Помост

Вопросы веры

Юность какой это возраст

Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?

Ответ:

Юношеский возраст — это переходный период от детства к зрелости. Здесь имеется ввиду психологический переход. Потому что физическое развитие заканчивается в середине этого периода и основные открытия человек постигает именно в духовной сфере.

Самое важное для молодого человека — это начало понимания своего собственного внутреннего мира. Раньше в детстве было все просто: я злюсь, потому что меня обидел друг. Теперь же объяснения собственных реакций приобретают новые краски, новый более глубокий смысл. Так теперь во всем.

Объяснение:

Всё окружающее юную личность обретает новый смысл, новые трактовки и объяснения. Взаимоотношения строятся по-другому. Выбирая друзей молодой человек опирается на соответствие других людей его внутреннему комфорту. Если раньше было абсолютно неважно с кем играть в песочнице, достаточно было лишь общего желания играть, то теперь становится очень важным то, какая личность рядом с тобой.

По-новому воспринимается даже музыка и искусство. Если раньше было достаточно приятного звучания мелодии и красочности образов, то достигшего юности человека трогают абсолютно другие аспекты. В музыке становится важным сложность исполнения произведения, смысл текстов, если это песня. Искусство рассматривается под углом великих достижений человечества и расценивается с точки зрения изученного ранее в этой области знания.

Пожалуй, самым главным предметом психологических переживаний у юношей является их будущее. С будущем связаны все мечты и планы. Все настоящие действия также направлены на результат в будущем. Будущим для юноши является зрелость. Качество зрелости во многом зависит от того, как проведены юные годы.

Последние тенденции в развитии западного мира – рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения и чрезвычайно высокий образовательный ценз в постиндустриальном обществе – удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. В некоторых отношениях современное общество, как представляется, вырабатывает новый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность – молодые девушки и юноши в возрасте выпускников школы. Покинув отчий дом, молодые люди в возрасте около 20 лет или чуть старше могут избрать для себя какой-то переходный социальный институт, к примеру службу в армии или учебу в университете, как начало самостоятельной жизни. Или могут устроиться на работу (при условии, что смогут ее найти), продолжая жить дома. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы остаться жить с семьей или уехать и начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми в финансовом отношении, они вступают в новые социальные роли и принимают новые жизненные уклады, при этом они приобретают большую самостоятельность и ответственность. С течением времени центр тяжести в жизни молодых людей смещается в сторону от их отчего дома.

Задачи будущего развития, стоящие перед индивидами в возрасте от 18 до 30 лет, как правило, концентрируются вокруг двух главных целей, которые Зигмунд Фрейд определил, как любовь и работа. Через дружбу, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт молодые люди приходят к первым представлениям о самих себе как о взрослых индивидах. В идеале они вырабатывают способность находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. Они могут сожительствовать со своими сексуальными партнерами или вступить в брак и обзавестись семьей. Они могут также заложить фундамент своей будущей карьеры или сделать карьеру в одной области, а затем отказаться от нее. Они могут также бесцельно плыть по жизни, что часто приводит к кризису в возрасте около 30 лет.

Прокладывая себе путь в жизни в юные годы, а также в среднем и более зрелом возрасте, индивиды испытывают сильное влияние возрастных норм – правил, предписывающих, чего и в каком возрасте надлежит достичь человеку. Культурный циферблат диктует, в каком возрасте для мужчины или женщины лучше всего заканчивать школу, определяться в плане карьеры, жениться и выходить замуж, заводить детей, занимать высокое положение, становиться дедом или бабушкой и выходить в отставку. Индивиды стараются настроить свои личные “часы” по этому социальному времени, и большинство людей с готовностью отмечают, какие главные события произошли в их жизни “раньше” социального времени, в чем они “опоздали”, а где “справились вовремя”.

Однако в настройке социальных часов могут наблюдаться некоторые вариации. Так, чем выше социальный класс, к которому принадлежит индивид, тем более замедляется время наступления основных жизненно важных событий, связанных с возрастом, в частности у молодых людей среднего класса юность обычно продолжается дольше, чем у молодых людей из рабочей среды. Кроме того, жизненный цикл в современном обществе становится более гибким; ряд традиционных норм и ожиданий меняется, а возраст теряет многие из своих привычных значений. В результате мы можем стать свидетелями того, что социолог Бернис И. Нойгартен определила как “общество, не зависящее от возраста” (“age-irrelevant society”), в котором не существует единой возрастной нормы для принятия на себя какой-то конкретной роли. Она отмечает, что в настоящее время уже не являются редкостью 28-летний мэр, 30-летний управляющий банком, 35-летняя бабушка, 50-летний пенсионер, 65-летний молодой отец и 70-летний студент. Некоторые психологи, например Э. Эриксон, проводили исследования с целью выделить регулярные, последовательные периоды и переходы в рамках жизненного цикла человека. Они описывают жизнь как последовательность этапов, напоминающую лестницу, состоящую из ряда ступенчатых уровней. Эриксон делает основной упор на психологическом развитии, которое он делит на 8 основных этапов (см. табл. 3.2). Каждый этап ставит перед индивидом уникальную задачу, сконцентрированную вокруг некоего кризисного, или поворотного, момента в жизни индивида, характеризующегося повышенной уязвимостью и жизненным потенциалом индивида. По теории Эриксона, кризис, угрожающий человеку на каждом жизненном этапе, должен быть успешно разрешен для того, чтобы дальнейшее развитие индивида шло по “здоровому” пути. Следовательно, имеющее место взаимодействие между индивидом и обществом на каждом этапе может изменить ход развития личности в положительном или отрицательном направлении. Совершая переходы с одного этапа на другой, каждый индивид приобретает новые силы и формирует аутентичную личность.

Таблица 3.2. Этапы развития личности по Эриксону

Этап развития Психологический кризис Доминирующая социальная среда Благоприятный результат
Младенчество Основы доверия в противовес недоверию Семья У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, своим родителям и к миру
Раннее детство Самостоятельность в противовес стыду, сомнениям Семья Ребенок вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба самоуважению
Возраст 4-5 лет Инициатива в противовес чувству вины Семья Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям
Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания Трудолюбие, усердие в противовес ощущению подчиненности, зависимости Соседи; школа Ребенок приобретает чувство уверенности в своих знаниях и умениях
Подростковый период Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями Группа сверстников и внешние группы Индивид развивает самоидентификацию – ясное ощущение собственного Я
Юность Любовь в противовес одиночеству Друзья и партнеры по сексу Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие – дружеские и любовные отношения
Взрослый Творческий потенциал в противовес застою Новая семья, работа Индивида начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи: другие люди, будущие поколения и общество в целом
Пожилой возраст Целостность в противовес отчаянию Выход на пенсию и близящаяся смерть Индивид обретает чувство удовлетворения прожитой жизнью

Дэниэл Дж. Левинсон также придерживается мнения о поэтапном развитии взрослого индивида. Он и его коллеги из Йельского университета провели исследование 40 мужчин в возрасте приблизительно от 35 до 45 лет. Ученые выявили шесть периодов, начиная с возраста 18 лет – 21 год и кончая возрастом под 50 лет. По мнению Левинсона, первостепенная задача, стоящая перед индивидом в течение всей его взрослой жизни, заключается в выстраивании собственной структуры жизни. Однако эта структура не создается раз и навсегда; она должна непрерывно подвергаться модификации и переоценке. Переходные периоды имеют тенденцию вырисовываться через два-три года после имеющих символическое значение круглых дат жизни – 20, 30, 40, 50 и 60 лет. В ходе взаимодействия со своим окружением каждый индивид намечает для себя цели, вырабатывает средства для их достижения и пересматривает базовые посылки.

Некоторые социологи придерживаются мнения о том, что неожиданные события, происходящие в жизни людей, оказывают гораздо большее воздействие на их развитие, чем прогнозируемые переходы от одного этапа к другому, например брак, рождение ребенка или выход на пенсию. Эти социологи утверждают, что теории поэтапного развития игнорируют колоссальные различия, характерные для жизненного опыта разных людей. Взрослая жизнь неодинакова для мужчин и женщин, богатых и бедных. Даже эпоха, в которую человек живет, имеет значение – Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 г., коллективизация, Вторая мировая война или перестройка. Более того, эти социологи утверждают, что возрастные нормы и “социальные часы” обеспечивают подготовку людей к основным переходным периодам в жизни. Следовательно, люди обычно рассматривают эти периоды как естественный ход жизни и не воспринимают их в качестве кризисных или стрессовых ситуаций.

Люди рассчитывают отпущенный им жизненный срок с точки зрения не только социального расписания, но и жизненных событий – поворотных моментов, в которые они меняют направление действий или жизненный курс. Некоторые подобные события связаны с “социальными часами”, но далеко не все; к примеру, серьезная травма, полученная в аварии; изнасилование; выигрыш в лотерею; обращение в новую веру; жизнь в период после афганской войны. Одни жизненные события связаны с факторами внутреннего роста или старения, например половое созревание или преклонный возраст; другие являются следствиями групповой жизни, включая войны, национальные экономические кризисы и революции; третьи обусловлены стихийными природными явлениями – пожарами, ураганами, наводнениями, землетрясениями или горными обвалами. А в некоторых событиях заключен глубокий внутренний или психологический элемент: религиозное откровение; развод с супругом или супругой; смерть родного человека.

Энциклопедия для «девочек»: все, что нужно знать о психологии парней в 18 лет

На самом деле это нужно знать не только в 18, но и в любом другом возрасте. В школе мужскую и женскую психологию не преподают.

Да и мама не всегда рассказывает, что мужчины никакие не козлы, как говорит тетя Света. Просто с ними нужно правильно общаться.

Элементарные и базовые знания психологии мужчины помогает избежать массы ошибок отношениях, твоей будущей семье и вообще, в жизни. И корабль твоих фантазий на тему мужчин не разобьется о суровую реальность.

Итак, 12 вещей, которые любая девушка должна знать о парнях в 18 лет.

1. Мужчины просты

Как стол, вот правда. А поэтому – не понимают намеков, не догадаются, что ты на самом деле обиделась, если на его «что случилось» — ты ответишь «Ничего!».

Он не поймет, что нравится тебе, если ты ему об этом прямо не скажешь или, по крайней мере, хотя бы не улыбнешься!

Если он сидит и молчит, а ты подойдешь к нему с вопросом «дорогой, о чем ты думаешь» и услышишь в ответ «ни о чем!» — не удивляйся, что это правда. Мы реально способны думать «ни о чем»! Мы так разгружаем мозг.

2. Мужчины думают о сексе чаще, чем женщины

Да, по данным разных исследований, мужчины думают о сексе в среднем каждые 11 минут. Еще когда-то читал, что 19 раз в день.

Ну, в рабочее время, конечно, меньше. Суть в другом: любой нормальный и физически здоровый мужчина хочет секса.

Когда он говорит тебе на вечеринке «поехали ко мне!», он не хочет тебе ничего плохого, он просто хочет тебя как женщину и прямо об этом говорит (смотри пункт 1). НО! Ехать или не ехать — решаешь ты.

Если эта фраза звучит на первом свидании и до этого вы знакомы не были, стоит задуматься дважды о том, не альфонс ли сидит напротив.

И в любом случае ты имеешь полное право ответить «извини, не готова/не хочу вот так», и этим исчерпать вопрос. А не дуться, обижаться, называть его «кобелем» и т.д.

3. Мужчины боятся…

Многих вещей, между прочим. Даже самый крутой и сильный альфа-самец боится быть отвергнутым, униженным и оскорбленным. Боится отказа, несостоятельности в постели и в бизнесе, а еще болезней, одиночества.

И да, большинство мужчин боится штампа в паспорте и очень серьезных разговоров. Но еще больше, что ты узнаешь, чего он боится.

4. Мужчины не любят выяснять отношения

Это факт. Вопрос «что ты думаешь о наших отношениях» может его элементарно загнать в тупик. Так же как и сакраментальное “нам нужно серьезно поговорить”.

Если хочешь что-то узнать у мужчины — задавай конкретные вопросы.

Например: «Сережа, что я как женщина могла бы сделать, чтобы ты чувствовал себя счастливее в отношениях?» или «Знаешь, я чувствую себя любимой и желанной, когда ты ….».

Эта же тактика касается и просьб, и благодарностей мужчине — мягко, по-женски, предметно и с восторгом.

И запомни: никогда не говори с мужчиной об отношениях, когда он голодный, злой, расстроенный или смотрит матч любимой команды по ТВ. Ну и конечно, разговоры не про секс — табу в постели.

5. Мужчину невозможно изменить

Во-первых, зачем его перекраивать? Представь, что с тобой поступали бы так же в каждых отношениях. Уверен, тебе не понравится.

Он такой, какой есть, и его можно принимать и любить таким, либо не принимать. Это не значит, что мужчине вообще не нужно меняться и развиваться.

Просто хотят этого не все — и совершенно справедливо. Бывает, люди кардинально меняются, но исключительно из внутреннего импульса и мотивации.

Иногда под воздействием сильного стимула — например, любви. Но не во всем, не всегда и далеко не так, как тебе хотелось бы.

Поэтому: если что-то глобально не устраивает в отношениях — сначала начинай с себя, потом с откровенного и спокойного разговора с мужчиной.

6. Не все мужчины полигамны

Но один и тот же может изменять направо и налево одной женщине, и быть преданным и верным другой.

Вопрос только в том, как его воспитывали, какой он получил опыт в отношениях, какая женщина была рядом с ним до тебя.

Иногда мужчины начинают изменять по примеру: один друг, второй, третий и все утверждают, как это хорошо и замечательно.

Достойный мужчина даже в этом случае будет придерживаться своих принципов и линий поведения. Мужчина слабее — пойдет на поводу.

7. Никогда не спорь с мужчиной

Вообще. Лучше уж расплачься или сразу раздевайся (шучу). Пусть он видит в тебе слабую женщину, а не соперника, с которым он будет воевать в отношениях до последнего. Будь мудрее, хитрее, ты же женщина.

Скажи волшебную фразу: «Да, ты прав». А когда он успокоится и, уверенный в своей правоте, расслабится — у тебя будет возможность аргументированно, но тонко и легко донести до него свою мысль.

И поверь мне, это сработает даже если мнения ваши в одном и том же вопросе отличаются кардинально.

8. Есть кое-что, что важнее для мужчины, чем любовь и секс

Это уважение и признание. И вера в него как в мужчину. Поэтому НИКОГДА не унижай его мужское достоинство — это одна из ошибок, которые мужчины женщинам не прощают.

Еще важный момент: забудь о фразочках вроде: «я же тебе говорила», «ты головой своей думаешь вообще?» и т.д.

9. Если он не звонит/не пишет – значит не хочет

И точка. Он не потерял телефон, фейсбук и все мессенджеры и соцсети одновременно, не попал в аварию (это 1 случай из 1000), его не забрали инопланетяне в марсианскую армию и он не улетел в Антарктиду срочно спасать пингвинов.

Запомни: если мужчина (после первого или десятого свидания) пропадает с радаров без предупреждения — все! Он официально дал знать, что не заинтересован в серьезных отношениях.

Не надо ждать, что он позвонит или напишет вежливую объяснительную смс. Забудь и иди дальше.

10. Его мама и его друзья — святое

Упаси Боже критиковать его родных, близких и друзей, а особенно маму. С ней у него особенная связь.

С друзьями он может быть знаком с детства, в то время как с тобой — пару недель или месяцев. Угадай, в чью пользу он сделает выбор, если придется.

Поэтому постарайся с ними подружиться. И с мамой. Вдруг это твоя будущая свекровь? Единственное НО — понаблюдай, не маменькин ли сынок твой мужчина? Подумай, хочешь ли быть в отношениях мамочкой, а не любимой женщиной.

11. Он не твой папочка

К сожалению, в силу разных детских психологических травм взрослые люди продолжают проецировать на других свои детские страхи, ожидания и обиды. Это неправильно.

Да, мужчина будет о тебе заботиться, будет тебя любить, как умеет или как ты позволишь, будет даже дарить подарки.

Но он не твой отец, не обязан подавать сопливчик и поднимать твою самооценку и любить тебя безусловно, ничего не ожидая взамен. м

Просто пойми и прими: это другой человек и он тебе ничего не должен, так же как и ты ему. Вы вместе, потому что оба это выбрали.

12. Ему нужно личное пространство

Так же как и тебе, кстати. Ему важно ощущать себя свободным периодически. Ходить иногда на рыбалку с друзьями, в баню, разговаривать мужские разговоры и играть в свои мужские игрушки.

Даже самым любящим людям все же нужно время на себя.

Это как раз те моменты, когда можно закопаться поглубже и отыскать тараканов, которые мешают жить и выстраивать связь с партнером.

Тебе тоже ни в коем случае не стоит зацикливаться только на нем — встречайся с подружками, ходи в спа и спортзал, вспомни любимое хобби и будь интересна сама себе.

И еще

Ультиматумы и манипуляции НЕ работают, предпочитают мужчины не только блондинок, а женятся вовсе не на стервах.

Стереотипы и предрассудки — одни из главных врагов счастливых отношений. В конечном результате ни к чему хорошему не приводят.

Искренность, честность, открытость, твоя женственность и мудрость — вот что точно поможет построить гармоничные отношения с мужчинами и вообще с ними конструктивно взаимодействовать.

Желаю удачи,
Ярослав Самойлов.

Материал на тему: «Возрастные особенности юношеского возраста»

Возрастные особенности юношеского возраста

(15-18 лет)

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей (И. С. Кон, 1982).

В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.

Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы (Л. И. Божович).

Изменяется отношение к школе — оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.

Ранняя юность — это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.

своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии — вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием (А. Е. Личко).

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная.

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.

Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно.

Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе.

Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности.

В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому учителю не следует строго регламентировать процесс учения, напротив — целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика.

Учебная деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:

  • мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);

  • мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);

  • мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);

  • мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).

В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же, как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

Центральные новообразования

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.

Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л. С. Выготский). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии (Психология развивающейся личности /Под редакцией А. В. Петровского, М., 1987).

Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт, и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.

Ранняя юность — это период формирования жизненных планов. Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.

Психологические особенности возраста

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании — формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства (Э. Эриксон).

Взаимоотношения со сверстниками

В ранней юности человеку присуща потребность в общении:

  • интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;

  • возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается — 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.

Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность в диаде.

Однако при ярко выраженном стремлении к общению с другим человеком главная потребность, которая удовлетворяется здесь, — поделиться собственными переживаниями. Интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.

Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам:

Во-первых, общение со сверстниками — это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности — по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся “на равных” и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных “взрослых” качеств.

В-третьих, это специфический вид эмоциональна контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взросл! (И. С. Кон).

Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность обособлении. Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении “уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам”. В целом, общение юношей девушек доброжелательно и избирательно, многим из н свойственна высокая конформность в силу того, что неокрепшее “Я” нуждается в сильном “Мы”.

Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.

Взаимоотношения со взрослыми

Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.

Среди тем, которые желательны в общении с ними:

  • выбор будущей профессии;

  • взаимоотношения с окружающими;

  • учебные дела;

  • вопросы морали;

  • о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).

Однако есть одна поправка — общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет Доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями — в 29 %, преимущественно с матерями.

Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте — одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более — принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.

Известно три типа ситуаций, являющихся источниками тревожности в данном возрасте:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представления о себе;

3) ситуации общения.

Исследования показывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10-11-му классу уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:

  • отсутствие позитивного интереса со стороны матери;

  • директивность матери при навязывании ребенку чувства вины;

  • враждебность отца;

  • непоследовательность в воспитании.

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.

Является работа с родителями по следующим направлениям:

1) формирование у родителей отношения к ребенку как к личности, имеющей сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни;

2) повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми, осуществление заинтересована взаимодействия;

3) формирование системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с детьми.

Столь же актуальна и работа со школьниками по проблемам их взаимоотношений с родителями и формированию навыков конструктивного общения.

Наиболее сложными для данного возраста являются:

  • ситуации, в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей;

  • ситуации, связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.

Отношение к себе

Главное психологическое приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.

Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различия довольно значительны. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущении, носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например в самодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

Любовь

В юности любовь — сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

Психологи обнаружили следующие закономерности в отношении девушек к любви:

1. Девушки с высокой самооценкой не стремятся сделать первую любовь последней, их взаимоотношения с мужчиной менее продолжительны и не столь серьезны. Обратная картина — у их сверстниц с пониженной самооценкой.

2. Девушки, для которых взаимоотношения между родителями являются образцом их будущего супружества, гораздо реже влюбляются в школьные годы и реже стремятся к супружеству до 21 года. Девушки, которые не хотят подражать своим родителям, значительно чаще влюбляются в это время.

3. Старшеклассницы, живущие в полной семье, обычно более реалистично относятся к любви, чем те, чьи родители разведены или одного из них нет в живых

Юношеская депрессия

Специалисты по юношеской психиатрии считают, возраст 14-18 лет представляет собой критический период для возникновения психопатий, Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые черты характера. Например, усиление такого свойства, как гипертимность — повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия.

Отмечается появление депрессивного состояния, которое продуцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов.

Первый — это безразличие и чувство пустоты. При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход.

Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет и в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его или ее потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним — мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве.

К концу юношеского возраста на первый план выступают “кризис оторванности”, чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно.

Детство, отрочество, юность: этапы взросления. Что такое отрочество?

В данном материале мы расскажем, что такое отрочество, детство, юность. Кратко рассмотрим каждый период человеческой жизни, укажем общепринятые возрастные разграничения.

Детство

Ах, детство… Пора светлая и прекрасная, когда растёт маленький человечек. Шаг за шагом знакомится он с окружающим его миром. Это такой период, когда у малыша начинают формироваться навыки: он учится говорить, ходить, читать, считать, самостоятельно одеваться. В это время также малыш начинает узнавать, изучать и усваивать те культурные навыки, которые присущи обществу, в котором он существует. В разные эпохи развития человечества, у разных народов период детства подразумевал неодинаковое социальное, а главное, культурное содержание. С течением самой истории меняется понимание детства. В качестве примера можно привести такую пословицу, которую часто в древней Руси применяли к данному этапу: «С рождения и до пяти лет относись к ребёнку как к царю-батюшке, с семи лет и до двенадцати — как к слуге, а после двенадцати – как к равному». В настоящее время к наукам, которые изучают период детства, можно отнести педагогику, психологию, социологию, историю, этнографию, каждая из которых по-своему рассматривает этот возрастной период.

Отрочество

Следующий этап, который следует за детством, — отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа — здесь главенствующим является уже общение. Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым. Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, — все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна. Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.

Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.

Юность

После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости. К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.

Итак, детство, отрочество, юность — важнейшие годы формирования личности человека.

Годы взросления

Все три этапа можно разбить на следующие примерные временные рамки:

  • Детство, которое охватывает годы жизни ребёнка с момента рождения и примерно до семилетнего возраста.
  • Отрочеству отводятся годы с семи лет и до четырнадцати.
  • С четырнадцати и до двадцати двух — двадцати трёх лет время принадлежит этапу юности.

Описанные возрастные рамки не являются строго определенными, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастного разграничения выглядит именно таким образом, и она на текущий момент является устоявшейся.

Вместо заключения

Итак, в статье мы рассмотрели, что такое отрочество, юность и детство. Каждый из этих этапов жизни важен исходя из того, какое влияние он может оказывать на становление личности человека в целом, определение его профессионального пути развития, усвоение им общечеловеческих ценностей, формирование нравственного сознания и выбора гражданской позиции.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх