Помост

Вопросы веры

Зачем человек живет

В чем смысл жизни? Ответ находится здесь! Зачем живет человек?

В чем смысл жизни? Вопрос, который хоть раз да задает себе каждый человек. Это первая статья из цикла «Смысл жизни».

В продолжение другие статьи по теме:

  • Как найти смысл жизни и почему мы его теряем?
  • Мысли великих людей о смысле жизни

Но зачем вообще поиск смысла жизни, если сама жизнь штука временная и на самом-то деле очень быстро заканчивается смертью. Причем обязательно и неминуемо.

И по сути миру все равно, есть мы или нет. Он существовал всегда до нас и будет существовать бесконечно после нас. Думать об этом человек не хочет, либо просто не видит смысла и от вопроса о смысле жизни убегает.

Ну это один из вариантов. С другой стороны, вы посмотрите в статистике запросов Яндекса или Гугла, сколько людей ищут что-либо о смысле жизни. Это сотни тысяч запросов ежемесячно.

Поиск смысла жизни волнует очень многих из нас, это факт. При чем популярность этого вопроса явно не угасает.

О себе я могу сказать лишь то, что я ищу смысл жизни и более того, я его нашел. И постараюсь рассказать тебе о моем ответе в этой статье.

Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!

В чем смысл жизни: самые популярные ответы на этот вопрос.

1. Смысла жизни нет либо все равно, в чем он.

А есть ли смысл жизни

Да, очень многие считают, что поиск смысла жизни – бессмысленное занятие. Их версия не лишена оснований.

Они считают, что смысл жизни нужен человеку, который не хочет развиваться, расти, строить свою жизнь, заниматься важными делами, а свое время расходует на всякую чушь, как поиски ответа на вопрос, в чем состоит смысл человеческой жизни.

Все бы хорошо, но почему тогда столько ищущих? Почему у стольких из нас зияет пустота в душе, которую мы никак не можем заполнить и все что-то ищем и спрашиваем у самого себя, у судьбы, у высших сил. Почему постоянно чего-то не хватает для заполнения этой пустоты…

Все наши важные дела, все заботы, весь этот бег, бизнес, работа, почему они не могут выполнить роль наполнителя? Отчего так не по себе, не смотря на успехи в жизни, на, казалось бы, очевидную и такую необходимую реализацию? Почему все равно спрашиваем, в чем смысл жизни?

Успех — самое главное в жизни?

Да потому что мы хоть и прячемся от смерти, от ее неизбежности, все же понимаем, что жизнь человека временна и конечна и даже включая обычную логику, можно заметить, что все наши внешние цели по сути ничего не значат, потому что уже завтра они лишь пыль в пространстве времени.

Мы можем вспомнить великих правителей этого мира.

Они строили империи, захватывали земли, сражались, боролись за власть и свое величие. И что? От многих из этих империй не осталось и следа, времена изменились, а память о них хранит лишь книжная пыль.

Да, кто-то из них смог оказать существенное влияние на ход истории и на рисунок политической карты мира. И мы видим то, что видим во многом благодаря их действиям. Но нам-то какая разница?

Какая разница вновь рожденному человеку? Он пришел в этот мир и увидел его таким. Если бы тогда в истории, сложилось бы все иначе, новый человек увидел бы все по-другому, и знал бы мир другим, не зная, что он мог бы быть еще каким-то. Вот так? Ок. По-другому? Ладно, ведь он не знает, что это как-то по-другому. Он видит это как то, что есть.

Может, и мы живем в мире, который мог быть в разы лучше, но мы этого не знаем, потому что мир такой, какой он есть сейчас. А может быть все могло быть намного хуже. А может и не могло…

В чем состоит смысл жизни, когда даже жизнь великих правителей скорее была лишь их игра в эту жизнь, чем нечто действительно стоящее.

Попытайтесь осознать размер Вселенной и ее бесконечность.

Наша планета внутри этого безмерного нигде и никогда не заканчивающегося пространства вообще ничто. Она даже не пылинка, которая слишком огромна, чтобы сравнить ее с Землей во Вселенной. История нашей планеты лишь мгновение.

Человек ищет смысл своей жизни, пытается как-то зацепиться, оправдать свое существование здесь, иначе можно ведь просто шагнуть в пропасть.

Что делать, когда плохо на душе?

2. Смысл жизни в религии.

Найти ответы в религии

Этот смысл является логическим продолжением предыдущего. Религия, конечно, сама по себе, не должна быть смыслом жизни.

Скорее им может быть то, что эта религия несет в себе, та ее суть, что нашла отклик внутри вас. То, что заполнило то пустое пространство, которое всегда напоминает о себе.

Нет ничего плохого в этом, но сколько людей приходят в религию просто потому, что здесь есть то, что заполняет их пустоту. То, что дает ответ на этот уже набивший оскомину вопрос: в чем смысл жизни, зачем человек живет в этом мире.

То есть это просто инструмент для заделывания дыр, которые мы не смогли залатать самостоятельно. Я говорю о том, что немногие находят истинный смысл в религии. Кто смог проникнуть вглубь и действительно найти там сущность своей жизни, смысл и суть, а не просто оправдание своего существования. Не просто ответ на вопрос.

Пример из жизни.

Я как-то оказался на одном из христианских форумов и попытался завести диалог там. Вы не представляете, что началось. А ведь я не поднял каких-то острых тем, которые могли бы задеть чьи-то чувства, я лишь просто поинтересовался мнением людей. Все было воспринято как нападение, как опасность и началась атака уже на меня.

Я сразу не понял, что это вообще такое. Очень много желчи, какой-то даже ненависти что ли, многие пытались выразить жалость, что вот я спрашиваю что-то, значит я недостаточно глубоко понимаю суть религии, если могу спрашивать то, что спрашивать нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах.

Лишь с одним или двумя форумчанами получилось что-то похожее на диалог, из которого я что-то мог для себя вынести. Все остальные восприняли человека с нестандартным вопросом, как врага, вторгшегося на их земли и покушающегося на их имущество.

Это значит, что люди не уверены сами, боятся снова приоткрыть пустоту. Я искренне считаю, что христианство, как и многие другие религии может быть тем, что действительно делает человека просветленным что ли, открывает ему глаза и учит смотреть на мир по-другому, помогая ему в жизни, делая его лучше и, самое главное, придавая его жизни осознанность, давая ответ на вопрос, в чем смысл жизни.

Но когда религия — это лишь молоток и гвоздь, тогда это не более чем просто неосознанная попытка спрятаться. Лишь один из способов придумать смысл жизни. Но стоит кому-то, как вам кажется, посягнуть на него, как вы начинаете агрессивно защищаться, потому что боитесь, что кто-то сможет лишить вас его.

А есть ли Бог?
Как я понимаю истинную веру в Бога?
Как почувствовать свою душу?

3. Отрываться на всю катушку.

Деньги, секс, алкоголь. Отрываться пока есть возможность

Наверное, сегодня этот смысл жизни популярен как никогда, благодаря огромному количеству открывшихся возможностей.

100 лет назад не был так доступен секс, не было такого развития технологий и техники. И конечно же столько развлекательных заведений, торговых центров, ресторанов, клубов. Такого количества доступного алкоголя, табака, наркотиков. Есть все, нужны только деньги.

И человек решает, что смысл жизни состоит в деньгах, которые можно тратить на удовлетворение все возрастающих потребностей и ублажение страстей. Почему, когда денег много, все равно человек не удовлетворён жизнью – в этой статье.

Не хочется сказать, что человек стал слабее, просто стало больше соблазнов, от этого и сопротивляться им значительно сложнее, чем столетия назад. Поэтому становится все больше тех, кто спрашивает себя, а зачем вообще надо сопротивляться. Жизнь одна и что хочу с ней, то и делаю, особенно, если так нравится.

Результат такой жизни – пустота. Причем все растущая и все более угнетающая.

Заполнять ее собственно нечем, поэтому человек обращается, например, к вышеупомянутому алкоголю, который позволяет забыться и получить порцию иллюзорного удовольствия.

4. Смысл в семье и детях.

Человек живет ради своих детей

В чем смысл жизни? Многие ответят так. Если уж выбирать себе смысл жизни, то этот, согласитесь, не так уж и плох.

Когда в семье мир, покой, взаимопонимание, общие интересы и увлечения, когда там любовь, то и жизнь становится более счастливой и радостной.

Это важно, несомненно. Но должно ли это быть смыслом всей жизни человека, я не уверен.

Такая мама, которая всю свою жизнь видела в ребенке, а потом он вдруг вырастает и уходит из дома в свою собственную жизнь, остается наедине с собой и без преувеличений может этот самый смысл жизни потерять.

Надо будет искать новый. Ну тогда на помощь могут прийти внуки, если все хорошо сложится, и если дети будут их часто привозить к бабушке.

А мама-бабушка здесь где вообще? Где именно этот человек?

Если представить, что дети, видя, что всю свою жизнь нужно посвящать детям, продолжат этот путь. Тогда выйдет, что все видят истинный смысл жизни в своих чадах, те в своих, а те в своих, но никто не видит здесь себя.

Ты отдаешь свою жизнь ребенку, для чего? Чтобы он также отдал свою жизнь своему ребенку?

Родители несомненно должны любить своих детей, воспитывать. Но стоит ли привязываться к ним настолько сильно, чтобы потом, когда они уходят из дома, не видеть продолжения и смысла в своей собственной жизни.

Тогда получается, что такие вот тещи либо свекрови слишком далеко суют свой нос в отношения людей, которым этот нос совсем не нужен, потому что это взрослые люди, которые хотят сами строить свою жизнь.

Мы помощники своим детям, мы открываем им этот мир, учим, чему считаем нужным научить, но мы ни в коем случае не должны мешать им быть собой и жить своей собственной жизнью, нести ту дхарму, для которой они родились.

А если и видеть смысл в детях, то в таком случае это должен быть не единственный ответ на вопрос, в чем смысл жизни. Нужно видеть его еще где-то, если уж говорить о том, когда смыслов много и их можно выбирать.

5. Карьера и бизнес.

Смысл жизни в реализации себя в работе, в построении бизнеса. Здесь человеку важно ощутить свою важность, значимость как в глазах самого себя, так и окружающих.

В данном случае бизнес попредпочтительнее, его можно передать детям, если у них будет желание им заниматься. В карьере же наступит момент, когда вас попросят уйти и освободить место другому человеку. А там пенсия, где вы как специалист уже не нужны.

И смысл жизни теряется. Спрашивается, зачем все это было, для чего ты родился, ради этого? Чтобы в конце остаться никому не нужным. Зачем бегал, стремился работать ради повышения по должности, ради репутации, зачем вся эта суета, если все вот так вот.

Смысл в чем?

Даже бизнес остается пустой суетой в конце жизни. Но бизнес можно наделить и более глубинным смыслом.

6. Смысл жизни в служении.

Можно строить бизнес в служении. Это как?

Например, не заниматься алкоголем, сигаретами, фастфудом. Это очевидные примеры. Это бизнес ради денег.

Данный вид деятельности к этому пункту не относится, это выше, к деньгам. Я говорю о том, что реально помогает людям, делает их жизнь лучше, не причиняя вреда другим и природе.

Сходу, фермерское хозяйство натуральных продуктов, которых сегодня в магазинах почти нет. Кафе здорового питания, ветроэнергетика, солнечная энергетика, другие нетрадиционные способы создания энергии. Предприятие по переработке мусора в то, что нужно человеку, учебные курсы по медитации, по пранаяме.

Тогда это смысл в служении. Как раз к месту есть .

7. Смысл в путешествиях и познании красоты мира.

Он родился, чтобы путешествовать по миру

Кому-то хватает того, что он видит у себя под окном и никуда больше ему не хочется. Есть теплый кров, есть любимые люди рядом, вечерами книга, телевизор, общение и больше ничего не хочется.

Но есть и те, кому этого недостаточно, кто ищет, в чем смысл жизни и находит ответ в путешествиях и открытии новых стран и городов. Кто не может без дороги, без перелетов, без познания нового день за днем. Кого каждое мгновенье тянет в горы, к морю, а может, куда-то, куда не попасть простому человеку – в труднодоступные дикие места. Кто не перестает восхищаться красотой этого потрясающего мира.

Такой человек хочет умереть в путешествии, хочет любоваться и восхищаться до последнего своего вдоха.

Кто-то может сказать, что на это нужно много денег, но это далеко не всегда так. В Интернете очень много примеров путешествий с небольшим бюджетом, когда главное желание. Сегодня мир открыт, нужно намерение, решение и действие, и все в ваших руках.

Утренние продышки

Мощные продышки на каждый день, чтобы взять жизнь в свои руки, поставить эмоции под контроль и стать мастером своего настроения.

8. В развитии.

Человек борется со своими страхами, слабостями, страстями, учится, стремится стать лучше. Кроме того, можно заниматься развитием своего тела, качаться на тренажерах, бегать и так далее. Можно расти и развиваться как специалист в одной или нескольких областях деятельности.

Я бы все же объединил личностное развитие с духовным развитием. Может быть, мне проще это сделать, потому я для себя открыто принимаю существование человеческой души и Бога.

Личностное развитие в отрыве от духовного мало чем отличается от смысла в бизнесе и карьере. По сути, зачем развивать тело, если оно все равно станет старым, дряблым и умрет. Зачем строить бизнес, если вы покинете эту Землю и этот бизнес уже никогда не будет вашим.

Поэтому бизнес я бы дополнил служением, а личностное развитие духовным.

Важность духовного развития.

В заключительной части статьи, прежде, чем сказать, в чем смысл жизни, что он состоит вот в этом или в этом, я должен обязательно упомянуть несколько слов о том, кто такой человек, и как я вижу себя в этом мире. Иначе ответ будет не совсем понятным.

Кто такой человек.

Человек нечто большее, чем просто физическое тело

Попытаюсь в нескольких словах.

Человек – духовное существо. И путь человека на Земле – это в первую очередь путь души. Это ее опыт жизни в человеческом теле, это ее воплощение здесь.

Я немного писал, почему это так, вот здесь и вот здесь. Но многое будет сказано в будущих материалах.

Эта машина, которая называется человеческое тело, не может ехать без водителя. Наше тело – это просто мясо, кровь и кости, больше ничего. Сама по себе вся эта сложная система существовать не может. Без сознания.

Что есть сознание? На сегодняшний день научный мир на этот вопрос внятно ответить не может. Но оно есть и без него тело мертво.

Это Сознание, если говорить о нем с большой буквы, а не как относящееся к отдельному живому существу, оно есть в каждом организме, во всем, что нас окружает. Также, как работают все органы – слаженно одной системой – так работает в природе абсолютно все. Все едино.

То, что есть внутри вас, есть и внутри всего вокруг вас. Осознание этого пришло к людям уже очень давно. Здесь и восточные традиции, и религии, и йога. Все есть одно.

Чтобы было понятнее, у человека есть три тела: внешнее (материальное, физическое), астральное и причинное. ( о трех телах человека)

Об этом очень классно говорит Вадим Демчог: роль, актер и зритель. Если очень грубо, то роль – тело, актер – душа, зритель – Бог.

И самое главное, что, существуя отдельно, все это по сути одно целое, неделимое, единое. Бог и есть актер в его роли, при этом он же и зритель.

Так в чем смысл человеческой жизни? Ответ.

Осознание момента жизни

В чем же смысл жизни человека на Земле?

«Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим»
Книга Екклесиаста

В чем счастье на земле, сынок? В том, чтобы жить! Слова выше содержат величайшую мудрость.

Истинный смысл жизни в том, чтобы жить с осознанием момента жизни, с ощущением течения, прохождения жизни сквозь тебя. Как и написано, ешь с весельем хлеб, радуйся этому моменту, ощущай его, наслаждайся им. Пропускай мгновенье через себя. Все на самом деле очень просто.

Будь собой на полную мощность, используя для этого все органы чувств и восприятия. Дыши не на автомате, а ощущая свежесть и влажность вдыхаемого воздуха. Дыши всем телом, лови, хватай все запахи воздуха после дождя.

Утром почувствуй, как просыпается мир вместе с тобой, как первые лучи солнца несмело проникают в комнату. Замечай это. Замечай свои ощущения на все, что происходит. Лови улыбки людей, лови шум ветра, его холод или тепло, услышь шум деревьев, шелест листьев, ведь это все всегда рядом с тобой.

Это можно понять, лишь приняв и осознав себя как душу, как единого с Богом, со Вселенной, когда есть понимание бесконечности жизни, ее неделимости и единства. Когда ты понимаешь, что ты и есть все, что ты чувствуешь и слышишь.

Еще раз ответ на вопрос, в чем состоит смысл жизни. Жить, проживая момент, осознавая его, пропуская сквозь себя, растворяясь в нем. Вот это почитай в продолжение того, о чем пишу.

Раскрывай себя на полную в той роли, которую ты выбрал в этой жизни. У каждого человека своя дхарма, свое предназначение, свой путь. И идти по нему нужно, ощущая и ОСОЗНАВАЯ каждый шаг. Не на автомате, как проживают свою жизнь большинство людей, лишь прячась от себя, от своей судьбы и от вопроса, в чем смысл нашей жизни.

Жить нужно с осознанием момента жизни.

Служение? Так будь в нем всецело. Спорт, достижение – будь в этом до конца. Бизнес – вложи себя в него, будь там своей душой, будь там вместе с Богом. Понимай, зачем ты это делаешь, для кого или для чего, но при этом растворяйся в самом процессе, что бы ты не встретил на пути.

Не могу здесь не процитировать слова Харуки Мураками, которые так в точку описывают то, что я хочу донести до вас. Этот писатель большую долю своей жизни занимался марафонским бегом. Вот, что он пишет об этом:

«Качество восприятия своей собственной жизни обусловлено не всякими там объективными показателями типа времени или оценки, но осознанием (при условии, что все идет как надо) полноты слияния с производимым действием.»
«И даже если со стороны и с позиции некоторого превосходства такой образ жизни может показаться бесцельным и бессмысленным или, скажем, вопиюще непрактичным – мне все равно. Пусть в нем не больше смысла, чем в упомянутом наливании воды в прохудившуюся кастрюлю. Но зато усилия были приложены – это факт. Плохо это или хорошо, круто или не круто, но самой большей ценностью на самом деле обладает то, чего нельзя увидеть. То, что мы чувствуем сердцем. Чтобы суметь понять что-то важное, нужно совершить множество бессмысленных на первый взгляд действий. Но даже то, что кажется нам бесцельным или безрезультатным, вполне возможно, вовсе не является таковым.»
Не знаю, смогу ли я продолжать совершать эти бессмысленные действия до бесконечности, но, учитывая, что я так долго и упорно этим занимаюсь и все еще не разочаровался, думаю, что буду стараться до тех пор, пока меня не покинут силы. Бег на длинные дистанции (к худу ли, к добру ли) сделал меня тем, кем я являюсь сегодня. Вероятней всего, что я и дальше буду жить под знаком марафонского бега и в конце концов состарюсь на бегу. Логики тут не так-то много, но ведь и это тоже – жизнь…»

Чувствуй жизнь!

Не важно, что ты делаешь, чувствуй жизнь. Все эти вещи, все эти работы, извиняюсь за слово, все эти достижения, которые кажутся такими нужными и такими важными, все это просто горстка пыли – дунул — и нет ее.

Это нужно человеку в его физическом теле. Душа же хочет чувствовать жизнь, ведь именно для этого она здесь. В этом ее ответ. Чувствуй жизнь во всем, что делаешь!

Через это чувство ты сможешь обрести и любимое дело, и найти друзей, семью. Счастье, в конце концов.

Я надеюсь, ты понял, что я хотел сказать.

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет — не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель — сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Статья скопирована с одного православного сайта. Интересно узнать различные мнения об этой статье (согласен, не согласен и т.п.). Ссылки к сожалению не осталось, вручную не смог найти.

Жизнь – это поезд в никуда?

«Несчастье современного человека велико:

ему не хватает главного – смысла жизни»

(И.А.Ильин)

Вслед за постигшим горем всегда идут его спутники. Эти спутники стучаться к нам, не отпускают нас и не дают спокойствия. Днем и ночью они отнимают наши силы, занимают наши мысли, отвлекают нас, требуя ответов… Кто эти спутники? Эти вечные вопросы «Зачем жить?», «Как дальше быть и куда идти?», «В чем смысл жизни?»

Подобного рода вопросы обязательно должны быть разрешены. При всем трагизме ситуации, которую переживает горюющий человек, понимание смысла жизни может стать важнейшим трамплином для понимания себя, преображения своей жизни, жизни окружающих, придания ей настоящего смысла, о котором, к сожалению, мы заботимся обычно только в кризисные этапы своей жизни. Человек, понявший смысл жизни, может понять и смысл смерти. Это послужит не только утешением самому горюющему, но и тому, кого мы оплакиваем, по кому тоскуем.

Прочитайте эту статью. Она достаточно длинная, но уверяем, что польза полученная от нее, превзойдет затраченное время и старания по ее прочтению и пониманию. Если дочитав до конца, вам покажется, что у вас остались вопросы, то прочитайте статью еще раз. С первого раза не всегда просто понять этот сложнейшую тему.

Пожелаем вам в этом удачи.

С уважением,

Авторы

Зачем человеку знать смысл жизни, можно ли как-нибудь прожить без него?

Ни одно животное не нуждается в этом понимании. Именно желание понять цель своего прихода в этот мир отличает человека от животных. Человек – высшее из живых существ, ему недостаточно только питаться и размножаться. Ограничивая свои потребности только физиологией, он не может быть по-настоящему счастлив. Имея смысл жизни, мы получаем цель, к которой мы можем стремиться. Смысл жизни – это мерило того, что важно, а что – нет, что полезно, а что вредно для достижения нашей главной цели. Это компас, который показывает нам направление нашей жизни.

В таком сложном мире, в котором мы живем, без компаса обойтись очень трудно. Без него мы неминуемо сбиваемся с пути, попадаем в лабиринт, упираемся в тупики. Именно об этом говорил выдающийся философ древности Сенека: «Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает».

День за днем, месяц за месяцем, год за годом мы блуждаем по тупикам, не видя выхода. В итоге это хаотическое путешествие приводит нас к отчаянию. И вот, застряв в очередном кризисе, мы чувствуем, что у нас нет уже ни сил, ни желания идти дальше. Мы понимаем, что мы обречены всю жизнь попадать из одного тупика в другой, мы теряем цель жизни, мы существуем, а не живем. Иногда в такие минуты нас захлестывает отчаяние. Действительно, зачем жить, если нельзя никуда выйти из этого ужасного лабиринта?

Как оценить, насколько верен определенный смысл жизни

Мы видим человека, который что-то делает в механизме своей машины. Есть смысл в том, что он делает или нет? Странный вопрос, скажете вы. Если он починит машину и отвезет на ней семью на дачу (или соседа в поликлинику), то, конечно, есть. А если он целый день копается в своей раздолбанной машине, вместо того, чтобы уделить время своей семье, помочь жене, прочитать хорошую книгу, и никуда на ней не ездит, то, конечно, смысла нет.

Вот так и во всём. Смысл деятельности определяется по её результату.

Смысл человеческой жизни тоже нужно оценивать через итог. Итог для человека – момент смерти. Нет ничего более определенного, чем момент смерти. Если мы запутались в лабиринте жизни и не можем размотать этот клубок с начала, с рождения человека, то давайте его размотаем с другого, очевидного и точно известного конца – смерти.

Если мы поступим так, то в большинстве случаев увидим, что жизнь людей, которые не рассматривают смысла своего существования со стороны смерти, иллюзорна, пуста. Что те ценности, по которым мы живем — лживы и обманчивы, потому что не учитывали этот важнейший этап – смерть.

ИЛЛЮЗОРНЫЕ СМЫСЛЫ ЖИЗНИ

Самые примитивные ответы на вопрос о смысле жизни

Среди ответов на вопрос о смысле жизни есть три самых примитивных и очень глупых. Обычно такие ответы дают люди, которые серьезно не задумывались над этим вопросом. Ответы настолько примитивны и лишены логики (и на самом деле обусловлены лишь ленью трудиться над поисками смысла жизни), что нет смысла рассматривать их подробно. Однако, давайте коротко рассмотрим их.

1. «Все так живут, не задумываясь, и я проживу»

Во-первых, так живут не все. Во-вторых, уверены ли Вы, что эти «все» счастливы? И счастливы ли Вы, живя «как все», не задумываясь? В-третьих, что смотреть на всех, у каждого своя жизнь, и каждый сам ее строит. И когда что-то не заладится, не «всех» винить придется, а себя… В-четвертых, рано или поздно большинство «всех», оказавшись в каком-либо серьезном кризисе, все-таки тоже задумается о смысле своего существования.

Так что, может быть, не стоит ориентироваться на «всех»? Еще Сенека предупреждал: «Когда возникает вопрос о смысле жизни — люди никогда не рассуждают, а всегда верят другим, а между тем зря: примыкать к идущим впереди опасно». Может быть, стоит прислушаться к этим словам?

2. «Смысл жизни – в самой жизни, нужно просто жить»

Несмотря на то, что эти фразы красивы, претензициозны, они могут сработать в группе детей или низкоинтеллектуальных людей, но в них нет никакого смысла.

Любому человеку понятно, что смысл сна не в том, чтобы спать, а в восстановлении систем организма. Мы понимаем, что смысл дыхания не в том, чтобы дышать, а в том, чтобы могли происходить окислительные процессы в клетках, без которых жизнь невозможна. Мы понимаем, что смысл работы не в том, чтобы просто работать, а чтобы принести пользу себе и людям на этой работе, смысл похода в магазин не в самом движении, в а в покупках которые последуют. Так что разговоры о том, что смысл жизни в самой жизни – детские отговорки для тех, кто не хочет над этим думать серьезно. Это удобная философия для тех, кто не хочет признаваться в отсутствии у него смысла жизни и не хочет его искать. Смысл не может заключаться в самом процессе его поиска, а обязательно должен быть вынесен на финал этого процесса.

3. «Смысла в жизни нет».

Логика здесь такая: «Я не нашел смысла, значит его нет». Слово «найти» подразумевает, что человек предпринимал некие действия по поиску (смысла). Однако, по правде говоря, многие ли из тех, кто утверждает, что смысла нет, действительно искали его? Не будет ли честнее сказать так: «Я и не пытался найти смысл жизни, но полагаю, что его нет».

Вам нравится это высказывание? Вряд ли оно выглядит разумным, скорее оно звучит просто по-детски. Дикому папуасу может показаться совершенно ненужным, бессмысленным предметом калькулятор, лыжи, прикуриватель в автомобиле. Он просто не знает, для чего нужен этот предмет! Чтобы уяснить пользу от этих предметов, необходимо изучить их со всех сторон, постараться понять, как ими правильно пользоваться.

Кто-то возразит: «Я действительно искал смысл». Тут возникает следующий вопрос: а там ли Вы его искали?

Самореализация как смысл жизни

Очень часто можно слышать о том, что смысл жизни – в самореализации. Самореализация – это реализация своих возможностей с целью достижения успехов. Реализовать себя можно в разных сферах жизни: семье, бизнесе, искусстве, политике и пр.

Этот взгляд не нов, так считал еще Аристотель. Он говорил о том, что смысл жизни – в доблестной жизни, успехах и достижениях. И именно в этом саморазвитии большинство и сейчас видит смысл жизни.

Человек, конечно, должен реализовать себя. Но делать самореализацию основным смыслом жизни – неправильно.

Почему? Давайте подумаем над этим, учитывая неизбежность смерти. Какая разница –самореализовался человек и умер, или не самореализовался, но тоже умер. Смерть сравняет этих двух людей. Жизненные успехи и самореализацию не взять на тот свет!

Можно сказать, что останутся на земле плоды этой самой самореализации. Но во-первых, эти плоды разные, и, к сожалению, не всегда хорошего качества, а во-вторых, даже если они самого лучшего качества, то толку самому человеку, который их оставил, – ноль. Он не может воспользоваться результатами своих успехов. Он уже ушел из этой жизни.

Смысл жизни – в сохранении красоты и здоровья

Хотя древнегреческий философ Метродор и утверждал, что смысл жизни в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться, большинству людей все же понятно, что это не может быть смыслом.

Трудно найти что-то более бессмысленное, чем жизнь ради поддержания собственного здоровья и внешнего вида. Если человек заботится о своем здоровье (занимается спортом, физкультурой, своевременно проходит профилактические медицинские осмотры), то это можно только приветствовать. Мы же говорим о другом, о той ситуации, когда поддержание здоровья, красоты, долголетия становится смыслом жизни. Если человек, видя смысл только в этом, ввязывается в борьбу за сохранение и украшение своего тела, он приговаривает себя к неизбежному поражению. Смерть в итоге все равно выиграет это сражение. Тело закончит свою жизнь на этой земле рано или поздно , как и положено белковым структурам.

Потребление, удовольствия как смысл жизни

«Приобретение вещей и их потребление не может придать нашей жизни смысл…

Накопление материальных вещей не может заполнить

пустоту жизни тех, у кого нет уверенности и цели»

(Купец-миллионер Савва Морозов)

Философия потребления появилась не сегодня. Еще известный древнегреческий философ Эпикур (341-270 до Р.Х.) считал, что смысл жизни — в избежании неприятностей и страданий, получении удовольствий от жизни, достижении покоя и блаженства. Можно также назвать эту философию культом удовольствия.

Этот культ царит и в современном обществе. Но даже Эпикур оговаривал, что нельзя жить только ради получения удовольствия, при этом не согласуясь с этикой. Мы же сейчас дошли до царствования гедонизма (проще говоря, жизнь только ради наслаждения), в котором и с этикой свои поступки уже особо никто не согласует. Нас настраивают на это реклама, статьи в журналах, светские хроники, телевизионные ток-шоу, бесконечные сериалы, реалити-шоу. Этим пронизана вся наша повседневность. Везде мы слышим, видим, читаем призывы жить в свое удовольствие, брать от жизни все, ловить момент удачи, «отрываться» по полной…

С культом удовольствия теснейшим образом связан культ потребления. Для того, чтобы получить удовольствие, мы должны что-то купить, выиграть, заказать. Потом потребить это, и всё заново: увидеть рекламу, купить, употребить по назначению, получить удовольствие. Нам начинает казаться, что смысл жизни в том и заключается, чтобы пользоваться тем, что повсеместно рекламируется, а именно: определенные товары, услуги, чувственные удовольствия («секс»); впечатления, доставляющие удовольствие (путешествия); недвижимость; разнообразное «чтиво» (глянцевые журналы, дешевые детективы, дамские романы, книги по мотивам сериалов) и т.д.

Таким образом, мы (не без помощи СМИ, однако по своей воле) часто превращаем себя в обессмысленных полулюдей, чья задача – только есть, пить, спать, гулять, выпивать, удовлетворять половой инстинкт, наряжаться… Человек сам низводит себя до такого уровня, ограничивая цель своей жизни удовлетворением примитивных потребностей.

Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Чего же? Смысла. Ведь в удовольствии смысла не найти.

Удовольствие не может быть смыслом существования хотя бы потому, что оно проходит и, следовательно, перестает быть наслаждением. Любая потребность удовлетворяется лишь на определенное время, а потом заявляет о себе снова и снова, причем с новой силой. Мы в своей погоне за наслаждением похожи на наркоманов: получаем некое удовольствие, оно скоро проходит, нам необходима следующая доза удовольствия – но оно тоже проходит…

И вот мы уже не можем без удовольствий: у нас вся жизнь на этом построена. Причем чем больше мы получаем удовольствия, тем больше нам опять хочется, т.к. потребности всегда растут пропорционально степени их удовлетворения. Все это похоже на жизнь наркомана, с той лишь разницей, что наркоман гонится за наркотиком, а мы за разными другими наслаждениями. Еще это напоминает ослика, бегущего за привязанной впереди морковкой: хотим поймать, а догнать не можем…

Итак, если серьезно задуматься, то очевидно, что удовольствие не может быть смыслом жизни. Вполне естественно, что человек, считающий своей целью в жизни получение удовольствий, рано или поздно приходит к серьезному душевному кризису. Мы потребляем, потребляем, потребляем… и живем так, будто будем потреблять вечно. Однако впереди у нас смерть – и это достоверно известно каждому.

Именно смерть покажет нам ложность потребительских установок.

Смысл жизни – в достижении власти

Не секрет, что есть люди, которые живут ради увеличения своей власти над другими. Именно так и пытался объяснить смысл жизни Ницше. Он говорил, что смысл жизни человека в стремлении к власти. Правда, сама история его жизни (сумасшествие, тяжкая смерть, нищета) стала опровергать это утверждение еще при его жизни…

Властолюбивые люди смысл видят в том, чтобы доказать себе и окружающим, что могут возвыситься над другими, достичь того, чего другие не смогли. Ну и в чем же этот смысл? В том, что человек может иметь кабинет, назначать и увольнять, принимать важные решения? Это смысл? Ради того, чтобы получить и удержать власть, они зарабатывают деньги, ищут и поддерживают нужные деловые связи и делают многое другое, нередко переступают через свою совесть…

На наш взгляд, в такой ситуации власть – это тоже своего рода наркотик, от которого человек получает нездоровое наслаждение, и без которого он уже не может. «Подсевшему» требуется постоянное увеличение «дозы» власти.

Разумно ли видеть смысл своей жизни в реализации власти над людьми? На пороге жизни и смерти, оглянувшись назад, человек поймет, что всю жизнь он прожил зря, то ради чего он жил, уходит от него, и он остается ни с чем. Сотни тысяч людей имели огромную, а иногда даже невероятную власть (вспомним Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона, Гитлера). Но в один момент они ее теряли.

И никого еще власть не сделала бессмертным. И настоящего смысла человеческой жизни власть тоже не придала.

Смысл жизни – в приумножении материальных благ

Сейчас очень многие думают, что человек живет для того, чтобы зарабатывать деньги. Именно в приумножении богатства (а не в удовольствии его тратить, о чем мы говорили выше) они видят смысл своей жизни.

Это очень странно. Если не является смыслом всё то, что можно купить за деньги, – удовольствия, память, власть, то как могут быть смыслом сами деньги? Ведь ни одну копейку, ни миллиарды долларов нельзя будет использовать после смерти.

Богатые похороны будут слабым утешением. Ведь душа уйдет уже в другой мир, где не сможет использовать свои накопления.

ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ЖИЗНИ, НО НЕ СМЫСЛ

Смысл жизни – жизнь ради близких

Очень часто нам кажется, что жизнь ради близких – это как раз и является главным смыслом. Многие люди видят смысл своей жизни в близком человеке, в ребенке, супруге, реже – родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него», живут не своей, а его жизнью.

Безусловно, любить своих близких, жертвовать чем-то ради них, помогать идти по жизни – это необходимо, естественно и правильно. Большинство людей на земле хочет жить, получая радость от семьи, воспитывать детей, заботиться о родителях и друзьях.

Но может ли это быть главным смыслом жизни?

Надо признать, что боготворить близких, видеть только в них смысл всей жизни, всех своих дел — это тупиковый путь.

Мы часто отождествляем себя с близким, проживаем не свою, а его жизнь. Мы радуемся не своим, а исключительно его радостям, иногда мы даже забываем о важнейших потребностях своей души ради мелких житейских потребностей близкого человека.

Тем не менее, любой человек смертен, и если он стал смыслом вашей жизни, то лишившись его, Вы почти неизбежно потеряете желание жить дальше. Наступит серьезнейший кризис, выйти из которого можно, только найдя иной, истинный смысл. Можно, конечно, «переключиться» на другого человека, и жить теперь ради него. Нередко люди так и поступают, т.к. они привыкли к подобной симбиотической связи и жить по-другому просто не умеют. Таким образом, человек постоянно находится в нездоровой психологической зависимости от другого, и излечиться от нее он не может, потому что не понимает, что болен.

Перенося смысл своей жизни на жизнь другого человека, мы теряем самих себя, полностью растворяемся в другом – таком же смертном человеке, как и мы. Мы жертвуем своей душой ради этого человека, которого тоже когда-то не станет. Оказавшись у последней черты, не спросим ли мы себя: ради чего же мы жили? Растрачивали всю свою душу на временное, на то, что без следа поглотит смерть, создали себе кумира из любимого человека, по сути дела, прожили не свою, а его судьбу… Стоит ли посвящать этому свою жизнь?

Некоторые живут не чужую, а свою жизнь с надеждой, что могут оставить близким наследство, материальные ценности, статус и.т.п. Только мы хорошо знаем, что это не всегда хорошо. Ценности могут в некоторых случаях развратить, потомки (если не ближние, то дальние) могут остаться неблагодарными, с самими потомками может что-то случится и нить порвется. И для чего же тогда человек жил? В этом случае получится, что живя только для других, сам человек прожил свою жизнь без смысла.

Смысл жизни – работа, творчество

Другой распространенный вариант ответа на вопрос о смысле жизни – работа, творчество, некое «дело жизни».

Если мы видим смысл своего существования в каком-либо занятии, пусть даже полезном для общества, в творчестве, в работе — то мы, будучи мыслящими людьми, рано или поздно задумаемся над вопросом: «А что будет со всем этим, когда я умру? И какая польза будет мне от всего этого, когда я буду лежать при смерти?» Ведь все мы прекрасно понимаем, что ни дом, ни дерево не вечны, они не простоят и нескольких сотен лет… И те занятия, которым мы посвящали все свое время, все свои силы, – если они не принесли пользы нашей душе, то имели ли они смысл? В могилу мы не возьмем с собой никаких плодов своего труда – ни произведений искусства, ни сады посаженных нами деревьев, ни наши самые гениальные научные разработки, ни любимые книги, ни власть, ни самых больших банковских счетов …

«Дела жизни» бывают разными. Для одного дело жизни это служение культуре, другого – служение народу, третьего – служение науке, а четвертого – служение ради «светлого будущего потомков», как он его понимает.

Даже если «дело жизни» и поможет поколениям других людей (многие ли из нас способны сделать так много для человечества?), то все равно это не может помочь самому человеку. Все «дела жизни» придется оставить здесь. А для вечной души необходимо совсем другое.

СМЫСЛ ЖИЗНИ: ГДЕ ОН ЕСТЬ

«Познавший свое значение усматривает и назначение свое.

Назначение человека – быть сосудом и орудием Божества».

(свят.Игнатий Брянчанинов)

Был ли известен смысл жизни до нас?

Если искать смысл жизни среди вышеперечисленного, то найти его невозможно. И неудивительно, что, пытаясь найти его там, человек отчаивается и приходит к выводу, что смысла нет. А на самом деле он просто не там искал…

Метафорично поиски смысла можно изобразить следующим образом. Человек, ищущий смысл и его не находящий, подобен заблудившемуся путнику, оказавшемуся в овраге и ищущему нужную дорогу. Он бродит среди густых, колючих, высоких кустов, растущих в овраге, пытаясь найти выход к той дороге, с которой он сбился, к тому пути, который его приведет к нужной цели.

Но таким способом найти правильную дорогу невозможно. Необходимо сначала вылезти из оврага, подняться на гору – и оттуда, сверху, можно увидеть верный путь. Так же и нам, ищущим смысл жизни, нужно для начала поменять точку обзора, потому что из ямы кризиса нам не увидеть ничего. Без приложения определенных усилий мы никогда не выберемся из нее, и уж точно никогда не найдем верный путь к осмыслению жизни.

Итак, понять истинный, глубинный смысл жизни можно, только потрудившись, приобретя необходимые знания. И эти знания, что самое удивительное, доступны каждому из нас. Просто мы не обращаем внимания на эти кладези, проходим мимо них, не замечая или презрительно отмахиваясь от них. А ведь вопрос смысла жизни поднимался человечеством во все времена. Все люди предыдущих поколений сталкивались с точно такими же проблемами, с которыми сталкиваемся и мы. Всегда было предательство, зависть, пустота души, отчаяние, обман, измена, беды, катастрофы, смерти, утраты и болезни. И люди умели переосмыслить и справиться с этим. И мы можем использовать тот колоссальный опыт, который накопили предшествующие поколения. Не обязательно изобретать велосипед – он на самом деле давно уже был изобретен. Нам осталось только научиться на нем ездить.

Почему же мы, когда дело касается научных разработок, достижений медицины, полезных изобретений, облегчающих наш быт, разнообразных практических знаний в той или иной профессиональной сфере и т.п. – широко используем опыт и открытия наших предков, а в вопросах столь важных, как смысл жизни, существование и бессмертие души – мы считаем себя умнее всех предшествующих поколений, и с гордостью (нередко и с презрением) отвергаем их знания, их опыт, причем чаще всего отвергаем заранее, даже не изучая и не пытаясь понять? Разумно ли это?

Не более ли разумным представляется следующее: изучить опыт и достижения предков, или как минимум, ознакомиться с ними, поразмышлять, и только потом делать для себя вывод, правы ли были предшествующие поколения или нет, может ли их опыт быть нам полезен, стоит ли нам учиться их мудрости? Почему мы отвергаем их знания, даже не пытаясь вникнуть? Не потому ли, что это проще всего?

Действительно, для того, чтобы сказать, что наши предки мыслили примитивно, а мы гораздо умнее и прогрессивнее их, большого ума не нужно. Голословно утверждать – очень легко. А изучить мудрость предыдущих поколений без труда не получится. Нужно сначала ознакомиться с их опытом, их знаниями, пропустить через себя их философию жизни, попытаться для этого хоть несколько дней прожить в соответствии с ней, а потом оценить, что этот подход к жизни несет на самом деле – радость или тоску, надежду или отчаяние, душевное спокойствие или смятение, свет или мрак. И уж тогда человек сможет с полным правом судить, верен ли был тот смысл, который видели в своей жизни его предки.

Портфель для словесника

М.Г.Качурин, Д.К.Мотольская «Русская литература». Учебник
для 9 класса средней школы. — М., Просвещение, 1988, с. 277 — 279

«Для чего жить и что такое я?»

По иным жизненным дорогам, чем Андрей Болконский, шел Пьер Безухов, иные испытания он перенес, но им тоже всегда руководило желание «быть вполне хорошим». «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» — вот вопросы, которые пытается разрешить Безухов.

Образ Пьера был задуман как образ будущего декабриста. Вспомните, что в салоне Анны Павловны Шерер Безухов защищал перед ярыми монархистами идеи французской революции, восхищался Наполеоном, ошибочно видя в нем главу революционной Франции. Князю Андрею Пьер говорил, что пошел бы на войну если бы это была война за свободу.

Чувствуется, что Пьер особенно близок автору. Толстой говорит о своем герое, как говорят о любимом сыне, в котором и радует, и тревожит жадный интерес к миру, громадная энергия и почти детская непосредственность. Нечто отцовское слышится и в доброй иронии автора, часто свойственной словам его о Пьере: «…Он всею душою желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона»,— говорит Толстой об устремлениях молодого Пьера. Но, не найдя еще истинного смысла человеческого бытия, Пьер свои недюжинные силы тратит на разгул в компании Долохова и Курагина, мечется, совершает ошибки и самую страшную из них — связывает свою жизнь с Элен. Человеческая подлость угнетает его, вызывает порой вспышки безудержного гнева.

Поиски правды и смысла жизни приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства». Идеи «равенства, братства и любви», мысль о том, что надо «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире»,— вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов, которое он понимает по-своему.

Пьер хочет действовать и прежде всего решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что ему удалось выполнить долг перед «жертвами», Пьер чувствует себя счастливым: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, крайней мере стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Это важный вывод, который поможет Пьеру найти истинный путь в его дальнейших исканиях.

Разочарование в масонстве неизбежно должно было наступить. Карьеризм, ханжество, лицемерие, свойственные высшему свету, проникли и в среду «вольных каменщиков», как называли себя масоны. Не удивительно, что попытки Безухова привлечь «братьев» к более активному вмешательству в жизнь, к бескорыстной помощи страдающему человечеству привели его к разрыву с масонами.

Немеркнущим светом озарила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе. Толстой показывает пробуждение этого чувства, сначала незаметного для самого Пьера, но постепенно сильнее и сильнее охватывающего все его существо. Нежная, бережная любовь, дружеское участие и молчаливое преклонение перед любимой девушкой — эти чувства возвышали Пьера над окружающими, казались ему самому столь же чистыми и величественно прекрасными, как звездное небо с яркой кометой, далекое от шумных и грязных улиц города.

Связанный узами брака с ненавистной Элен, Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. В жизни его наступает мрачная полоса разочарования в личном счастье, в общественных идеалах. Пьер перестает мечтать о республике в России, об освобождении крестьян и ведет образ жизни, типичный для отставного камергера, каких немало было в среде московского дворянства. Но его жизнь казалась лишь со стороны покойной и бесцельной. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» — эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Непрекращающаяся внутренняя работа, которая подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года, все время находится в поле зрения автора.

Огромное значение для Пьера имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. Он понял ту «скрытую теплоту патриотизма», которая была в нем и в каждом солдате, которая роднила его с простыми русскими людьми. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими»,— вот какое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

Эпохой в жизни Безухова стал месяц, проведенный в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, ее малейшие радости. Этому научил его и «солдатик Апшеронского полка» Платон Каратаев, сближением с которым Пьер особенно дорожил. В плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».

Но именно потому, что Пьер это понял, он не может равнодушно видеть страдания других людей, проявление общественного зла. А зло на каждом шагу бросается в глаза. «В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения; мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно — то губят»,— такую краткую, выразительную оценку российских порядков дает Безухов в эпилоге романа. Так у Толстого нравственность человека выступает как нечто единое в частной и общественно-исторической жизни. Пьер приходит в тайное политическое общество; по замыслу Толстого, он должен был принять участие в восстании декабристов и поплатиться за это долгими годами сибирской каторги и ссылки.

А.Б.Есин. Сквозные темы в русской
литературе XIX – XX веков. – М., 2009, с.73-77

Пьера Безухова роднит с князем Андреем душевная неуспокоенность, напряженность нравственно-философского поиска, но в сути характера это совсем другой человек. Если князь Андрей ценил себя едва ли не выше всего на свете, то в случае с Пьером, мы, наоборот, встречаемся с заниженной самооценкой. И, по Толстому, этот душевный настрой в человеке очень ценен, поскольку заставляет его стремиться к нравственному самосовершенствованию, искренне считать себя виноватым даже в том, в чём, казалось бы, вины человека нет. В этом смысле Пьер часто нелогичен, но в этой нелогичности проявляется голос натуры, совести. Так, после женитьбы на Элен, понимая уже, что сделал ошибку, что Элен – развратная и ничтожная женщина, Пьер неожиданно обвиняет в этом самого себя. «Но ведь это я сделал ее такой», — вдруг подумал он. И его вина в том, что он сказал Элен слова любви, которые по сути своей были ложью, хотя и невольной.

Женитьба на Элен – пожалуй, первое серьезное испытание для Пьера, заставляющее его задуматься над тем, «что хорошо, что дурно, что надо любить, что ненавидеть». В этой ситуации в конфликт вступает плотское, греховное начало с началом духовным. Желание Пьер принял за любовь, а это, по Толстому, не просто разные, а прямо противоположные вещи. Истинная любовь – это когда человек не берет, а отдает, и вследствие этого между двумя людьми устанавливаются прежде всего духовные отношения. Но Пьер не сразу приходит к этому убеждению. Поддаваясь ложным, по мнению Толстого, началам – плотскому вожделению, самолюбию и т.п., он должен был еще совершить поступок, которому сам впоследствии ужаснется – вызвать на дуэль Долохова и ранить его, то есть совершить самое страшное – посягнуть на чужую жизнь. После этой дуэли, за которую Пьер опять-таки винит только самого себя, у него в голове все смешалось. Натура Пьера состояла в том, что он всегда думал о других людях больше, чем о самом себе, стараясь не причинять им не то что боли или страдания, а даже малейших неприятностей. Для такого человека, конечно, его животная вспышка против жены и дуэль, на которой он чуть не убил человека, — настоящая трагедия, после которой естественно наступает состояние полного душевного смятения и хаоса. После дуэли и разрыва с женой Пьер не знает, для чего и зачем жить, что дурно, а что хорошо, склоняясь в отчаянии к признанию относительности всех нравственных истин. Но все же внутренний голос настойчиво говорит ему, что это не так. Именно в этот момент Пьер встречается с Баздеевым и приобщается к масонству. Массонство привлекло Пьера двумя основными идеями, которые были созвучны его нравственным исканиям: идеей всеобщего счастья и идеей нравственного самосовершенствования. Это и были, в сущности, две задушевные мечты Пьера – стать лучше самому для того, чтобы принести мир и счастье окружающим. Кроме того, масонское учение прямо указывало на наличие верховного существа, в которого подсознательно верил Пьер. Эти положения масонства оказались для него настолько убедительны сами по себе, что отвратить его от них не могла даже практика, в которой не все было так убедительно и ясно. Многие шаги Пьера по воплощению в жизнь установок масонства оказываются наивными и безрезультатными; он видит, что многие масоны действуют не по внутреннему нравственному побуждению, а преследуют суетные цели завести знакомство в высшем свете, продвинуться по служебной лестнице и т.п. Все это тревожит Пьера, однако не настолько, чтобы он отказался от нравственных идей масонства. И все же мы чувствуем, что это еще далеко не конец идейных исканий Пьера. Чего-то ему явно не хватает, причём чего именно – до поры до времени не понимает ни читатель, ни сам Пьер. Для Толстого же изначально ясно, что «стать вполне прекрасным человеком» Пьеру мешает его принадлежность к дворянству – к классу паразитическому, оторванному от естественной жизни, в котором даже в лучших его представителях наблюдается гипертрофия личностного сознания. На том пути, по которому идет Пьер, неизбежно его приобщение к народной правде. И это приобщение начинает происходить во время Отечественной войны. Важно и показательно уже то, что во время Бородинского сражения Пьер оказывается в гуще солдат и включается в их жизнь на равных. Народ признает его за своего, любовно называя «наш барин». Но это еще только начало, и перед тем, как познать истинную философию народа, Пьеру приходится пройти еще через одно искушение – желание убить Наполеона. Вызванное неподдельным патриотическим чувством, оно все же смешно и нелепо для автора, потому что воплощает в себе ложную, по мнению Толстого, концепцию жизни, истории, согласно которой судьбы народа решает не сам народ, а выдающиеся личности. Это – проявление того самого индивидуализма, который Толстой считает главным пороком мира. Однако Пьер настолько симпатичен Толстому, что даже этот эпизод его биографии вызывает у автора не сарказм, а мягкую усмешку: Толстой показывает, как нелеп замысел Пьера и как нелеп он сам, когда путем разного рода натяжек пытается подогнать под себя апокалиптическое число 666, когда, маскируясь, остается в покинутой Москве и обдумывает планы убийства. В результате, конечно, все происходит не так, как наметил Пьер, а так, как требует его натура: оставшись в Москве, чтобы убить, Пьер совершает нечто прямо противоположное – спасает человеческую жизнь. Рассудочные построения уступают место живому состраданию.

Последующие события – плен, переживание расстрела пленных, знакомство с Платоном Каратаевым, тяготы этапного пути – стали решающими в нравственном развитии Пьера. В сцене расстрела пленных он испытывает очередной глубочайший кризис, когда кажется, что мир вокруг него обрушился: это бессмысленное убийство, совершенное людьми не по чувству ненависти, а по приказу, вновь повергает Пьера в хаос, он снова не понимает, в чем же смысл жизни, если в ней творятся столь бессмысленные дела. Но жизнь есть жизнь, и ложь в ней не отменяет истины. Успокоение в душу Пьера вносит Платон Каратаев. Его жизненная философия, представленная Толстым как философия русского крестьянства вообще, состоит прежде всего в том, что Платон ощущает себя как бы не отдельным существом, а лишь частью мира. То самое индивидуальное, даже индивидуалистическое сознание, которое воспринимается Толстым как проклятие дворянской интеллигенции, у Каратаева начисто отсутствует. Про него даже нельзя сказать, что он любит мир и людей, поскольку нельзя любить то, частью чего сам являешься. Каратаев находится просто в гармонии с миром, не думая о себе отдельно от него. Поэтому и смерть его не трагична и даже быстро забывается Пьером: жизнь или смерть отдельной личности – не трагедия и даже не событие в мире, где отсутствует личностное самосознание, где личность полностью растворяется в чем-то более всеобъемлющем.

Второе, что сильнейшим образом повлияло на Пьера, — это приобщение его к простой и естественной жизни с минимальными атрибутами цивилизации. Пока Пьер был богатым человеком, он не знал ни настоящего труда, ни настоящих лишений. Он никогда не был по-настоящему голоден, не знал настоящей усталости, физической боли и т.п. Поэтому он и не ценил по-настоящему тех простых и естественных благ, которые, по Толстому, только и нужны для человека: пищу, тепло, сон. Как ни странно, Пьер в плену чувствует себя гораздо более свободным, чем в светском обществе. Ощущая себя частью великого мира, он даже посмеивается над нелепостью того, что его держат в плену. Глядя на окружающий его пейзаж, на леса, поля, звезды, Пьер думает: «И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я! … И всё это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!»

Важнейшим моментом нравственного развития Пьера в это время является то, что Пьер постигает смысл жизни не умом только (это, по Толстому, невозможно), но всем своим существом, какими-то таинственными, внерациональными путями. Не логический вывод приводит его к жизненной мудрости, а она как бы вливается в него без сознательных усилий с его стороны. Толстой выделяет главное, что понял Пьер за это время: «Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». В это же время Пьеру открывается и понимание Бога, тождественного с самой жизнью: «Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Всё перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества».

Человек приходит к нравственной истине путем отрешения от самого себя и приобщения к народной правде, в результате напряженных и бескомпромиссных духовных исканий – такова главная идея Толстого.

Дополнительно:

Пьер Безухов / Энциклопедия литературных героев. — М.: Аграф, 1997.

Нравственные искания Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» / Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе: Учебное пособие. — М.: Оникс, Мир и образование, 2007.

«…Дать новое направление всему русскому обществу и всему миру» / Литература: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. завед. — М.: Высшая школа, 1984.

Духовный путь Пьера Безухова / Литература. — М.: АСТ, 2002. — (Справочник абитуриента).

Приветствую, дорогие наши читатели. Сегодня мы начинаем новую рубрику, отвечающую на различные вопросы, ну или хотя бы пытаемся ответить. Сегодня мы выбрали очень сложный вопрос — Зачем нужны люди на земле? Почему вообще человек живет на земле?

Над этим вопросом бьются уже не одну тысячу лет различные люди, в том числе философы, ученые, верующие… и просто люди. Я считаю, что практически каждый человек хоть раз задумывается над этим вопросом. Кто-то находит свой ответ и на этом успокаивается, а кто-то всю свою жизнь ищет ответ и может так его и не найти.

На самом деле все это достаточно сложно, ведь на сегодняшний день не возможно придти к единому мнению. Мы пытаемся найти ответ в тех знаниях, которыми обладаем.

Пока мы не можем выйти за эти рамки, но скажу одну важную вещь:

Если Вы пытаетесь найти ответ, то Вы его найдете, рано или поздно, но это будет только Ваше личное мнение, которое поможет определиться в жизни. Поможет понять для чего именно ты живешь тут и сейчас, к чему тебе идти дальше.

Сколько нас на планете? Очень много! И каждый индивидум! Нет одинаковых людей, а значит именно ты сейчас нужен земле, стране, родине, семье, любимой. А вот последние два значения очень важны, но это уже совсем другая история.

Дак зачем нужны люди на земле?

И тут я считаю, что нужно уйти в самую глубь истории, но опять не все так однозначно. Мы не можем сказать с уверенность на все 100% что было пять тысяч лет назад или даже 3 тысячи лет. А кто-то даже не знает что происходило 100 лет назад, но это уже совсем другая история, опять…

Вот к примеру, сам не читал, но ученые пишут так, мол нашли таблички племен майя, в которых рассказывалось о том, что люди были созданы пришельцами с другой планеты, Нибиру. Мол до их прихода были прямоходящие люди на планете, но очень глупые.

А вот пришельцы прилетели, дабы добывать на нашей планете полезные ископаемые. Даже свою рабочую силу привезли, но что-то пошло не так и они вывели из аборигенов (наших предков) послушных рабов, которые добывали им что-то важное.

Но и тут пошло что-то не так и эти рабы стали существовать отдельно, из которого и получился тот человек, которого мы знаем сегодня.

Вывод: человек был создан как рабочая сила для добычи полезных ископаемых. Не очень радужная история, согласны?

Легенду я рассказал очень кратко, но на самом деле многое, в последние годы, становится похоже на правду. Например то, что была какая-то более древняя цивилизация, чем египетская или шумерская. Так же находят и по сей день останки людей, но отличных от нас, от первых людей и так далее.

Много вопросов появляется в том, почему именно человек стал разумным, а не другие существа, хотя если посмотреть внимательнее на дельфинов, они порой умнее человека во много раз.

Но тут мы рассматриваем больше не то, кто умнее, а именно тот факт, что люди осознают себя, как личность, что мы обладаем не только душой, но и духом.

Может это божий план?

По сути, отвечая на поставленный вопрос, мы пытаемся найти смысл жизни. При этом философы говорят о том, что не стоит принимать вещи как данное. Нужно понять зачем они нужны в этом мире.

У нас, людей, есть несколько общемировых религий, и каждая из них дает свой ответ на то, зачем нужен человек на Земле. Вот Вы сами, какой веры? Вообще Вы в бога верите?

Если бы Вы относили себя к какой-то религии, то думаю не искали бы ответа на этот вопрос, хотя…

В общем, можно было бы отдельно расписать несколько религий, например христианство или мусульманство, но это много и долго читать. Хотя в плане написания статьи так и хотел сделать. Потом подумал, что проще сказать, что их объединяет.

А общего В них то, что бог или учение дает нам прямой путь: жить нужно честно, правильно и распространять свою веру среди окружающих. Мол верьте богу и все будет хорошо, тогда Вы после смерти попадете в рай или просто найдете успокоение.

Жизнь нам подарена и мы должны пройти испытания, чтобы все у нас было хорошо. Получается, что жизнь на Земле это некая проверка нашей души, духа? Конечно же никто не даст прямого ответа, потому, что никто и не знает наверняка.

Я не пытаюсь выделить какую-то одну религию или сказать что-то плохое о них, нет. Верить это хорошо, по сути даже нужно, чтобы быть собраннее, быть смелее и увереннее. А что тогда с теми людьми, кто верит в науку? И что сама наука говорит о нашем предназначении?

Зачем нужен человек на Земле с точки зрения науки

Дело в том, что среди ученых много атеистов, но и верующие в божественную силу, тоже есть. И они все ищут ответ на главный вопрос: Зачем нужны люди на земле? Зачем я живу тут?

Среди ученых есть много версий, лично я придерживаюсь мнения, что люди — Вирус на нашей планете. А что делает вирус? Он уничтожает, так заложено его программой, ведь человек уничтожает и себя и планету Земля. Это факт.

Только так сказать можно про современных людей, в связи с тем, что происходит с планетой в последние десятилетия.

Давайте подробнее рассмотрим. Можно сказать, что началось все с теории эволюции Дарвина, который поставил главенство церкви под вопрос. Смысл в том, что все живое произошло от простейших и методом жесткого отбора (эволюции) произошли все сегодняшние живые твари, в том числе и человек.

Но только человек может себя осознавать как личность, вот мы и почувствовали себя «выше всех живых существ» и начали делать все, что нам захочется.

А как же главный вопрос? Оказывается все просто: с научной точки зрения человек, такое же животное, а значит живет, чтобы размножаться, продолжать свой род. Ну и конечно же потреблять.

Некоторых ученых не удовлетворяет такой общий ответ и они пытаются как можно дальше заглянуть в прошлое нашей планеты. Считается, что это единственный вариант понять, как мы произошли, а значит и зачем мы существуем.

В связи с этим стали ломаться многие установившиеся стереотипы. Самый явный пример — пирамиды в египте. Уже нет сомнений в том, что построены они были задолго до самих египтян, даже больше: такие пирамиды были найдены на всех континентах планеты (правда не уверен про Австралию, могу ошибиться). А значит были цивилизации задолго до нашей.

Тогда нужно найти доказательства и понять, кто это был, что они делали и как могли повлиять на современного человека, а может мы и есть их предки и просто забыли об этом? А значит и не помним нашего предназначения?

Минусы этих теорий.

Но нет принципиально правильных ответов на наш главный вопрос. Вот к примеру про инопланетян: нет никаких доказательств. По сути, если нас вывели, чтобы добывать ископаемые — то и сейчас мы выполняем эту функцию в полной мере, ну а как быть с теми, кто не имеет отношения к добыче? А таких людей очень много.

Религиозные направления тоже не идеальны, большинство из них делают упор на то, что лучше в загробном мире и все что мы делаем на Земле, это пытаемся не нарушать запретов, учений, чтобы попасть в лучший загробный мир.

А что тогда делать с атеистами, и другими, кто не верующий. Оказывается они просто живут без смысла, без цели.

Ну и научная точка зрения как-то банальна. Да, мы часть природы, мы, можно сказать, животные, и как-то не совсем радует цель только размножаться и выращивать потомство. Это конечно важно, но что тогда делать с теми, кто не может иметь потомство? Опять же, живут без смысла, без цели.

Да и здоровому человеку может не очень понравиться. Веть жить ради размножения… какая-то не совсем насыщенная перспектива.

Как тогда найти смысл жизни?

А теперь я скажу свое мнение. Если брать обобщенно, то все может быть куда проще. Человек — очень универсальное животное. Нам природой дан дар развиваться, осмысливать самого себя и окружающую сущность. А может мы живем на планете Земля, чтобы поддерживать порядок? Защищать природу, наш дом?

Ведь человек начал понимать, что планета у нас одна, что мы с природой одно целое, а значит без природы, без земли мы не сможем существовать. Тогда нам нужно поддерживать баланс в природе, защищать ее, исправлять проблемы и так далее.

Взять к примеру наших предков, они жили в гармонии с природой, брали только то, что нужно было реально. Но как только мы начали злоупотреблять дарами природы, все начало становиться только хуже. Даже банально охота: раньше убивали животных ради пищи и не больше.

Теперь многие убивают просто так, ради интереса или наживы, их еще браконьерами называют. Но и в наше время есть такие охотники, которые вкладывают свои силы и деньги в сохранение какого-либо вида животных, которые исчезают. А сколько видов уже исчезло?

На самом деле человек очень уникален и каждая личность индивидуальна. А значит каждый может найти свое место в этом мире. Тогда и у каждого свой смысл в жизни, главное найти этот смысл.

Я считаю, что ответом на наш главный вопрос, будет лежать в каждом человеке, причем свой ответ. Нужно найти свой смысл, свою цель в жизни. А значит свой путь в достижении цели или целей. Ну и не нужно думать, что путь только один. Природа нам дала уникальную возможность — ЖИТЬ! При этом нет границ или рамок. Нам дано право мыслить и обдумывать наши действия, поступки.

Даже если у Вас есть свои идеалы, до достигнув этого, идеалы могут поменяться и это нормально. Например один мой знакомы всегда мечтал стать летчиком. Он им стал, но при этом не остановился на достигнутом и теперь он мечтает посетить все континенты планеты. Достигнув этих целей, появятся новые.

Правда кто-то ставит такие цели, что идет к ним всю жизнь, а тои вообще не может достигнуть. Но он жил, или живет, и у него есть смысл жизни! Он знает для чего он живет.

И теперь Вам остается только самим определиться в Этом мире и найти свой ответ на поставленный вопрос, только немного перефразируем: Зачем нужен Я на земле?

Знаете ли вы, зачем человек живет и почему

3 2392 31 Июля 2019 в 20:47 Автор публикации: Далия Конышева

Вопрос, который поначалу всех ставит в тупик. Как будто до этого никто и не задумывался. А потом каждый отвечает, исходя из собственных убеждений и ценностей. Зачем человек живет:

  • чтобы любить и быть любимым;

  • родить и вырастить детей, продолжить свой род;

  • для себя;

  • чтобы быть счастливым.

А что, если ни один пункт из этого списка не подходит?

У меня все есть: семья — дети и муж, здоровые родители, любимая работа, хобби. Все хорошо. Однако радость от этого заканчивается ровно в тот момент, когда я начинаю думать: «Зачем? Какой смысл?» Достигну я высот в карьере, воспитаю детей и внуков, объезжу весь мир, а дальше что? Ведь все пройдет, забудется. Все когда-нибудь закончится.

Которое поколение уже рождается, живет и умирает, но никто до сих пор не знает, в чем суть процесса. Неужели нужно просто провести время до смерти?

Зачем человек живет на земле

Вопрос не в том, почему именно здесь, а не на Марсе. Куда бы человек ни отправился жить, он не сможет уйти от себя и своей природы. А его природа — это разнообразные желания: от чисто биологических до духовных.

«Будет жить!» — радостно восклицает медсестра, когда тяжелый больной просит у нее стакан воды. Самое крошечное желание — то, что держит человека в живых, сейчас на Земле и на Альфа Центавре в будущем. И живет он затем, чтобы реализовать свое «хочу».

Желания у каждого человека индивидуальны и определены набором психических свойств. Поэтому и ответы, которые вы слышите на вопрос — зачем человек живет, такие разные.

«Смысл жизни только в любви!» — станут внушать вам наиболее эмоциональные и чувственные натуры. Не потому, что они безнадежные романтики и любят разыгрывать из всего спектакль лишь по своей прихоти. Это их естественное желание — выражать свои чувства, самое сильное из которых и есть любовь. Люди желают любви и ощущают ее высшей ценностью потому, что им заданы определенные психические свойства. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана эти свойства называются одним словом — вектор. Так, о любви как смысле и великой цели жизни вам убежденно расскажут люди со зрительным вектором.

«Главное в жизни — это семья и дети». Если вы услышали такой ответ, то лучше не спорить. Люди, которые так говорят, врать не станут. Сохранение ячейки общества природа доверила надежным рукам лучших жен и мужей, отцов и матерей. Только они желают иметь дом — полную чашу, и только они обладают необходимыми свойствами для претворения такого желания в жизнь. Передать опыт, научить — естественные способности этих людей, обусловленные особой психикой, своим вектором. Они и вас могут научить, как и для чего жить, чтобы потом было что вспомнить. Однако такие уроки не всем покажутся полезными.

Например, имеющие в своем психическом кожный вектор не ставят себе целью жизни построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Только если это даст им ощущение успеха, социального и материального превосходства над другими. Да, такие люди стремятся быть первыми в карьере, в личных отношениях. Они знают, как накопить на благополучную старость, чтобы провести ее в путешествиях и не жалуясь на здоровье. Со стороны может показаться, что такой человек живет только для себя.

А возможно ли это вообще?

Зачем живут люди если все равно умирают

Вопрос справедлив, если представить жизнь в таком свете: человек рождается, растет, учится, затем работает, получает какие-то удовольствия, наслаждения, стареет и умирает. Конец истории. Может даже показаться, что весь смысл в этом «конце» — в подсчете на смертном одре, сколько же я успел взять от жизни. Проблема лишь в том, что с собой ничего не унесешь. Тогда зачем?

Если спросить у реализованных, счастливых, успешных личностей, зачем человек живет, они ответят: «Для других людей». Почему? Подобно озеру, наполняющемуся водой из многочисленных ручейков, человек получает блага для своего существования снаружи. Однако если вода в озере застоится, не будет вытекать новыми ручьями, то со временем озеро превратится в затхлую лужу. Так же и человек, лишь получая для себя и не отдавая, заболевает. Он проживает жизнь мелкой лужицы, вместо того чтобы состояться в объеме полноводного озера.

Человек может жить для себя? И да и нет. Он реализует свои желания, когда совершает работу вовне, отдает обществу свои умения, получая взамен вознаграждение. Оставляет свой след. И тогда чувствует счастье.

Цели достигнуты, а смысл не найден

Итак, человек живет, чтобы осуществить желаемое. Делая то, что умеет лучше всего, на благо других, он познает себя. Каждый по-своему: в любви и творении добра, в создании крепкой счастливой семьи, в достижении побед. А для кого-то познание себя лежит в иной плоскости, нематериальной.

Духовный поиск начинается тогда, когда заканчивается познание материального: все есть, но чего-то не хватает. Если вы чувствуете подобное, значит, обладаете дополнительными свойствами и желаниями. Именно они порождают в голове вопрос «зачем» и вместе с этим способствуют раскрытию, нахождению ответа. Стремление постичь замысел, причину всего говорит о наличии звукового вектора, самого большого по объему психики.

Обладателя звукового вектора не наполняют ценности других векторов. Любовь, семья, успех в конечном итоге могут не иметь никакого смысла. Звуковой человек чувствует, что все преходящее. Наиболее желанное в жизни для звуковика это —

  • понять, кто он такой;

  • определить свое предназначение;

  • раскрыть замысел всего, что его окружает.

Однако эти стремления не так просто осуществить. И за деньги не купишь, и непонятно, где искать.

Желание большего могло быть отслежено еще в детстве. Ребенку со звуковым вектором все время хочется узнать, что находится за краем Вселенной. Как это ничего? Не может все взяться ниоткуда, просто так. Так же, став взрослыми, искатели интересуются, что будет после смерти. Что остается, а может быть, только начинается, когда для наблюдателя все заканчивается? Неужели снова ничего? Такой исход отрицается звуковиком: тогда зачем?

Обладатель звукового вектора начинает искать ответ в трудах философов и эзотерических книгах. Кажется, чтобы понять, кто я, нужно заглянуть, погрузиться в себя. Но внутри тупик, а смысла все так же нет. Где-то в глубине души есть чувство, как было бы легче. Если осознавать другого так же, как и себя. Но прочные стены непонимания отделяют звуковика от других людей каждый миг его жизни. И что сделать, чтобы убрать преграду? Вытаскивать кирпичик за кирпичиком, снести все разом? Или перекинуть веревку и перейти на ту сторону?

По логике природы смысла — главного желания человека со звуковым вектором — не может не быть, иначе он бы его не искал. Просто, оказывается, раскрыть вечность в одиночку не получится. Тело и сознание одного человека не обладают такой мощностью, для постижения бесконечности нужно больше ресурсов:

Что дальше

Материальные радости — это не все, что может предложить вам жизнь. Гораздо приятнее ощущать смысл, познавать мир и себя в процессе общения и взаимодействия с окружающими.

Чтобы перекинуть веревку по ту сторону стены, нужно свить ее. Из чего? Из знаний о душе каждого. С древних времен такие же скалолазы искали смысл, ответ: вили жгуты, соединяли их узлами, стремясь подняться выше. Но падали и сотрясали Землю войнами. Сегодня готов прочный канат, который вытянет со дна самого отчаявшегося искателя и выдержит самого тяжелого от пустот странника. Когда цель ясна, путь не кажется трудным и пустым.

Вселенная способствует исполнению настоящего желания. Нужно только определить, чего вы хотите, и не останавливаться в поиске.

Вы уже задали вопрос: «Что дальше?» А дальше — ответ.

Автор публикации: Далия Конышева Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх