Языческой Традиции, Схорон Еж Славен и Велесов Круг преодолевают внутренные противоречия и организуют консультационный «Совет четырёх» для дальнейшей совместной работы в целях развития современного Родноверия.

История развития родноверия на Украине

Параллельно и независимо процесс возникновения родноверческих общин шел на Украине.

Неоязычество представлено на Украине несколькими движениями, среди которых

  • РУН-вера — это одна из форм неоязычества, основателем которой стал Л. Силенко. Он реформировал политеистическую дохристианскую веру древних славян в монотеистическую систему, в которой единственный бог Дажбог выступает сознанием мира и вечной энергией. Основные положения РУН-веры изложены в книгах «Мага Вера» и «Поучение. Песни. Молитвы».
  • «Родная вера» была основана в 1934 г. В.Шаяном. В своей книге «Вера Предков Наших» он предлагал возвратиться к этнической религии, которой, по его мнению, были дохристианские верования и, частично, двоеверие.
  • «Ладовера» идейно оформлена в публикация Ю.Шилова и О.Шокала. В ее основе лежит концепция украинского мира как духовной и геоэтнической целостности. Организационно ладоверы не объединены.
  • «Собор родной веры» возник в 1994 г. в Винницкой области. Последователи Собора считают своими идейными руководителями В.Шаяна, М.Шкавритко, Л.Силенко, С.Кокряцкого. По мнению членов Собора, работы этих религиозных деятелей в целом образовывают целостное учение, распространить которое призван Собор.
  • Движение «Великий Огонь».
  • Родовое Огнище Родной Православной Веры.
  • Руськое Православное Коло.
  • Объединение Родноверов Украины.
  • Орантийцы

Эти движения объединяет намерение возродить дохристианские верования украинцев, некоторые из них поддерживают пантеистическое мировоззрение, другие исповедуют монотеизм. Для неоязычников характерна ориентация на возрождение всего «чисто» украинского, лишённого, по их мнению, наслоений других культур. Из неоязыческих культов сравнительно наибольшее значение имеют «РУН-вера» и «Родная вера». РУН-вера — наиболее многочисленная из организаций неоязычников на Украине (47 зарегистрированных общин). Общее количество других неоязыческих общин вне РУН-веры на 1 января 2007 года — 62.

Помимо России и Украины, известно существование родноверческих общин также в Беларуси, Болгарии, Польше и Сербии.

Источники славянского язычества

Живые традиции славянского язычества были практически прерваны вследствие принятия христианства, в связи с чем современные реконструкторы для их «воссоздания» обращаются к фольклорно-этнографическим, археологическим, летописным, сравнительно-религиоведческим и другим методам.

Корни «возрождения славянского язычества» лежат ещё в дореволюционном прошлом России — в творчестве А. К. Толстого, К. Данилова, Н. А. Римского-Корсакова, В. Васнецова, К. Рериха, И. Билибина и др., в исследованиях народных обрядов, ремёсел, фольклора — деятельности славянофилов, из которых особенно важны:

В 1960—1980-е годы массовыми тиражами вышли качественные русские переводы сохранившихся священных политеистических текстов и эпоса индоевропейских народов с подробными комментариями. Недостаток письменных первоисточников об исконной славянской культуре реконструкторы стремились компенсировать повышенным интересом к античной и ведической традициям, Эддам. Переиздаётся Полное собрание русских летописей. Как следствие, с конца 1980-х годов в городах, в основном в среде инженерно-технической интеллигенции, наблюдается интерес к дохристианской традиции.

В конце 1980-х появляются монографии ряда советских ученых (Рыбаков Б. А., Кузьмин А. Г.), в которых реконструируются верования древних славян. Значение этих работ для родноверия столь велико, что были случаи справления московскими язычниками тризны по умершим учёным.

Появление в начале 1990-х годов русского фэнтези — направления фантастики (например, роман М. Семёновой «Волкодав») способствовал популяризации неоязычества.

Тем не менее, скудость материала подталкивает родноверов источникам:

  • «Велесова книга», ставшая популярной после её издания в 1992 году А. Асовым (Бус Кресень, Коломенская языческая община)
  • «Mater Verborum», фрагменты которой систематизировали Д. Гаврилов и А. Наговицын (Иггельд и Велимудр, община «Круг Бера»)
  • Сочинения Маша и др. немецких авторов второй половины 18 века, писавших о древних славянских городах (см. Ретра), разнообразные исследования по славянским рунам.
  • «Славяно-Арийские Веды», признаваемые только Древнерусской Инглиистской Церковью Православных Староверов-Инглингов
  • «Покон Рода», признаваемые только Родовым Огнищем Родной Православной Веры.

Учение родноверов

Верования и обряды разных групп родноверов весьма различны, общим является пантеон славянских богов, почерпнутый из академических исследований славянской религии и в особенности монографий Б. А. Рыбакова, равно как и стремление возродить верования древних предков и преклонение перед их мудростью.

Родноверы, близкие к Кругу языческой традиции, не имеют единого мнения по ряду основных догматических вопросов, но видят в этом силу современного язычества. Их мнения по основным вопросам современного язычества собраны в «Изведнике русского язычества» (2003 г.)

Родноверы «Изведника» сочетают пантеизм и традиционализм Генона. Они согласны в главном:

Язычник — носитель языческого мировоззрения или природной веры — это тот, кто ощущает себя частью Природы, живёт в ладу, гармонии с Природой. Ему не надо владеть частью — он сам часть и обладает всем целым. Он признаёт Землю живым организмом, что равносильно признанию её Божественного начала. (Благумил, «Крина»)

Язычники — традиционалисты, они полагают, что в старые времена человечество знало, как жить в гармонии с природой. При этом «славяне должны славить именно своих предков. Исполнять их завет. Возрождать их веру. Любить нашу Землю и Родину». Язычники верят в «разумные Мировые Силы», именуют их Богами.

Пантеон

Родноверы «Изведника» чтят Единого Бога, полагая, что «остальные боги есть лишь его имена, ноумены, воплощения, ипостаси». Но «это — не бог в строгом политеистическом понятии, а понятие, подобное Космосу античных философов». Он — «не хозяин вселенной, а сам и есть вселенная». Большинство родноверов называют этого единого бога Родом, другие Сварогом, третьи — матушкой при-Родой, четвёртые — Триединосущим Великим Триглавом, который «может являть себя как Правь-Навь-Явь; Сварог-Чернобог-Белобог; Сварог-Стрибог-Даждьбог; Дуб-Дид-Сноп».

При этом Д. Гаврилов (Иггельд, «Круг Бера») берёт в союзники Гельмольда:

У славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага; у других божества населяют леса и рощи, как Прове, бог альденбургской земли, — они не имеют никаких идолов. Многих богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они (другие боги), повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов.

Следует добавить, что концепция Бога, единого в трёх лицах, в точности соответствует «Велесовой книге», и не соответствует общепринятому мнению о политеистическом характере верований древних славян.

Вопрос о строении славянского пантеона, родственных связях богов не находит понимания:

Много разных споров было, о наших богах, между нами. Новичок задаёт вопрос, про то, к кому обратится за советом в той или иной ситуации, к Перуну, Ладе, Макоши, или к Роду? Его товарищ объясняет, что если учёный вопрос — то к Велесу, если семейный — то к Ладе. Ну а те, кто изначально были или давно пришли в язычество, понимают, что это условность. (Родослав, МСЯО)

Того же мнения представители украинской Родной Православной Веры, которые почитают Единого Бога Рода, как источник всего сущего и несущего, Род проявляется своими нисхождениями в лице Богов и Богинь. Те же, в свою очередь, являются проявлениями трёх состояний вселенной (Рода) — творения, созидания и разрушения. Именно поэтому главное религиозное учение Родной Православной Веры называется учением о Триглаве, что выражает триединство Прави, Яви и Нави.

Представления о загробном мире

Рассказы родноверов «Изведника» о загробном мире всегда упоминают Ирий (рай) и Навь. Наиболее развернутую версию дает Д. А. Гаврилов (Иггельд, «Круг Бера»):

Одни души уходят в навь к Велесу, где этот бог готовит их к новому рождению, где жизненная сила перестраивается им для выполнения новых свершений в будущем согласно замыслу Рода. Если Велес ведает, что никакая перестройка не поможет, то в ипостаси Чернобога он прекращает бытие этой сущности полностью.

Другие души, более не нуждающиеся в преобразовании, направляются в правь, светлый Ирий, к вышним богам, на некий иной космический уровень, где участвуют в неведомых нам вселенских процессах, перестав быть тем, чем были прежде.

Отметим, что триада Явь, Правь и Навь весьма важна для родноверия, взята она из «Велесовой книги», но трактуется далее Д. Гавриловым без ссылки на «Велесову книгу», но в рамках философии Гегеля как тезис, синтез и антитезис. При этом Д.Гаврилов опирается на примеры других триад в Традиции индоевропейцев — индо-иранцев, эллинов, германцев и кельтов.

Обряды и праздники

Обрядная деятельность родноверов многогранна как и сам круг обрядов. Обряды внешние — праздные, с привлечением большого количества народа (купальские празднования, проводимые содружеством общин «Велесов Круг» под Малоярославцем собирают до тысячи человек), и обряды внутренние, которые проводят либо лично сами родноверы, либо их малые группы. Напр., первый съезд Круга языческой традиции завершился ритуальным действием на природе: родноверы жгли огни, били в бубны и приносили требы богам, присутствие которых символизировали идолы, а также «причащались» хмельным напитком из круговой чарки.

По мнению «Изведника» практически все языческие объединения России празднуют четыре солярных праздника:

  • Коляда (зимнее солнцестояние),
  • Комоедица (Масленица — весеннее равноденствие),
  • Купала (летнее солнцестояние),
  • Таусень (Руень — осеннее равноденствие).

Между ними есть промежуточные великие праздники, посвященные богам славян:

  • Перунов день в конце июля или начале августа,
  • Макоши день — в конце октября или начале ноября,
  • Велесовы дни празднуются 2, 6 января, 17 февраля.

Отмечается день поминовения предков, который приходится на 30 апреля-1 мая и называется Красной Горкой. Язычники отмечают в году не менее пяти таких дней, именуя их Дедами: Вешние Деды, Трояцкие Деды, Дмитровские Деды, Рождественские Деды и т. д.

Календарь

Большинство родноверов использует григорианский календарь. В русском языке названия месяцев восходят к латинским, однако, в некоторых славянских языках названия месяцев имеют славянские корни:

Месяц Месяцеслов Доброслава Лужицкий язык Украинский язык Чешский язык Белорусский язык Сербский язык Польский язык
Январь Просинец Wulki rožk Січень Leden Студзень Коложэг Styczeń
Февраль Лютень Maly rožk Лютий Únor Люты Сэчко Luty
Март Березень Naletnik Березень Březen Сакавік Дэрикожа Marzec
Апрель Цветень Jutrownik Квітень Duben Красавік Лажитрава Kwiecień
Май Травень Rožownik Травень Květen Травень Цвэтань Maj
Июнь Кресень Smažnik Червень Červen Чэрвень Трэшньар Czerwiec
Июль Липень Pražnik Липень Červenec Ліпень Жэтвар Lipiec
Август Зарев Žnjenc Серпень Srpen Жнівень Гумник Sierpień
Сентябрь Руен Požnjenc Вересень Září Верасень Гроздобэр Wrzesień
Октябрь Листопад Winowc Жовтень Říjen Кастрычнік Шумопад Październik
Ноябрь Грудень Nazymnik Листопад Listopad Лістапад Студэни Listopad
Декабрь Студень Hodownik Грудень Prosinec Снежань Колэдар Grudzień

Полагая, что эти названия сохраняют древние названия месяцев, родноверы именуют месяцы «по-славянски», следуя, например, реконструкции А. А. Добровольского (Доброслава). Существует несколько вариантов выбора календарного отсчёта. Наиболее распространённая — это 2409 год до н. э., то есть от легендарного основания Словенска Великого, реже — от исхода славян из Арконы.

Наиболее радикально славянский календарь реконструировали инглинги, на самом деле не имеющие никакого отношения к родноверию и не признаваемые за единоверцев ни одним крупным родноверческим объединением, но полагающие, что календарь перенят древними римлянами от более древних славян и лат. calendarium восходит к славянскому «Каляды дар».

Символика

Каждая община имеет свою символику. У русских родноверов наиболее употребляемым символами являются восьмилучевая или шестилучевая свастика, символизирующия восходящее солнце. Восьмилучевой Коловрат (колядник) используется, например, на эмблеме ССО, вместе со сдвоенной славянской руной «Сила».

Родноверие сегодня

Некоторые родноверы полагают, что ведическая традиция сохранилась по всей территории проживания белых людей. В зависимости от места, обстоятельств и климатической зоны, в местных традициях есть некоторые отличия в календаре, обрядовости, символах, в степени почитания тех или иных Богов, но в главном почти все традиции совпадают. Главное — это осознание Единого и Многопроявленного Бога, создателя всего сущего и несущего, своего единства с ним и со всем нас окружающим миром.

Сейчас наиболее известными являются следующие организации, объединенные «сохранившимися традициями»:

На Украине

  • «Родовое Огнище Родной Православной Веры», конфессия основана в 2003 году, зарегистрирована в 2004 году, возглавляет верховный волхв Владимир Куровский, центр в с. Раштивцы Тернопольской области.
  • «Руське Православнее Коло», основано в 2007 году, возглавляет верховный волхв Световит Пашник, центр в г. Запорожье.
  • «Собор Родной Украинской Веры», основан в 1994 году, конфессия зарегистрирована в 2000 году, руководитель Орий (Олег) Безверхий, центр в г. Винница.
  • «Объединение Родноверов Украины», религиозный центр зарегистрирован в 2001 году, возглавляет волхвиня Зареслава (Галина) Лозко.
  • «Великий огонь», основал и возглавляет Геннадий Николаевич Боценюк (князь Огин), центры в Киеве и Житомире.
  • РУН-вера («Родная Украинская Национальная Вера»), эта религиозная конфессия является монотеистической и не считает себя родноверческой, сейчас имеет три основных направления, с центрами в Киеве, Львове и Хмельницком, основатель Лев Силенко (1921—2008).
  • Так же есть течения «Трипольское Братство» (основано в 1985 году), «Ягновера» (основано В. Рубаном в конце 1980-х годов), «Ладовера» (идейные проводники Ю. Шилов и О. Шокало), есть очень много других общин и групп не входящих в родноверческие объединения и действующих самостоятельно.

В России

  • «Велесов круг», руководитель волхв Велеслав (Илья Черкасов), г. Москва;
  • «Круг Языческой Традиции»;
  • «Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры», руководитель Вадим Казаков, центр г. Москва, г. Калуга;
  • «Схорон еж Словен», возглавляет волхв Владимир Богумил Второй Голяк (Владимир Голяков), центр г. Санкт-Петербург.

Эти 4 объединения преодолели в августе 2008 года противоречия и начали сближение, создав так называемый консультационный Совет Четырёх объединений.

  • «Древнерусская Церковь Староверов Инглингов», возглавляет Александр (Коловрат) Хиневич, центр г.Омск .

Есть и другие общины и отдельные деятели, «несущие глубинные корни духовных традиций предков, Арийской ведической культуры», например волхв Доброслав (Добровольский, Алексей Александрович).

Принцип Здравомыслия

В родноверии, «Принцип здравомыслия» имеет в себе три критерия познания истины:

  1. Мнение по данному вопросу компетентного человека. Такого человека всегда можно найти по любому вопросу.
  2. Опыт в данном вопросе предков славян, как они поступали в подобных ситуациях. Для инглингов таким опытом предков являются их Веды.
  3. Личный опыт

Только если все три критерия совпадают, то значит предлагаемое решение правильное. Если хоть один из пунктов противоречит другим, то нужно сомневаться и перепроверять пока все три не совпадут. Каждый разумный человек пользуется всеми тремя основами познания истины. Те же люди, которые обращаются к двум или только к одному из них, могут легко допустить ошибку. Например, когда человек опирается только на свой личный опыт, только на свое мнение, то он пользуется не принципом здравомыслия, а самомнением, что очень часто приводит к ошибкам.

По мнению родноверов, необходимо применять в жизни здравомыслие, а не самомнение, и тогда все решения, выбор пути, будут правильными.

Критика язычества Русской православной церковью

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение язычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности». В связи с этим Круг языческой традиции направил в Священный Синод Русской Православной Церкви открытое письмо, которое было передано 18 октября 2004 года в ОВЦС Московского Патриархата. В этом открытом письме говорилось о недопустимости заявлений, задевающих честь и достоинство современных язычников и нарушающих законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О противодействии экстремистской деятельности». В последующем заявлении Службы коммуникации ОВЦС МП знак равенства, поставленный между терроризмом и неоязычеством, объяснялся якобы неверной интерпретацией слов патриарха журналистами, при этом в заявлении подчёркивалось, что РПЦ оценивает язычество как «угрозу для духовного состояния человека, для его временной и вечной жизни», и считает, что язычество «изжило себя много веков назад».

Примечания

  1. Изведник русского язычества//Вестник Традиционной культуры. Вып 1. (Под ред. д.ф.н. Наговицына А. Е.). — М.: Издатель А.Воробьев (ISBN 5-93883-029-Х), 2003
  2. Славянское мировоззрение в России в 90-х годах XX века. (Доклад на Всемирной Языческой Конференции)// «Вятич». Вестник Союза Славянских Общин № 6 (8) 1998.
  3. Регистрационный номер 443, см. http://www.paganism.ru/comm-msp.htm
  4. В. Прибыловский. Неизвестные грани национал-экстремизма: русские язычники // G2W № 6 (1999); О русском неоязычестве. Деструктивный культ или патриотическое движение?
  5. http://www.paganism.ru/comm-msp.htm
  6. В. Прибыловский. Неизвестные грани национал-экстремизма: русские язычники // G2W № 6 (1999).
  7. Славянское мировоззрение в России в 90-х годах XX века. (Доклад на Всемирной Языческой Конференции)// «Вятич». Вестник Союза Славянских Общин № 6 (8) 1998.
  8. История обнинской общины «Триглав»
  9. Текст обращения и учредительные документы см. на сайте http://lib.swarog.ru/books/0docs/krug010.php. См. также: Владимир Прибыловский. Идейные центры русских неоязычников, Дорошенко М. Доклад на секции «Тоталитарные секты и методы противодействия им» XI Рождественских образовательных чтений (30 января 2003 г.)
  10. Изведник русского язычества //Вестник Традиционной культуры. Вып 1. (Под ред. д.ф.н. Наговицына А. Е.). — М.: Издатель А.Воробьев (ISBN 5-93883-029-Х), 2003
  11. Цит. по ; текст несколько смягчён в работе Владимира Прибыловского Идейные центры русских неоязычников.
  12. Отчёт по работе Первого международного Съезда Славянских общин, см. также Владимир Прибыловский. Идейные центры русских неоязычников.
  13. Резолюция первого международного съезда славянских общин.
  14. Становление и развитие родноверия русинов (украинцев) в новейшее время.
  15. 1 2 3 4 5 Неоязичництво
  16. Інші релігійні організації язичників
  17. Саветовање словенских родноверних у Београду
  18. Дорофеев С. Мифопоэтический образ язычника и феномен язычества в цикле романов писателя-фантаста Юрия Никитина «Трое из леса»// Вестник традиционной культуры. Вып 2, М., 2005, СС. 144—148
  19. Владимир Прибыловский Идейные центры русских неоязычников
  20. Д. Гаврилов и А. Наговицын. Языческие боги славнян.
  21. Изведник русского язычества//Вестник Традиционной культуры. Вып 1. (Под ред. д.ф.н. Наговицына А. Е.). — М.: Издатель А.Воробьев (ISBN 5-93883-029-Х), 2003
  22. Гельмольд, I-83
  23. Становление и развитие родноверия русинов (украинцев) в Новейшее время
  24. Родная вера: съезд ‘Круга языческой традиции’// Независимая газета. 2007-06-06.
  25. Народни називи за месеце у години и Јарослав Францисти: Календар и мерење времена
  26. Добровальский А. А. (Доброслав) Славянский месяцеслов
  27. Напр., община «Родославие» была «основана в лето 4414 от Основания Словенска Великого (2005 г. от н.х.л.)»
  28. http://alatyr.org.ua
  29. http://svit.in.ua
  30. http://www.zt.ukrtel.net/greatfire
  31. http://www.velesovkrug.nm.ru
  32. http://www.pagan.ru
  33. http://rodnovery.com
  34. http://old-church.ru/
  35. http://dobroslav.onestop.net
  36. Алексий Второй сравнил терроризм с новым язычеством
  37. Язычники предлагают РПЦ отказаться от проявлений экстремизма и религиозной розни

Ссылки

  • Родовое Огнище Родной Православной Веры
  • Руське Православне Коло
  • Объединение Родноверов Украины
  • ССО СРВ
  • Велесов Круг
  • Староверы Инглинги
  • Славянская библиотека
  • Славянский именослов
  • Введение в Родноверие
  • Славянское Родноверие
  • neopaganism.ru — критика Родноверия.

suro1975 ›
Блог ›
Прерывалось ли на Руси язычество?

У многих есть уверенность в том, что вера славян, возрождается только сейчас, после тысячи лет забвения. Многие реально считают, что язычество было обрублено топором христианских миссионеров тысячу лет назад, полностью и беспрекословно уничтожено. Будто бы на протяжении этой тысячи лет не существовало даже упоминаний о вере предков, и было начисто стёрто из памяти славян.

На самом деле это далеко и далеко не так. Современное язычество развивается и возрождается вовсе не из каких-то археологических раскопок, обрывков исторических данных, поучений против язычества и т.п. Скорее всего, это лишь дополнение, помогающее нам составить наиболее полное представление о верованиях наших предков.

Многие из нас соблюдают и даже строго соблюдают языческие обычаи, даже того не ведая. Сама церковь боролась с язычеством не только в девятом, десятом и одиннадцатых веках, как это принято считать. Реальные источники прямо говорят о том, что церковники выступали и боролись против язычников и в XV и в XVII веках и продолжают это делать до сих пор. Это были не какие-то полуязыческие, двоеверческие проявления, которые христиане хотели искоренить, а настоящие языческие общины, собрания и целые поселения.

Что уж тут и говорить о праздниках, которые в большинстве своём несут именно древнеславянскую обрядность. Христианство лишь припорошило языческий образ жизни славян своим библейским напылением. Они заменили имена Богов, сохранив, тем не менее, сами образы языческих Богов, перенесли праздники на другие даты и т.д. Таким образом, людям было произведено внушение, что старого больше нет и никогда не вернётся. Однако ничего из этого у них не вышло и, по правде говоря, никогда и не выходило.

Полная неправда, что люди в 988 году шли креститься с радостью. Многие источники утаивают тот факт, что людей загоняли силой, а часть Новгорода вообще ушла в леса, не соглашаясь принять новую забаву князя Владимира. Полная неправда, что люди сразу отвергли своих Богов, снесли сами капища и пошли в храмы христиан.

Язычники долго и очень долго, активно на протяжении первых трёх столетий, а потом более тихо, но всё же не переставая, боролись против насаждения нового. Эта борьба сопровождалась не поучениями и наставлениями, как думают многие, а казнями и расправами, кровопролитными боями и настоящими революциями, какие были в Муроме, Новгороде, Киеве, Ростове и т.д. Чуры с капищ уносились домой и прятались. Их находили вплоть до XIII века и сами христианские летописи напрямую говорят о том, что люди продолжали верить в своих Богов, приносить жертвы в овинах, устраивать пиры для своих умерших предков. Люди последней тысячи лет сделали невозможное. Они пронесли языческую веру в своих руках, как неугасимое пламя в ладонях и с гордостью вручили его нам — своим потомкам.

Чего только стоят праздники солнцеворота. Что только не предпринимали христиане, что бы уничтожить эти праздники, переименовывали, переносили на другие даты, ставили строгие посты на эти дни и всё без толку. Видимо, крепка языческая жилка в каждом из нас, так как до сих пор Масленица, Купала, Коляда и другие празднуются во всю силу и мощь, сохраняя тысячелетние традиции. В 1505 году против купальских праздников, которых называли бесовскими, выступал игумен Елеазарова монастыря Памфил. Согласно летописям, термин «Болван» (чур или идол) было в обращении в XII-XIII веках. В приведённых описаниях можно читать о способе изготовления идолов того времени. То есть языческие идолы ставятся на капищах не только в наше время и ставились в дохристианскую эпоху, но вплоть до XIII века и дальше.

В 1165-1185 годах новгородский владыка Илья-Иоанн писал о том, что славяне до сих пор совершают браки по языческим законам и даже не думают идти в церковь для свадьбы и венчания, и это спустя двести лет после христианизации! Митрополит Фотия в 1410 году писал, что многие люди до сих пор живут вместе, не венчаясь, а некоторые имели по несколько жён, совсем как в старые времена. В 1501 году митрополит Симон говорит о том, что в Чудской, Ижорской, Корельской и других уездах до сих пор живут язычники. Начиная с 1534 года туда стали засылать миссионеров с проповедями, люди, конечно, кивали головами, но продолжали жить по-своему.

Другие летописи говорят о том, что в Сибири и в XVII веке продолжали существовать языческие верования, а их носители даже слыхом не слыхивали ни о каком таком христианстве. Кроме того, в христианском Стоглаве прямо говорится о том, что в том же XVI веке церковь обличала остатки древнего язычества, которые даже спустя более полутысячелетия никуда не уходили, а жили своей жизнью параллельно с христианством.

В 1534 году новгородский архиепископ Макарий писал Ивану Грозному о том, что: «во многих русских местах до сего времени обычая держахуся от древних прародителей… Суть же скверные мольбища их лес и камение, и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды, и озера и просто рещи — всей твари поклоняхуся, ако богу». И это XVI век, который по идее должен был быть полностью пронизан и пропитан церковным христианством! Из всего этого мы можем сделать вывод, что язычество вовсе не возродилось из пепла спустя тысячелетие, а существовало всё это время «подпольно» и имело своих последователей. Русское же христианство, которое имеет форму двоеверия, и наполовину состоит из славянского язычества, очень быстро идёт на нет и люди, понимая, где чистая и правильная вера, а где мешанина и кривда, охотно идут в языческие общины и принимают веру своих предков с радостью человека, который нашёл то, что очень давно искал.

Русская вера

Язычество – это древнейшая религия на Земле. Оно впитало в себя многотысячелетнюю мудрость, знание, историю, культуру. В наше время язычниками называют тех, кто исповедует старую веру, бывшую до возникновения христианства.
А, к примеру, у древних евреев языческими религиями считались все верования, не признававшие Яхве, или отказавшиеся следовать его закону. Древнеримские легионы завоевали народы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Одновременно это были и победы над местными верованиями.

Эти религии иных народов, «языков» именовались языческими. Им предоставлялось право на существование в соответствии с интересами Римского государства. Но с возникновением христианства и сама религия Древнего Рима с культом Юпитера была признана языческой…
Что касается древнерусского многобожия, отношение к нему после принятия христианства было воинствующим. Новая религия противопоставлялась прежней как истинная – неистинной, как полезная – вредной. Такая установка исключала терпимость и предполагала искоренение дохристианских традиций, обычаев, обрядов. Христиане не хотели, чтобы потомкам их остались признаки «заблуждения”, которому они дотоле предавались. Подвергалось преследованию все то, что так или иначе было связано с русскими верованиями: «бесовские игрища», «нечистая сила», волхвование. Возник даже образ подвижника-«бесоборца», посвятившего свою жизнь не ратным подвигам на поле брани, а преследованию и уничтожению «темных сил». Такой ревностностью отличались новые христиане во всех странах. Но если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество древних мраморных изваяний, то Древняя Русь стояла среди лесов. И царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писаных славянскими резами на деревянных дощечках.

И лишь негромкие отголоски донеслись до наших дней из глубин языческого мира. А он прекрасен, этот мир! Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых, омерзительных. Есть злые, страшные, непонятные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых. Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Перун поражал молнией злодеев. Лада покровительствовала влюбленным. Чур оберегал границы владений. Велес являлся олицетворением хозяйской мудрости, а также был покровителем охотничьей добычи.
Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, борт-ничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д.
И не следует считать, что язычество – это всего лишь поклонение идолам. Ведь даже мусульмане продолжают кланяться черному камню Каабы – святыне ислама. У христиан в этом качестве выступают бесчисленные кресты, иконы и мощи святых. А кто считал, сколько крови было пролито и жизней отдано за освобождение Гроба Господня в крестовых походах? Вот настоящий христианский идол, одновременно с кровавыми жертвами. И воскурить фимиам, поставить свечку – это то же самое жертвоприношение, только принявшее благообразный вид.
Расхожее представление о предельно низком уровне культурного развития «варваров» не подтверждается историческими фактами. Изделия древнерусских резчиков по камню и дереву, орудия труда, ювелирные изделия, былины и песни могли появиться только на почве высокоразвитой культурной традиции. Верования древних славян не были «заблуждением» наших предков, отражающим «примитивизм» их мышления. Многобожие – это религиозные верования не только славян, но и большинства народов. Оно было характерно для Древнего Египта, Греции, Рима, культуру которых никак не назовешь варварской. Верования древних славян мало чем отличались от верований других народов, и эти отличия определялись спецификой жизненного уклада и хозяйственной деятельности.

В конце 80-х годов прошлого века доживающая последние дни Советская власть решила отпраздновать 1000-летие крещения Руси. Сколько раздавалось приветственных криков: «1000-летие русской письменности!», «1000-летие русской культуры!», «1000-летие русской государственности!» Но ведь Русское государство существовало и до принятия христианства! Недаром же скандинавское название Руси звучит как Гардарика – страна городов. О том же пишут и арабские историки, исчисляя русские города сотнями. При этом утверждая, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же – «укрепленные крепости». И русских князей арабские хроники именовали хаканами, «хакан-Рус». Хакан – это императорский титул! «Ар-Рус – это название государства, а не народа и не города», – пишет арабский автор. Западные же летописцы называли русских князей «короли народа Рос». Не признавала за правителями Руси царского достоинства только надменная Византия, но она не признавала его и за православными царями Болгарии, и за христианским императором Священной Римской империи германской нации Оттоном, и за эмиром мусульманского Египта. Жители Восточного Рима знали только одного царя – своего императора. Но даже на врата Царьграда прибили щит русские дружины. И, между прочим, персидские и арабские хроники свидетельствуют, что русы делают «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов.
То есть русы продавали не только меха, мед, воск, но и изделия своих ремесленников. И те находили спрос даже в краю булатных клинков. Другим предметом экспорта были кольчуги. Их называли «прекрасными» и «отличными». Технологии, таким образом, в языческой Руси были не ниже мирового уровня. Некоторые клинки той эпохи сохранились до наших дней. На них имена кузнецов-русов – «Людота» и «Славимир». И на это стоит обратить внимание. Значит, язычники-кузнецы были грамотны! Вот это и есть уровень культуры.
Следующий момент. Расчет формулы мирового круговращения (Коло) позволил язычникам построить кольцеобразные металлические святилища, где они создали древнейшие астрономические календари. Славяне определяли продолжительность года в 365, 242, 197 суток. Точность уникальна! А в комментарии к Ведам упоминается расположение созвездий, относимое современной астрономией за 10000 лет до н.э. По библейской хронологии в это время не был создан даже Адам. Космические познания язычников шагнули довольно далеко. Свидетельство тому – миф о космическом вихре Стрибоге. И это согласуется с теорией зарождения жизни на Земле – гипотезой панспермии. Суть ее сводится к тому, что жизнь не возникла на Земле сама, а была занесена целенаправленным потоком со спорами, из которых потом развилось многообразие живого мира.
Именно эти факты и являются показателями, по которому следует судить об уровне культуры и образованности славян-язычников. И что бы ни утверждали приверженцы православия, но христианство – это пришлая, иноземная религия, которая прокладывала себе дорогу на Руси огнем и мечом. О насильственном характере крещения Руси написано немало, причем не воинствующими безбожниками, а церковными историками.
И не стоит считать, что население русских земель безропотно приняло повеление Владимира-отступника. Люди отказывались приходить на берег реки, уходили из городов, поднимали восстания. И язычники отнюдь не таились в отдаленных лесах – еще век спустя после крещения волхвы объявились в крупных городах. А население никакой враждебности к ним не испытывало, и либо с интересом внимало им (Киев), либо вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).
Так и не смогло христианство полностью искоренить язычество. Не принимали люди чуждую веру и свершали языческие обряды. Приносили жертвы водяному – топили коня, или улей, или черного петуха; лешему – оставляли в лесу коня или хотя бы масленый блин или яйцо; домовому – ставили плошку с молоком, обметали углы смоченным в петушиной крови веником. И верили, что если от досаждающей нечисти не помогает крестное знамение или молитва, то поможет происходящая от языческих заклятий матерная брань. Кстати, в Новгороде были найдены две берестяные грамоты. В них содержится, по крайности, единственный матерный глагол да «ласковое» определение в адрес некой новгородки, задолжавшей деньги составительнице грамоты, и обозначенной за это женским естеством.
Спору нет – за десять веков православие оказало огромное влияние на историю, культуру, искусство России, на само существование Российского государства. Но вот принял бы Владимир Креститель католическую веру или ислам, и кричали бы нынешние апостолы «русской исконной веры» о «возрождении русского католичества…», или «… Россия – оплот мирового мусульманства!..» Хорошо еще, что не отправили послов к жрецам культа Вуду.
А старая вера древних руссов все равно останется русской верой.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх