Помост

Вопросы веры

Житие серафима саровского читать

Серафим Саровский: биография, икона, в чем помогает

Святые угодники вот уже более 2000 лет помогают людям преодолевать земные невзгоды и утешают в печали. Кто такой Серафим Саровский? Этот святой старец является покровителем православных наравне с Сергием Радонежским. Моей подруге святой Серафим помог благополучно выйти замуж. Она говорит, что как будто кто-то покрыл их союз с мужем защитным покровом от невзгод, конфликтов и безденежья. В чем еще помогает преподобный? Об этом я расскажу вам в статье.

Серафим Саровский: биография

Будущий святой угодник родился в 1759 году в Курской губернии в семье обеспеченных родителей. Отец мальчика рано умер, а мать взяла на свои плечи все тяготы семейной жизни. Встать на путь истины Прохору (так был наречен Серафим) было предначертано свыше. Однажды мальчик забрался на высокую колокольню, строительством которой занималась его семья, и свалился с нее на землю. Но ни одной царапины на его теле не было, как и ушибов.

После этого характер мальчика сильно изменился, она начал интересоваться святым писанием. В 17 лет Прохор принимает решение отречься от мирской жизни и полностью посвятить себя служению Господу. Матушка одобрила это решение. На двадцатом году жизни он стал послушником в Саровской пустыне, где и постригся в монахи. После посвящения в иеромонахи Серафим удалился в глухой лес и построил там скит, в котором жил и молился.

Пресвятая Богородица трижды спасала святого угодника от смертельной болезни.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

За долгие годы, проведенные в полном уединении, святой Серафим не раз удостоился богоугодных видений. Когда отшельнику явилась сама Богородица, то велела прекратить жизнь затворника и начать служить людям. С тех пор святой Серафим наставлял, утешал, исцелял всех страждущих. Каждого, кто к нему обращался, он называл ласково «радость моя». Одним своим видом и ласковым голосом этот святой старец мог растопить заледенелое сердце и смягчить заскорузлую душу. После беседы с ним люди открывали сердца Богу, творили покаянную молитву и стремились к добродетели.

Святой старец прославился молитвенным подвигом: он 1000 дней и ночей простоял коленопреклоненным на камне в лесу перед иконой Богородицы.

Откуда столько любви к людям черпал святой старец? Он видел внутренним взором саму суть человека, его божественную природу и то, кем он мог стать при служении Господу. Эта прозорливость вдохновляла его, сподвигала на бескорыстное служение всему человечеству. Проведя долгие годы в тяготах пустынножительства, этот святой человек учил, что главное в христианстве — это стяжание Духа Святого. Не в затворе можно его обрести (хотя это не исключено), а в стремлении к обретению Царства Божия внутри своей души.

Не в долгих молитвенных бдениях заслуга человека перед Богом, но в искренней пламенной молитве сердца. Он учил, что внешняя молитва (произнесение слов) должна непременно сочетаться с внутренней (поиске Бога в душе). Те монахи, которые не умеют соединять внешнее с внутренним, являются монахами формально. Во время богослужений святой Серафим советовал смотреть на икону или свечу, либо закрывать глаза для лучшей концентрации внимания.

«Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи» — так учил и наставлял святой Серафим.

Святой старец прекрасно понимал, что у простого крестьянина нет времени на ежедневное вычитывание утренних и вечерних молитв, поэтому создал молитвенное правило:

  • утром/в обед/вечером чтение Отче наш и Богородице — трижды, Символ веры — один раз;
  • с утра до обеда непрерывно читать про себя Иисусову молитву;
  • с обеда до ужина читать молитву Богородице.

Это несложное молитвенное правило может освоить любой самый занятый человек, а творение непрерывной молитвы внутри себя поможет уравновесить эмоции и убережет от греха.

В чем помогает

Преподобный Серафим еще при жизни стал любимым в народе старцем наравне с преподобным Сергием Радонежским. Этот святой старец заповедовал почитать Царицу Небесную, так как она является заступницей рода человеческого. Много сил и времени отдал святой старец устроению Дивеевского женского монастыря, повинуясь побуждению своей покровительницы — Богоматери.

После славной кончины преподобного в его келье осталась особо чтимая икона Богоматери «Умиление». Старец исцелял больных помазанием маслом от лампады, которая день и ночь горела перед иконой. Эту икону Серафим именовал «Всех радостей радость».

Через 70 лет после мирной кончины были вскрыты мощи святого Серафима, которые оказались нетленными. Это событие произошло в день его рождения 19 июля и сопровождалось многочисленными исцелениями больных. Святые мощи были перенесены в специально сделанную гробницу — раку.

Икона «Умиление» и нетленные мощи святого хранятся в Дивеевском монастыре.

Икона святого Серафима «Умиление» почитается не только в православной среде, но и в католической. Этот праведник явил пример подлинной христианской жизни во Христе, а троекратное чудесное явление Богоматери и спасение от смертельных недугов является подтверждением его истинной христианской добродетели.

На поклонение иконе и святым мощам преподобного приезжают верующие не только из России, но и из других стран. В старый новый год верующие посещают Дивеевский монастырь, чтобы пройти с крестным ходом по канавке Богородицы и прочитать 150 раз «Богородице дево, радуйся». Также православные омываются в святом источнике и получают исцеление.

О чем просят святого:

  • о душевном устроении и прекращении душевных страданий;
  • о выборе правильного жизненного пути;
  • о победе над гордыней и отчаянием;
  • об исцелении от тяжких заболеваний;
  • о встрече суженого и благословенном венчании;
  • о продвижении бизнеса и торговли.

Во время душевных мучений человеком легко может овладеть дьявол, поэтому очень важно своевременно обратиться за помощью к преподобному Серафиму Сваровски, чтобы он помог избавиться от печали и уныния. Мир в душе не сможет одолеть дьявол, враг человеческий бессилен против раскаяния и смирения.

Что такое правильный жизненный путь? Это служение Господу. Не обязательно уходить в монастырь, можно служить Господу и в обыденной жизни — молитвой и постом. Серафим Саровский помогает тем, кто оступился и ведет неправедную жизнь.

Отчаяние и гордыня — это два смертных греха, которые приведут душу в ад. Святой старец помогает избавиться от них молитвенной просьбой ко Господу.

Святому старцу молятся и о хорошей работе, приличной зарплате и ведении собственного бизнеса. Тем, кто стремится богоугодными путями обеспечить свою семью всем необходимым, святой Серафим не откажет в помощи.

Исцеление от тяжелого заболевания — одна из главных просьб святому. Он еще при жизни избавлял больных и немощных горячей молитвой к Богородице, которая трижды подняла его самого со смертного одра. Особенная помощь от святого — в избавлении от болезней ног и внутренних органов.

Также святой Серафим помогает и в семейных делах: укрепляет супружеский союз и помогает найти суженого. Поэтому к нему часто обращаются с молитвенной просьбой молодые девушки и венчанные жёны.

На заметку! Дни памяти преподобного Серафима Саровского — 15 января и 1 августа.

В январе вспоминают благословенную кончину преподобного, а в августе почитают день обретения нетленных мощей.

Молитва о замужестве и счастье в браке:

Молитва об исцелении:

Молитва о помощи:

Тропарь:

Кондак:

Краткое житие Серафима Саровского и подвиги преподобного

Поделитесь с родными и друзьями:

Наверное, нет в России святого, имя которого было бы на устах так часто, как и имя почитаемого в народе преподобного Серафима Саровского. Неудивительно, что все чаще пробуждается желание узнать о нем хоть что-то: когда жил, чем прославился и что такого важного сделал, что стал любимым русским святым. Об этом мы и расскажем в серии наших статей.

Детство и юность Серафима Саровского

Привычное всем слово биография в церковной практике заменяется на более точное – житие. Действительно, это емкое слово охватывает куда больше: и всю жизнь от рождения до смерти, и ее духовную основу, и обетование жизни вечной. И уже по тому, что происходит в этом житии, можно судить об особом Божием произволении о будущем святом.

Родился Серафим Саровский 19 июля 1754 года и был наречен Прохором. Надо сказать, что долгое время в его биографии стояла другая дата – 1759 год, и она встречается в некоторых статьях до сих пор.Последнее десятилетие велись исторические изыскания, было изучено немало архивных документов, и на данный момент сошлись на официальной дате рождения – 1754 год.

Родился Прохор в городе Курске, в семье купцов Мошниных. Исидор и Агафья люди были набожные и честные. Отец был владельцем кирпичных заводов и занимался строительством. Незадолго до смерти он заложил собор во имя преподобного Сергия, но вскоре умер, оставив вдову с трехлетним сыном. Примечательно, что архитектором плана храма был знаменитый Растрелли, а в 1833 году собор стал кафедральным.

После смерти Исидора строительство возглавила его вдова Агафья, женщина очень умная и добрая. А еще она была поистине богобоязненная, много молилась и помогала бедным и неимущим. Сына Прохора она воспитывала в вере искренней и доброте, приучила его и к молитве.

Агафья почувствовала и нечто особенное в своем сыне – уж очень он тянулся к Богу. Как-то раз по делам стройки Агафья Мошнина ходила вместе с Прохором в собор. Оказавшись на самом верху строившейся тогда колокольни, мальчик перевесился, оперся о перила, чтобы посмотреть вниз, и по неосторожности упал на землю. Испуганная мать с ужасом сбежала вниз, не чая найти сына живым, но, к величайшему удивлению, увидела его целым и невредимым. Сын рассказал ей, что его Ангел на крыльях опустил. Мать тут же слёзно возблагодарила Бога и поняла, что сын Прохор Богом храним.

Когда Прохору исполнилось десять лет, его начали учить церковной грамоте. Он был крепким мальчиком, умным, но при этом проявлял кротость и смирение. За учебу взялся с охотою, да вдруг сильно заболел.

В сонном видении Прохор увидел Пресвятую Богородицу, Которая обещала посетить его и исцелить от болезни. Проснувшись, он рассказал это видение своей матери. И тут случилось чудесное событие. В это время в Курске шел Крестный ход с чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Вдруг начавшийся сильный дождь «заставил» Крестный ход зайти во двор Мошниной. Пользуясь этим случаем, Агафья вынесла больного сына, чтобы приложить к чудотворной иконе. Заметили, что после этого Прохор стал поправляться и вскоре выздоровел. Так исполнилось обещание Царицы Небесной посетить отрока и исцелить его. Учение свое Прохор продолжил после исцеления с усердием и особенно полюбил чтение Библии и духовных книг.

Старший брат Прохора, Алексей, занимался торговлею и имел свою лавку в Курске. Прохору приходилось помогать ему, учиться вести торговлю. Но к этому занятию не лежало его сердце. Все свое свободное время юноша старался посвятить Богу, почти каждый день стремился посещать храм. А так как торговля в лавке занимала значительное время, он вставал раньше других и спешил к ранней обедне.

Так он и возрастал в духовной жизни, а в семнадцать лет изъявил желание оставить мир и вступить на трудный путь иночества. К этому времени и сердце матери созрело отпустить его на служение Богу. И вот когда настал день прощания, Прохор помолился Богу, поклонился матери в ноги и спросил её родительского благословения. Агафья дала ему приложиться к иконам Спасителя и Божией Матери, и благословила его медным крестом. Этот крест – материнское благословение – батюшка Серафим носил на своей груди всю жизнь, до самого часа смертного.

Кто такой Серафим Саровский – начало иноческого пути

Пока юный Прохор был в раздумьях, в какой монастырь ему уходить, он решил отправиться в паломничество в град Киев. Ему хотелось самому увидеть труды Киево-Печерских иноков, испросить наставление старцев и получить благословение на монашество.

В паломничество Прохор отправился пешком в обществе пяти Курских купцов. В Киеве он узнал, что недалеко от св. лавры Печерской, спасается затворник по имени Досифей, имеющий дар прозорливости. К нему-то и решил идти юноша.

Прозорливый Досифей, видя благодать Божию почивающую на будущем святом, благословил его идти в Саровскую пустынь и сказал в заключение:

“Гряди, чадо Божие, и пребуди тамо. Место сиё тебе будет во спасение, с помощью Господа. Тут скончаешь ты и земное странствие твоё. Только старайся стяжать непрестанную память о Боге чрез непрестанное призывание имени Божия так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! В этом да будет всё твоё внимание и обучение; ходя и сидя, делая и в церкви стоя, везде, на всяком месте, входя и исходя, сиё непрестанное вопияние да будет и в устах, и в сердце твоём: с ним найдёшь покой, приобретёшь чистоту духовную и телесную, и вселится в тебя Дух Святый, источник всяких благ, и управит жизнь твою во святыне, во всяком благочестии и чистоте. В Сарове и настоятель Пахомий богоугодной жизни; он последователь наших Антония и Феодосия!”

Беседа с дивным старцем Досифеем окончательно утвердила отрока в своем решение. После говения и причастия Святых Таин, он покинул Киево-Печерский монастырь, и отправился в дальний путь. Он вернулся ненадолго в Курск в дом своей матери, и это было его последнее прощание.

Дальнейшая биография Серафима Саровского

20-го ноября 1778 года, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Прохор вступил в Саровскую обитель, где ему и предстояло прожить всю свою дальнейшую жизнь. Стоя в церкви на вечерней службе, юноша отметил, как священники благочинно служат и порадовался, что Господь привел его в эту обитель.

О. Пахомий был родом из Курска, а посему хорошо знал родителей Прохора.У своего юного земляка он увидел горячность служения и принял его в монастырь с отеческой любовью. И для начала направил его к казначею иеромонаху Иосифу, мудрому и любвеобильному старцу. Стал Прохор келейником старца и послушание свое исполнял с усердием и безропотно.

На это обратили внимание, и помимо келейного послушания молодой послушник стал участвовать и в чреде общих послушаний: выпекал хлеб, просфоры, трудился в столярне, был пономарем. Прохор, приученный к труду своей благочестивой мамой, бодрый силами, с усердием проходил все монастырские послушания. Испытывал и искушения, но преодолевал их с молитвой.

Прохор, как и бывало в Курске, старался приходить в церковь в ранние часы – к самому началу богослужения и выстаивал неподвижно даже продолжительные богослужения до самого конца. Очень берег себя от рассеянной молитвы в храме, внимательно вслушивался в церковное пение и чтение. Также Прохор избегал всякой праздности и предпочитал уединяться в своей келии для молитвы. С усердием он читал св. Евангелие и послания Апостолов, также и Псалтырь. Считал полезным иноку чтение трудов святых отцов, таких как: Шестоднев св. Василия Великого, беседы св. Макария Великого, Лествицу преп. Иоанна, Добротолюбие и проч. Не оставлял он и физического труда. Достигнув особого мастерства в столярном послушании, он вырезывал кресты из кипарисного дерева. Принимал Прохор участие и в общих послушаниях: вместе с другими братьями сплавлял лес, заготавливал дрова и т.п.

Но даже строгое монашеское житие в суровой обители было для юного Прохора тягостным, он стремился духом к уединению.Так он попросил благословение своего старца о. Иосифа уходить в свободное время в лес. Там в уединении юный послушник устроил себе нечто вроде келии и пребывал там в молитве.

В 1780 году Прохор тяжко заболел, и всё тело его распухло. Врачи не могли определить, что за болезнь постигла послушника, лишь предполагали, что это может быть водянка. Три года страдал Прохор от этой болезни, и провел значительное время в постели. Отец Пахомий и старец о. Исаия попеременно ухаживали за больным послушником. Оказалось, что вся братия уважала, любила и жалела Прохора, а настоятель уже стал опасаться за жизнь больного. Но когда о. Пахомий предложил пригласить врача или, по крайней мере, открыть кровь, Прохор неожиданно сказал игумену:

“Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери; если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством – причастием Св. Тайн”.

Просьбу Прохора выполнили. Сам старец Иосиф отслужил о здравии больного литургию, и юный послушник исповедался и причастился. Скорое выздоровление послушника вызвало у многих недоумение и лишь спустя некоторое время, уже будучи о. Серафимом, он открыл тайну некоторым. В тот день после причащения Св. Таин ему явилась Пресвятая Дева Мария, в несказанном свете, с Апостолами Иоанном Богословом и Петром и, обратясь к Иоанну лицем и указывая перстом на Прохора, Владычица сказала: “Этот Нашего рода!”

“Правую-то ручку, радость моя, – говорил о. Серафим церковнице Ксении, – положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл; и этим-то жезлом, радость моя, и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление, матушка; вода-то вся в него и вытекла, и спасла Царица Небесная убогого Серафима; а рана пребольшая была, и до сих пор яма-то цела, матушка, погляди-ка, дай ручку!” – “И батюшка, бывало, сам возьмёт, да и вложит мою руку в яму,- прибавляла матушка Ксения, – и велика же она была унего, так вот весь кулак и взойдёт!” Благодаря этой болезни и чуду исцеления дух Прохора окреп в вере, любви и надежде на Бога.

Житие Серафима Саровского в монашестве

Восемь лет нес свои труды послушник Прохор, а 13-го августа 1786 года, с соизволения Св. Синода, о. Пахомий совершил над ним иноческий постриг. Тогда и дано было ему имя Серафима, что значит «пламенный». А уже осенью того же года инок Серафим по ходатайству о. Пахомия, был посвящён в сан иеродиакона. Отец Серафим, и без того любивший церковную службу, с еще большим усердием предался поистине этому ангельскому служению. Все свое время в течении последующих пяти лет он почти беспрерывно находился в служении. Но даже с окончанием Божественной службы, он не торопился уходить их храма, и жалел лишь о том, что человек не может служить Господу беспрерывно, как Ангелы. Господь, видя любовь и усердие к подвигам, помогал о. Серафиму, укрепляя в его служении, так что порой батюшка не чувствовал ни голода, ни усталости. А однажды иеродиакон Серафим удостоился лицезреть самого Господа.

В Великий Четверток, на Божественной Литургии в положенном месте службы, иеродиакон Серафим произнес: “Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!”, как вдруг изменился лицом и застыл.

Вот, что он об этом рассказал наедине старцам Саровским.

“Только что провозгласил я, убогий: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны! и, наведя орарём на народ, окончил: и во веки веков! – вдруг меня озарил луч, как бы солнечного света; взглянув на это сияние, увидел я Господа и Бога нашего Иисуса Христа, во образе Сына Человеческого, во славе и неизречённым светом сияющего, окружённого небесными силами, Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами, как бы роем пчелиным, и от западных церковных врат грядущего на воздухе; приблизясь в таком виде до амвона и воздвигнув пречистые Свои руки, Господь благословил служащих и предстоящих; по сём, вступив во св. местный образ Свой, что по правую сторону царских врат, преобразился, окружаемый Ангельскими ликами, сиявшими неизречённым светом на всю церковь. Я же, земля и пепел, сретая тогда Господа Иисуса на воздухе, удостоился особенного от Него благословения; сердце моё возрадовалось чисто, просвещённо, в сладости любви ко Господу!”

В 1793 году тридцатичетырехлетнего о. Серафима возвели в сан иеромонаха, и теперь он сам мог совершать таинство Литургии. И это была самая высшая для него награда.

Примерно в это же время заболевает уже старенький отец Пахомий. Как некогда старец ухаживал за болящим послушником, так и отец Серафим с великой любовью стал служить умирающему старцу. У него же испросил благословение на дальнейшее пустынножительство, ибо к этому тянулась его душа.

Пустынножительство, искушения и подвиги Серафима Саровского

Подвиги свои о. Серафим нес с терпением и смирением. Носил он постоянно одну и ту же одежду: белый полотняной балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы – вроде чулок, поверх которых надевали лапти, и поношенную камилавку. На груди висел медный крест, материно благословение, а за плечами старец нес сумку, в которой всегда при нем было св. Евангелие. Были у старца и тайные подвиги. Как некогда древние отцы пустынники, о. Серафим носил вериги. Он много молился и трудился. Живя в удалении от монастыря в келье в одиночестве, ему приходилось все делать самому, заготавливать и рубить дрова, собирать мох на болоте. Был у него и огородик, где батюшка Серафим сажал лук, картофель, свеклу и другие овощи, которыми он питался летом.

Одно время батюшка Серафим брал в обители черствый хлеб, растягивая весьма малую его порцию на неделю. И то, из этого делился еще и с зверями и птицами, живущими в лесу. А несколько лет он совсем не брал в обители хлеба, и братия недоумевала, чем же питается старец.

Несмотря на скудный огородик, на котором росли овощи, был у батюшки Серафима еще один подвиг: три года он питался снытью, о чем потом и рассказал в одной беседе, как бы раскрывая пользу этой травы.

Пытались с отцом Серафимом жить монахи из обители, желая стать его учениками. Батюшка их охотно принимал, но те не выдерживали трудов и подвигов старца и уходили обратно в обитель. Так батюшка и нес свои подвиги в одиночестве и за все благодарил Бога.

Но такое богоугодное житие батюшки не нравилось врагу рода человеческого, и он стал наводить на монаха Серафима всяческие страхования. Преподобный противостоял этим напастям молитвой и лишь Бога просил сохранить его, а из пустыньки своей не ушел.

Нападение разбойников на Серафима Саровского

Тогда было попущено новое искушение, на этот раз от злых людей. 12-го сентября 1804 года Отец Серафим рубил дрова в лесу. К нему подошли неизвестные крестьяне, и с наглостью стали требовать денег: “К тебе ходят мирские люди и деньги носят”. Старец ответил: “Я ни от кого ничего не беру”. Но крестьяне не остановились и накинулись на него. Будучи очень высоким и физически сильным, да еще и с топором, отец Серафим мог бы защищаться. Скорее всего, такая мысль пришла бы многим мирским людям, но преподобный вспомнил слова Христа:

“Вси бо приемши нож ножем погибнут” (Мф. 26, 52). Тогда он опустил на землю топор и со сложенными крестообразно руками, молвил: “Делайте, что вам надобно”.

Тут один крестьянин схватил батюшкин же топор и обухом ударил о. Серафима в голову, да так, что у него изо рта и ушей хлынула кровь. Старец потерял сознание и упал. Злодеи же пришли в такую ярость, что продолжали его бить, и при этом тащили его по земле. Когда им показалось, что страец мертв, связали его веревками и бросили в сенях. В скромной хижине эти несчастные ломали печь, разобрали пол, но так ничего и не нашли. Увидев, в какой нищете жил монах, что кроме икон да пары картофелин ничего у него не было, злодеи смутились. У них проснулась совесть, и ужаснувшись о содеянном они в страхе убежали.

Милостью божией батюшка Серафим очнулся и даже сам кое-как развязал себя. И вместо ропота, он лишь благодарил Бога, что сподобился пострадать ради Него. А за злодеев своих помолился, чтобы Бог простил их. Ночь в кельи была полна страданий, и все же батюшка нашел в себе силы и на следующей день сам пришёл в обитель. Увидев окровавленного, избитого, с вышибленными зубами и запекшимися ранами отца Серафима, братия, ужаснулась. Но рассказал о случившемся батюшка лишь настоятелю о. Исаию и монастырскому духовнику. Все переживали за отца Серафима, и он до выздоровления остался в монастыре.

Целую неделю старец страдал так сильно, что не мог принимать не воды, ни пищи, и сна из-за сильной боли тоже не было. В конце концов, не видя улучшения, настоятель приказал послать за врачами.

После консилиума врачи недоумевали, как батюшка вообще мог выжить, и предлагали приступить к лечению немедленно. О. Серафим был тронут их сочувствием и был признателен врачам за их участие в его судьбе.

Когда решался вопрос с дальнейшем лечением, кто-то вдруг крикнул: “Отец настоятель идёт, идёт отец настоятель!” И вдруг о. Серафим уснул тонким сном. В котором увидел он дивное видение: подходит к нему с правой стороны постели Пресвятая Богородица в царской порфире, окружённая славою. За Нею следовали свв. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов. Остановясь у одра, Пресвятая Дева перстом правой руки показала на больного и, обратясь Пречистым Ликом Своим в ту сторону, где стояли врачи, произнесла:

“Что вы трудитесь?” Потом опять, обратясь лицом к старцу, сказала: “Сей от рода Нашего”.

Когда в дверях появился настоятель, больной проснулся, и, к удивлению всех присутствующих, сказал, что он не хочет воспользоваться лечением обычным, а предоставляет свою жизнь Богу и Пресвятой Богородице, Истинным и Верным Врачам душ и телес, и просит на то благословение настоятеля. Врачи, поразившись терпению батюшки оставили его в покое. Он же после дивного сна пребывал в радости духовной некоторое время. А потом почувствовав облегчение от болезни: стал вставать с постели и немного ходить по келии, вкусил немного хлеба и белой квашеной капусты. И как только почувствовал в себе силы, возобновил свои духовные подвиги. И как напоминание, осталось в нем после избиения и болезни, согбенность в спине, и ходил он с тех пор согбенным, опираясь на топорик, или мотыгу.

Спустя пять месяцев батюшка, окончательно окрепнув, испросил благословения отца настоятеля возвратиться в свою пустыню. А крестьян тех нашли и хотели наказать, но батюшка Серафим за них вступился. Тогда крестьяне, понимая, как обидели святого человека, и как он же избавил их от праведного наказания, пришли к нему и со слезами просили прощения. Так закончилась эта история, в которой был посрамлен враг рода человеческого.

Молитвенные подвиги батюшки Серафима Саровского

После смерти настоятеля отца Исаии батюшка взял на себя новый подвиг – безмолвие. Посетителей он в этот период не принимал, а если в лесу случайно с кем-то сталкивался, падал ниц лицом.На приветствие случайных странников или желающих его посетить ничего не отвечал, а глаза поднимал только тогда, когда встречные уходили. В обитель батюшка тоже не ходил. И там назначали одному из послушников обязанность – носить старцу пищу в пустынь. Отец Серафим нуждался в этом в основном зимой, когда у него заканчивался запас своих овощей. Пищу послушник приносил раз в неделю и клал ее с молитвой на стол, а батюшка продуктами показывал, что ему принести в следующий раз: хлеба или капусты.

В это же время батюшка взял на себя и другой суровый подвиг – стояние на камне. По примеру древних подвижников, в глухом лесу, батюшка разыскал громадный гранитный камень. Но чтобы никто не видел его нового подвига, молился на камне батюшка по ночам, стоя на ногах, или на коленях, с воздетыми вверх руками.

В келии отец Серафим имел тоже камень, поменьше, и творил на нем дневные молитвы, лишь на непродолжительное время сходя с камня для отдыха и принятия пищи. От этого подвига ноги батюшки Серафима стали сильно болеть, и болезнь эта уже не оставляла его до часа смертного.

По прошествии пятнадцатилетнего пустыножительства своего, старец возвратился в обитель. Из-за болезни он не в силах был ходить как ранее, на воскресные литургии в монастырь, поэтому и остался здесь ради принятия Святых Пречистых Тайн Христовых. Но подвиги батюшка не оставил. Возвратившись по благословению нового настоятеля в свою монастырскую келью, которую покинул так давно, он тут же ушел в затвор, и никого не принимал. Лишь Причастие по благословению настоятеля Нифонта, приносили ему из больничной церкви в келью после ранней литургии по воскресным и праздничным дням.

Служение людям и кончина старца

Затвор длился почти пять лет. А в 1815 году Господь, батюшке явилась Богородица и повелела ему выйти из затвора и принимать людей. С этих пор двери кельи были открыты для всех: монастырская братия могла прийти к старцу во всякое время, мирские люди – после ранней обедни до 8 ч. вечера.

Людей батюшка принимал с радостью. В любое время встречал всех приходящих к нему пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радость моя!». Если у человека была особая нужда – помогал советом, если же такой нужды не было – давал общехристианское наставление.

Сердце батюшки Серафима было столь любвеобильным, что люди всегда уходили от него утешенным. А еще удивлялись, какой у батюшки был острый ум и крепкая память, и как он по-доброму со всеми разговаривал, так что у вопрошавших совета оставалось светлое впечатление от беседы с ним. Поражал многих и дар прозорливости, который Господь даровал старцу Серафиму для помощи людям.

Этот период жизни старца был очень важным для людей. Именно здесь происходили исцеления по молитве батюшки, и наставления, которые он давал людям, часто меняли жизнь и самих вопрошавших и их близких. С некоторыми духовными чадами он делился сокровенными тайнами, которые лишь после его смерти становились общим наставлением в духовной жизни для всех желающих спасти свою душу. Но время жизни батюшки Серафима подходило к концу.

1-го января 1833 года (по старому стилю) о. Серафим пришёл в больничную церковь во имя свв. Зосимы и Савватия. Братья отметили, что старец помолился у каждой иконы и везде. После причастился Св. Христовых Таин, после литургии, он простился со всеми находившимися братьями. Благословив и поцеловав всех, утешил словами: “Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте: нынешний день нам венцы готовятся”.

Старец Серафим, когда уходил из кельи своей в пустынь, часто оставлял горящие перед иконами свечи. Брат Павел, иногда опасаясь пожара, говорил об этом батюшке, и услышал как-то в ответ: “Пока я жив, пожара не будет; а когда я умру, кончина моя откроется пожаром”. Так и случилось.

Второго января в шестом часу утра брат Павел, выйдя из своей келии к ранней литургии, почувствовал близ келии о. Серафима запах дыма. Прочитав молитву, брат постучался в дверь о. Серафима, но ответа на молитву не последовало. Тогда он позвал других братьев, вопрошая их, не случилось ли где пожара. Тогда один послушник, поднажав на дверь кельи, сорвал её с внутреннего крючка. У входа тлели книги и некоторые холщовые вещи, которыми старались одарить старца боголюбивые христиане.

В самой же кельи было темно. Монаху Петру пришлось на ощупь продвигаться внутри. Так он и нашел стоящего на коленях, со сложенными крестообразно руками уже неживого старца.

После литургии о. Серафима положили в гроб. Могилу вырыли там, где задолго наметил ее для себя сам старец. Тело блаженного старца стояло открытым в Успенском соборе восемь суток. Люди вереницей шли попрощаться с любимым батюшкой. Все плакали.

В то время в Глинской обители иеромонаху Филарету было видение, о котором впоследствии и сообщил его ученик. 2-го января, выходя из храма после утрени, отец Филарет увидел на небе необыкновенный свет и сказал: “Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!”

Было чудо и при самом погребении. Когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку о. Серафима, то рука сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались в недоумении, поражённые случившимся.

Погребение о. Серафима совершено было о. игуменом Нифонтом. Тело его предали земле недалеко от могилы Марка-затворника.

Так закончилась жизнь Великого Светильника земли Русской!

Татьяна Страхова

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх