Помост

Вопросы веры

Забвение

забвение

Забвение

♦ Oubli

Понятие, обратное не памяти (забвение подразумевает память), а воспоминанию. Забыть значит перестать помнить о чем-то, что по меньшей мере в течение какого-то времени удерживалось в памяти. Забвение совсем не обязательно свидетельствует о патологии или связано с чувством вины; довольно часто оно выступает как своего рода форма сохранения здоровья или даже великодушия. Вот что пишет Ницше во второй главе своих «Несвоевременных размышлений»:

«Кто не может замереть на пороге мгновения, забыв обо всех минувших событиях, кто не может без страха и головокружения на мгновение застыть на одной точке, тот никогда не узнает, что такое счастье, хуже того, никогда не совершит ничего такого, чтобы сделать счастливыми других . Всякое действие требует забвения. Жить можно почти без воспоминаний, и жить счастливо, как показывает пример животных, но жить, ни о чем не забывая, – нельзя… Когда бессонница и постоянное пережевывание исторического смысла достигают определенной степени, они начинают вредить всему живому и в конце концов разрушают его, идет ли речь об отдельном человеке, нации или культуре».

В то же время нельзя забыть обо всем, иначе придется отречься от собственной человечности. Вот почему забывание является неотъемлемой частью работы памяти. Это ее отрицательный полюс, помогающий осуществлять обязательный отбор, в результате которого мы запоминаем лишь то, что полезно, приятно или необходимо (то, о чем мы вспоминаем под влиянием интереса, благодарности или долга).

Значение слова забвение

Примеры употребления слова забвение в литературе.

Но Анхелес Альфаро уехала из города точно так же, как и приехала, увезя свое нежное лоно и виолончель, с которой грешила, уехала на океанском пароходе под знаменем забвения, и единственное, что осталось от нее на ночных лунных террасах, — прощальный взмах белого платка, точно голубь на горизонте, одинокий и печальный, как в стихах на Цветочных играх.

Будущие века сначала вознесут Америго, а Колумба предадут забвению, потом вознесут Колумба, называя Америго вором, присвоившим чужое открытие, будущие века столкнут этих двух открывателей в непримиримой вражде, разжигая страсть в тех, кому давно уже неведомы страсти.

Когда я мог заставить Вас в вольном мире радостно дышать, И полному забвенью предоставить Эмблемы ваших пыток — багрянец, И золото, и сталь!

Забвение милосердия и любви к нам Бога внушают нам безверие и собственная воля.

Есаул и казаки целуются в знак забвения старых обид и отправляются вместе в свою сотню.

Всеобщий разброд и беспорядок, разгул животных инстинктов народного бунта, падение искусств, забвение наук, исчезновение денежной системы, чрезмерное вздорожание хлебных продуктов, чума, война, голод и все прочие несчастья, Вот, Жером, вот что ожидает народ, свергающий иго, и если бы в мире существовало высшее верховное существо, его первая забота должна была бы заключаться в том, чтобы покарать властителя, который по своей глупости уступает свою власть.

Если процесс Франсиско Гильена выявляет произвол, отсутствие критики и громадные нарушения против права и нравственности, то еще яснее открываются беспорядок трибунала, забвение юридических приемов и злоупотребление тайной в другом деле той же мурсийской инквизиции, производившемся около того же времени и имевшем некоторую связь с делом Гильена, так как оно было начато вследствие его показаний.

Так и продолжали Гогенштауфены жить на протяжении веков в Бергамо, в забвении и бедности.

Но когда на улице Люсиль взяла его под руку — Люсиль, которую он все-таки обожал, несмотря на те страдания, какие она ему доставляла, — Гом испытал на минуту сладостное забвение, словно примирился с любимой женщиной.

Забвения устрашилась не только Гудрун Шауц, но и управляющий банком, где Уилт хранил деньги.

Чьих зорь и хлябей не лишен незрячий, Со мной Уитмен, имена дарящий Всему, что обитает под луною, Забвения невидимые клады И поздний луч непрошеной отрады.

Менес же, первый царь Египта, ниспроверг старые порядки, и лишь отеческой кротости жрецов обязан он тем, что его имя не предано забвению.

Забвение роли партполитаппарата проявляется также в том, что совершенно правильная майская директива о единоначалии на практике искажается назначением единоначальниками лиц, не понимающих линии партии, не могущих руководить партий ной организацией, пытающихся административно ею управлять.

Что-то находило даже на шахтера с железорудного рудника и заставляло его все время носить кольчугу, таскать топор, менять имя на нечто вроде Вырвиглотку Брыкальщик и напиваться до ожесточенного забвения.

Крошечные искорки взлетали в воздух спиральными узорами, словно раскаленные добела погибающие звездные воины, уходящие в забвение.

Источник: библиотека Максима Мошкова

О забвении

архимандрит Клеопа (Илие)

Бывает иногда, что ты знаешь, что ты грешник, и хочешь молиться, но у тебя нет состояния умиления, то есть ты ощущаешь ожесточение сердца. Что тогда нужно делать?

Это ожесточение сердца во время молитвы называется холодностью, сухостью или черствостью. И оно обычно, согласно святым отцам. Холодность почти всегда приходит от забвения. Причина холодности души — я ведь, грешный, каждое мгновение страдаю ею — это забвение. А забвение что такое, по святым отцам? Это первый грех рациональной части души.

Душа делится на три части: рациональную, раздражительную и вожделевательную, по святому Григорию Нисскому. Так их располагает и «Пидалион». Святой в точности предписывает епитимии за грехи по трем частям души. Посмотри в его правилах в «Пидалионе».

С рациональной стороны первым грехом является забвение. Затем следуют неведение, нерассудительность, нерадение, неблагодарность за благодеяния Божии и ближнего, неразборчивость, неправоверие, хула, безумие, ересь и другие. Но первым шагом в сторону холодности, запомни, является забвение.

Когда мы забываем о благодеяниях Божиих, когда забываем, что Бог здесь, когда забываем о присутствии Бога, мы впадаем в так называемую акедию. Акедия есть расслабленность души и ума. Великий Василий и другие святые отцы называют акедию «каракатицей души». Когда человек становится апатичным и лежит в унынии, расслаблении, тогда все страсти и все зло входят в его душу.

Так он называет и воображение. Аристотель в своей философии называл его общим чувством. Потому что воображение улавливает не только один грех и борет душу не только одним грехом. Ты читал книгу «О хранении пяти чувств», написанную святым Никодимом Святогорцем?

Эх, сколько еще надо сказать! Видишь, как одно с другим связывается, когда говоришь? Пять раз я прочел ее за свою жизнь, в отшельничестве. Исключительная книга, очень назидательная. И когда заканчиваешь ее, автор говорит: «Эту непотребную книгу, которую я написал». Видишь, сколько тут смирения? «Ты сделался подобным огниву, а я как кремень. Ты ударил раз и другой в сердце мое, будто кремневое, и брызнули эти малые искры». Эта книга вся содержит великую мудрость!

Ты видел, что сказано там? Там показано нам, как идти этим путем. По причине того, что ум впал в холодность из-за забвения, после того как мы забыли страх Божий, человек начинает позволять себе все что угодно. А поначалу, когда человек забыл о страхе Божием, диавол начинает приносить ему всякого рода помыслы через воображение.

Воображение, по святому Василию Великому, — это мост для бесов, через который они пробираются в душу человека. Поэтому нам нужна великая внимательность на молитве, чтобы мы не представляли себе ничего, ибо первое мытарство, которое поджидает ум на пути к сердцу, — это воображение. Ни одно злое дело, ни один бес, ни одна страсть не переходит из ума в чувство иначе, как через воображение. Потому что ты не можешь совершить грех, пока не представишь его себе. Ты не замечал этого, когда борешься с умом? Или появляется образ того, кто тебя огорчил и на кого ты был сердит. Будто напоминает тебе о нем, и как бы ты отомстил ему. «Эх, если бы он был сейчас тут! Я бы ему такое устроил, я бы ему такое сделал!» И это бесы. Но они борют тебя через воображение. «Да, но он сказал мне то-то, скажу ему и я!»

Бесы принимают образ огорчившего тебя и вводят его в твою душу через воображение и показывают его тебе: «Вот посмотри, он сказал тебе то-то, он ненавидит тебя!». Затем ум начинает обманываться, предполагая, что тот тебя ненавидит, что тот говорит так-то, что тот еще что-то делает.

Один великий духовник говорил: «Не верь им, отче, ибо это обман ума, и потом увидишь, что ничего из того, что говорил тебе ум, не было правдой». Это обманы ума, которые бесы во время искушения вводят в душу через воображение, чтобы разрушить ее. Это предположения, обманчивые мнения. Предположения, будто такой-то говорит тебе то-то, такой-то питает злобу, такой-то еще что-нибудь делает. А ничего из всего этого не верно.

Бесы, видя, что человека возмущают такие подозрения, ведут брань и с помощью их. В Псалтири сказано: мнози борющии мя с высоты (Пс. 55:3). И святой апостол Павел говорит:наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12). Вот так, с воздушными князьями борется бедный ум!

Что тут происходит? О грехе ты прежде всего подумал. Если ум согласился с мыслью, он переходит к размышлению. Переходит к выбору. Бес сразу погружает его в воображение. Он начинает припоминать… (Мы не говорили с вами об искушении с восьми сторон? Увидели бы вы и там, сколько любомудрия у святых отцов!) Когда он погрузил тебя в воображение, он подбросил тебе идола и нанес тебе удар прямо в ум. Всё! Ты слышишь, что сказано: когда увидишь мерзость запустения, стоящую на святом месте, читающий да разумеет! (ср.: Мф. 24:15).

Святой Максим говорит: «Мерзость запустения на месте святом — это грех, представленный в воображении». Ибо место святое — это сердце, потому что мы — храм Бога Живаго и Дух Божий живет в сердце нашем (ср.: 1Кор. 3:16). Бес, когда ему удалось через воображение водворить в уме идола, отсюда вводит его в сердце! Тогда в сердце и уме твоем есть только то лицо, которое огорчило тебя или которое ты страстно любишь! Когда он водворил в тебе идола, ты отдаешь себе отчет: «Да! Я не был трезвенным до первой приманки , — ибо здесь нам нужно сказать о двенадцати ступенях греха. — Если бы я был трезвен при первой уловке, то сразу же произнес бы: “Господи Иисусе Христе…”», — и при трезвении внимания идол не входит.

А поскольку я не был внимателен, то идол вошел: такое-то лицо, такая-то женщина, с которой мы встречались, или деньги, или слава, — всё, какого бы оттенка он ни оказался. Он его ввел в сердце через воображение. Это идол, это «мерзость запустения на месте святом». А если бы было трезвение внимания, то он не вошел бы. Оно сразило бы его с самого начала. Пришел? «Господи Иисусе Христе!..» Ты ударяешь его о камень, Христа. И знаешь, как ум привыкает к этой невидимой брани! Как написано в книге «Невидимая брань».

Блажен кто имеет трезвение ума! Потому сказал божественный Пимен Великий в «Патерике»: «Нам ничего не нужно, чтобы спастись, кроме трезвенного ума». Ясно! Столько-то всего. С трезвенным умом и с этим деланием трезвения внимания мы можем спастись легче всего.

Его называет святой Исихий Синаит «всеобъемлющим деланием всякого доброго дела и всякой добродетели», — почитайте в «Добротолюбии», ибо оттуда мы говорим, и в «Патерике».

Первый грех, рождающийся в рациональной части души, — это забвение. Из забвения рождается холодность души. Марк Подвижник говорит, что существуют три великана, убивающие душу: забвение, неведение и разленение.

Видишь? Может, кто-то и трезвен умом, да ослеплен неведением. И опять же, трезвения внимания нет и у него. Ты слышал, что неведение — это слепота души. Святой Максим говорит: «Жизнь для ума — свет ведения, а неведение — слепота души». А значит, кто-то может ослепнуть не только от забвения, но и от неведения. А если он сказал и о разленении, то ты слышал, что он поставил сначала? То же забвение. Ибо и неведение, и разленение приходят вслед за забвением.

Святой Григорий Нисский классифицирует в «Пидалионе» все грехи по трем частям души, и первым грехом, возникающим из рациональной части, является забвение. И причина нашего охлаждения к духовному, даже во время молитвы, также проистекает из забвения.

А у кого есть трезвение внимания, тот, прежде чем придет забвение, чувствует его. Почему? Трезвение рождается из страха Божия. А страх Божий — из веры в Бога. Святой Максим Иповедник говорит: «Кто верует, тот боится, и кто боится, тот трезвится»! Посмотри, пришел помысл! Теперь я должен различить его: плох он или хорош! Что делать? И кто трезвится, тот сразу должен призвать Господа Иисуса, ибо трезвение внимания состоит в трех деланиях: трезвиться умом, противиться греху, как только он вошел в ум, и взывать: «Господи Иисусе Христе…». Трезвение наше не имеет никакой силы без Иисуса Христа.

А забвение — это первый шаг к холодности, как показывают божественные отцы. Если же мы боремся против забвения, то ум всегда трезв и потому избавлен от остальных борений на следующих ступенях греха.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Перевод выполнен по: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 1. Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004

14 ноября 2011 г.

Православие.ru

Забвение

Ничто столько не бывает причиною забвения, как праздность (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 179).

* * *

…Нерадение о ней , хотя малое. есть матерь забвения (прп. авва Исаия, 89, 351).

Будь особенно внимателен к себе, чтоб не овладело тобою забвение (прп. Ефрем Сирин, 30, 183). Источник.

Проклятия достойное забвение, как вода огню, противится вниманию, и сильным супостатом ему бывает каждочасно. От забвения приходим в нерадение, от нерадения переходим к пренебрежению (порядков духовной жизни) и унынию, – и к безместным похотениям; и таким образом опять возвращаемся вспять, как пес на свою блевотину (ср.: 2Пет. 2, 22) (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 173). Источник.

Забвение обыкновенно погашает хранение ума, как вода погашает огонь. Но непрестанная молитва Иисусова с неослабным трезвением вконец испаряет его из сердца (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 188). Источник.

Забвение само по себе не имеет никакой силы, но укрепляется по мере нашего нерадения (прп. Марк Подвижник, 69, 13). Источник.

Когда силою действенной благодати образуется в душе и тщательно будет храним в ней (тройственный) союз истинного ведения, памятования словес Божиих и доброй ревности, тогда самый след забвения, неведения и равнодушия исчезнет из души… В душе же начнет царствовать, наконец, благодать, во Христе Иисусе, Господе нашем… (прп. Марк Подвижник, 89, 503).

Если к человеку, находящемуся уже при смерти, приблизится огонь, он тотчас чувствует боль; и чем бы человек ни был занят, если упадет на него горячий уголь, он нимало не может уже оставаться в своем увлечении.

Брат! Огонь никогда не угасает, иначе он и не был бы огнем. Если ты хочешь избавиться от забвения и пленения, то не иначе можешь того достигнуть, как стяжавши в себе духовный огнь, ибо только от его теплоты исчезают забвение и пленение. Приобретается же огнь сей стремлением к Богу (авва Варсануфий, 29, 234–235). Источник.

Забвение — что такое? Значение слова

Все мы слышали когда-то такое слово, как «забвение». В повседневной жизни оно не так часто используется, больше – в художественных произведениях. Однако «забвение» — это то, что происходит практически с каждым человеком, нужно лишь понимать суть этого слова, потому что некоторые путают «забвение» с «забывчивостью».

«Забвение» — что такое? Вопрос более сложный, чем кажется на первый взгляд. Попробуем разобраться с этим непростым термином.

Забвение: значение слова

Для начала заглянем в толковый словарь и посмотрим, что там пишут по поводу этого слова:

  1. Существительное, которое происходит от глагола «забыть». Чтобы было более понятно, приведем пример употребления слова «забвение» в предложении: «Забвение своих обязанностей приводит к плохим последствиям». Как мы видим из примера, в данном случае под словом «забвение» понимается забывчивость или игнорирование.
  2. «Забвение» от глагола «забыться». Пример: «Он забылся на минуту….». Здесь имеет место временный «уход в себя», в свои собственные мысли, когда перестаешь замечать окружающую действительность.
  3. «Предать забвению». Такой термин часто используется в книгах, и обозначает он следующее: считать что-либо забытым, стараться о чём-то не вспоминать.

Слово «забвение», синоним которого «забытье», обозначает определенный процесс в памяти, однако причины, вызывающие данное состояние, определяют суть «забвения» и его влияние на нашу жизнь.

Причины забвения

Мы рассмотрели значение слова «забвение». Что такое «забвение», означающее отсутствие или потерю воспоминания, и какие причины могут его вызывать? Отсутствие запоминания или утрата воспоминаний может обуславливаться несколькими причинами:

  • Невозможность зафиксировать свои воспоминания в случае шокового состояния или просто бурных эмоций.
  • Отсутствие способности к сохранению воспоминаний. Это связано с потерей памяти, в результате отсутствия её тренировки и недостаточной работой по восстановлению фиксации.
  • Отсутствие способности к воспроизведению событий, хранящихся в нашей памяти. Это характерно для людей пожилого возраста, когда они забывают события недавних дней, при этом помнят то, что с ними происходило много лет назад.
  • Неспособность восстановить в памяти события в первоначальном контексте, так сказать «узнать их».
  • Отсутствие способности соотнести воспоминания во времени.

Забвение как попытка уйти от травмирующих обстоятельств

Мы рассмотрели термин «забвение». Что такое «забвение» с точки зрения забывчивости – это более-менее понятно. Однако забвение может характеризовать и другие, более сложные ухищрения человеческой сущности. Например, «забвение», как способ уйти от чего-то, доставляющего неудобство. Это может быть ответственность, тяжелые воспоминания, принятие важных решений и другие обстоятельства, которые вызывают дискомфорт. Человек как бы пытается «забыться», для этого он прибегает к различным способам. Например: принятие алкоголя, наркотических средств, злоупотребление пищей, азартные игры, уход с головой в работу, занятие спортом и т. д.

Главная цель, которая преследуется в данном случае, – отвлечься от гнетущих мыслей, вытеснив их каким-либо действием. Способы «забвения» могут быть самыми различными: от вполне безобидных и даже полезных (спорт, медитация), до откровенно приносящих вред как самому человеку, так и его окружению.

В том случае, если попытки «забыться» наносят какой-либо ущерб – необходимо обращаться к специалисту, который поможет выйти из замкнутого круга.

Противоположность забвению

Сейчас мы рассмотрим термин, противоположный слову «забвение». Что такое осознанность? Это состояние, которое полярно по своей сути «забвению». В чем вред забвения и польза осознанности? Всем известно состояние, когда человек отвлекается от внешнего мира и погружается только в свои мысли, которые начинают руководить им. В споре такие люди не слышат окружающих, они сосредоточены только на себе. Аргументы, которые приводит оппонент, игнорируются, какими бы вескими он ни были.

Это тоже своего рода «забвение». И в данном случае вред от него очевиден. Что же представляет собой «осознанность»? Когда человек осознает все происходящее не только внутри себя, он способен слышать всё вокруг и делать правильные, объективные выводы. Вероятность конфликтов уменьшается, а вероятность принятия правильных решений возрастает.

В данной статье мы разбирали термин «забвение». Значение слова не все понимают правильно. Вроде бы смысл лежит на поверхности, однако он гораздо более глубокий, чем кажется на первый взгляд. Проблемы с памятью – это всего лишь одна из сторон медали. Больше всего это слово подходит к осознанному стремлению что-то забыть, отвлечься от чего-то или погрузиться в свой собственный мир. Предают забвению обычно те воспоминания, к которым не хочется возвращаться, потому как забыть то, что для тебя очень важно, невозможно.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх