Помост

Вопросы веры

Зачем читать отче наш

Как правильно возносить молитву «Отче Наш»: основные каноны

Я давно занимаюсь чтением православной литературы и изучением молитв. Сегодня я познакомлю вас с известной всем молитвой «Отче Наш». Я расскажу, как правильно ее читать, в каких случаях это нужно делать.

Молитва «Отче Наш»

Не найти такого христианина, который не знал бы наизусть текст этой молитвы. Даже маленьким детям она хорошо известна. Поскольку ее очень часто используют. Более того, принято считать, что именно эта молитва и является самой значимой для православных христиан.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Люди, которые редко обращаются к Господу, в момент опасности или горя обязательно возносят данную молитву небесам. Поскольку для них она является единственным шансом на спасение. И не воспользоваться этой возможностью означает отказаться от спасения. Кроме того, данный текст молебна используют, когда человек сам не может определить, что именно нужно ему для счастья. Иными словами, это способ попросить милости и защиты у небес.

Что представляет собой молитва?

Прежде чем более подробно поговорить о молебне «Отче Наш», необходимо сперва рассмотреть еще одну важную тему. Особенно это важно в случае, если человек только недавно обратился к вере. В такой момент его познания с трудом можно назвать обширными. В большинстве случаев человек и вовсе ничего не знает о вере. И поэтому так важно научить его и рассказать о том, что представляет собой главное таинство – молитва.

Следует понимать, что такое трепетное отношение к молитвам у христиан сложилось по одной простой причине. Молитва – это их разговор с Творцом. И к этому разговору обязательно необходимо относиться с особым почтением. Некоторым людям трудно представить себе, что такое беседа с Господом. Ведь она предполагает, что в диалоге участвуют двое. Однако, известно только о нескольких случаях, когда Бог действительно отвечал молящимся. Возможно, именно поэтому существуют такие люди, которые даже осмеливаются отрицать существование высшего божества.

Действительно, в обычной жизни беседа представляет собой диалог, который ведут двое людей. Но в религии она приобретает иное значение. Следует вспомнить о том, что Господь, будучи творцом всего живого, может без особого труда прочесть мысли любого человека. И поэтому, когда христианин возносит молитву, Всевышний уже знает, что именно ему необходимо. Отвечает на просьбу Творец вовсе не словом, а делом. Он помогает тем, кто просит о помощи.

Примечательно, что некоторые люди даже не догадываются о том, сколько видов молитв существует. Но если человек действительно стремится стать ближе к Господу, ему необходимо начать всерьез интересоваться религией.

Существуют такие молитвы, которые необходимо возносить в определенное время и в определенном кругу:

  • молитвы за народ – эти тексты таят в себе огромную силу, и могут быть использованы как священнослужителями, так и простыми мирянами. Считается, что их должны возносить все праведники, которые смогли найти свой путь к Господу. И поскольку им удалось это сделать, они должны постараться вымолить милость и для других людей, которые еще далеки от веры;
  • молитвы семейные – очень важные молитвы, которые обязательно необходимо возносить в кругу родственников. Считается, что их чтение способно уберечь людей от греха. В особенности, если в семье есть особо набожные люди;
  • личные молитвы – как понятно из названия, эти текста принято читать в гордом одиночестве, когда в душе человека поселяется смятение.

Обратите внимание, что личные молитвы возносятся наиболее часто. Поскольку в большинстве своем люди предпочитают молиться в одиночестве, не объединяясь с кем-то. Нельзя сказать, что это совершенно неправильно. Однако священнослужители настоятельно рекомендуют своей пастве не отказываться от семейных молитв и молебнов, возносимых за народ. Ведь это замечательная возможность обрести духовную близость с другими людьми. Именно поэтому священники и настаивают на том, что все христиане должны посещать церковь по воскресеньям.

Рассмотрев три основные категории, на которые принято разделять все существующие молитвы, возникает вопрос, к какой из них можно отнести «Отче Наш»? Это очень важный и правильный вопрос. В действительности данный текст является универсальным. Его могут читать как в семейном кругу, так и в полном одиночестве.

Достаточно часто его используют и священнослужители на литургиях. Поэтому считается, что в любой трудной ситуации, когда человек даже не может вспомнить ни одной другой молитвы, можно читать «Отче Наш».

Тайна молитвы

Сила молитвы – это вера. Если ее возносит человек, который искренне верит в могущество небес, то ему будет дарована милость. Разумеется, при условии, что просящий является достойным человеком.

Нельзя ожидать, что милость будет дарована человеку, который всю жизнь посвятил деяниям, неугодным Богу, и даже не раскаялся в этом. Только в том случае, если грешник искренне покаялся и сделал что-то, чтобы искупить свой грех, он станет достойным.

Однако, «Отче Наш» является сильнейшей из всех молитв, независимо от того, насколько сильна вера человека. И объяснить это можно, узнав тайну молебна. Как известно, практически все молитвы, известные христианам, были написаны пророками, мучениками, святителями. Однако, молитва, о которой идет речь, кардинально отличается от них. Поскольку, согласно священному писанию, Отче наш молитва, дарованная человечеству Иисусом Христом.

Главное ее предназначение заключается в том, чтобы:

  • защитить человека – на протяжении всей жизни христианину приходится сталкиваться с разного рода опасностями и искушениями. Порой бороться становится невыносимо сложно. В такие моменты, чтобы избежать грехопадения, следует усердно молиться и просить небеса о помощи. Использовать при этом рекомендуется именно ту молитву, которая была дарована Сыном Господа;
  • наставить на путь истинный – иногда случается так, что человек, столкнувшись с трудностями, долго не может найти способ решить проблемы. Он попросту не видит выхода из сложившейся ситуации. Чтобы увидеть его, ему необходимо просветление. Даровать его, разумеется, могут лишь небеса.

Истории спасения

Когда люди заявляют о том, что не верят в существование Господа, священники рассказывают историю одного чудесного спасения, которая является доказательством могущества небес. Эта история произошла во времена Великой Отечественной Войны. О ней узнали из письма солдата, которое было адресовано его супруге.

Александр был обычным солдатом. Во время боевых действий он получил серьезное ранение. Его отправили в госпиталь. Однако добраться до госпиталя он не успел, поскольку отряд попал в ловушку, устроенную фашистами.

Мужчина понимал, что его спасение совсем рядом. Вот только добраться до своих быстро он не мог, поскольку был серьезно ранен и не способен передвигаться самостоятельно. Саша просто спрятался в доме, понимая, что совсем скоро умрет. Он начал неистово молиться Господу, используя молитву «Отче Наш». При этом мужчина отчетливо слышал, как в дом ворвались вооруженные немцы. Один из них достал оружие и хотел выстрелить в солдата. Но ружье дало осечку. Тогда он бросил в раненого гранату. Причем бросил так, чтобы тот не мог до нее дотянуться.

Все это произошло так быстро, что Александр даже не понял. Он просто продолжал читать молитву. И только потом он понял, что граната не взорвалась. В этот момент он впервые уверовал в силу Господа. Ведь он спас его дважды. Первый раз, когда оружие дало осечку. Второе же чудо произошло, когда граната не взорвалась. Более того, немцы больше не обыскивали дом. Это было странно. Ведь они знали, что внутри дома раненный и безоружный солдат советской армии. Но по какой-то причине они больше не решались заходить в дом.

Известны и другие истории чудесного спасения людей. Некоторые называют это везением. Вот только такое везение сродни фантастике. Верующие же понимают, что это лишь проявление милости Господа по отношению к своим творениям, которые даже не являются совершенным. Но любовь Творца безгранична, поэтому он помогает даже грешникам.

Как читать молитву?

Никаких жестких правил не существует. Однако есть определенные рекомендации. Во-первых, нельзя читать текст молитвы с целью навредить другому человеку. Категорически запрещено в своих молитвах просить Господа о наказании – это необходимо помнить и не нарушать данную рекомендацию, чтобы не навлечь гнев небес на себя.

Во-вторых, вознося молитву, человек должен быть полностью спокоен. Поэтому рекомендуется несколько минут посидеть в тишине, прежде чем начать читать молитву. Это поможет настроиться на нужный лад.

В-третьих, лучше всего молиться перед иконой. Поскольку подобное будет способствовать тому, что человек сможет сильнее ощутить божественное присутствие. Однако если икон в доме не оказалось, это не означает, что можно отказаться от вознесения молитв.

  1. «Отче Наш» — это универсальная молитва.
  2. Считается, что автором ее является не человек, а сам Иисус Христос. Эту молитву он подарил людям, чтобы они могли общаться с Творцом.
  3. Строгих правил и ограничений, касающихся процесса моления, нет.
  4. Молиться лучше всего, стоя перед иконами. Но если их не оказалось в доме, то можно просто помолиться, закрыв глаза.

Толкование молитвы «Отче наш»

Давайте рассмотрим структуру молитвы «Отче наш». Состоит она из обращения: «Отче наш, Иже еси на небесах!» Далее идут семь прошений. Завершается молитва кратким славословием «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Семь прошений тоже неоднородны.

Первые три – это даже и не прошения, а некая форма славословия, облеченная в форму прошения «Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли». Мы как бы выражаем наше желание, наше стремление, чтобы вот так было, чтобы было свято имя Господне, чтобы пришло Его Царство и была Его воля, как на Небе, так и на земле. А дальше уже идут те четыре прошения, которые относятся к нашим нуждам «Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».

Четыре прошения, которые к нашим нуждам относятся, о чем? О чем мы Бога просим? Мы просим фактически о том, чтобы Господь помог нам устранить те препятствия в нашей жизни, которые мешают нам ,чтобы святилось имя Господне, наступило Царство Господне в нашем сердце и была воля Божья во всем. А дальше – славословие заключительное «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Но мы его произносим по-другому, оно видоизменено. На практике оно произносится так: «Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Как раз это видоизмененное славословие тоже как бы говорит о том, что мы не заключены четко, жестко в рамки именно таких слов. Мы можем немного их видоизменять.

«Отче наш»

Если вся молитва обращена к Богу Отцу, то в славословии мы уже обращаемся ко всей Троице. Потому что и Сыну, и Святому Духу равно с Отцом подобает всякая слава, честь и поклонение.

Итак, призывание в молитве Господней: «Отче наш, иже еси на небесех». Поговорим сначала о начальной фразе призывания – «Отче наш».

Слово «Отче» – это звательный падеж слова «отец». Мы так обращаемся к Богу: «Отче», отец наш Бог. Творца Вселенной мы называем своим Отцом. Таким образом мы свидетельствуем о том, что как бы переведены из ранга рабского состояния в сыновье состояние.

В Евангелии есть такие слова: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1-12). Называя Бога Отцом, мы себя называем чадами Божиими. Это означает, что мы должны соответствовать своему званию. В Евангелии мы читаем такие слова Иисуса Христа:

Вот что это означает.

Если ты – чадо Божие, так ты должен быть чадом Божиим чтобы, на тебя глядя, было понятно, кто твой отец. Вот так легко, очень ненавязчиво Господь Иисус Христос одним только словом учит нас соответствовать тому великому идеалу, который только может быть во Вселенной – нашему Небесному Отцу.

«Отче наш». Обратите внимание на точность формулировки. Как Господь приучает нас дружелюбно относиться ко всем, любить всех, относиться абсолютно ко всем, как к братьям и сестрам. Он не говорит, обучая нас молитве: «Отче мой». Он говорит: «Отче наш». Все мы являемся братьями и сестрами и должны друг к другу соответствующим образом относиться.

«Иже еси на небесах»

Поговорим об окончании призывания молитвы Господней. «Иже еси на небесах». Здесь мы сразу сталкиваемся с маленьким нагромождением непонятных слов. Самое непонятное из них – «еси». Что это за слово? Для чего оно нужно и что означает?

Не понятно оно нам потому, что в русском языке аналогов ему нет. Точнее, есть, но они не используются или используются очень редко. Поэтому для нашего слуха это слово ни к чему не привязывается. А вот в иностранных языках аналоги существуют. Например, в английском языке. Если прямую английскую фразу перевести на русский, то звучит она так: «это есть стол», «это есть стул». Для чего в английском говорят «это есть»? Нам непонятно. И так очевидно, что это – стол, это – стул. Для чего ещё что-то нагромождать? В русском языке этого глагола нет, а в английском присутствует. В церковнославянском языке он тоже присутствует. Это форма глагола «быть», по-славянски – «быти». Спрягается данный глагол по лицам и по числам, причём (опять же, особенность церковнославянского языка) у него есть еще двойственное, число кроме единственного и множественного. Оно употребляется, когда речь идёт о двух людях, о двух предметах или о чём-то парном.

Итак, спрягается глагол «быти» в единственном числе – «аз есмь». Вспоминаем фразу из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Азм есмь Царь». Во втором лице – «еси». В третьем – «есть». Примеры использования видим в Псалме 50: «Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси» (Пс. 50:7-8).

Множественное число этого глагола в первом лице – «есмы». Во втором лице – «есте», в третьем – «суть». Пример в Евангелии: «Что суть словеса сия» (Лк., 24:17). То есть, что означают ,чем являются эти слова, каков их смысл (здесь речь идёт о многих словах). Двойственное число глагола «быти»: «есва», «еста» и «еста» (во втором и третьем лице форма та же). Но двойственное число в молитвах используется крайне редко. Ведь молимся я и Господь. Или я к святому какому-то обращаюсь. Здесь двойственное число негде употреблять.

Для полноты картины добавим и о том, что есть отрицательная форма глагола «быти» настоящего времени. Тогда присоединяется частица «не» и получается «несмь». В первом лице – «аз несмь Царь». Во втором – «неси», в третьем – «несть». Во множественном числе: «несмы», «несте», «несуть». В двойственном числе: «несва», «неста», «неста». Опять же, эта отрицательная форма используется реже. Двойственное число практически не используется.

Что означает фраза «Иже еси на небесах»? «Иже» – который Отче наш, который есть на небесах или сущий на небесах, который существует, находится на небесах. Когда мы в обращении к Нему говорим «Отче» и это уже для нас означает, что мы – Его дети и какими мы должны быть. Вот и эта фраза, «Иже еси на небесах» для нас говорится, а не для Него.

«Да святится имя Твое»

Первое прошение молитвы Господней: «Да святится имя Твое». Это и прошение, и благопожелание, и прославление Бога.

«Да будет свято имя Твое среди всех людей, среди всех народов, по всей Земле и по всей Вселенной». Это понятно. А что мы здесь просим? Что здесь в подтексте находится? О чем прошение? Дело в том, что в Евангелии есть такие слова, которые Иисус Христос говорил Своим ученикам:

То есть в словах «Да святится имя Твое» в подтексте читается: «Господи, дай нам мудрость, дай нам силу. Дай нам возможности жить так, чтобы, глядя на нас, имя Твое прославлялось среди всех людей».

«Да придет Царствие Твое»

Второе прошение молитвы Господней: «Да приидет Царствие Твое». Будем говорить о Царствии Божием. «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс., 23:1) То есть весь мир, природа, вся вселенная – это и есть Царствие Божие, царствие природы. Но мы не можем просить «Да придет Царствие Твое», имея это в виду, потому что оно уже есть. И мы – часть этого мира, часть этой природы.

Дело в том, что Царство Божие – это многогранное понятие, и природа – только одна из его сторон. Другая грань – это Царство Славы, которое наступит в будущем. Это жизнь будущего века. Это то, что произойдёт после кончины мира и Страшного суда, когда Господь скажет праведникам: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное Вам от создания мира» (Мф., 25:34).

Царство Славы отчасти есть и сейчас. Мы провожаем души наших умерших и говорим: «Царство ему Небесное». То есть душа уже сейчас может наследовать Царство, в котором нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Наследовать жизнь! Там нет смерти и греха. Там только Царство любви, жизни, счастья. Вот что такое Царство Божие, Царство Славы. Но есть ещё одна грань понимания Царства Божьего: это Царство благодати. Христос на суде у Пилата сказал, что «Царство Моё не от мира сего» (Ин., 18:36). И в другом месте, отвечая на вопросы, Христос говорил, что «не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк., 17:20), «Царствие Божие внутрь Вас есть» (Лк., 17:21).

Дело в том, что внутри каждого человека, где-то глубоко в сердце есть некая территория, которая не может регламентироваться никакими внешними рамками. Не может регламентироваться даже нравственностью и моралью. Это некая территория абсолютной свободы. Только сам человек решает, что или кто в этом месте будет царствовать. Он может туда пустить, что угодно: любой грех, любую страсть, порок, слабость, немощь. Он может туда поместить, что угодно. Может сотворить себе кумира из другого человека и возвести его на пьедестал. Свято место пусто не бывает. Мы можем на это место кого-то поставить. А можем открыть своё сердце Богу и сказать:

В другом месте Писания Христос говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин., 15:5). «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и Вы, если не будете во Мне» (Ин., 15:4). «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин., 15:5) На самом деле, без Бога мы ничего подлинного и доброго сделать не можем. Мы можем пытаться сделать, но это всегда будет нести на себе печать нашей собственной немощности, греховности. Так или иначе, это будет пропитано чем-то нехорошим. То, что внутри нас есть, живёт. И только Божественная благодать может очищать наши сердца.

Поэтому мы и просим в молитве «Отче наш»: «Да приидет Царствие Твое». Войди в моё сердце и царствуй. Не только в моё, потому что Отче наш – не Отче мой. Ведь мы молимся за всех.

«Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли»

В молитве «Отче наш» мы, обращаясь к Богу Отцу, просим Его: «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли». То есть не моя воля, которая может быть греховна, но да будет Твоя воля, благая и всесовершенная. По сути дела, это и есть смирение. Решимость исполнить волю Божию, отринув, если понадобится, свою. Это и есть смирение, чему нас и учит Господь Иисус Христос не только словом, но и делом.

Когда Он в Гефсиманском саду молился до кровавого пота Своему Отцу: «Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Почему мы говорим: «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли»? Здесь мы снова как бы возносимся к небожителям, на Небо. Мы просим Его, чтобы Он дал нам силы, мудрость. Дал нам решимость творить Его волю, чтобы Он согревал наши сердца Своей Любовью так же, как и ангелов. Чтобы мы и наш людской мир так же, как и ангельский мир, наполнился стремлением, желанием творить волю Его. Как же мы должны относиться к пожеланию: «Пусть сбудутся все Ваши мечты»? Наверное, так: «Пусть наша воля всегда будет согласна с волей Божией».

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

На первый взгляд, здесь может быть непонятным только одно слово – «днесь». Оно означает «сегодня, сейчас, на сегодняшний день». А что такое «хлеб наш насущный»? На самом деле, это понятие очень многоплановое. Человек – это существо и материальное, и духовное. И когда мы просим «хлеб наш насущный», то имеем в виду и то, и другое.

Что такое «хлеб наш насущный» в материальном плане? Это то, что нам существенно необходимо для поддержания жизнедеятельности организма. Питание, вода, отдых, тепло, – всё самое необходимое для биологического существования. Означает ли это, что христианин не может больше ни на что претендовать? Только этот биологический минимум, и всё? Нет, не означает. Мы просим у Бога самый минимум нарочито, для того чтобы подчеркнуть, прежде всего, самим себе нашу веру в Бога и доверие Ему. Мы верим в то, что Он заботится о нас, что Он любит нас. Что Он готов нам дать всё, что мы захотим, хоть весь мир. Но будет ли нам это полезно? Вот в чём вопрос. Если Господь, Творец Вселенной, благоволил нам дать Своё Царство Небесное, то неужели Ему что-то земное, материальное жалко для нас? Нет, вовсе не жалко. Вопрос в том, насколько нам это полезно? Мы не знаем. Поэтому мы как бы в руки Божии вручаем. Он Сам знает, в чём мы имеем нужду и что нам можно дать ,что для нас полезно. Мы просим только самый необходимый минимум – «хлеб наш насущный».

А что же в духовном отношении? Человек нуждается по-настоящему в Боге. Мы живём нашим Господом Богом. По сути, «хлеб наш насущный» – это Сам Господь. Об этом Он и в Евангелии говорил: «Я хлеб живый, сшедшый с небес» (Ин. 6:51). Иудеи спросили Его о том, что отцы наши ели манну в пустыне. Хлеб небесный Господь посылал, но Иисус Христос сказал: «Отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:58). «Я есмь хлеб, сшедшый с небес» (Ин.6:41). То есть мы говорим о причастии.

Что мы имеем в виду, когда просим: «Дай нам Себя»? Мы имеем в виду: «Дай нам силы, мудрость, решимость. Дай нам веру жить так, чтобы не быть отринутым от Причастия, чтобы всегда можно сподобиться причаститься Святых Христовых Тайн».

Но причащаемся мы не каждый день. Кто-то, может, раз в месяц причащается, кто-то – чаще. Кто-то ещё реже, чем раз в месяц, но всё-таки не каждый день. А мы просим именно на сегодняшний день. Дело в том, что мы имеем Богообщение не только через Причастие. Мы ещё и через молитву общаемся с Богом. Вся наша жизнь, по большому счёту, может быть хождением пред Богом. Так в Библии об этом говорится.

Когда мы говорим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», то имеем в виду: «Дай нам возможность проводить каждодневное общение с Тобой и приобщение Тебя».

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

Наверное, одно из самых понятных и близких нам прошений молитвы Господней «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Близко нам и понятно это прошение ещё и потому, что Сам Господь Иисус Христос особо подчеркнул его. Когда Он озвучил апостолам текст молитвы «Отче наш», то особенно остановился на этом прошении. И добавил:

Господь отдельно останавливается на этом прошении, разъясняет его, как бы усиливает, обращая на него наше внимание. Может быть, Он хотел этим подчеркнуть, что такое качество, как злопамятность, Ему особо претит. А особо приятно Ему противоположное качество – широта души, способность прощать, способность понять человека. Почему же грехи наши названы долгами?

Кстати, в Евангелии от Матфея в тексте молитвы «Отче наш» сказано «долги». А в Евангелии от Луки – «грехи». Эти два слова, на самом деле, дополняют и поясняют друг друга. Почему грехи названы долгами? Потому что Господь ожидает от нас любви.

Текст молитвы «Отче наш» от Матвея

Текст молитвы «Отче наш» от Луки

Мы должны любить Бога всем сердцем, всей душой, всем помышлением в ответ на ту любовь, которую Он нам оказывает. Господь даёт нам Свою любовь, Свою милость, Свою заботу и ждёт от нас ответной любви. Если же мы не оказываем Ему такой любви, то становимся должниками. Мы должны любить и наших ближних.

Допустим, мы любим человека, о нём заботимся, оказываем ему любовь. И в ответ ожидаем, что он тоже к нам отнесётся соответствующим образом. Если он в ответ не оказывает нам такой же любви, то становится нашим должником. Он как бы грешит против нас. Мы ему – любовь, а он нам камень.

Как мы прощаем тем, которые согрешают против нас, не отдают нам долг любви, так и Ты нам прости. Вот о чём это прошение. Если кажется, что здесь есть некая справедливость, то это не совсем так. Справедливость есть, но Божественная. Всё-таки там проявляется огромное милосердие и Божии щедроты, потому что мы прощаем тем, кто нам должен. Но мы и сами должники пред Богом. Прощая им, мы надеемся получить от Бога прощение.

На самом деле, здесь проявляется великое человеколюбие Божие.

«И не введи нас во искушение»

Наверное, самое непонятное прошение молитвы Господней – «и не введи нас во искушение». Здесь нужно особо тщательно рассмотреть, что такое искушение. Искушение – это наше положение, когда мы оказываемся перед выбором. Когда жизнь, обстоятельства неким промыслом Божьим складываются так, что мы оказываемся в ситуации выбора. И в этой ситуации мы можем, собравшись, сосредоточившись, напрягши все свои силы, получив Божию помощь, возрасти в добродетели, преодолевая некий соблазн. Либо можем, проявив беспечность, халатность, самонадеянность, возрасти во грехе. Вот эта развилка, это состояние выбора и есть искушение.

Искушение бывает из трёх источников. Во-первых, мы бываем искушаемы от нашей собственной плоти, от нашего человеческого естества, которое, что поделать, греховно. И иногда оно нас склоняет к чему-то нехорошему, неправильному, низменному.

Во-вторых, мы искушаемы бываем от мира, который нас окружает. Этот «мир лежит во зле» (1ин., 5:19). В нем что-то кажется нам привлекательным, соблазняет нас. Или люди, окружающие нас, своим образом жизни как бы демонстрируют: «Ничего страшного, в моей жизни есть что-то такое для тебя привлекательное. А я это получаю, потому что живу вот так, греховно». То есть своим примером они вводят нас в искушение. Это второй источник искушения – от внешнего мира.

И третий – это искушение от лукавого. Когда бес нас склоняет, призывает к чему-то. Подобно тому, как он Еву искушал в раю, говоря ей о запретном плоде. Бог же никого никогда не искушает. Некоторые люди думают, что Господь посылает нам испытания. Вот Господь послал нам испытания и смотрит, выдержим мы их или не выдержим. Нет. Господь никогда так не делает. Во-первых, потому что Он не имеет нужды нас испытывать. Он и так нас видит насквозь, без всякого испытания. Он знает, на что мы способны, что мы можем, что не можем. Для Него это всё понятно и просто. Поэтому Ему нет необходимости нам посылать какие-то испытания и смотреть, как мы будем с этим справляться.

Итак, источники искушений: либо от себя, либо от внешнего мира, либо от лукавого. Искушения нам существенно необходимы в нашей духовной жизни. Если мы будем жить абсолютно без искушений, то ничему никогда не научимся.

Обратите внимание, что слово «искушение» и слово «искусство» – однокоренные слова. Если человек в каком-то деле упражняется, он вырабатывает искусство этого. И становится в данном деле искусным, искушённым человеком. Он все про него знает, понимает, лучше других с ним справляется. То есть, искушение нам необходимо, в принципе, для духовной жизни. Если его не будет, то мы останемся младенцами в вере и никак не сможем развить свои добродетели. Ещё раз обращаю Ваше внимание: искушение – это состояние выбора, когда ты можешь либо возрасти в добродетели, либо склониться ко греху и возрасти во грехе. Возрасти в добродетели без риска возрасти во грехе невозможно. Таким образом, искушение нам необходимо.

О чём же мы тогда молимся, когда говорим: «Господи, «не введи нас во искушение»? Неужели мы просим, чтобы Он сделал нашу жизнь абсолютно беспечной и безопасной? Чтобы никогда не возникало у нас возможности выбора? Нет, ни в коем случае. Во-первых, мы просим, чтобы Он избавил нас от таких искушений, которые бы превышали наши силы и наши возможности, когда мы точно не справились бы. Во-вторых, просим, чтобы Он во время искушения, во время этой ситуации не оставил нас предоставленными самим себе, один на один с этим искушением. Чтобы Он дал нам Свою Божественную помощь преодолеть и возрасти в добродетели. Искушения, которые возникают в нашей жизни, должны быть промыслительны. И мы должны быть призваны к этому подвигу. Так, чтобы это не было от нас самих, по нашей самонадеянности, по горделивости, по самомнению. Чтобы мы сами себе этих искушений не создали. Чтобы Он нас от этих искушений избавил. Потому что Господь Своим промыслом допускает нам оказаться только в такой ситуации искушений, в которой мы реально можем сделать хороший, правильный выбор, правильный шаг и возрасти в добродетели. Мы можем, конечно, сделать и другой выбор. Но у нас есть все шансы возрасти именно в добродетели. Если же мы самонадеянно делаем, выходим на тот подвиг, к которому не были призваны, то лишаемся помощи Божией и оказываемся один на один перед своим собственным искушением. С такой ситуацией, почти со стопроцентной вероятностью, мы не справимся.

«Но избави нас от лукавого»

Последнее прошение молитвы Господней: «Но избави нас от лукавого». Кто такой лукавый? Это сам дьявол, сатана. Но в молитве он назван не дьяволом и не сатаной, а именно лукавым. Потому что таково его свойство. Он – лжец и отец лжи. Когда он говорит ложь, то говорит своё. Даже если он захочет сказать правду, истину, в его устах эта правда тут же станет кривдой.

Именно поэтому Господь Иисус Христос, когда изгонял бесов из людей, запрещал им говорить, что они знают о том, кто Он. Мы в Евангелии об этом много раз читаем. Бесы пытаются сказать, что это и есть Cын Божий, Христос, Его слушайте. Христос им запрещает. Лукавый, бес, сатана, дьявол существует приблизительно столько же, сколько существует этот мир. Сколько существуют люди, столько он строит свои козни. Своим коварством своей хитростью он пытается сеять вражду между людьми, между людьми и Богом, начиная с Адама и Евы. Вся история человечества перед его глазами. Он не ест, не пьёт, не спит, не ходит в отпуск. Только тем и занимается, что искушает. Причём больше он уделяет внимание тем людям, которые стремятся идти к Богу. Пытаться бороться с ним, противостоять ему совершенно самонадеянно и абсолютно бесперспективно. Именно поэтому в молитве Господней мы смиренно, признавая свою немощь, просим Господа: «Но избави нас от лукавого».

Причём, не только от него самого но и от его дел. Ведь все люди, может быть, враждующие с нами, доставляющие нам какие-то неудобства, строящие против нас планы, хитрости, являются либо вольными, либо невольными орудиями этого самого лукавого.

«Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь»

Славословие молитвы Господней: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь». Славословие вновь напоминает нам то благоговение, которое мы должны испытывать, обращаясь к Богу, как в начале молитвы, когда мы только начинали ее и говорили: «Отче наш, иже еси на Небесах!» То есть наш ум возносился сразу же от земного к небесному. Так и здесь: мы говорим с Тем, Кому принадлежит Царство, и сила, и слава. То есть, мы говорим с Царём и Владыкой всей Вселенной. Кроме того, славословие пробуждает в нас надежду, потому что если мы обращаемся к своему Отцу, который является ещё Царём и Владыкой Вселенной, и Ему принадлежит Царство, и сила, и слава во веки, и ничто не сможет оспорить, изменить этого, то неужели наш Отец Небесный не даст нам то, о чём мы просили у Него только что?

В этом окончании молитвы, в славословии проявляется наша уверенность в том, что мы получим просимое. В самом тексте Евангелия молитва оканчивается так: «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Матф., 6:13). Но на практике мы её немножко видоизменяем и говорим: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва Господня: краткий вариант

Молитва «Отче наш» входит в утреннее и молитвенное правила. Кроме того, священнослужители советуют читать ее перед едой и началом любого важного дела. Все потому, что она способна защитить человека от бесов, укрепить веру и очистить душу от греха. Если вдруг Вы оговорились во время молитвы, то не переживайте, просто скажите «Господи, помилуй» и продолжите чтение. Не относитесь к прочтению молитвы, как к рутинной работе, не стоит произносить ее чисто механически, иначе она не окажется действенной и может даже оскорбить Всевышнего. Все просьбы, адресованные Ему, должны быть искренними.Соберите свои мысли и чувства, сконцентрируйтесь и помолитесь с упованием на Создателя.

Слова молитвы должны знать наизусть не только взрослые, но и дети. Родители должны приучать детей к духовным ценностям с раннего возраста.

Все о главной молитве христиан «Отче наш».

Молитва «Отче наш»: от чего помогает?

Исследователи человеческой природы давно отметили тот факт, что человек, иногда совершенно неосознанно, ощущает потребность в молитве. Даже атеисты и агностики прибегают к молитве в критические моменты своей жизни.

Человек вспоминает о молитве «Отче наш», когда чувствует необходимость в общении с единственным всепрощающим и всепонимающим Другом.

«Отче наш» (другие названия — «Молитва Господня», «Молитва верных») считается универсальной молитвой, которую уместно читать в любых жизненных обстоятельствах, не зависимо от времени суток и места молитвы. По большому счету, эта молитва

  • помогает человеку осознать как свои индивидуальные потребности, так и реальную действительность,
  • ведет к раскаянию и дарит ощущение прощения,
  • пробуждает веру и надежду,
  • помогает преодолеть страх, напряжение, злость,
  • помогает понять перспективы преодоления проблем,
  • определяет цели и помогает сконцентрироваться на их достижении,
  • восстанавливает психоэмоциональное состояние,
  • производит общий терапевтический эффект.

Молитва «Отче наш иже еси» на старославянском языке, с ударением. Молитва «Отче наш иже еси» в переводе на русский язык полностью: слова, текст

Литургийная традиция Церкви сохраняет текст евангелиста Матфея (МТ. 6:9-13).

Ниже представлен церковнославянский текст молитвы и его современная орфография.

Старославянский текст молитвы

Молитва «Отче наш»: старославянский текст в современной орфографии с ударениями

Важно: Церковнославянский язык был специально создан для богослужений православных славян. В этом языке нет буквы «Ё». Все слова читаются так, как они пишутся. Во время молитвы следует также внимательно следить за ударениями.

Толкование церковнославянских выражений вы найдете в таблице.

Таблица церковнославянских слов и словосочетаний и их толкования

«Господня молитва» на современном русском языке звучит следующим образом:

«Отче наш» на современном русском языке

Молитва «Отче наш иже еси»: толкование, сила молитвы

Молитва делится на несколько частей:

  • призыв,
  • семь просьб;
  • словословие.

Призыв: словами призыва верующие обращаются к Господу и просят выслушать их просьбы.

Призыв в молитве «Отче наш»

Первая просьба: о помощи жить в соответствии с заповедями истинных христиан.

Первая просьба в молитве «Отче наш»

Вторая просьба: удостоить верующих Царством Божьим в их земном существовании.

Вторая просьба в молитве «Отче наш»

Третья просьба подчеркивает готовность человека принять любую Его волю абсолютно безропотно и покорно.

Третья просьба в молитве «Отче наш»

Четвертая просьба: о хлебе насущном. В данном случае понятие «хлеб» включает в себя все необходимое для жизни человека на земле: еду, одежду, крышу над головой. А также Таинство святого причастия (без него нет спасения и нет вечной жизни).

Четвертая просьба в молитве «Отче наш»

Пятая просьба: о прощении грехов. Истинно верующие знают, что Он дал людям достаточно сил и талантов, чтобы творить добро, а люди зачастую обращают эти дары во зло. И если человек не будет прощать тех, кто обидел его, то и прощения своих ошибок может не получить.

Пятая просьба в молитве «Отче наш»

Шестая просьба: в защите от искуса. Ведь человек достаточно слаб и избежать искушения не в силах.

Шестая просьба в молитве «Отче наш»

Седьмая просьба о защите от всякого зла в этом мире.

Седьмая просьба в молитве «Отче наш»

В конце молитвы может зачитываться словословие.

Когда и как правильно и сколько раз надо читать молитву «Отче наш»?

Первое и самое важное правило: молиться нужно искренне.

Цитата о необходимости искренней молитвы

Домашняя молитва:

  • читается утром (после пробуждения) и вечером (перед отходом ко сну), а также перед приемом пищи. Минимум — утром и вечером;
  • если дома есть иконы, молитесь перед ними,
  • перед молитвой обязательно попросите прощения за свои грехи,
  • обязательно вслушивайтесь в слова, которые произносите, осознавайте их,
  • никогда не молитесь о материальных благах или о наказании для другого человека. Такая молитва не будет услышана.

Молитва в церкви:

  • можно придти в любое время, когда открыт храм, а можно помолиться во время службы.

Зачем нужно читать сорок раз молитву «Отче наш»?

Многократное повторение молитвы служит сильнейшим щитом от всех бед и напастей, в т.ч. смертельных.

Как помогает молитва «Отче наш» в жизни: примеры

К сожалению, человеку проще поверить в плохое, нежели в хорошее. В случае с молитвами дела обстоят еще сложнее: зачастую мы даже не знаем, когда именно нам помогла молитва.

И даже в этом случае можно найти множество примеров того, как искренняя молитва помогает бороться с физическим недомоганием.

Как помогает молитва «Отче наш» в жизни Как помогает молитва «Отче наш» в жизни

А этот случай произошел в 2016 году, когда самолет, направляющийся в Доминикану, был вынужден совершить аварийную посадку.

Как помогает молитва «Отче наш» в жизни

Кто оставил молитву «Отче наш» людям?

В чем же сила молитвы Господней молитвы? И почему именно к ней мы прибегаем в тяжелых жизненных обстоятельствах? Возможно потому, что эта молитва была подарена нам самим Иисусом. По форме она схожа с традиционными иудейскими молитвами и является своеобразным обобщением Нагороной проповеди.

LiveInternetLiveInternet

Много путешествуя по Азии и Европе, я посетил Израиль, и, находясь в святых местах и окрестностях Мертвого моря, мне посчастливилось наткнуться на рукопись, седую от пыли веков.

Она была написана на свитке из овечьей шкуры.

В ней я обнаружил подлинный

(ранее неизвестный)

текст молитвы Господней, название которой — «Господь Господствующих», а в дошедшем до нас варианте она называется просто —

«Отче наш».

К сожалению, через Евангелие от Матфея она дошла до нас в измененном виде.

Теперь приведу вам, уважаемые читатели, настоящий и подлинный текст молитвы «Отче наш».

Итак, главная христианская молитва должна читаться так:

Отче наш, Сущий на небесах!

Да святится имя Твое!

Да приидет царствие Твое,

И во всем будет воля Твоя,

Не отринь спасения души ради,

И не дай помереть лютой смертью.

Дай нам слышать тебя во всем,

Искупи первородный грех мой,

Отведи от нас искушение

И избави нас от лукавого.

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши,

Как и мы должны прощать должникам нашим,

Ибо Ты Царь Силы и славы нашей во веки. Аминь.

Эта молитва наделена удивительной силой исцеления и очищения.

Она является особой и универсальной молитвой:

снимает сглаз

(читать

три раза),

затягивает раны —

читать над пораженными участками
кожи;

чистит горловую чакру;

с ментального тела сжигается
информация о всех болезнях;

изгоняет бесов

(читать 12 раз, при этом
пациент лежит на спине, а целитель крестит его сверху вниз);

убивает
оборотня;

уничтожает врагов;

при въезде в новый дом читать по пять
раз в каждом помещении —

сжигает информацию о предыдущих жильцах,
чистит вещи.

Излечивает душевнобольных

(читать «на перекрое месяце», т.е.
когда на небе не видно луны),

читать по 12 раз, положив молитву на макушку
сидящего больного, стоя у него за спиной.

Можно лечить опухоли —

читать и выкатывать куриным яйцом на
ущербный месяц по 12 раз
ежедневно всю лунную фазу, а яйца сжечь.

При раковых опухолях

читать по 14 раз ежедневно в течение 18 дней и более, водя
руками по часовой стрелке в 35 см над опухолью.

При энурезе

читать над мокрой постелью по пять раз.

Лечит болезни

опорно- двигательного аппарата —

привязывать на сутки
к больному месту бумагу текстом вниз.

При заикании

помогает
двухчасовое чтение молитвы вслух с
углублением во внутренний смысл читаемого.

В случаях облысения

12 раз читать на воду и
водой сбрызгивать лысину.

35 раз начитать на водку и дать больному —

бросит пить,

так как
число 35 является Божественным пределом.

Делать лучше на
ущербную луну.

Прочитать девять раз над красным вином и пить
по три глотка в день —

лечит

почки, печень, сердце, болезни
мочевого пузыря

(камни — нет).

Лучшее время для чтения молитвы

(по три раза)

при заболеваниях желудочно-кишечного тракта

после

17.00,

зубов

с 14 до 16.00,

ушей

до-23.00,

почек

с 16 до 17.00,

с 12 до 17.00

все
болезни, связанные с головой.

Отгораживает от
«вампиров» —

те перестают видеть.

Избавляет от страха
смерти —

читать по три раза ежедневно 18 дней

(лучше рано утром, до 9
часов утра, или в 16.00).

Изгоняет насекомых из дома —

читать пять раз,
держа в правой руке три ветки лиственницы и
поводя ими над муравьиными и прочими тропами, как бы выметая
их из дома.

Валерий Ерофеев

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх