Помост

Вопросы веры

Житие сергий радонежский

Краткое содержание Житие Сергия Радонежского

Произведение повествует о жизненном пути преподобного Сергия Радонежского, который родился во время правления князя Твери Дмитрия в семье глубоко верующих людей.

Во время беременности мать Сергия часто посещает церковь и во время проведения одной из церковных служб из утробы матери слышится троекратный крик еще не родившегося ребенка. Этот случай сильно пугает беременную женщину и изумляет окружающих прихожан церкви.

Будущая мать, молясь весь период беременности Сергием и строго соблюдая посты, решает после рождения ребенка посвятить его божественному началу. При появлении на свет мальчика называют Варфоломеем и при крещении рассказывают священнику о крике из утробы матери, после чего священник предсказывает мальчику служение Святой Троице.

Подрастая, Варфоломей начинает обучение грамоте, однако значительно отстает в этом занятии от своих братьев, переживая и расстраиваясь из-за этого.

Однажды, отправившись на поиск лошадей по заданию отца, Варфоломей встречает старого священнослужителя, который, узнав о проблеме мальчика в учении, дарит ему кусочек просфоры, обещая тем самым исправить его пробелы в грамоте. Мальчик отправляется со старцем в часовню, где священник поет молитвы, а Варфоломея просит прочитать псалом. Неожиданно мальчик выполняет просьбу старца, прочтя текст без ошибок и погрешностей. После чего, заглянув в дом Варфоломея, старец объявляет родителям мальчика о его дальнейшей судьбе в качестве великого человека и по отношению к богу, и по отношению к людям.

Немного повзрослев, Варфоломей с увлечением читает книги по священному писанию, не желая общаться с ровесниками, часто посещает церковь, усердно молясь и соблюдая все посты.

Вскоре семья переезжает в радонежские земли, где поселяется неподалеку от церкви Рождества. Старшие братья Варфоломея женятся и обзаводятся своими семьями, а юноша просит у родителей благословения на монашескую жизнь, но отец с матерью завещают сыну исполнить свою мечту после их смерти. Спустя время, приняв монашество, родители Варфоломея покидают грешную землю, и сын, предав их тела земле, чтит их память православной молитвой, раздав милостыню нищим.

Полученное наследство Варфоломей отдает Петру, своему младшему брату, а старшим братом Стефаном, который остался вдовцом, отправляются в пустошь, где создают небольшую церковь, освященную киевским митрополитом Феонгостом именем Святой Троицы. Через некоторое время Стефан отправляется в Богоявленский монастырь, не выдержав сурового быта в глухомани, в котором приобретает ранг игумена и становится княжеским духовником.

Варфоломей же с помощью приглашенного старца Митрофана в возрасте двадцати лет принимает монашеский постриг, в котором именуется Сергием. После причастия новоявленного монаха церковь наполняется необычайными благоуханиями.

Дальнейшая жизнь Сергия проходит в постоянных церковных службах и молитвах, а также в борьбе с дьявольской силой, пытающихся навести на монаха страх. В один момент, проводя утреннюю службу, церковные стены расходятся и в проеме появляется образ дьявола, приказывающего Сергию покинуть пустошь. Но монах смог справиться с бесовской силой с помощью креста и молитвенника.

В пустошь Сергия нередко наведываются другие монахи и некоторые из них высказывают желание жить совместно с Сергием, но он не разрешает им остаться с ним, так как считает жизнь в пустоше достаточно тяжелой и непростой. Однако несколько монахов все же настаивают на своем выборе и поселяются в соседних с Сергием кельях, ежедневно занимаясь служению богу.

Вскоре число монахов в пустоше Сергия достигло двенадцати, но Сергий отказывался принимать игуменство. Он самостоятельно изготавливает церковные свечи, делает просфоры и варит кутью. В один из дней монастырь Святой Троицы посещает старший брат Стефан вместе с сыном Иваном, которого он хочет определить в монахи, и Сергий проводит обряд пострига племяннику, нарекая его Федором.

Отдельные из монахов, живущих в пустоше, не желают следовать наставлениям Сергия и выказывают недовольство. Тогда Сергий принимает решение оставить монастырь и перебирает к реке Киржач, где строит маленькую церквушку и монашескую келью при ней. Спустя время многие монахи следуют за своим учителем, а другие просят митрополита вернуть Сергия в монастырь Святой Троицы.

В одну из служб в монастыре монахи замечают рядом с Сергием человека в блестящей одежде, проводящего литургию с преподобным. Оказалось, что Сергию помогает в службе божий ангел.

За полгода до своей кончины Сергий передает права игумена своему ученику Никону и в конце сентября умирает, распространяя вокруг своего белого как снег лица великолепный аромат. По его наказу Сергия упокоевают как преподобного в церкви с правой стороны.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Житие Сергия Радонежского. Картинка к рассказу

  • Краткое содержание Тынянов Пушкин

    В знатной семье Пушкиных случилось пополнение. У Сергея Львовича Пушкина появился на свет сын. Он назвал своего сына Александром. После крестины семья устроила званый ужин, на который были приглашены множество гостей

  • Гаршин

    В русской литературе Всеволод Гаршин известен как мастер психологического рассказа. Практически во всех его произведениях герои размышляют о собственном поведении, долге и положении.

  • Краткое содержание Бианки Мурзук

    Старый охотник ранил рысь, которая переносила детёнышей. Один – четвёртый остался в норе и мог погибнуть. Так как охотник защищаясь, убивает мать. Когда мать набросилась на охотника, то он ножом нанёс смертельный удар.

  • Краткое содержание Горький Макар Чудра

    На берегу по-осеннему неспокойного моря лежал старый цыган Макар Чудра. Холодный промозглый ветер овевал его тело, забираясь под распахнутый чекмень. Цыган не замечал холода

  • Краткое содержание книги Призрак оперы Гастона Леру

    События, описываемые в этой новелле, происходят в Париже, главным образом – в здании Оперы. В день, с которого начинается повествование, директора Оперы, Дебьенн и Полиньи, уходят со своих постов.

В конце XIV века русские земли находились под игом татаро-монгольской Золотой Орды. В это время произошло самое большое сражение за всё время нашествия татаро-монголов — Куликовская битва. Русское войско возглавлял московский князь Дмитрий, который после сражения стал называться Дмитрием Донским. Перед переходом через Дон князь встретился с монахом и попросил у него благословение перед битвой. Этим монахом, благословившим князя Дмитрия Донского на сражение, был преподобный Сергий Радонежский — основатель знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Этот величайший подвижник Руси с 15 века почитается православной церковью в лике преподобного.

Жизнеописание Сергия Радонежского

Место и время рождения

Житие Сергия Радонежского мы знаем в основном от его ученика Епифания Премудрого, составившего биографию преподобного. Будущий православный святой родился в семье боярина Кирилла и был крещён под именем Варфоломей. Родители Варфоломея кроме него имели трёх сыновей. Что касается даты рождения преподобного, то тут существует некоторое разногласие. Одни исследователи называют 1314 год, другие — 1322. Местом рождения считается село Варница, что недалеко от Ростова.

Преподобный Сергий Радонежский

Видео «Молитва преподобному Сергию Радонежскому»

В этом видео вы можете прослушать аудиозапись молитвы к преподобному Сергию Радонежскому.

Детство и первые чудеса

Варфоломей в возрасте семи лет был отдан на учёбу. Но знания давались ему с трудом, особенно сложно ему было научиться читать. В то время его братья быстро осваивали грамоту. Родители и учителя ругали Варфоломея и наказывали его, но делу это не помогало.

И вот тут произошло первое чудо, связанное с житием преподобного. Однажды Варфоломей встретил в поле таинственного монаха-черноризца. Старец, подобный ангелу, стоял и со слезами молился. Варфоломей дождался конца молитвы и рассказал старцу о своей неспособности обучиться грамоте. Старец горячо помолился и подал отроку просфору, которую тот съел. После этого отрок обрёл способность быстро схватывать новые знания и вскорости обошёл своих братьев по успехам в учёбе. Эта история легла в основу картины, написанной Михаилом Нестеровым «Видение отроку Варфоломею». Ещё в отрочестве Варфоломей стал соблюдать все посты, в среду и в пятницу он вообще не принимал пищи, а в остальное время употреблял только хлеб и воду. По ночам отрок часто не спал, а молился.

Переселение в Радонеж

Через некоторое время семья Варфоломея сильно обеднела. Это было связано с тяжкими годами татаро-монгольского нашествия и непосильными поборами. Семья преподобного была вынуждена перебраться из Ростова в Радонеж.

Монашеская жизнь

Уже в отрочестве Варфоломей решил посвятить свою жизнь монашеству. Его родители не возражали этому, но просили не постригаться в монахи до их смерти. Варфоломей так и поступил. Он ухаживал за родителями до самой их смерти.

После того, как Варфоломей похоронил своих родителей, он отдал причитающуюся ему долю наследства брату Петру, а сам пошёл в Покровский монастырь, где находился его брат Стефан. Затем вместе с братом Варфоломей ушёл в пустынь, где они срубили келью и стали вести отшельнический образ жизни. Со временем рядом с кельей братья срубили небольшую церковь и, посовещавшись, освятили её во имя Святой Троицы.

Однако вскоре брат Стефан не выдержал тягот отшельнической жизни и покинул пустынь, направившись в Москву. Варфоломей же, напротив, остался в пустыни для свершения подвига отшельничества. Вскоре он принял от игумена Митрофана монашеский постриг под именем Сергия.

Житие Сергия Радонежского

Вскорости вокруг келии монаха начинают селиться другие монахи, ставшие его учениками. Через некоторое время число братии увеличилось до двенадцати человек. С этой монашеской обители и берёт начало знаменитая Троице-Сергиева лавра.

Став игуменом образовавшейся обители, преподобный Сергий запретил монахам просить подаяние. Это стало непреложным правилом, когда все иноки жили только от своего труда. При этом игумен сам всю свою жизнь полностью соблюдал это правило и подавал инокам в этом пример.

В это время стараниями Сергия Радонежского в жизненный уклад монастырей входит так называемое общежитие вместо существовавшего ранее особножития.

Однако не всё было гладко в жизни монастырской братии. Из-за появившихся разногласий преподобный Сергий покинул основанный им монастырь и основал небольшую монашескую обитель на реке Киржач, став, таким образом, основателем существующего ныне Благовещенского монастыря.

Кроме этих двух монастырей Сергий Радонежский является основателем ещё нескольких. Всего же его учениками основано около сорока обителей, многие насельники которых впоследствии стали игуменами других монастырей. Таким образом, преподобный Сергий по праву считается родоначальником монашества на Руси.

Служение Отечеству

Святой Сергий Радонежский сделал большой вклад в становление единства тогдашней Руси. В те трудные для Руси годы он тихими и кроткими словами проникал в самые ожесточённые и грубые сердца враждующих князей, мирил их между собой и, что особенно важно — убеждал их признать главенство московского князя.

Огромная заслуга святого старца состоит в том, что к началу Куликовской битвы, о которой было сказано в начале этого рассказа, большинство русских князей признало верховенство московского князя Дмитрия, получившего после битвы с ордой Мамая имя Дмитрий Донской.

Когда воины Дмитрия Донского перешли Дон и увидели войско Мамая, они остановились в нерешительности. И в этот момент от Сергия Радонежского явился гонец, передавший князю слова преподобного старца, который сказал решительные слова: «Смело выступай, великий князь, против врагов свирепых, не устрашась их нисколько, и Господь Бог непременно поможет тебе в этой битве!»

Служение Отечеству Сергия Радонежского

Старость и смерь преподобного

Преподобный Сергий Радонежский прожил большую жизнь и умер в возрасте семидесяти восьми лет. За полгода до кончины он уведомил об этом братию монастыря. Призвав монахов, он передал игуменство своему ученику, дав ему краткие наставления, после чего стал безмолвствовать. Только перед самой кончиной, предвидя своё отхождение к Богу, он призвал к себе братию и произнёс перед ними последнее наставление.

Почитание преподобного

До нас не дошло документальных подтверждений о времени, когда впервые стали почитать Сергия Радонежского как святого. Некоторые церковные исследователи говорят о том, что преподобный Сергий стал русским святым сам собою, из-за своей славы. Церковные историки приводят текст княжеской грамоты середины XV века, в которой он назван преподобным. Вероятно, это время и нужно считать началом почитания Сергия Радонежского на Руси.

Интересно ещё и то, что наряду с православной церковью преподобный Сергий считается и святым римо-католической церкви. По указу папы Павла VI его имя включёно в католический мартиролог.

Прославление преподобного Сергия Радонежского празднуется:

  • 8 октября по новому стилю;
  • 18 июля обретение мощей.

Особенности иконографии

Наиболее древнее изображение Сергия Радонежского, датируемое началом XV века, сейчас пребывает в Троице-Сергиевой лавре.

Русскому иконописцу Андрею Рублёву принадлежит икона с семнадцатью клеймами жития, находящаяся сейчас в музее имени Рублева. В среднике этой иконы преподобный Сергий изображён в полный рост, правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левой находится свиток.

Храмы в честь святого

Наиболее известна Троице-Сергиева лавра, основанная самим преподобным Сергием. Она расположена в подмосковном городе Сергиев Посад. Всего же в России имеется (с учётом часовен и храмов с приделами Сергия Радонежского) более семисот посвящённых ему храмов. В одной только Москве имеется около семидесяти храмов Сергия Радонежского. Ежели считать только храмы, в которых ему посвящён главный престол, то таких основных храмов в Москве будет пять. Имеются храмы в честь преподобного Сергия и за рубежом, например в Йоханнесбурге (ЮАР) и монастырь Святого Сергия Радонежского в Черногории.

На святом образе запечатлён боговдохновенный лик старца

Богословское толкование святого образа

На святом образе запечатлён боговдохновенный лик старца. В его руке зажат свиток, который является напоминанием христианину о том, что является для него смыслом всей его жизни — о спасении души.

Перед иконой чудотворца взывают о вразумлении правителей — ведь его стараниями в тяжёлое время смуты и монголо-татарского нашествия непокорные князья всё же находили общий язык и объединялись против общего врага. Просят перед иконой и о защите от вражеского нашествия, о ниспослании мира.

Павел Флоренский назвал Сергия Радонежского Ангелом-хранителем России. И действительно, преклоняя свои колена перед иконой преподобного Сергия каждый христианин становится милосерднее, терпимее и добрее, укрепляется в вере, учится в любых обстоятельствах уповать на нашего Господа.

Молитва преподобному Сергию Радонежскому

О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных, наипаче к Богу приближивыйся и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея неотступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Помоги нам, да благоуправляемо будет Отечество наше в мире и благостоянии, и да покорятся под ноги его все сопротивнии. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен: веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неверующим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби, в день Страшнаго Суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Летопись Житие Сергия Радонежского

Читательский дневник по летописи «Житие Сергия Радонежского»

народ

Число страниц: 6

Жанр произведения: житие

Главные герои: Сергий, мать, отец, Кирилл, сын Стефан, Варфоломей (он же Сергий), Петр, Андроник, Дмитрий Серпуховский.

Характеристика главных героев:

Сергий — он же Варфоломей.

Был любознательны, добрым и мудрым.

Стремился к высшему промыслу.

Стефан и Петр — братья Сергея.

Добрые, правильные и трудолюбивые.

Грамотные.

Краткое содержание летописи «Житие Сергия Радонежского» для читательского дневника

В этом произведении повествуется жизнь Сергия начиная с самого младенчества.

Автор рассказывает, что будучи еще младенцем Сергий (тогда Варфоломей), не пил материнское молоко, если его мать ела мясо.

Также еще в утробе он заплакал, когда мать была в церкви.

Этот случай очень поразил окружающих и саму маму младенца.

Два его брата быстро и хорошо учились, а Варфоломей никак не мог.

Он не любил играться, много молился и ходил в церковь.

Он принял другое имя когда решил пойти в монастырь.

Теперь его звали Сергий.

Он стал жить один, постоянно молился и отдавал всего себя Богу.

Никто не верил, что он священник, так как Сергий всегда ходит в старой одежде, сам делал все дела по монастырю.

Молитвами он мог исцелять.

Один раз с помощью молитвы появился источник, который так был нужен местным жителям.

Всю жизнь он помогал бедным и больным, служил Богу.

План летописи:

1. Мать и отец Варфоломея

2. Необычный случай в церкви

3. Братья Варфоломея — Стефан и Петр.

4. Тяжелое детство — необычный ребенок

5. Взросление, уход в монастырь

6. Смена имени

7. Жизнь и поступки в монастыре

8. Уход из жизни

Синквейн

Жизнь Сергия

Сложная, неоднозначная

Молиться, отдавать себя, помогать

Оставить все для служения

Господь.

Главная мысль летописи:

На протяжении всей жизни Сергий помогает людям и исцеляет нуждающихся.

Он выбрал свой путь и придерживался его всю свою жизнь.

Главное, чему учит нас это произведение — придерживаться своим идеалам и следовать выбранному маршруту.

В детстве главному герою было очень трудно, но он не сдался, а боролся за свои идеалы.

Не каждый бы смог отказаться от всего ради служения.

Сергий вызывает восхищение и уважение.

Он чист в своих мыслях и поступках.

Чему учит произведение «Житие Сергия Радонежского»

Главный герой подает пример того, что у каждого человека должны быть свои идеалы и свой четко намеченный путь.

Он помогает нуждающимся и больным, при этом делает все безвозмездно.

А все потому что знает, за ним стоит Господь Бог, который сам наградит его за все поступки.

В этом весь смысл.

Мы не должны ждать одобрения или похвалы от окружающих.

Все поступки должны исходить прямо от сердца, не нужно ждать взамен чего-то.

Только тогда это поистине хороший поступок.

А как известно, все хорошее всегда возвращается действительно хорошим людям.

Краткий отзыв для читательского дневника по летописи «Житие Сергия Радонежского»

Хоть и читается это произведение достаточно сложно, оно поражает своей историей.

Интересно становится с самых первых строк и до самого конца.

Может быть, это произведение стоит прочитать несколько раз в разном возрасте, чтобы полностью прочувствовать весь смысл и настроение.

Летопись знакомит нас с преподобным Сергеем, который посвятил свою жизнь службе Богу и людям.

С первых строк летопись увлекает и переносит в то время, когда пророк только должен был родиться.

Оно заставляет задуматься о чем-то великом и непостижимом.

О том, как мы иногда далеки от этого.

Мы знакомимся с человеком, который смог выстоять все преграды и не сбиться на своем трудном пути.

Это очень воодушевляет и подбивает на мысли о важном.

Мне понравилось это произведение.

Пословицы:

1. Отыди от зла и сотвори благо.

2. Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

3. Нужный путь Бог правит.

4. Бог пути кажет.

5. Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.

6. Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Отец и мать рассказали иерею, как их сын, еще в утробе матери, в церкви три раза прокричал: «Не знаем, что означает это».

Иерей сказал: «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Неизвестные слова и их значения:

Житие — повествование о жизни;

Преподобный — святой, монах;

Просфора — круглый хлебец для обрядов;

Игумен — настоятель в мужском монастыре.

Биография Сергия Радонежского

Сергий Радонежский (1314 –1392) – иеромонах Русской церкви, преобразователь монашества в Северной Руси, основатель Свято-Троицкого монастыря. Был причислен к лику святых.

Детство

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был высокоуважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

Кроме Троице-Сергиевого за свою краткую биографию Радонежский основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Скончался великий иеромонах Сергий 25 сентября 1392 года.

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 7-8 классах.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежского поможет вам лучше усвоить материал:

Оценка по биографии

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА
ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ

ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО1

ЗАПИСАННЫЕ
преподобным Епифанием Премудрым,
иеромонахом Пахомием Логофетом
и старцем Симоном Азарьиным

О КНИГЕ

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО
ОТЦА НАШЕГО ИГУМЕНА СЕРГИЯ ЧУДОТВОРЦА,
написанное Епифанием Премудрым
(по изданию 1646 года)

ГЛАВА 1
Вступление

ГЛАВА 2
Начало жития Сергия

ГЛАВА 3
О Том, как Варфоломею было даровано познание грамоты от Бога, а не от людей

ГЛАВА 4
Об отрочестве

ГЛАВА 5
О переселении родителей святого

ГЛАВА 6
О пострижении Варфоломея, которое стало началом иноческой жизни святого

ГЛАВА 7
О прогнании бесов молитвами святого

ГЛАВА 8
О начале игуменства святого

ГЛАВА 9
Об Иване, сыне Стефана

ГЛАВА 10
Об изобилии всего нужного

ГЛАВА 11
О бедности одежды Сергия и о некоем крестьянине

ГЛАВА 12
Об изведении источника

ГЛАВА 13
О воскрешении отрока молитвой святого

ГЛАВА 14
О бесноватом вельможе

ГЛАВА 15
О введении общежития

ГЛАВА 16
Послание патриарха Филофея

ГЛАВА 17
Об основании монастыря на реке Киржач

ГЛАВА 18
О епископе Стефане

ГЛАВА 19
Начало Андроникова монастыря

ГЛАВА 20
Начало Симоновского монастыря

ГЛАВА 21
О видении Ангела, служащего с блаженным Сергием

ГЛАВА 22
О победе над Мамаем и о монастыре на Дубенке

ГЛАВА 23
О Голутвинском монастыре

ГЛАВА 24
О монастыре Высоком

ГЛАВА 25
О том, как святого хотели возвести на митрополию

ГЛАВА 26
О посещении Богоматерью святого

ГЛАВА 27
О епископе, пришедшем увидеть святого

ГЛАВА 28
О человеке, исцелившемся по молитвам святого Сергия

ГЛАВА 29
Об обличении человека, попробовавшего посланную еду

ГЛАВА 30
О лихоимце

ГЛАВА 31
О видении Божественного огня

ГЛАВА 32
О преставлении святого

ГЛАВА 33
ОБ обретении мощей святого Сергия

ГЛАВА 34
О преставлении преподобного игумена Никона

ГЛАВА 35
О том, как видели святого Сергия среди братии во время пения

ГЛАВА 36
О явлении митрополита Алексия вместе со святым Сергием

ГЛАВА 37
ОБ архимандрите Игнатии

ГЛАВА 38
Об исцелившемся Димитрии, по прозванию Кайса

ГЛАВА 39
О некоем тверском вельможе Захарии

ГЛАВА 40
Чудо второе о том же

ГЛАВА 41
О Симеоне Антонове

ГЛАВА 42
О воине, избавленном от поганых

ГЛАВА 43
Чудо о слепом

ГЛАВА 44
О слепой отроковице

ГЛАВА 45
О бесноватом юноше

ГЛАВА 46
О сухоруком юноше

ГЛАВА 47
О пресвитере и мужах, бывших в латинских землях

ГЛАВА 48
Чудо об архимандрите Матфее

ГЛАВА 49
Чудо о Маркелле, иноке-пекаре

ГЛАВА 50
Чудо о бесноватом юноше

ГЛАВА 51
Чудо об исцелившемся у гроба святого Сергия

ГЛАВА 52
Чудо о бесноватом отроке, исцелившемся у гроба святого Сергия

ГЛАВА 53
Чудо об инокине Мариамии

ГЛАВА 54
Чудо о чудесном зачатии и о рождении великого князя Василия Ивановича всея Руси самодержца

ГЛАВА 55
Чудо Преподобного Сергия чудотворца о преславной победе над Литвой у города Опочки

ГЛАВА 56
Сказание о городе Свияжске

ГЛАВА 57
О явлении Преподобного Сергия в городе Казани

ГЛАВА 58
О чудесах Преподобного чудотворца Сергия, бывших В его обители во время осады

ГЛАВА 59
О явлении Преподобного Сергия архимандриту Иоасафу

ГЛАВА 60
Сказание казака Ивана Рязанца, служившего у Литовцев, который поведал о том, как Преподобные Сергий и Никон помогают своей обители

ГЛАВА 61
О повторном явлении чудотворца Сергия архимандриту Иоасафу

ГЛАВА 62
О явлении Преподобного Сергия чудотворца литовским воинам

ГЛАВА 63
Повесть о явлении Сергия чудотворца Андрею Болдырю и о том, как по молитвам Преподобного Бог подал победу над врагами

ГЛАВА 64
О явлении чудотворца Сергия

ГЛАВА 65
Об исцелении инока, не верившего чуду Преподобного Сергия

ГЛАВА 66
О явлении чудотворца Сергия в Москве с хлебом

ГЛАВА 67
О явлении чудотворца Сергия Галасунскому архиепископу Арсению

ГЛАВА 68
Чудо Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия чудотворца о немом

ГЛАВА 69
Об умножении хлебов на Троицком подворье — в монастыре святого Богоявления в Москве

ГЛАВА 70
Чудо Преподобного Сергия об отроке казакам свою обитель и избавил их от безбожных турок

ГЛАВА 71
Чудо Преподобного Сергия о некоем плотнике, уснувшем в церкви

ГЛАВА 72
Чудо святого Сергия о некоей инокине Хотьковского монастыря Пречистой Богородицы, честного и славного ее Покрова

ГЛАВА 73
Чудо Преподобного Сергия об исцелившемся отроке Севастьяне

ГЛАВА 74
Чудо Преподобного Сергия, который показал на море донским

ГЛАВА 75
Чудо Преподобного Сергия о воине, исцелившемся у гроба святого Сергия

ГЛАВА 76
Чудо Преподобного Сергия об исцелении от болезни глаз

ГЛАВА 77
Чудо Преподобного сергия о жене, исцелившейся по молитвам святого чудотворца Сергия

ГЛАВА 78
Чудо святого об утопавшем, которому удалось спастись

ГЛАВА 79
Чудо святого Сергия о скоморохе Сергии

ГЛАВА 80
Чудо Преподобного Сергия об исцелении сумасшедшего

ГЛАВА 81
Чудо Преподобного Сергия о другом сумасшедшем

ГЛАВА 82
Еще одно чудо святого о сумасшедшем

ГЛАВА 83
Чудо об иноках того же монастыря

ГЛАВА 84
Чудо святого Сергия о юноше Василии

ГЛАВА 85
Чудо о жене, сотворившей пелену

ГЛАВА 86
Похвальное слово Преподобному отцу нашему Сергию

ГЛАВА 87
Чудо Преподобного Сергия о том, как он избавил человека от смерти

ГЛАВА 88
Чудо святого о том, как он избавил людей от упавшей башни

Иване, исцелившемся от внутренней болезни

О НОВОЯВЛЕННЫХ ЧУДЕСАХ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ.
Рукопись Симона Азарьина 1653 г.

1. Из летописной книги. О чуде святого Сергия, как он исцелил слепую жену

2. О умножении муки от небольшого сусека по молитвам святого

3. О голосе, обращенном к ключарю Ивану, и об исцелении, по молитвам святого, расслабленного инока и немого отрока

4. О монастырской лодке, которую Господь, по молитвам святого, спас на море от потопления

5. О чудесах святого Сергия, список которых привез из Холмогор иерей Стахий

6. Об исцелении бесноватого

7. Об исцелении бесноватой

8. О боярине Иване Никитиче Романове

9. О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собирании ратных людей для освобождения государства

10. О некоем вельможе, похулившем еду

11. О хождении с образом на спорную землю

12. О послах, спасенных на море

13. О полковнике Лисовском, как он, похваляясь захватить обитель святого Сергия, сам погиб

14. О жене, исцелившейся по молитвам святого

15. О некоем вельможе, отдавшем вотчину свою в монастырь, и о гневе Божием за то, что не исполнили его повеления

16. О прозрении инокини

17. Об отроке Фоме, который ушел из обители святого, сошел с ума и был спасен, снова вернувшись в обитель

18. О некоем юноше, который сошел с ума и потом исцелился по молитвам святого

19. Об отроке Иване, спасшемся от разбойников по молитвам святого

20. О некоем человеке, который был спасен от разбойников по молитвам святого

21. О падении палат

22. О падении строительных лесов

23. Об утопшем, спасенном по молитвам святого

24. Об окольничем, который, не расположив сердца своего к чудотворцу Сергию, приехал ревизовать монастырь

25. О новоявленном колодце

26. О государевом дьяке Григории Одинцове, который исцелился от болезни по молитвам святого

27. О двух людях, которые спаслись от утопления по молитвам святого

28. О некоем иноке, который спасся от разбойников молитвами святого

29. О человеке, упавшем с угловой башни

30. Об исцелении внутренней болезни некоего вельможи

31. О чуде от новоявленного колодца

32. О той же святой воде

33. О князе Семене Шаховском, который был спасен на море

34. Об исцелении расслабленной жены иерея

35. О воре, который украл колокола и был обличен

36. О тяжбе по наговору и о том, как гнев Божий настиг корыстолюбца

37. О некоей расслабленной инокине, которая исцелилась по молитвам святого Сергия

38. О пожаре, который был под монастырем на воловьем дворе и утих от Сергиева образа

39. Об исцелении диакона и его дочери по молитвам святого чудотворца Сергия

40. Об исцелении болезни Святейшего Иосифа, Патриарха Московского и всея Руси, по молитвам святого

41. О боярине князе Алексее Михайловиче Львове, который получил исцеление по молитвам святого

42. О церковнослужителе Иоакиме, который исцелился от болезни по молитвам святого

43. О пожаре и о том, как по молитвам святого огонь угас

44. Об исцелении правого уха иерея по молитвам святого

45. Об одном монастырском слуге, который, по молитвам святого, остался живым и невредимым, будучи засыпан камнями от старой стены

46. О боярине и о Сергиевых крестьянах

47. Об исцелении глазной болезни Архимандрита

48. О пожаре на житном дворе

49. О пожаре в Троицкой вотчине

50. Об обидах, нанесенных монастырским крестьянам

51. О слуге Феодоре, который, по молитвам преподобных, получил спасение от смерти

52. Об отроке, который видел перед собою образ Сергия чудотворца

53. О жене, исцелившейся по молитвам святого

54. Об исцелении недужного по молитвам святого

55. Об исцелении немого по молитвам святого

56. Об исцелении глазной болезни по молитвам святого

57. Об исцелении одной женщины по молитвам святого

58. Об исцелении одной девицы

59. Об исцелении девицы по молитвам святого

60. Об исцелении Романа Боборыкина по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского, чудотворцев

61. Об исцелении больного лихорадкой по молитвам святого

62. О видении Преподобного чудотворца Сергия Льву Афанасьевичу Плещееву и о победе над неверными калмыками по молитвам святого

63. О посещении Преподобным Сергием обителей, в которых начальниками были его ученики

64. Об исцелении сердечной болезни и гортани у слуги Сергиевой обители

65. Об исцелении инока Савватия

66. Об исцелении святыми болезни одной женщины

67. Об исцелении расслабленного, его жены и детей

68. Об исцелении зубов одной вдовы

69. Об исцелении одного крестьянина

70. О монастырском слуге, который, потеряв деньги, нашел их по молитве преподобного

71. Об исцелении инокини по молитвам святого

72. Об исцелении иконописца, страдавшего от бесовского страхования

73. О неправедном иске, о том, как монастырскую казну забрали поклепом

74. О непочитающих святые места и о гневе Божием

75. О слуге, убежавшем из Сергиевой обители

76. О спорной земле в вотчине чудотворца и о гневе Божием на враждующих

77. Об исцелении от припадков

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх