Помост

Вопросы веры

Загадки пословицы скороговорки

КАРТОТЕКА : « Загадки и скороговорки»

КАРТОТЕКА

» Загадки и скороговорки»

Подгогтовила: Учитель – дефектолог Некрылова Нина Александровна

с.Великовечное 2018 г.

Многие родители и воспитатели знают, насколько необходимы для детей интересные детские стихотворения. Запоминающиеся стихи мы вспоминаем с самого детства — это и Терем-теремок и Идёт бычёк качается. Заучивая стихотворения, вы расширяете детям мировоззрение. А еще можно добиться расширения кругозора детей — детскими загадками и скороговорками . Те дети, которые ищут решения на загадки легко развивают своё мировоззрение и им гораздо легче искать в будущем ключи сложных ситуаций и вопросов.

Загадки:

***
Моргает глазами,
Скрипит тормозами. (Машина)

***
Здесь котята — акробаты,
Здесь и клоуны-котята.
Через голову — кувырк,
Значит, здесь кошачий… (цирк)

***
Если я измажусь сажей —
Мне оно об этом скажет. (Зеркало)

***
Если бьют его — не плачет,
Веселее только скачет. (Мяч)

***
Круглые ноги
Бегут по дороге:
Раз нога, два нога, три нога
Впереди — рога. (Велосипед)

***
Я возьму её за ручку,
Принесу грибов в ней кучку.(Корзинка)

***
У него пластинки
Звонкие как льдинки,
Из металла сделан он,
Звать его…. (Металлофон)

***
Палочка тонкая,
А в ней песня звонкая. (Дудочка)

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит девица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром. (Зима)

* * *

Пришла, улыбнулась —

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады. (Весна)

* * *

Оно за весною

К нам в гости идёт,

С собою приносит

Немало забот.

Горячие, долгие

Дарит деньки,

Чтоб зрели скорей

На полях колоски. (Лето)

* * *

Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень)

* * *

Когда всё укрыто седыми снегами

И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)

* * *

Когда возвращается

В рощу кукушка

И гром-барабанщик

Гремит над опушкой? (Весной)

* * *

Старый дед, ему сто лет.

Мост намостил во всю реку,

А пришла молода —

Весь мост размела. (Мороз и весна)

* * *

Двенадцать братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются. (Месяцы года)

* * *

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его — всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

* * *

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду — упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

* * *

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

* * *

Тёплый, длинный-длинный день,

В полдень — крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подаёт кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь)

* * *

Жаркий, знойный, душный день,

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его — вершина лета.

Что, скажи, за месяц это? (Июль)

* * *

Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи? (Август)

* * *

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

* * *

Кручу,

Бурчу,

Знать никого не хочу. (Вьюга)

* * *

Беленькая собачка в подворотню глядит. (Сугроб)

* * *

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней)

* * *

Он смирен до поры:

Летит — молчит, лежит — молчит,

Когда умрёт, тогда ревёт,

Вода — куда ни глянь! (Снег)

* * *

Мухи белые летели,

На дворы, на крыши сели.

Не сочтёте белых мух,

Что летают словно пух. (Снежинки)

* * *

Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает,

Он от матери рождён,

Сам её рождает. (Лёд)

* * *

Днём стекло разбито, ночью вставлено. (Прорубь)

* * *

Две сестрёнки, две плетёнки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять — так надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять. (Варежки)

* * *

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром — в школу,

Днём — домой. (Валенки)

* * *

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь, у нас работа —

Топать-шлёпать по болотам. (Сапоги)

Скороговорки:

1.Уж бежал кривой дорожкой,
ни одной не топал ножкой.
Он бы топнул да не мог,
потому что был без ног.

2.Карл у Клары украл кораллы,
а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
то Клара не крала бы у Карла кларнет.

3.Во лесу лозу вяжу.
На возу лозу везу.
Коза, лозу не лижи — Накажу!

4.Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

5.У осы не усы, и не усищ-ща, а у-у-сики.

6.Под каблуком не повыкаблучиваешься.

7.Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

8.Летят три пичужки через три пустых избушки.

9.Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей

Две мыши поплоше

Несли по два гроша

10.Кукушка кукушонку

Купила капюшон

кукушонок капюшон

В капюшоне кукушонок смешон.

11.Еж, еж, где живешь?
Еж, еж, что несешь?

12.Был баран белокрыл,
Всехбаранов перебелокрылил.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

13.У Зины болит зуб,
Она не может есть суп.

14.Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

15.Водовоз вез воду из-под водопровода

16.Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

17.Летели лебеди с лебедятами.

18.Пароль — Орел.

19.Шла Саша по шоссе. Навстречу ей шел шофер по шоссе, тащил шину для машины. Шофер испачкался, стал черным, как чертенок. Саша шофера увидала, обомлела, слова сказать не может, только: тит! тэт! тат! тот! тут! тыт! А потом, когда узнала его, все ему рассказала. Рассказала, что на дворе трава, на траве дрова, что бомбардир бомбардировал Бранденбург, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Саша болтала, болтала, да так и не выболтала, а шофер сел, онемел и заснул.

20.Все скороговорки не перевыскороговоришь.

21.Пришел Прокоп – кипит укроп,
ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
и без Прокопа кипит укроп.

Скороговорки для детей

Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Скороговорки на букву р

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Скороговорка про покупки

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Скороговорка про выдру

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал грека через реку

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!

Выдра в тундре

В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!

Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками — самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Скороговорка на букву Ж

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ч

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Четыре чертенка

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорка на букву Ш

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

Шла Саша по шоссе

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

Кукушонок в капюшоне

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Скороговорка на букву Щ

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки — рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

Мышка

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Кощей

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Сорок сорок

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Попугай

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Карасёнок

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Скороговорка про китайцев Чего нет Пир у Киры и Фиры

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Ежевика и земляника

Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

Сурок

How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck wood?

Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?

Зоопарк

Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым зоопарком?

Устрица

Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster most.

Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.

Ракушки

She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Кокос

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Газель

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Лото

Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Другие известные скороговорки

Короткие скороговорки, читать и запоминать которые смогут даже самые маленькие дети.

Мыла Мила

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

От топота копыт

От топота копыт пыль по полю летит.

Белка

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Галки

Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».

Сонька на санках

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Вернуться в раздел детские стихи.

Игры-загадки «Подскажи словечко»

Наталья Владимировна
Игры-загадки «Подскажи словечко»

Игровая форма занятий в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы — фонетики, лексики и грамматики. Загадка — наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности и развития речи. Поэтому она чаще всего используется воспитателями и логопедами.

Загадка помогает детям осваивать лексико-грамматические закономерности и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек) С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы, устойчивые

обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетаемость слов Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит — интересным

В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки, их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки:

Куда бежит — сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога,

Что это? (Дорога)

При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто с

помощью актуализации слова-рифмы:

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит. (крокодил).

Е. Серова

Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко». Они развивают у детей с ОНР чувство ритма и языковое чутьё, операции памяти, воображения, речеслухового внимания и чувство юмора, обогащают и актуализируют лексикон.

В практике логопедической работы загадки «Подскажи словечко» подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требованиям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положительную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся речевых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.

Игры-загадки «Подскажи словечко» нами используются при различных видах языкового анализа и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников с ОНР нарушений слоговой структуры слов, развития фонематических представлений, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи.

Расскажем об отдельных видах работы.

При изучении лексических тем «Профессии» или «Хлеб. Растения поля» рассматривается картина «Уборка урожая». Знакомим детей с лексическим значением слова агроном (специалистом по сельскому хозяйству, который выращивает урожай, с особенностями его профессиональной деятельности. В ходе занятия детям предлагается дополнить четверостишие недостающим словом:

Детский сад одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам ходит важно,

Словно сельский. (агроном).

После ответа каждый ребенок закрепляет в произношении слово агроном. Логопед спрашивает, почему птицу сравнивают с человеком? Проводится соответствующая беседа. Далее по картинкам со словом агроном составляются предложения.

Загадки «Подскажи словечко» можно использовать не только для обогащения речи детей новыми словами, но и для знакомства с их многозначностью. Это приучает ребенка находить оттенки лексического значения слов:

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я.

Бывают на сосне, на елке,

А называются. (иголки).

Или:

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы приделе.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно. (шишек).

Вместе с детьми приходим к выводу, что, оказывается, в простых словах,

давно знакомых и понятных, заключена тайна, и ее можно разгадать.

Эти загадки можно использовать шире, как упражнения на сравнение, классификацию, группировку и обобщение. В словаре дошкольника с ОНР часто смешиваются слова, обозначающие родовые (грибы, цветы, рыбы, посуда) и видовые понятия (подосиновик, роза, сом, чашка). Он не устанавливает между ними соответствующие ассоциативные связи. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и отдельные грамматические понятия, но и целый ряд мыслительных операций, по-могающих систематизировать словарный материал.Например:

У бабушки на грядке выросли загадки.

Здесь весною было пусто.

Летом выросла. (капуста).

Собираем мы в лукошко

Очень крупную. (картошку).

От дождя земля намокла –

Вылезай, толстушка. (свекла).

Из земли — за чуб плутовку!

Тянем сочную. (морковку).

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить. (редиску).

Помогает деду внук –

Собирает с грядок. (лук).

Просит дедушка Федюшку: —

Собери еще. (петрушку).

Вот зеленый толстячок –

Крупный, гладкий. (кабачок)

И красавец-великан

Темно-синий. (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

Далее детям задается вопрос: «Как назвать все отгадки одним словом?» (Овощи). Логические упражнения проводятся с использованием разнообразных дидактических игр и пособий.

Загадки о птицах помогают овладеть навыками группировки: отгадав загадки, дети сначала называют зимующих птиц, а потом — перелетных,например:

• ворона («На осине в гуще кроны вьет гнездо свое.»);

• скворец («На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его.»);

• дрозд («Он один из певчих звезд, а короче — певчий.»);

• синица («Я маленькая птичка, зовут меня.»);

• сорока («Верещунья, белобока, а зовут ее.»).

Упражнение «Кто лишний и почему?»

Дети отгадывают, например,две-три загадки о домашних животных и одну загадку о диком животном:

• овца («Шубу теплую в колечках носит тихая.»);

• корова («Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, молоко дает.»);

• кот («Очень ласковый и чистый, лапой моется пушистой. Если пустит когти в ход, — страшный зверь, домашний.»);

• заяц («Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал.»).

Задается вопросы: «Вспомните и назовите всех животных. Кто из них лишний? Почему?»Дети отвечают: «Заяц, потому что овца, корова и кот — домашние животные, а заяц — дикое животное».

Особый интерес вызывает у детей прием сравнения загадок об одном и том же предмете (например, о петухе).

1. Он свой род обороняет

И цыпляток охраняет.

Курам муж он и пастух,

А зовут его. (петух).

2. Догадались, кто у Жоры?

Пестрый хвост! Сверкают

шпоры!

Ярко-красный гребешок!

Ну, конечно,. (петушок).

3. Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?. (Петушок).

4. Звонко время отмечает,

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спит на жердочке. (петух).

Тексты загадок рекомендуется сравнивать попарно.Дети отвечают на вопросы: «Чем похожи эти две загадки? Чем они различаются?»

Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют их сходство и различие. Обе загадки об одной и той же домашней птице, поэтому они похожи. Загадки различаются тем, что в одной говорится о петухе как о муже курицы (значит, как о папе цыплят, как о защитнике своей семьи, а в другой описывается красивый внешний вид петуха.

Во второй паре говорится о том, что петух просыпается раньше всех и первым встречает рассвет. В первой загадке мы слышим о гребешке на голове – главном признаке внешнего вида петуха, а во второй — о том, что спать он ложится рано, как только садится солнце.

Сравнение загадок о разных предметах проходит следующим образом.

Например,предлагаем детям загадку о ели:

За рекой росли,

Их на праздник принесли,

На веточках иголки.

Что же это?. (Елки)

Спрашиваем, какие еще хвойные деревья они знают.Загадываем следующую загадку:

Хоть колюча, но не ёлка,

Подлинней её иголки,

А кора тонка, красна!

Та красавица -. (сосна)

Сравниваем ель и сосну. Можно рассмотреть не только картинки, но и живые ветки с шишками обоих деревьев.

Аналогично сравниваются и другие предметы внутри любой лексической темы (верблюда и слона, бабочку и муравья, автобус и трамвай и т. д.).

Особую роль играют загадки «Подскажи словечко» в работе над развитием связной монологической речи, например, при составлении словосочетаний. Так, отгадав загадку о пиле и о лопате,дети отвечают на вопросы: Что делают пилой? — Пилят, Что делают лопатой? — Убирают снег, копают.

Доски сосновые пахнут смолой.

Весело, жарко работать … (пилой).

Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна. (лопата).

Такая работа активизирует глагольный словарь и навык употребления в речи имен существительных в творительном падеже (Чем обрезают, режут, стригут? Чем прибивают, забивают).

Загадки о животных используются для составления словосочетаний: «Кто как голос подает?».

• Собака (У меня ученый пес — Круглой пуговкою нос. Если в чем-то я не прав,Громко лает он:. («Гав-гав!»).

• Корова (Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему,А она в хлеву:. («Му-му!»).

• Кот (Кот усатый, как разбойник, Перепрыгнул подоконник,Распугал соседских кур И мурлыкает:. («Мур-мур!»).

• Пчела (Только вишня расцвела — Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу,

Ищет мед она:. («Жу-жу!»).

Дети с ОНР усваивают, кто как «разговаривает» (собака гавкает (лает, корова мычит, кошка мурлыкает, пчела жужжит).

Стихотворный текст загадок оптимизирует работу над усвоением «слов-неприятелей» (антонимов):

Эта избушка — маленькая,

Эта изба. (большая).

Эта кадушка полная,

Эта кадушка. (пустая).

Эта ограда низкая,

Эта ограда. (высокая).

Эта рощица близкая,

Эта роща. (далекая).

Эта тропинка узкая,

Эта тропа. (широкая).

Эта речушка мелкая,

Эта река. (глубокая).

Эта гора крутая,

Эта гора. (пологая).

Эта вот ветка длинная,

Эта ветка. (короткая).

Эта дорога прямая,

Эта дорожка. (кривая).

Эта ножовка острая,

Эта пила. (тупая).

И. Лопухина

Уточняется лексическое значение новых словоформ, формируются навыки словообразованияс помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением: река-речушка, роща-рощица, тропа-тропинка, дорога-дорожка.

Усвоение предложно-падежных форм также проводится при введении в речь дошкольников соответствующих предлогов:

Кот

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем слово «кот» склонять.

У норы добыча ждет

Притаившись, серый.

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от.,

А теперь и за версту

Не приблизится к.

Крыса старая, и та,

Видя грозного.,

Убежит скорей под дом,

Чтоб не встретиться с.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о.

А. Грачев

Эта загадка используется при изучении лексической темы «Домашние животные», а также при составлении и анализе предложно-падежных конструкций.

В рамках каждой лексической темы загадки помогают детям осмыслить семантические связи между родственными словами, на практическом уровне усвоить основные способы словообразования и языкового анализ слов.

Снегопад

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые. (снежинки).

Кружатся над головою

Каруселью. (снеговою).

На проселки, на лужок

Всё снижается. (снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью. .(снежной).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее. (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки).

Снежный ком — на снежный ком,

Всё украсили. (снежком,

Словно в белый пуховик

Мы одели. (снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка. (снегурка).

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой. .(снегири)..

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег).

И. Лопухина

После отгадывания загадок детям предлагается подобрать к словам-отгадкам слова-признаки, слова-действия.Например: Какой снег? — Белый, блестящий, колючий, пушистый, узорчатый, искрящийся, красивый. Снег что делает? — Блестит, сверкает, белеет, искрится, падает, сыплется, лежит, идет. Такие упражнения дают возможность детям овладеть изобразительными сред-ствами языка, давать полные ответы, подбирать слова, точно характеризующие тот или иной предмет, явление, действие. А в дальнейшем они используются при составлении рассказа по опорным словам или по картине.

При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко» используются следующим образом.Детям дается задание: «Отгадайте загадки, а отгадки найдите у себя на карточках». Карточки

выглядят так: на листе двойного картона наклеена картинка, под ней — прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерывистых линий. Например,читается загадка:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?. (Карандаш).

Предварительно ритмический рисунок слова-отгадки воспроизводится с помощью хлопков.Каждый ребенок находит на карточке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схему: _ _ _.

Аналогичные карточки используются и для звукового анализа слов, рисуя кружочки и раскрашивая их в нужные цвета (гласный звук — красным, твердый согласный — синим, мягкий согласный — зеленым).

Для развития фонематического восприятия детям предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов.Задания разнообразны:

— различение слов,близких по звуковому составу:

Сел в машину верный пёс,

У него в чернилах. (лапа, шея, нос);

— подбор в рифму словс определенным звуком:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле. (ушки). (Предлагаются слова: ушки — лягушки — катушки — хрюшки — хлопушки — кукушки.)

— поиск слов,отличающихся одним звуком:

Сладко спит в берлоге.

МИШКА,

На столе с салатом.

МИСКА;

— самостоятельное придумывание рифмы:

В этой молодице прячутся девицы:

Каждая сестрица для меньшей — темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

Хлопают в ладошки веселые. (матрешки). (Предлагаются слова: матрешки — кошки — ложки — мошки -ладошки — картошка — поварешка.)

— анализ рифмованных слов: какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?

В лесу бежит от волка.

ЧАЙКА,

Парит над океаном.

ЗАЙКА;

— анализ слов,начинающихся с разных звуков:

Лиза пробовала. СУП,

Заболел у Лизы. ЗУБ;

— синтез звука и слова (упражнение «Превращалки»):

Если слово к букве «У» присоединяется,

Слово новое, другое сразу получается.

Буква «У» отметку КОЛ Переделает в. УКОЛ.

А когда я строил ДАЧУ, Принесла мне «У». УДАЧУ,

И теперь посёлок ДАЧНЫЙ

Называется. УДАЧНЫЙ.

И. Лопухина

— анализ слов, содержащих преднамеренные ошибки (упражнение «Найди опечатки»):

Увидал я в клетке рысь,

Ей, как кошке,крикнул: «БрОсь!»

На столе — большая пышка,

В норку тащит ее мОшка.

Стоит избушка у воды,

А из трубы струится дОм.

Такие игры-загадки сосредотачивают внимание детей на восприятии стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память, активизируют весь спектр познавательных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов В. и др. Загадки с рифмами. М.: Карапуз, 2001.

2. Гугляр Н. М., Полыгалова Н. В. Стихи-загадки для детей. М.: Патриот, 1992.

3. Гудимов В. П. Подскажи словечко. М.: Сфера, 2002.

4. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1987.

5. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы, слова.СПб: Дельта, 1998.

6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.

7. Серова Е. Подскажи словечко. Л.: Художник, 1981.

8. Степанов В. Учебник для малышей. М.: Фламинго, 2002.

9. Шибаев А. Стихи играют в прятки. Л.: Детская литература, 1975.

Загадки, стихи и скороговорки на букву «В»

Евгения Саваченко
Загадки, стихи и скороговорки на букву «В»

Загадки

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый …(василёк)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю.

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… (воробей)

Две плетенки, две сестренки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять — так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Велосипед)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

В раздевалке я служу,

На весу пальто держу. (Вешалка)

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

Хохотун Егорка

Взялся за уборку.

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся – чистый пол. (Веник)

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время)

На овчарку я похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Стихи

Верблюд решил, что он жираф,

И ходит голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюёт на всех.

(Б. Заходер)

***

Ветер, ветер, ветер, ветер.

Веет ветер,

воет ветер,

Снег воздушный ворошит,

Над опушкой ворожит:

«Ветки-веточки,

развесьте

Вести, вести, вести, вести

От весны

на каждой ели:

Тут — сосульки, там — капели. «

Осыпается сосна —

Просыпается весна.

Воет ветер,

хвою вертит:

«Верьте, верьте, верьте, верьте. «

(М. Яснов)

***

В детстве ветер был ветрёнком,

Непоседливым ребёнком.

По обочинам дорог

Бегал шустрый ветерок.

(Л. Кондрашенко)

***

«Ворона»

Особа всем известная,

Она крикунья местная.

Увидит тучку тёмную –

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Ворона.

(В. Степанов)

***

Весенний воздух свеж и чист …

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня,

Ватага вольных воробьев

Ворону гонит из кустов

Весна готовит свой парад –

Весь мир весне веселой рад.

(В. Викторов)

***

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом на перёд

И поехал в огород.

***

«Когда я взрослым стану»

Вот когда я взрослым встану

И купаться захочу,

Влезу сам

В большую ванну,

Оба крана

Откручу.

Сам потру живот, и спинку.

И веснушки на носу.

Заверну себя в простынку

И в кроватку

Отнесу!

(В. Приходько)

Скороговорки

Вертлявый ветер вырывал

Ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки.

Вкусная халва — мастеру хвала.

Воробья врачи спасли,

В вертолёт его внесли.

Вертолёт вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

Уточка-вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, потешки

Грамота — второй язык.

Без труда, не вынуть и рыбку из пруда.

Доброму везде добро.

Рыбака сеть кормит.

Родной куст и зайцу дорог.

Доброму — добрая память.

Русский человек добро помнит.

Рад бы до неба достать, а руки коротки.

Река не море, тоска не горе.

Порядок время бережет.

Разговорами кашу не сваришь.

Рыба в реке — не в руке.

Рыбка хороша, да бережок крут.

Рот не огород: не затворить ворот.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Не мудри без меры — перемудришь.

***

Из земли вырастаю, весь мир одеваю.

(Лен)

Кто без бревен через реки мосты строит?

(Мороз)

Не говорит, не рассказывает, а всем пример показывает.

(Плакат)

Черный проворный кричит «крак» — червякам враг.

(Грач)

До чего народ доходит — самовар в упряжке ходит!

(Паровоз)

Пришла барыня в красном сарафане.

Стали барышню разряжать, стали плакать и рыдать.

(Луковица)

Три тропинки, три тропки.

На траве тропка, травка на тропке.

Гусь да гагара — два сапога пара.

Наша Ирина спит на перине.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Тридцать три вагона в ряд тарахтят, тарахтят.

Роет землю старый крот, Разрывает огород.

или—были раки, раки—забияки.

Жили раки шумно, затевали драки.

На горушке три забора,

Три избушки, три Егора.

Справа — дедушка Егор,

Слева — дядюшка Егор,

У среднего забора не Егор,

А пол — Егора,

Потому что он пока —

От горшка два вершка.

XI. Группа звуков Р—Л, Р’—Л’

РА-ЛА-РА

РО-ЛО-РО

РУ-ЛУ-РУ

РЫ-ЛЫ-РЫ

лов — ров лак — рак укол — укор пилот — пирог юла — Юра пол — бор плут — пруд

АР-АЛ-АР-ЛА ОР-ОЛ-ОР-ЛО УР-УЛ-УР-ЛУ ЫР-ЫЛ-ЫР-ЛЫ

ложки — рожки палаты — парады плошка — Прошка Лука — рука булки — бурки бал — бар полка — порка

Парусная лодка; моторная лодка; красное яблоко; проворная белка; сломанное перо; спелый арбуз; смелый командир; сломанный карандаш; желтый ковер; глубокая нора; сладкий пирог; умелые руки; теплые перчатки; теплый ветерок; стройная пальма; красная лента; жаркое лето; большая радость; сильный удар; дальняя дорога; большой город; круглый стол; горный орел; разбитая тарелка; приятная прогулка; пионерский лагерь; пролитые чернила; черный портфель; лавровый лист; любитель-рыболов; горькое лекарство; круглое зеркало.

Предложения со звуками Р,Р’ и Л, Л’

В лесу много деревьев. Мне купили прыгалки. Валя играет на рояле. Марина набрала много малины. В зоопарке ребята видели зверей. Мы смотрели в театре спектакль. Ребята летом едут в пионерский лагерь.

Изменить предложения по образцу:

Я пролил черные чернила. Ты пролил черные чернила. Он пролил черные чернила. Мы пролили черные чернила. Вы пролили черные чернила. Они пролили черные чернила.

1. Я сломал карандаш.

2. Я продала ковер.

3. Я выучила правила.

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры

Разум силу победит.

Просо полоть — руки колоть.

Русский в словах горд, в делах тверд.

Рад бы заплакать, да смех одолел.

Горька работа, да хлеб сладок.

Дальше в спор — больше слов.

Что с возу упало, то пропало.

***

Пришли мужики без топоров, срубили избу без углов.

(Муравейник)

Кто два раза родился: в первый раз — гладкий,

Во второй мягкий и скоро петь научился?

(Петух)

Махнула птица крылом, закрыла мир одним пером.

(Туча)

Маленький шарик под лавкой шарит.

(Мышь)

Бел как снег, в чести у всех.

В рот попал, да там и пропал.

(Сахар)

Ни корабль, ни лодка, ни весел, ни паруса, а плывет — не тонет.

(Плот)

Ныряла, ныряла, и хвост потеряла!

(Иголка)

Красное коромысло над рекой повисло.

(Радуга)

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко

Как лев и тигр, похож на кошку.

(Гепард)

***

Иголка, иголка, ты остра и колка.

Проворонила ворона вороненка.

Суп надо солить, на пол не надо сорить.

Суп надо сварить, дерево надо свалить.

Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы,

А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы.

По бревну, по бревнышку проползла букашка,

Пролетела бабочка, пропорхала пташка.

Три хозяйки

Что за сестры — прямо чудо!

Эта вымыла посуду,

Та посуду вытирает,

Ставит все на полки.

Ну, а третья подбирает

На полу осколки.

В ракете

Я в космической ракете,

Я быстрее всех на свете.

Рядом с солнцем пролечу…

«Здравствуй, Солнце!» — закричу.

Одуванчик

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого.

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

С ветром вместе улетел!

Игра «Кто самый ловкий?» или «Сорви яблоко»

Дети подходят к логопеду. У него в руках ветка с яблоком. Все вместе говорят: «Вот так яблоко! Оно соку спелого полно. Руки протяните, яблоко сорвите!» Логопед раскачивает ветку с яблоком. Дети пытаются поймать яблоко. Логопед произносит: «Стал ветер веточку качать, трудно яблоко достать».

Игра «Все идем на парад»

Дети строятся друг за другом, впереди барабанщик.

1-й ведущий произносит: «Левой, правой, левой, правой, на парад идет отряд!» Дети четко маршируют.

2-й ведущий: «На парад идет отряд, барабанщик очень рад!» Вперед выходит барабанщик.

3-й ведущий: «Барабанит, барабанит, полтора часа подряд!» Дети, продолжая маршировать, произносят хором:

«Левой, правой, левой, правой, барабан уже дырявый!»

Игра—драматизация «Разыгрался толстый мяч»

Действующие лица: ведущий, мяч, грач, воробей, галки, мышь.

Ведущий читает текст, а участники игры выполняют соответствующие действия: Разыгрался толстый мяч, На дворе пустился вскачь, Под ладошкой скок да скок, Подставляет круглый бок.

Разыгрался толстый мяч,

Испугался старый грач:

Вероятно, из грачей

Не видал никто мячей.

Воробей в один скачок

Перепрыгнул на сучок.

Улетели галки с крыш,

Убежала в норку мышь.

Был большой переполох,

От того, что толстый мяч

На дворе пустился вскачь!

ЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРОЙДЕННЫХ ЗВУКОВ

Стихи

Упрямые бараны

Два упрямых барана

Повстречались на бревне.

— Дай пройти, баран упрямый, первым мне.

— Нет, постой, баран упрямый,

Я не уступлю.

Я люблю идти все прямо,

Криво не люблю.

И давай они браниться,

И потом рогами биться.

Бились, бились, бились, бились…

И с бревна в ручей свалились!

Чудесные грядки

У дедушки грядки в полном порядке.

Ни редко, ни густо сидит капуста.

Тыква большая никому не мешает.

Красные маки — их знает всякий.

Укроп и морковка — красная головка.

Подсолнух высокий на самом припеке.

Очень хороший сладкий горошек.

Рядом с горошком цветет картошка.

А с нею рядом — свекла по грядам.

А сам огурец — чем не молодец?!

Чучело

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило,

Рукавами машет —

И как будто пляшет!

Это чучело —- оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали,

Чтоб горошек не клевали.

Вот какое чучело

Шляпу нахлобучило,

Синий шарф на палке,

Пусть боятся галки!

(И. Михайлова)

Как мыть ежат

Под цветком ежиха-мать

Принялась ежат купать.

Кап-кап — капает роса

На мордашки, на глаза.

Не поймет ежиха-мать:

Как им спинки отмывать?

И ежата день-другой

Ходят с грязною спиной.

Хоть сиди и месяц жди,

Чтоб закапали дожди.

Радуйтесь, что вы, ребята,

Не колючие ежата!

(Г. Виеру)

Загадка

Носится, свищет, мечется, рыщет.

Где пробежит — листик дрожит.

Где пронесется — дерево гнется.

(Л. Сандлер)

Девочка и щенок

Девочку-крошку щенок увидал,

Хвост-закорючку от страха поджал,

Глупенькой мордочкой тянется, тянется —

Страшно, да очень уж девочка нравится.

Девочка видит: ушки торчком,

Шкурка пушистая, хвостик крючком.

Глаз не спускает и мнется, и топчется.

Как бы погладить? —

И страшно, и хочется.

Долго тянула ладошку несмелую,

Вот и погладила мордочку белую.

Мальчик и часы

Нельзя ли, часики, сказать —

Мне очень хочется узнать,

Какой зверек внутри сидит

И все «тик-так, тик-так» твердит?

—Узнаешь скоро, мой дружок,

Что тут совсем и не зверек.

Меня уж в давний-давний век

Придумал умный человек.

И всех заставил повторять:

«Не надо времени терять!»

Холодно или жарко?

Папа встретил дочь и сына:

— Как погода, детвора?

Сын ответил: «Холодина!»

Дочь ответила: «Жара!»

Папа спрашивать не стал,

Кто кого из них катал.

Ты ведь тоже догадался,

Кто возил, а кто катался?!

Котенок

Жить котенку интересно!

Прыгнул в бабушкино кресло:

Пряжу принялся мотать.

Где котенок? — Не видать!

Размотали пряжу

И нашли пропажу.

(В. Бардым)

Юля—чистюля

Закопченую кастрюлю

Юля чистила песком.

Два часа мочалкой Юлю

Мыла бабушка потом.

Сметные животные

Говорила Коле кошка:

— Дай полижу тебя немножко,

А свинья от смеха давится:

— Мне мальчишка очень нравится!

Говорил гусь Коле:

— Пошел бы ты, умылся, что ли.

Говорила Коле утка:

— Смотреть на тебя жутко!

Пила

Завизжала пила, зажужжала, как пчела,

Пропилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и стала, начинай сначала.

Птичий домик

У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесить на сучок.

И здесь, в саду, за домом,

Среди седых ветвей,

Готов обед веселый

Для птичек у детей.

Грибные имена

Нет, грибные имена

Непонятны для меня!

Ведь не хрюкают свинушки,

Не волнуются волнушки,

Не кричат «опять!» опята,

Не бодаются козлята,

У лисичек нету шубки,

Как узнать, чьи это шутки?

(Ю. Леонтьев)

Заяц

— Заяц, заяц, чем ты занят?

— Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят!

(Г. Сатир)

Вопросительный хвост

— У лисы хвост?

— Хвост.

— У коня хвост?

— Хвост.

— У козы хвост?

— Хвост.

— Мой вопрос прост?

— Прост.

Ну, тогда во весь рост

Непростой встал вопрос:

— Почему у людей

Все не так, как у зверей?

Флюгер

Во дворе петух среди кур-копух

Ярче радуги — цветом радует.

Шпоры — золото, кричит здорово!

А на резном коньке, на одной ноге

Молчунок петух, легкий, словно пух:

Куда дует ветер, туда носом вертит.

Ему в травке бы жить, с Полканом дружить,

А он взлетел наверх —

Ветер сторожить!

Считалочка

Три да три, сложите, дети.

«Не могу», — Андрей ответил.

Громко за дверьми тотчас

Гавкнул пес подряд шесть раз.

Непонятная история

Утенок кликал удочку, .

Рыбак вцепился в уточку.

В траве валялось облако,

По небу плыло яблоко.

В кустах порхала бабушка.

Носки вязала бабочка.

Но главное: и уточка,

И бабочка, и бабушка,

Ничуть не перепуганы

Тем, что перепутаны!

Скороговорки

Простокваши дали Клаше,

Недовольна Клаша:

— Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши!

Дали вместо простокваши

Каши нашей Клаше.

— Не хочу я просто каши,

Так — без простокваши!

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела — встала,

«Спасибо», — сказала.

(Е.А. Благинина)

Весь год

В январе мороз трескучий

И валится снег сыпучий,

В феврале у нас в оконце

Засверкало ярче солнце.

В марте лед с реки возили,

С крыш сосульки воду лили.

Стоял рыхлый снег в апреле,

В роще птички звонко пели.

В мае, прыгая на воле,

Мы цветы сбирали в поле.

А в июне дождик с громом

Все шумел в лесу зеленом.

И к земле колосья гнули

Нивы желтые в июле.

Груши в августе сбирали,

Дети яблони качали.

По реке и над полями

В сентябре ползли туманы.

В октябре лишь ветер веял,

И, как сито, дождик сеял.

В ноябре — от снега бело,

Под полозьями скрипело.

В декабре мороз сердился,

Серый дым над крышей вился.

Хочешь знать, что дальше стало?

— Начинай стишок сначала!

Считалка

Жили-были

Я-ли, ты-ли,

Между нами

Вышел спор.

Кто затеял,

Позабыли.

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

Ворона

Ты, ворона, всех пугаешь:

«Кар, кар, кар-р-р!»

Может ты кого ругаешь:

«Кар-р, кар-р, кар-р!»

— Нет же, — отвечала птица.

— В школу я пойду учиться,

И с тебя беру пример,

Повторяю букву «Р»:

«Кар-р, кар-р, кар-р!»

Егор и Трезор

Вышел бы Егор во двор,

Только трусит:

У крыльца щенок Трезор,

Вдруг укусит?

Хочет в дом войти Трезор,

Только видит:

У окна сидит Егор,

Вдруг обидит!

Шутки

— Что делаешь?

— Ничего.

— А он что?

— Мне помогает.

— Собака, что лаешь?

— Волков пугаю.

— Собака, что хвост поджала?

Волков боюсь!

Ветер

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле траву приклоняет.

В село мчится,

В двери стучится,

Ворота отворяет,

Пыль поднимает.

Ромашки

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички.

Лиса и заяц

Говорила лиса зайке:

«Я совсем такая, как зайка,

Только хвост пышней,

Да зубы острей,

Да зайцев ем,

А так, как зайка совсем».

РАССКАЗЫ И СКАЗКИ

Обезьяна и горох

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Одна горошина упала. Обезьяна хотела поднять ее и просыпала еще двадцать горошин. Она кинулась поднимать горох — и просыпала весь. Тогда она рассердилась, раскидала весь горох и убежала.

Четыре цвета

Первоклассник Алик нарисовал: сиреневого верблюда, зеленую лошадку, синюю утку и красного зайца.

Папа, увидев рисунок, сказал:

— Разве бывают сиреневые верблюды, зеленые лошади, синие утки и красные зайцы?!!

— Не бывают, — сказал печально сын. — Но у меня было только четыре краски…

— Вот что я сделаю!

И он тут же нарисовал: красный мак, зеленый огурец, синее небо и сиреневую сирень.

— Аи да Алик!

Когда можно плакать?

Утром заплакала Маша. Заглянул в окно Петушок и говорит: — Не плачь, Mania! Утром я пою «ку-ка-ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь. Заплакала Маша днем. Вылез из травы кузнечик и говорит:

— Не плачь, Маша! У меня голос тонкий, а ты плачешь громче. Никто меня не слышит.

Заплакала Маша вечером. Прискакали лягушки.

— Не плачь, Маша! — говорят они. — Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь.

Заплакала Маша ночью.

Прилетел из сада соловей и сел на окно.

-е плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь.

— А когда же мне плакать? — спросила Маша.

— А ты никогда не плачь, — сказала мама, — ведь ты уже большая девочка. (С. Прокофьева)

Старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки, — крикнул мальчик и отдал девочке свою сумку.

Мальчик быстро побежал к старушке. Он помог ей встать. Когда он пришел, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама?

— Да нет! — ответил мальчик. — Я помог потому, что она старенькая. (В.А. Осеева)

Почему у месяца нет платья?

(Сербская сказка)

Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. Пришел месяц за платьем. А платье—то узкое и короткое!

— Видно, я ошибся, — сказал портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем — опять платье мало.

— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да в два раза шире, чем платье, которое он сшил. Что делать? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел. Так и остался без платья.

Рассказ

Ника сломал у стула ножку. Но этого в классе никто не видел. Ника приставил ножку к стулу, чтобы стул кое-как стоял, и поставил его на место.

Ника смотрел одним глазом: интересно все же, кто сядет на стул!

Но никто не садился.

На другой день Ника забыл про стул. Сам сел на него и свалился на пол.

— Кто стул сломал? — кричит Ника.

— Так это же ты сломал! Ведь ты только что упал со стулом!

— Я вчера сломал, а не сегодня! (По В. Голявкину)

Как меня называли

Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?» Мама скажет:

— Смотри, уже девять часов. А я говорю: «Почему?»

Мне скажут:

— Иди спать.

А я опять говорю: «Почему?! Мне говорят:

— Потому, что уже поздно.

— А почему поздно?

— Потому что девять часов.

— А почему девять часов?

И меня за это назвали Почемучкой. Меня все так называли. А, по-настоящему меня зовут Алешей. Б. Житков

Лучше всех

На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Люди спрашивают у нее:

— Какая лее твоя мама?

А девочка плачет и говорит:

— Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!

Утка и месяц

Утка плавала по воде, отыскивая рыбу, и за целый день не нашла ни одной рыбы. Когда настала ночь, она увидела месяц в воде, подумала, что это рыба, и нырнула, чтобы поймать месяц.

Другие утки увидали это и стали над ней смеяться.

Сорока и маленькая черепаха

У меня была сорока с длинным хвостом. Она все прыгала боком и все подсматривала, что где плохо лежит. Она любила всякие блестящие вещи: запонки, пуговицы. Как увидит, так утащит и спрячет куда-нибудь. Я так и звала ее: сорока-воровка. Как-то принесла я домой маленькую черепаху. Сорока все бегала за черепахой. Каждый день я выпускала черепаху в сад гулять. Она любила сидеть на грядке с луком. Сорока хорошо знала, где искать черепаху. Залезет на грядку и сидит рядом с черепахой. И вот вдруг черепаха пропала.

Искали мы ее, искали — нигде черепахи нет. Я подумала: «Уж не сорока ли ее утащила?» — и стала следить за сорокой. Вижу, сорока часто садится на один и тот же камень, а под ним сидит моя черепаха, чуть живая.

Литература:

2. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. М., Художественная литература, 1988.

3. Сборник загадок. Составитель М.Т. Карпенко. М., Просвещение, 1988.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх