Помост

Вопросы веры

Заветы из Библии

Жизнь человека на земле подчинена законам (государственным, нравственным и духовным), которые передаются от одного поколения другому. Старшие дают младшим потомкам или последователям наставление, совет или наказ, который помогает не совершать ошибок и пройти жизненный путь достойно. В богословско-религиозном словоупотреблении используется слово «завет» — это священный обет или договор между Богом и человеком.

В христианстве и иудаизме главные духовные наставления содержатся в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого и Нового завета. Два раздела священной книги объединили в себе череду исторических событий, начиная от сотворения мира Господом и заканчивая распространением христианства по всей земле апостолами (посланниками) Иисуса Христа — сына Божьего.

Что такое завет

Слово «завет» произошло от старославянского «ветъ» и означает — «совет, уговор, согласие, договор, наказ, наставление».

Происхождение слова

Впервые это слово обнаружено в древнерусских памятниках письменности XI века. Ученые предполагают, что данное слово образовалось на общей индоевропейской основе. Древнеиндийское «vakya» значит «слово, речь». Производное — заветный.

Впервые слово «завет» прозвучало из уст пророка Моисея, который принес израильскому народу 10 заповедей, начертанных на скрижалях. Этими заповедями Бог заключил с еврейским народом договор, согласно которому каждый израильтянин, соблюдающий наказ, получает от Бога милость и помощь.

Определение понятия

Значение слова «завет»:

  • закон, наказ потомкам, последователям;
  • обычай, унаследованный от прошлых поколений;
  • договор Бога с человечеством;
  • заповеди, данные Иисусом Христом;
  • предписание социального и нравственного характера.

Ветхий и Новый заветы

Библия состоит из двух частей — ветхозаветной и новозаветной.

Что собой представляют

Два больших раздела Библии повествуют об истории израильского и других народов, охватывающей огромный отрезок времени: от сотворения мира Господом и до распространения христианства по всей земле.

Первый раздел Библии описывает жизнь еврейского народа. Был создан в период с XIII по I века до н. э. Данную книгу считают общей для представителей христианства и иудаизма.

Ветхий завет содержит Декалог (десятисловие) — 10 заповедей, которые Бог передал пророку Моисею на горе Синай:

  1. Я Бог твой, да не будет у тебя других богов.
  2. Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи ему, ибо я Господь, Бог твой.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай никакого дела. Ибо шесть дней создавал Господь небо и землю, море, а в день седьмой почил. Поэтому благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не лжесвидетельствуй на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

В Библии они изложены в нескольких вариантах: Исход, глава 20, Исход, глава 34, Второзаконие, глава 5. Наряду с простыми моральными нормами («не убей», «не укради») Заповеди требовали соблюдения субботы и ограничения в приеме пищи. Даны они были для того, чтобы оградить людей от зла, предупредить об опасности, которую несет грех.

Второй раздел посвящен приходу в мир богочеловека Иисуса Христа, который установил Новый Завет. Спаситель дал людям евангельский закон, основой которого являются любовь и святость. Завет не отменил соблюдение десяти заповедей, но возвел людей на высший уровень духовной жизни. В Нагорной проповеди Иисус дает девять заповедей блаженства, которые говорят не о запрете греха, а о христианском совершенстве. Они рассказывают, как достигнуть счастья, какие добродетели приближают человека к Богу, ибо только в Нем человек может найти истинную радость.

Заповеди блаженства не отменяют десять заповедей Закона Божьего, а дополняют их. Теперь недостаточно просто не совершать греха или изгнать его из души путем покаяния. Нужно, чтобы в сердце жили противоположные грехам добродетели. Недостаточно просто не делать зла, нужно творить добро. Грехи создают стену между человеком и Богом, праведная христианская жизнь помогает ее разрушить.

Общие черты

Главная мысль, объединяющая обе части Библии: Господь простит все поступки человека, в том случае, если он искренне раскается, подобно разбойнику, повешенному на кресте рядом с Иисусом.

Общие черты двух разделов Библии:

  • основная мысль — вера человека в Бога;
  • духовный союз Господа и человека;
  • содержат канонические и неканонические книги;
  • многие новозаветные сюжеты имеют своих прототипов в Ветхом Завете. Например, Богородица в Ветхом завете упоминается как Астарта, в Новом — Мария.

Отличительные особенности

Ветхий завет — это жизнеописание еврейского народа и предсказания пророков о предстоящем рождении Спасителя, Иисуса Христа – сына Божьего. События первого раздела Библии жесткие, а поступки людей — недостойные. В книге описываются страшные события, которые являются следствием человеческого грехопадения. Это большое количество жертвоприношений, братоубийств, трагические истории о Содоме и Гоморре, Ноевом ковчеге и другие. Ветхий завет переполнен упоминаниями о войнах, казнях, насилии.

Печальные события происходили потому, что первые люди, Адам и Ева, преступили заповедь Бога, запретившего есть плоды с дерева добра и зла, и получили наказание в виде смерти, болезней и жестокосердия. Умерших людей ожидали адские муки. Несмотря на грехи человечества, Бог-Отец очень милосерден и искренно любит народ. Поэтому он отправил на Землю своего Сына — Иисуса Христа, который должен искупить человеческие грехи и открыть ворота рая раскаявшимся.

Новый завет — это договор между Богом и людьми, согласно которому праведники попадают в рай после смерти.

Главными становятся две заповеди:

  1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею.
  2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Содержание и структура книг

«Библия» переводится с греческого языка как «книги». Первая ее часть повествует о союзе Бога с древнееврейским народом. Ветхий завет священен для христиан и иудеев, занимает 80% Библии.

В иудаизме именуется Танах, по первым буквам трех частей:

  • Тора — учение;
  • Небиим — пророки;
  • Хетубим — писание.

Самые древние тексты относятся к дописьменной эпохе (XIII-XII вв. до н.э) и сохранились только в устной традиции. Самые поздние книги относятся уже во II-I вв. до н.э. Устное изложение впервые было записано в VII-VIII вв. до н.э.

К концу 1 тыс. до н.э. в иудейской среде сложились две версии канона или Танаха:

  1. Александрийский, который сформировался среди евреев диаспоры и включал ряд книг, написанных за пределами Палестины. Он содержит 50 книг и стал основой для первого греческого перевода.
  2. Палестинский, который был официально канонизирован в 100 г. до н.э и включает 39 книг, написанных на территории Палестины.

Современные основные христианские конфессии до сих пор основываются на разных канонах. В русской православной церкви Ветхий завет состоит из 50 книг, потому что основан на Александрийском каноне.

Условно книги делятся на два вида:

  • канонические (39);
  • душеполезные (11).

Католический Ветхий завет состоит из 45 книг, из них 39 — канонические и 6 — девтероканонические, или второстепенные. Протестанты основывают свою веру на палестинском каноне, потому их Библия включает 39 ветхозаветных книг.

В христианстве Ветхий завет делится на 4 части.

Пятикнижие Моисея (у евреев — Тора) или законоположительные книги:

  • Бытие – повествует о сотворении мира и человека, строительстве Вавилонской башни, деятельности первых патриархов, пророков Авраама и Моисея;
  • Исход – рассказывает об исходе евреев из Египта;
  • Левит – содержит сведения о культовых постановлениях, законах;
  • Числа – повествует о традициях;
  • Второзаконие – о законодательстве.

Историческое повествование о жизни иудейского народа заключено в 17 книгах.

Исторические книги:

  1. Иисуса Навина.
  2. Судей Израилевых – рассказывает о периоде, предшествовавшем созданию Древнееврейского государства.
  3. Четыре книги царств.
  4. Две книги паралипоменон.
  5. Руфь – псевдоисторическое повествование о судьбе женщины, у которой было два сына, женившиеся на девушках из другого племени. В время странствий сыновья погибли, одна из девушек вернулась к своему народу, а другая отправилась вместе с Руфью.
  6. Пророка Ездры.
  7. Пророка Неемии – рассказывает о возвращении евреев из плена, реформах, запрете жениться на девушках другой народности.
  8. Есфирь, посвящена истории иудеев во время ассирийского плена.

Неканонические книги:

  1. Макковеев – рассказывают о событиях 2 в. до н.э., восстании евреев против сирийцев.
  2. 2 и 3 книги Ездры.
  3. Юдифь — красивая вдова символизирует борьбу иудеев с угнетателями и пороками.
  4. Товит. Рассказ о Товите, который во времена сирийского плена переселился в Междуречье, о его суровом окружении.

13 пророческих книг содержат исторические сюжеты и предсказания о будущем Спасителе.

Пророческие:

  • великих пророков: Исайи, Иезекииля, Даниила, Иеремии;
  • малых пророков: Косии, Ионы, Наума и других.

Многим известна история Иова, который терпит злоключения от Сатаны, но остается до конца верен Богу, за что получает награду.

Учительные или поэтические:

  • Иова;
  • Екклезиаст;
  • Притчи Соломона;
  • Псалтырь — богослужебные гимны, их авторство приписывается Давиду и Соломону;
  • Песнь Песней — сборник свадебных песен;
  • премудростей Соломона;
  • Иисуса, сына Сирахова.

Новый завет признают только христиане (католики, православные и протестанты). Тексты, вошедшие в его состав, были написаны в I в.н.э. В 363 году на Лаодикийском соборе был утвержден официальный список из 26 книг. Во время Трульского собора в 696 году была принята каноническая редакция Нового завета из 27 книг.

Названия книг:

  • 4 евангелия: 2 от бывших учеников Иисуса — Матфея и Иоанна, а также от Марка и Луки;
  • Деяния апостолов;
  • Послание апостолов, 14 из которых – от Павла;
  • Откровения Иоанна-богослова (Апокалипсис).

Есть и другие священные тексты, близкие им по содержанию, но не вошедшие в канон, — апокрифы (тайные). Одни из них церковь не признает, другие – допускаются к чтению.

Содержание ветхозаветных текстов

Основные события, описанные в Ветхом завете:

  1. Сотворение рая и первых людей. Первые три главы повествуют о создании Господом Адама, Евы и грехопадении первых людей.
  2. Жизнь на Земле: Каин и Авель. Эта часть Библии повествует о детях Адама и Евы, об их взаимоотношениях, которые завершаются братоубийством. Виной всему становится зависть от того, что жертву Авеля Господь принял, а Каина нет. В результате Каин убивает своего младшего брата. За это Господь проклял Каина.
  3. Господь даровал Адаму и Еве другого сына Сифа, от которого родились добрые и благочестивые потомки. Люди все больше предавались греху, потому Бог наслал на землю потоп. В результате спаслась только семья праведного Ноя.
  4. Три сына Ноя после потопа остались жить вместе с отцом. Однажды Ной попробовал вина и уснул в обнаженном виде. В таком состоянии отца застал сын Хам. Он рассказал об этом своим братьям, чем проявил неуважение к отцу. Сим и Иафет хотели накрыть Ноя, но он проснулся и узнал, что произошло, после этого он проклял сына Хама и весь его род, обрекая на вечное подчинение потомкам братьев.
  5. Вавилонское столпотворение. Представители племени Хамитов решили освободить себя от бремени путем возведения башни в Вавилоне до самих небес, чтобы самим возвыситься. Узнав о замысле людей, Господь разделил их разными языками, в результате чего они не могли договориться, и башня осталась недостроенной.
  6. Жертвоприношение Авраама. Господь попросил Авраама принести единственного сына Исаака ему в жертву. Авраам взял поленья для разведения костра и своего маленького сына. Господь увидел преданность Авраама и попросил его заколоть барана вместо своего любимого ребенка. За свой страх перед Господом пророк был вознагражден многочисленным потомством.
  7. Ковчег завета. В этой главе изложена история Ковчега – символа союза Господа с иудеями. Это был большой ларец, изготовленный из древесины акации и золота.

Эта библейская история предваряет принесение великой жертвы Сына Божьего за грехи человечества. Подобно Аврааму, Господь не пожалел своего любимого сына во искупление людей. Этот же сюжет описывает и второй раздел Библии.

Второй раздел Библии

Вторая часть Библии — Евангелие. Возникла после рождения Иисуса, повествует о жизни и смерти Сына Божьего, его учениках – апостолах. Евангелие описывает небывалые чудеса. Иисус Христос исцеляет прокаженных, воскрешает мертвых. За все блага, которые Сын Божий дарит людям, они жестоко его распинают, насмешливо называя царем Иудейским. В Новом завете Господь даровал людям новый закон, главные принципы которого любовь, милосердие и сострадание.

Значение завета в разных религиях

В каждой религии это понятие имеет свое значение.

В христианстве

В христианстве имеет такие значения:

  1. Священное писание христиан, которое возникло после рождения Иисуса Христа.
  2. Термин, который обозначает новые качественные отношения между Богом и человеком.
  3. Главные заповеди христианства.

В иудаизме

В иудаизме понятие имеет большое количество значений:

  1. Одно из направлений кальвинистской мысли, которое рассматривает всю историю как череду заветов между Богом и людьми.
  2. Семь заповедей, которые согласно иудаизму, являются необходимыми для человечества.
  3. 10 заповедей Моисея.
  4. Обрезание — хирургическая операция, удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти, как жертвенное подношение частицы своего тела Господу.

В других религиях

В других религиях имеет несколько значений:

  1. В религии Бахаи — соглашение, которое заключается верующим в момент принятия им конкретной религии.
  2. Концепции многих авторов, которые стремятся создать современное новое мировоззрение.
  3. Авраамов в мормонизме — это договор возвышения, который был заключен между Богом и Авраамом в момент вступления Авраама в целестиальный брак.

Целестиальный брак – главная часть подготовки к жизни вечной. Она требует заключения брачного союза с правильным человеком в правильном месте, и верного соблюдения этого священного завета.

В исламе не существует понятия завет. Коран ничего не говорит о договоре, который бы Аллах заключал с мусульманами. Аллах ниспосылает пророкам и посланникам каждому свой текст. Задача посланника передать текст, который, по сути, является инструкцией по правильному поведению. Это наказ, или даже приказ. Мусульмане не приняли ни христианские, ни иудейские писания.

Видео

В этом видео представлена полезная информация о том, что такое завет.

Слово завет

Слово состоит из 5 букв: первая з, вторая а, третья в, четвёртая е, последняя т,

Слово завет английскими буквами(транслитом) — zavet

  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
  • Буква в встречается 1 раз. Слова с 1 буквой в
  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
  • Буква з встречается 1 раз. Слова с 1 буквой з

Значения слова завет. Что такое завет?

Завет

ЗАВЕТ , в Библии формы установлений между Богом и человеком: заповеди, повеления, соглашения, договоры. Этимология и словоупотребление Значение слова «завет» в рус. переводе ВЗ связано с греч. термином διαθήκη — договор…

Православная энциклопедия Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994

Завет Божий протоиерей Владимир Сорокин Завет в Новом Завете архим.аннуарий (Ивлиев) Перечень заветов Бога с людьми Завет – союз (соглашение, договор) двух сторон, в котором определены их взаимные цели и обязанности.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Завет Союз Бога с человеком, вообще обозначаемый именем религии, христианская церковь в частности определяет как завет, т. е. договор. Бог, по христианскому учению, дает человеку откровение (см.), а также содействие благодати (см.)…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Завет (церк.-слав. – союз) – особая форма соглашения между Богом и верными ему людьми на Земле, в которой Бог благословляет свой народ и через заповеди указует путь достойной жизни ко спасению.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Завет (в теологии) (covenant), центр, понятие иудейской веры и религ. культа — вечный союз между Богом и народом Израиля, — важное понятие в христ. теологии.

Народы и культуры . — 2002

Заветы (журнал)

Гуманитарный словарь. — 2002

«Заветы» — русский ежемесячный литературно-политический журнал эсеровского толка. Выходил в апреле 1912 ― августе 1914. Создан в апреле 1912 по инициативе одного из лидеров партии социалистов-революционеров В. М. Чернова.

ru.wikipedia.org

ЗАВЕТЫ — ежемесячный литературно-политический журнал, легальный орган партии эсеров; апрель 1912 — июль 1914, С.-Петербург. Ведущий публицист и фактический руководитель — В. М. Чернов, издатель — А.

Энциклопедия «История отечества». — 1997

Новый Завет

Но́вый Заве́т (др.-греч. Καινὴ Διαθήκη) — собрание книг, представляющее собой одну из двух, наряду с Ветхим Заветом, частей Библии. Исходные тексты Нового Завета, появившиеся в разное время, начиная с середины I века н. э. по конец I века н.э.

ru.wikipedia.org

НОВЫЙ ЗАВЕТ (греч. kaine diatheke, лат. novum testamentum) содержит 27 книг, составляющих вторую часть христианской Библии. Греческое слово diatheke означает «завет», «завещание»; «союз», «договор».

Энциклопедия Кругосвет Гуманитарный словарь. — 2002

Ветхий Завет

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ , название первой части христ. Библии, утвержденной Церковью в статусе Священного Писания и богодухновенного текста (см. Богодухновенность).

Православная энциклопедия

Ветхий Завет — первая часть Библии, в которой содержится изложенная Моисеем и пророками история избранного Богом еврейского народа и пророчества о пришествии Спасителя.

www.vidania.ru

ВЕ́ТХИЙ ЗАВЕ́Т (термин). Впервые этим словосочетанием дохрист. часть Библии названа ап. Павлом (Παλαιὰ διαθήκη, букв. — Древний Завет — 2 Кор 3:14). Позднее отцы Церкви так стали именовать и весь дохрист. период свящ. истории спасения.

Библиологический словарь. — 2002

Ковчег Завета

Ковче́г Заве́та, или Ковчег Открове́ния (Свидетельства) (ивр. אֲרוֹן הַבְּרִית‎, арон а-брит, также ивр. אֲרוֹן הַעֵדֻת‎, арон а-эдут) — согласно Библии — величайшая святыня еврейского народа: ковчег…

ru.wikipedia.org

Ковчег Завета также Ковчег Иеговы, Ковчег Божий — ящик, в котором, согласно Библии, хранились скрижали Моисеевы; сделан был из дерева ситтим (см.), покрыт был золотом извне и внутри, с золотым венцом и кольцами…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

КОВЧЕГ ЗАВЕТА Каждый ковчег-святыня, будь то у египтян, индусов, халдеев или у мексиканцев, был фаллической святыней — символом. йони или чрева природы.

Мид Д. Теософский словарь

Скрижали Завета

Библейская энциклопедия. — 2005

Скрижали Завета – каменные плиты, переданные Богом пророку Моисею, на которых Самим Богом были начертаны десять заповедей (см. Заповеди Божии).

www.vidania.ru

Русский язык

Ве́тхий Заве́т.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова завет

это не печать наказания или чей то завет, который желательно выполнить..

Храните завет Льва Толстого, разрешившего публиковать его книги всем желающим.

ЗАВЕТ

Смотреть что такое «ЗАВЕТ» в других словарях:

  • Завет — в богословско религиозном словоупотреблении, обозначает торжественный обет или договор, обычно между Богом и человеком (человечеством). Значения В иудаизме: Завет обрезания Ветхий Завет В христианстве: Новый Завет Бахаи: Завет (Бахаи) В искусстве … Википедия

  • завет — См. приказ… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. завет договор, приказ; предначертание, наставление, распоряжение, заповедь, совет, наказ Словарь русс … Словарь синонимов

  • ЗАВЕТ — ЗАВЕТ, библейское понятие, означающее союз Бога и людей. Ветхий Завет союз Бога с избранным народом. Новый Завет заключенный через Иисуса Христа союз Бога со всем человечеством. Смотри Библия … Современная энциклопедия

  • ЗАВЕТ — ЗАВЕТ, завета, муж. (книжн.). Наставление, воля, совет, данные последователям или потомкам (преим. умершего). Заветы Ильича. Он следовал заветам своего учителя. ❖ Ветхий завет (церк.) древнейшая, дохристианская часть библии. Новый завет (церк.)… … Толковый словарь Ушакова

  • Завет — Завет. Союз Бога с человеком, вообще обозначаемый именем религиихристианская церковь в частности определяет как завет, т. е. договор.Бог, по христианскому учению, дает человеку откровение, а такжесодействие благодати; человек сознательно в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • завет — ЗАВЕТ, заповедь, разг. наказ несов. и сов. ЗАВЕЩАТЬ, высок., сов. заповедать, высок., сов. заповедовать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ЗАВЕТ — , в Библии формы установлений между Богом и человеком: заповеди, повеления, соглашения, договоры. Этимология и словоупотребление Значение слова «завет» в рус. переводе ВЗ связано с греч. термином διαθήκη договор, завещание,… … Православная энциклопедия

  • завет — зав’ет договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Цар.20:16 ), между отдельным человеком и народом (2Цар.5:3 ), между Господом, царем и народом (4Цар.11:17 ), между Господом и народом (Езд.10:3 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • завет — зав’ет договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Цар.20:16 ), между отдельным человеком и народом (2Цар.5:3 ), между Господом, царем и народом (4Цар.11:17 ), между Господом и народом (Езд.10:3 … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Завет — • English: Covenant Завет это соглашение между двумя сторонами. Двухсторонний (условный) завет это соглашение, исполненять которое обязаны обе стороны (Завет Моисея). Односторонний (безусловный) завет, хотя и является договором между двумя… … Словарь богословских терминов

Союз, завет

Союз, завет

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА

Евр слово берит – «соглашение», «союз» – встречается в тексте ВЗ 285 раз. Его этимология окончат. не выяснена. Судя по Быт. 15 и Иер. 34:18, оно происходит от араб. слова «рассечение», судя же по Иез. 20– от аккад. бириту – «кандалы», «узы». Существуют и другие объяснения происхождения слова берит: от аккад. бирит – «между», от евр. бара – «есть» (Исх. 24:9–11) или, согл. 1Цар. 17:8, от евр. бара – «видеть», «избирать». Слово «завет» встречается в Библии в целом ряде характерных словосочетаний: «вступить в завет», «преступить (нарушить) завет», «поставить завет», «положить завет», «хранить (соблюдать) завет». Чаще всего (86 раз) встречается словосочетание «рассекать завет» (в Синод. пер. оно обычно передается как «поставить завет» или «заключить завет»). (О происхождении этого выражения см. в конце п. II.) К этой же смысловой группе относятся след. понятия: ⇒ ковчег завета, ⇒ Книга Завета, ⇒ обрезание, ⇒ завещание, ⇒ завет соли и кровь завета. Слова «завет» и «союз» не являются букв. переводом соответств. евр. слова, они, скорее, передают его общий смысл. Берит можно перевести также как «договор», «условие» и т.д.

II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЮЗА, ЗАВЕТА

В Библии заключение С. имеет целый ряд особенностей и представляет собой довольно сложный процесс. Так, заключение С. между Иаковом и Лаваном (Быт. 31:44) было порождено чувством правовой незащищенности и включало след. этапы (Быт. 31:43):

1) устанавливался памятный знак, призванный свидетельствовать о заключении С. (Быт. 31:45: камень-памятник и холм из камней; ср. ковчег завета, Книга Завета, скрижали завета);

2) оговаривались и принимались взаимные обязательства (Быт. 31:50.52);

3) в свидетели призывался Бог или некое божество (Быт. 31:50.53);

4) приносилась клятва (Быт. 31:53);

5) совершалось жертвоприношение (Быт. 31:54);

6) заключение С. завершалось совместной трапезой (Быт. 31:54). Однако процедура могла быть и иной. Напр., С. мог заключаться через пожатие рук (Иез. 17:18). В других случаях особая роль отводилась окроплению «кровью завета» (Исх. 24:8; Зах. 9:11), олицетворявшей жизненную силу, или жизненную субстанцию. Вместо заключит. трапезы (Числ. 18:19; ср. Быт. 26:28.30; Быт. 31:46.54; Нав. 9:14) мог совершаться «завет соли», когда для закрепления С. обе стороны совместно съедали немного соли. В Быт. 15подробно описан древний обычай, который затем упоминается в Иер. 34:16: туши жертв. животных рассекали пополам и части их складывали таким образом, чтобы между ними образовалось пространство, через которое проходили стороны, заключающие С. Тем самым участники процесса как бы говорили, что, если они нарушат С., с ними произойдет то же, что и с этими животными. Среди различных свидет-в заключения договора следует особо выделить обряд обрезания (см. Быт. 17).

III. СОЮЗ КАК ПРАВОВОЙ АКТ

2) С. считался священным, т.к. обычно он заключался «пред лицом Господа» (1Цар. 23:18) или к.-л. божества и каждая из сторон призывала свое божество в свидетели (Быт. 31:50.53). Нарушение С. становилось грехом против Бога (Быт. 31:53; Ам. 1:9) и вызывало Его гнев. С. скреплялся клятвой (Быт. 31:53; 2Цар. 21:7), в которой партнеры часто призывали проклятия на свою голову в случае, если они нарушат соглашение. Следствием заключения С. были мир и единство, обусловленные выполнением каждой из сторон своих обязат-в по отношению к партнеру. Выполнение договора часто требовало от сторон «верности и милосердия». В случае заключения С. между Давидом и Ионафаном речь шла не просто об установлении дружеских отношений, которые могли возникнуть и без заключения С. (1Цар. 18). Вступив в С., Давид и Ионафан приняли на себя определ. обязательства (1Цар. 20:8: хранить верность договору, проявлять милосердие), которые остались в силе даже после смерти одного из партнеров (Ионафана, 2Цар. 21:7). Личная симпатия обоих мужей (1Цар. 18:1.3) привела к заключению С., что поставило их взаимоотношения на правовую основу, а это подразумевало гораздо большие, чем просто дружеские, обязательства;

3) заключение С. имело важное значение для социального и полит. развития Израиля. Наряду с кровным родством С. долгое время оставались единств. способом упорядочения межчеловеч. отношений. Вплоть до эпохи царей колена Израиля были объединены именно таким образом (см. 2Цар. 5:1–3). Но после того как соглашения между коленами утратили свое значение, С. принял форму целевого договора (ср. 3Цар. 5:12; 3Цар. 15:19; Ос. 12:1). Существовали договоры между государствами и торг. договоры, в которых идея братства, заложенная в понятии С., утрачивалась.

IV. СОЮЗ КАК БОЖИЙ ЗАВЕТ

Часто в истории Израиля одним из участников С. выступал Сам Бог, или, вернее, Бог вступал с людьми в отношения, определяемые как правовой С. Пророки понимали С. Бога с Израилем прежде всего как завет милости, который по непонятным соображениям вновь и вновь возобновлялся Богом, несмотря на то, что Израиль не всегда выполнял принятые на себя обязательства. В правовом отношении, однако, человек не может быть достойным партнером Бога. И если Бог все же вступает с ним в С., то это лишь свидетельство того, что Божий завет выходит за рамки понятия правового С. (⇒ Святость.) В Писании говорится о целом ряде Божьих заветов:

1) ЗАВЕТ С НОЕМ

(Быт. 6:18; Быт. 8:21; Быт. 9:8–17): Бог обязался «не истреблять более всякую плоть» и обещал Ною многочисл. потомство. Ной, со своей стороны, обязан был отказаться от употребления в пищу крови животных и от совершения убийства. Свидет-вом завета стала радуга. Божьи благословения относились не к одному только Ною, они распространились затем на всю землю и на все человечество (Быт. 9:13.17);

2) ЗАВЕТ С АВРААМОМ

3) ЗАВЕТ НА ГОРЕ СИНАЙ

(Исх. 19, Исх. 20, Исх. 21, Исх. 22, Исх. 23, Исх. 24): Бог обязался сделать Израиль «собственным Его народом», а народ должен был сделаться «святым народом» (см. Исх. 19:5; Втор. 26:17; Иер. 7:23; Иез. 11:20; Ос. 2:23 и т.д.). Свидет-вом завета стали Десять Заповедей (хранившиеся в ковчеге завета) и ⇒ Книга Завета (Исх. 24:4.7; вероятно, имеется в виду собрание законов в Исх. 20:22–23:33), в которых подробно изложены обязательства Израиля. Заключение завета сопровождалось жертвоприношением, окроплением народа «кровью завета» (Исх. 24:8) и трапезой в присутствии Бога (Исх. 24:11). Создав себе идола, израильтяне нарушили завет, однако этот С. был торжественно восстановлен (Исх. 34:27), ибо Бог милостив и верен завету, даже если другая сторона не выполняет свои обязательства (Исх. 34:6–9). Еще раз завет был подтвержден в земле Моавитской (Втор. 29, ). При этом были заново записаны заповеди и воздвигнуты памятные камни, а на горах Гевал и Гаризим были произнесены соответственно проклятия и благословения (Втор. 27, ). Этот завет обновлялся трижды: а) при ИИСУСЕ НАВИНЕ, на народном собрании в Сихеме (Нав. 24): инициатором обновления завета был Иисус Навин, который в изменившихся обстоятельствах призывает народ остаться верным Богу. Подробно изложив историю отношений Бога с Израилем, он предоставил народу возможность выбора между Богом и языч. божествами. Затем был установлен памятный камень (в качестве свидетеля слов Господних) и записан возобновленный договор; б) при ИОСИИ, в ходе проводившихся реформ (4Цар. 22, 4Цар. 23): после прочтения найденного в доме Господнем Закона Моисеева царь, народ и священники возобновили свои обязательства перед Богом, которые заключались в восстановлении культа, очищении его от элементов идолопоклонства, возрождении праздника Пасхи. Свидет-вом этого С. стала «Книга Завета» (возможно, книга Второзаконие или ее часть, напр. Втор. 12– Втор. 27:1); в) при ЕЗДРЕ (Неем. 8– Неем. 10:1; 1Езд. 10:3): народ исповедал свои грехи и обязался вновь исполнять заповеди Закона Моисеева, прежде всего в отношении празднования субботы, уплаты десятины и отказа от смешанных браков. Завет был подписан князьями и священниками (Неем. 9:38);

V. ОСОБЕННОСТИ БОЖЬЕГО ЗАВЕТА 1) инициатива заключения завета исходит от Самого Бога. Только в упомянутых выше случаях обновления завета (причиной которого было покаяние) она отчасти принадлежит людям (см. Исх. 34:1; Иисус Навин, Иосия и Ездра);

2) суть Божьего завета выражена в формуле, согл. которой Бог желает стать Богом Израиля, а Израиль должен стать Божьим народом (ср. Исх. 19:5; Втор. 26:17; Иер. 7:23; Иез. 11:20; Ос. 2 и др.). Обязанности народа, вытекающие из завета, определены в Десяти Заповедях, в Книге Завета (Исх. 20:1; Исх. 24:7) и в других договорных записях (Нав. 24:25; Неем. 8:1). К числу наиб. важных заветов относятся соблюдение субботы и совершение обрезания. Бог в ответ обязуется множить народ Израиля и отдать ему во владение землю Ханаанскую. Обращает внимание то обстоятельство, что обязательства Бога менее конкретны, чем обязательства народа, во всяком случае, во времена пророков. Это связано с тем, что завет был актом Божьей милости, ответом на которую со стороны народа стало непослушание и отпадение. ⇒ Закон;

3) завет Бога с Его народом имеет свою предысторию, ему предшествует Божье милостивое деяние. Народ вступает в завет с Богом не для того, чтобы ч.-л. получить, а потому, что он уже получил Божье благословение. Лишь спустя долгое время после избрания Богом израильтян Своим народом народ Израиля признал Его своим Богом. Вступление в Божий завет означает для людей установление отношений с Богом, в то время как Бог всегда имел связь с людьми. Завет является волеизъявлением Бога, обязующегося выполнять его по Своей доброй воле, а не на основании к.-л. условий, выдвинутых партнером по договору. Т.о., ключевые понятия Библии – Божья милость и Его верность завету (ср. Исх. 34:6–9). Это, однако, не исключает Божьего суда. Но суд превращается в средство, призванное вернуть нарушившего обязательства «в узы завета» (Иез. 20:37). Завет зиждется на верности Бога, преодолевающего людскую неверность судом и милостью. Бог – Господь Израиля потому, что Израиль должен стать Его народом, а не потому, что он уже является Его народом.

VIII. ИИСУС ХРИСТОС И НОВОМ ЗАВЕТЕ Греч. слово диатеке («завет») встречается в тексте НЗ 33 раза, в основном в цитатах из ВЗ и в других ссылках на него. Т.о., в основе новозаветного понятия «завет» лежит его ветхозаветная трактовка. Только в двух местах слово диатеке используется в значении ⇒ «завещание» (Гал. 3:15–17; Евр. 9:15–20). Как и завещание, вступающее в силу только после смерти наследодателя, Божий завет стал действительным после смерти Иисуса Христа. Т.о., в НЗ различаются два завета, заключаемые по воле одного Бога, и поэтому оба действительные: новый завет представляет собой продолжение древнего (ветхого) (Гал. 3:1; 2Кор. 3). Христос является Основателем и Ходатаем нового завета и вместе с тем – Целью и Исполнением обетования и всего ветхого завета (Лк. 22:20; 1Кор. 11:25; Евр. 9:15).

завет

См. также завеет.

Русский

В Викиданных есть лексема завет (L109237).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. заве́т заве́ты
Р. заве́та заве́тов
Д. заве́ту заве́там
В. заве́т заве́ты
Тв. заве́том заве́тами
Пр. заве́те заве́тах

за-ве́т (дореформ. завѣтъ)

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -завет- .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. заповедь, наказ; назидание, наставление (потомкам или последователям) ◆ Эта авторитетная и универсальная по содержанию формула, данная Священным Кораном, символизирует мудрость и справедливость Творца, ибо, исполнив сей завет, человек получит пользу и преимущество не только в этом мире, но и в мире вечном. Шамиль Аляутдинов, «Мусульмане: кто они?», 1997-1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. обычай, унаследованный от прошлого ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • прилагательные: заветный
  • глаголы: завещать

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • Ветхий Завет
  • заветы Ильича
  • Новый Завет

Перевод

Список переводов

  • Украинскийuk: завіт м.

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх