Помост

Вопросы веры

Зависимость семейная болезнь москаленко

Москаленко В.Д.. Книги онлайн

Андриана / 21.03.2020ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОМ я успела попасть на конференцию «Психология:вызовы современности» до введения карантина. очень многие публичные события были отменены сразу вслед за конференцией. И мне повезло «вживую» послушать Валентину Москаленко.
Когда я выбирала «на кого идти», я ориентировалась в основном на заявленные темы. Но был еще некий внутренний параметр, который не имеет отношения в рациональному логическому мышлению. Ну вот , например — я никогда ( нет, не стыдно, потому что читаю только медидицинские учебники 20 часов в сутки) не читала книги Валентины Москаленко. Я никогда не слышала ее выступлений. Никогда. Но, увидев ее в заявленных спикерах – я тут же поставила жирную галочку «сюда надо!» И дело не только в том, что заявленная ею тема – «Границы, ведущие к близости» это прямо-таки бальзам на мою душу, потому что на моих границах всю жизнь танцевали буги-вуги все мои родные, потом одноклассники, друзья и подруги, мужья, и в общем я думала что так оно устроено. Естественно, я это воспроизводила в любых новых отношениях! В общем, кошмар на улице вязов… Но еще маленький, но сильно заряженный нюанс: у второго моего мужа, который со мной дорос от подполковника до полковника, а уже после нашего развода стал генералом, и только тогда написал мне из Англии, что настоящими его учебниками были мои письма… у него была фамилия Москаленко.
Границы в наших отношениях отсутствовали от слова «нигде». Так что у меня резко вспыхнула лампочка в голове, и я шла на мастер-класс с Валентиной Москаленко с предельно заряженной эмоцией.
И я не ошиблась. Мало того, что сам стиль подачи материала Валентиной оказался очень показательно-выступательным, это просто был настоящий спектакль, жаль что этого не видел Вадим Демчог, он бы аплодировал леж( от смеха). Мало того, что дуэт Валентины Москаленко с Марией Халиковой завораживал своими переливами и великолепно выстроенным партнерством (вот что я обожаю — когда двое ведут тренинг как один с двумя лицами !!!). Но я еще и получила те самые ответы, на те самые трепетные вопросы, которые поднялись у меня в душе при воспоминании обо всех моих неудачностях в очень , казалось бы, близких и важных отношениях. Да!!!
С невероятным шармом, на грани фола, когда очень интеллигентный человек очень профессионально изображает непролазную наглость и пренебрежение к личному измерению другого, Валентина Москаленко разложила по полочкам механизмы, в результате которых человек перестает реагировать на вторжение в его границы, и теряет сначала себя, а затем — эти отношения. Очень точно она поставила акцент на том, что вместо того чтобы возмущаться и перевоспитывать нарушителя – гораздо важнее заняться собой, остледить несоответствие своих внутренних состояний и внешнего поведения. И вместо жаловаться и печалиться, и «переживать» — просто к чертовой матери выталкивать из своего измерения этого нарушителя, не беспокоясь о его психотерапии, а беспокоясь о своей психотерапии, о своих чувствах, о своих границах!
Я в восторге от того, как легко Валентина говорила о страшных, вообще говоря, вещах, которые действительно происходят между «близкими» людьми – и конечно же, очень мало кто в одиночку может сам себя заметить и вырулить, потому что амбивалентность ситуации (конкретный пример с мастер-класса, когда жена любит мужа, а он регулярно перманентно ее придушивает) выключает критическое отношение и приводит жертву к странной идее, что это с ней что-то не так…
Как жаль, что такие мастер-классы не проводят в школах, ведь именно там дети обыгрывают социальные модели поведения. И зачастую родителям вообще неизвестно о том, что твориться в душе их ребенка – а ведь ребенок с этим багажем переходит во взрослую жизнь, принимает эти шаблоны. Я думаю, что книги Валентины Москаленко надо читать не только психологам – их нужно читать родителям, их нужно читать молодоженам, их нужно читать подросткам, их нужно в школе проходить, как учебник достойной жизни. От всего сердца благодарю мастера души и слова Валентину Москаленко, лично для меня это был глубокий выдох из прошлого. И — вдох себя-настоящей. Мне кажется, я только после этого мастер-класса, наконец, по-настоящему развелась со своим мужем и расправила плечи…
К счастью, ее книги есть он-лайн. А то на конференции они улетали с прилавка так, словно это булочки с сосисками в студенческой столовой

Как бы нам хотелось, чтобы для спасения родного человека было достаточно одной нашей человеческой любви… Но ее одной оказывается мало. После прочтения книги нам станет понятно, где иллюзия заменяет любовь, и мне бы очень хотелось, чтобы читатели наконец почувствовали вкус настоящей любви.

Протоиерей Андрей Лоргус

Зачем христианину психология?

Книги Валентины Москаленко «Возвращение к жизни» и «Когда любви «слишком много», которые выходят в издательстве «Никея», – не просто очередные издания, посвященные психологии человеческих отношений. Их автор делает попытку ответить на непростой вопрос о том, как теория и практический опыт психологической науки могут быть соединены с христианским мировоззрением.

Не секрет, что для современного человека психология становится неким эрзацем религии, повторяющим ее настолько, что в ней имеются аналоги основных таинств (Крещения, Исповеди…). Эта замена вовсе не случайна, она есть результат вытеснения священного, религиозного из современной жизни при сохраняющейся потребности ее регулирования, осмысления и даже «одухотворения», осуществляемых в психологии через обращение к сфере бессознательного. Неудивительно, что в среде православных христиан широко распространено мнение о психологии как о чем-то таком, что противоречит вере.

Однако можем ли мы, современные христиане, сказать, что те проблемы, которые описываются в данных книгах, являются чуждыми для нас? Нет. Более того, пастырская практика свидетельствует о том, что психологические недуги, о которых пишет автор, в православной среде приобретают почти всеобщий характер. Конечно, можно, цитируя апостола, говорить об этом как об условии преизобилия благодати (Рим. 5: 20), но трезвая, лишенная предвзятости оценка, приведет нас к выводу о том, что наш дом построен не на камне Христовой любви и свободы, а на песке внешней благопристойности (см. Мф. 7). И великое падение такого дома – не дело будущего, оно уже происходит…

Христиане, полностью отрицающие значение психологии, сами того не подозревая, отрицают самого человека, сложного и непредсказуемого. Такая ошибка носит роковой характер, ведь подобное «богословие творения» вносит искажение в основание нашей веры. Эти книги не просто бросают вызов ханжеству и фарисейскому лицемерию, они утверждают благость мира, те благодатные дары, которыми наделил каждого из нас Творец.

Обратить жизнь в статичное благопристойное «нечто» означало бы отказаться от самой природы человека, поэтому автор не боится рассуждений о влюбленности, интимной жизни, сложной динамике личных взаимоотношений.

Грех, как его понимает автор книг, не просто общий принцип, неприятие которого достаточно декларировать, – грех разоблачается как мнимая «жертвенность», как фальшивая «преданность», как фиктивная «любовь»… И это разоблачение, когда оно совершается человеком, есть плод подлинного, а не формального покаяния, в котором нельзя не увидеть настоящее чудо.

Если книга «Когда любви слишком „много» повествует о драматическом опыте отношений, который приобретают дети, выросшие в неблагополучных семьях, опыте, который искажает их собственную будущую семейную жизнь, то в книге «Возвращение к жизни» автор рассказывает о семье как структуре, которая создает условия и питает развитие алкоголизма и наркомании, о тяжелом, разрушающем состоянии даже «здоровых» ее членов.

Многое в тексте книг может показаться непривычным для православного читателя. Например, акцентирование достоинства, ценности отдельной человеческой личности, постоянное подчеркивание необходимости четкого проведения ее границ. Но и здесь психология лишь повторяет на своем новом языке истины, давным-давно открытые христианством. Вспомним, что человек – это образ и подобие Самого Бога (Быт. 1), а Церковь – это единство незаменимых в общем бытии отдельных личностей (1 Кор. 13).

Таким образом, эти книги, используя богатый инструментарий психологической науки, направляет православного читателя на поиск подлинной, а не мнимой духовности, готовит его к борьбе с грехом, укрепляет его веру в спасение.

Священник Глеб Курский, преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

От автора

Кто-нибудь из ваших родственников болен алкоголизмом или наркоманией? Возможно, вы являетесь внучкой уже умершего дедушки, который страдал одним из этих недугов? Вы сами или ваша подруга замужем за алкоголиком или наркоманом? Оставаясь в близких отношениях с больным, вы эмоционально вовлекаетесь в его проблемы.

Книга, которую вы держите в руках, для вас. Она посвящена психологии зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания) и созависимости. Созависимость – это психологическое состояние членов семьи больного.

Созависимости подвержены не только жены, но и матери, братья, сестры, взрослые дети и даже внуки больного алкоголизмом или наркоманией. Родственники не только страдают сами, но и строят такие взаимоотношения в семье, которые не помогают выздоровлению больного. Сами больные также имеют признаки созависимости еще до развития болезни, или они появляются после наступления трезвости. Созависимым трудно стать хорошими родителями, поэтому их дети часто включаются в цепочку развития зависимости в семье.

Зачастую созависимые жены или матери, действуя из лучших побуждений, начинают контролировать мужей, сыновей, ухаживают за ними, наконец, полностью берут на себя ответственность за их жизнь, надеясь на то, что у мужа, сына «проснется совесть» и он перестанет пить. Но это в корне неверная тактика. Алкоголизм или наркомания, как любая другая страсть, грех, должны быть побеждены самим носителем. Наша задача – не пытаться сделать это за него, а помочь ему. Как следует вести себя близким любящим людям? Прежде всего, нужно принять, что ваш близкий – не плохой человек, но он болен. В нем, как и в каждом человеке, есть образ Божий, но, к сожалению, есть и разрушающая его страсть. Святые отцы учат нас ненавидеть грех, но любить человека, им пораженного. «Если мы рассматриваем грех как несчастье, как болезнь, – говорит митрополит Антоний Сурожский, – то надо любить грешника, как мы любим больного и ненавидим его болезнь. Если человек заболел чем бы то ни было, то мы можем ненавидеть болезнь, мы можем раздираться душой о том, что человек стал жертвой такой болезни; но его мы не можем ненавидеть, даже если он виноват. Даже если болезнь – результат его распутства, все-таки человека жалко, потому что он не для того был создан и не к тому был призван».

Отделите личность больного от его болезни (алкоголя, наркотиков), то есть будьте мягкими с человеком, но твердыми в отношении недопустимого поведения. Скажите себе: «Я ненавижу алкоголь, но я люблю человека». Позвольте больному столкнуться с последствиями его поведения и пережить все, что он натворил. Решиться действовать таким образом непросто, но это единственно возможный путь выздоровления, как для вас, так и для ваших зависимых родственников.

Итак, созависимость излечима. В книге представлена программа ее преодоления. Исцеление приводит к более гармоничным взаимоотношениям в семье, уберегает детей от появления у них зависимости.

Книга адресована родственникам и друзьям больных. В то же время книга может стать руководством для психологов, психотерапевтов, наркологов, психиатров, социальных работников в работе с больными и их семьями.

Часть 1

Зависимость

У кого вой? у кого стон? у кого ссоры?

у кого горе? у кого раны без причины?

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх