Помост

Вопросы веры

Зимние игры и забавы

Подборка подвижных игр по тематическим неделям в старшей группе (декабрь-февраль)

Марина Сафронова
Подборка подвижных игр по тематическим неделям в старшей группе (декабрь-февраль)

Декабрь

Тема: «Как приходит зима» (4 недели)

1. «Сезонные изменения в природе Прибайкалья»

2. «Будем осторожны!» (Безопасное поведение зимой)

3. «Зимние забавы. Труд людей»

4. «К нам приходит Новый год»

Подвижная игра «Два Мороза»

Цель игры: учить детей внимательности.

Ход игры: Для игры нужна просторная площадка размером не меньше 6-12м. На противоположных концах площадки отмечаются два «дома». Играющие выбирают двух Морозов – «Мороз — Красный нос» и «Мороз — Синий нос». Морозы становятся в середине, а остальные игроки находятся на одной стороне площадки за линией «дома». Оба Мороза обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые.

— Я Мороз – красный нос.

— Я Мороз – синий нос.

-Кто из вас решится

В путь дороженьку пустится?

Все игроки отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам Мороз!

Подвижная игра «Зима и лето»

Цель игры: учить детей строится в 2 шеренги спиной друг к другу, быстро бегать, ловить свою пару. Развивать внимание, быстроту реакции.

Ход игры:

Стоящие в две шеренги дети поворачиваются спиной друг к другу. Одна шеренга – зима, другая – лето. По сигналу «Зима!» -игроки этой команды поворачиваются кругом и ловят каждый свою пару. Тоже по сигналу – «Лето!»

2 вариант. У каждого ребёнка мяч малого диаметра, по сигналу дети поворачиваются и бросают мяч в свою пару.

Подвижная игра «Снежная королева»

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Ход игры:

Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.

Подвижная игра «Снежная карусель»

Цель игры: упражнять в ориентировке на местности.

Ход игры:

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.

Подвижная игра «Снеговик»

Цель игры: развивать прыгучесть, ловкость.

Ход игры:

Дети, проговаривая слова, идут по кругу, в центре которого стоит ребенок – Снеговик с метлой.

«Эй, снеговик с метлой,

Не угонишься за мной!

Свалишься с дорожки,

Переломишь ножки,

Упадешь неловко,

Стукнешься головкой! Ух!».

Снеговик пытается осалить играющих метлой или веником, а они подпрыгивают.

Январь

Каникулярная неделя

Подвижная игра «Пятнашки»

Цель игры: закреплять умение бегать врассыпную по всей площадке, не мешая друг другу, увёртываясь от пятнашки; развивать быстроту, ловкость; учить правильно «пятнать» детей.

Ход игры: Дети находятся в разных местах площадки (границы её обозначены флажками). Выбранный пятнашка, получив цветную повязку (ленточку, становится в середине площадки. По сигналу воспитателя «лови!» все дети разбегаются по площадке, а пятнашка старается догнать кого-нибудь и коснуться его рукой. Тот, кого он коснулся, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3-4 играющих. При повторении игры выбирается новый пятнашка. Если пятнашка в течение 30-40 сек не может поймать никого из играющих, следует выбрать другого водящего.

Подвижная игра «Парный бег»

Цель игры: учить детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать ловкость, внимание.

Ход игры:

Дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т. д., по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара разъединившая руки, считается проигравшей.

2 вариант.

Бежать с захлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.

Подвижная игра «Салки со снежками»

Цель игры: развивать ловкость, координацию движений.

Ход игры: Игра проводится на площадке 30х15 м. В ее центре чертят небольшой круг — место для водящего и его помощников. Выбирают водящего, остальные игроки разбегаются по площадке. Задача водящего — осалить заготовленными снежками игроков, которые бегают по площадке. Осаленные игроки становятся помощниками водящего, встают в круг и получают право тоже осаливать игроков за кругом. Таким образом, по ходу игры постепенно уменьшается число игроков, свободно бегающих по площадке. Игра заканчивается, когда остается один не осаленный игрок. Он — победитель и может стать водящим при повторной игре.

Тема недели: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Подвижная игра «Пожарные на учении»

Цель игры: упражнять детей в лазании по гимнастической стенке удобным способом.

Ход игры: Дети становятся лицом к гимнастической стенке в 3-4 колонны (по числу пролётов). Первые в колоннах стоят на черте (расстояние 4-5 шагов от стенки). На каждом пролёте гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешивают колокольчики. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на неё и звонят в колокольчики. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Воспитатель отмечает того, кто первый позвонил. Игра продолжается. Выигрывает та колонна, в которой больше играющих, сумевших позвонить первыми.

Воспитатель следит, чтобы дети слезали, а не спрыгивали с реек, если нужно, помогает. Нарушившему правило выигрыш не засчитывается.

Подвижная игра «Космонавты»

Цель игры: развивать ловкость, реакцию, быстроту бега, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры:

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету становятся в общий круг.

Подвижная игра «Продавец красок»

Цель игры: учить детей быстро бегать в заданном направлении. Развивать ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

Чертятся две линии. Выбирается водящий – продавец красок. Он становится между линиями. Все остальные – на одной из них. Продавец отворачивается от детей, и называет какой – либо цвет и поворачивается. Если такой цвет есть в одежде ребёнка, то он может спокойно пройти на другую сторону. Если нет — должен пробежать так, чтобы продавец не осалил его.

Тема недели: «Едем, летим и плывем» (транспорт)

Подвижная игра «Разные машины»

Цель игры: объяснить значение жестов регулировщика; развивать сноровку и внимательность.

Ход игры:

Дети делятся на две команды: «Грузовые машины» и «Легковые машины». Ведущий – регулировщик дорожного движения – восклицает: «грузовые машины!», и те быстро «едут» к своей черте. А легковые машины пускаются за ними, стараясь осалить. Наступает черед легковых машин ехать к своей черте. Так несколько раз подряд. Важно, чтобы число выездов у грузовых и легковых машин в конце игры вышло одинаково.

Подвижная игра «Грузовик»

Цель игры: развивать равновесие, учить передвигаться с мешочком на голове.

Ход игры:

Играющие держат в руках автомобильные рули — это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз — мешочек?

Подвижная игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Цель игры: развивать внимание, быстроту мышление, упражнять в ловле мяча и в точной передаче мяча.

Ход игры:

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить — светофор, переход и т. д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Февраль

Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями» (2 недели)

1. «Быт предков сибиряков» (устройство жилищ, труд, обычаи)

2. «Народное творчество, промыслы»

«Гори, гори ясно» (русская народная игра)

Цель игры: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми. Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

«Солнце» (русская народная игра)

Цель игры: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» — ребёнок.

Гори солнце ярче, (Дети ходят по кругу)

Лето будет жарче.

Я зима теплее, (Идут в центр круга)

А весна милее (Из центра обратно.)

А зима теплее, (В центр.)

А весна милее. (Обратно.)

После слов «Солнце» ловишка ловит детей.

«Чурилки» (русская народная игра)

Цель игры: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

«Золотые ворота» (русская народная игра)

Цель игры: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному). Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

«Жмурки» (русская народная игра)

Цель игры: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Ход игры:

Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.

Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: «Огонь!»

Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.

Тема: «День защитника Отечества»

1. «Мальчики –будущие мужчины»

2. «Защитники Отечества»

Подвижная игра «Встречные перебежки»

Цель игры: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Развивать внимание, быстроту движений.

Ход игры:

Две группы детей с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренги (расстояние между детьми в шеренге не менее 1метра). У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие или жёлтые. По сигналу воспитателя: «Синие»!» — дети с синими лентами бегут на противоположную сторону, стоящие напротив протягивают вперёд ладоши и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону, поворачивается и поднимает руку вверх.

Подвижная игра «Будь ловким»

Цель игры: упражнять детей в перепрыгивании через мелкие предметы, отталкиваясь двумя ногами; развивать быстроту движений, ловкость.

Ход игры: Дети стоят лицом в круг, у ног каждого мешочек с песком. Водящий в центре круга. По сигналу воспитателя дети прыгают в круг и обратно через мешочки, отталкиваясь двумя ногами. Водящий старается осалить детей пока они не выпрыгнули из круга. Через 30-40 сек воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Выбирают нового водящего из тех, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий.

Правила: мешочек нельзя перешагивать, только перепрыгивать; водящий может касаться того, кто находится внутри круга; как только водящий отходит дальше, ребёнок снова прыгает.

Усложнение: прыгать в круг на одной ноге; ввести ещё одного водящего.

Подвижная игра «Сильный удар»

Цель игры: упражнять детей в прыжках с целью достать предмет, подпрыгивая вверх толчком двух ног; развивать силу толчка.

Ход игры:

На горизонтально расположенную ветку или стойку подвешивается в сетке мяч. Двое детей примерно одинакового роста встают с двух сторон от мяча, который висит выше поднятых вверх рук детей на 25 см. Они подпрыгивают вверх и стараются сильнее ударить по мячу. Выигрывает тот, кто чаще отбивал мяч от себя в другую сторону.

Правила: подпрыгивать вверх толчком двух ног; отбивать мяч, касаясь его двумя руками.

Усложнение: Мяч подвешивается на длинной верёвке к высокому столбу. Задача играющих – отбивать мяч так, чтобы он закрутился вокруг столба.

Подвижная игра «Накинь кольцо»

Цель игры: упражнять детей в набрасывании колец на колышки; развивать меткость и ловкость.

Ход игры:

Используются сюжетные или бессюжетные кольцебросы: по 2-6 колышков на подставках разной формы. Дети набрасывают кольца с расстояния 1,5-2,5 м. Игра может проводиться с группой детей (4-6 человек). Дети получают по три кольца и по очереди бросают их, стараясь попасть на любой колышек. Воспитатель отмечает, кто из детей набросит большее количество колец.

Подвижная игра «Донеси мешочек»

Цель игры: упражнять в ползании по скамейке на четвереньках с мешочком на спине; развивать осанку.

Ход игры:

3-4 детей встают на скамейки, кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках до конца скамейки. Выигрывает пришедший первым.

При движении не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.

Зимние подвижные игры для детей

Зимние подвижные игры для младших школьников на улице

Различные движения и упражнения на свежем воздухе являются эффективными средствами закаливания детей. В природных (уличных) условиях движения детей становятся более естественными и непринужденными.

Зимой, в холодное время года, длительность пребывания детей на воздухе сильно зависит от правильной организации их деятельности, от того, чем они занимаются: бродят от дерева к дереву или играют, двигаются и веселятся. Чем больше различных приспособлений находится на участке для прогулок, тем интереснее и разнообразнее можно проводить время. Если летом без специального оборудования для некоторых игр не обойтись, то зимой всегда можно использовать снег, из которого можно построить горки, снежные валы, снежные фигуры, мишенями могут служить деревья, стены и т. д.

Многие летние подвижные игры можно использовать и зимой: «Салки», «Колдунчики», «Гуси-лебеди» и т. д., но есть огромное количество игр, которые предназначены именно для снега и льда, что подразумевает зимнее время года (хотя упражнения и игры на коньках можно использовать в любое время года, ведь сейчас работает много катков), но даже катков со льдом зимой становится намного больше (заливаются хоккейные коробки), поэтому для коньков зима тоже является наиболее благоприятным периодом. Во многие игры зимой играть намного интереснее, чем в любое другое время года. Дети всегда с радостью встречают снег, а уж если им предоставляется возможность с ним поиграть, то они просто в восторге. Необходимо только следить за их состоянием, чтобы у всех была подходящая одежда и чтобы никто не замерз. Словесное сопровождение в играх можно не применять вовсе, чтобы дети на улице не застудили горло. Свисток тоже нередко используется на улице, ведь на холоде особо не накричишься, только не стоит брать железный свисток, который может примерзнуть к губам. Также не стоит злоупотреблять прыжками со снежных валов или комков, потому что ноги должны быть хорошо размяты и разогреты, иначе ребенок может получить травму. (Каждый, наверное, попадал в такую ситуацию, когда, спрыгивая казалось бы с невысокого препятствия, ощущал сильную боль в ноге или ногах. Зимой такая ситуация может случиться в любое время: чуть-чуть ребенок постоял, и ноги уже не готовы к прыжкам. Так что следует быть очень внимательными.)

Эти игры могут быть использованы не только на уроках физической культуры, но и на прогулках, в походах, зимних развлечениях.

Если чувствуете, что дети относятся к игре прохладно или вообще играть в нее не хотят не думайте, что виноваты дети, вполне возможно, что игра в данной вариации для них не подходит, вот и все. Так что всегда стоит пробовать что-то новое и экспериментировать.

ИГРЫ СО СНЕГОМ И НА СНЕГУ

Эту игру следует давать очень аккуратно, и если в классе неблагоприятная обстановка, то лучше ее вообще не проводить, потому что тогда она грозит получением травм.

Дети делятся на две равные команды, и обе команды строят башни из снежных комков. Башни желательно строить как можно крепче и выше, используя большое количество комков. Расстояние между башнями следует рассчитывать из возможностей играющих. Затем команды заготавливают снежки и складывает их за своими башнями. По команде, когда все готово, каждая команда стремится разрушить башни противника снежками. Можно прятаться за стенами, можно выходить в открытое поле.

Подходить к неприятельской башне близко опасно, т. к. противники могут ловить вражеских игроков и брать их в плен. Кто, спасаясь от неприятеля в «поле», упадет, считается раненым и выходит из игры. Игра заканчивается, когда все игроки одной команды взяты в плен или ранены или когда одна из башен разрушена до основания.

Второй вариант этой игры (иногда его называют «Защита крепости»).

Две команды по сигналу учителя приступают к сооружению снежных крепостей. Игра проводится, если на дворе оттепель и хорошо скатываются снежные комки. Контрольное время строительства 15-20 минут. По жребию определяется команда защитников и нападающих. Задача нападающих состоит в том, чтобы в максимально короткий срок захватить и полностью разрушить крепостные стены противника. Команде защитников разрешается отражать нападение атакующих снежками, толчками в грудь или плечо. Учителю необходимо внимательно следить за соблюдением правил и, возможно, даже удалять слишком нервных игроков. Он засекает время, за которое нападающие сумеют справиться с крепостью. После захвата крепости командам дается небольшой отдых, проводится обсуждение правил игры и их нарушений, которые были в первой половине игры. После чего команды меняются ролями. В каждой команде может выбираться флажконосец, который в конце игры должен водрузить флажок своей команды на крепость противника. По окончании игры, которая занимает практически все время урока, сравнивается время первых нападающих и вторых. Кто захватил крепость быстрее, тот и выиграл.

Можно сделать и так: если крепости ломать жалко, за каждой крепостью кладется доска на снежный холмик (как подкидная доска), один конец которой лежит на снегу, и на нем лежит снежок. Задача атакующих добраться до палки и ударить ногой по поднятой части доски так, чтобы снежок подлетел вверх. Если это удалось, то крепость считается взятой.

БЕГ ПО СЛЕДАМ

Дети делятся на две команды. Обе команды отправляются в путь. Им необходимо пройти 100 шагов (количество шагов можно менять). Идти всем необходимо след в след. Здесь многое зависит от направляющего, у которого в руках метка, которую он кладет, когда пройдет 100 шагов. Остальные дети проходят за ним (точно след в след). После метки дети уже могут ходить как угодно, но не портя свои 100 шагов и не портя тропинку противника. После того как обе команды пройдут, ведущий проходит (рядом с протоптанными следами) и проверяет, сколько раз оступились и не попали след в след дети. В какой команде было меньше ошибок, та и побеждает.

Другой вариант. Здесь необходимо много меток-следов (можно рисовать стрелки), которыми выкладывается замысловатый путь (своеобразная полоса препятствий), который сначала идет по ровной дорожке, потом по снежному валу, далее змейкой между деревьев и т. п. В конце пути должна быть особая метка, под которой закопана коробочка с призом. Команда, прошедшая дистанцию быстрее, побеждает, а можно сделать два пути, чтобы команды стартовали одновременно, но тогда необходимо рассчитать дистанцию, чтобы оба пути были равны как по сложности, так и по расстоянию.

А можно вообще не делиться на команды. Дети с удовольствием пробегут ради приза, а не только ради соревнования.

БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ

Задача игроков забираться на горку в необычных позах, на четвереньках, боком, спиной вперед, на прямых ногах и т. п. Кто быстрее и смешнее выполнит все подъемы, тот и побеждает. Так же можно проводить и спуски, но задача игроков не скатиться и не сбежать, а именно спуститься с горы в нелепых и смешных позах.

БРОСКИ СНЕЖКОВ

Игровая площадка делится на две части. Одна команда распределяется (произвольно) на одной половине, вторая на другой. Если снег хорошо лепится, то играют плотно слепленным снежком, если плохо, то можно использовать мешочки или мягкие мячики. Жребием выбирается команда, которая будет начинать. Подающий игрок с дальней линии своей площадки бросает снежок (бросок совершается навесом, способом снизу) на противоположную площадку. Задача находящихся там игроков его поймать. Тот, кто поймал, так же навесом бросает снежок обратно, и так до тех пор, пока одна из команд снежок не уронит. Уронившая команда проигрывает 1 очко. Подает команда, заработавшая очко. После каждой подачи подающий меняется (даже если он забил гол), чтобы все могли потренироваться делать броски. Играют определенное время или до заранее определенного количества очков.

Игру можно усложнить и разрешать подавать одновременно с двух сторон площадки. Но теперь все броски совершаются по сигналу одновременно. Например, с обеих сторон снежки были пойманы, поймавшие игроки ждут сигнала, после которого сразу же совершают бросок на площадку соперника.

В эту игру можно играть и в любое другое время года, но только зимой детям доставляет огромное удовольствие ловить мяч или снежок в падении.

БРОСЬ ДАЛЬШЕ

Игроки встают перед линией броска. От линии броска отмечаются дорожки шириной по 2 м, количество дорожек определяется возможностями игроков. Игроки совершают броски по очереди. Задача каждого игрока снежком попадать в дорожки. Сначала все бросают в первую дорожку, затем во вторую и т. д. Те, кто промахиваются, следующий бросок повторяют в ту же дорожку. Кто первый попадет в самую дальнюю дорожку, тот и побеждает.

БЫСТРЫЕ И МЕТКИЕ

Эта игра состоит из двух этапов. Сначала играющие, разделившись на группы по 2-5 человек, получают задание скатать снежный ком. Каждая группа катает свой снежный ком в течение определенного времени — 5-8 минут, выигрывает группа, чей ком окажется самым большим.

Затем комья ставят один на другой: внизу самый большой, наверху самый маленький. Каждый играющий заготавливает себе снежки. По очереди с расстояния 6-8 шагов бросают их в голову фигуры, стараясь ее сбить. Побеждает тот, кому удалось это сделать.

Игра может быть и командной. Тогда делают две снежные фигуры. Выигрывает команда, игроки которой быстрее собьют голову фигуры противника.

ВДОГОНКУ ЗА МЯЧОМ

Играют на горке. Ребенок сам или ведущий катит мяч среднего размера с горки, а ребенок пытается его догнать, спускаясь с горки

заранее условленным способом (сидя, лежа). Если догнал, то получает 1 очко, если нет, не беда, можно попробовать снова. В конце всех заездов подводятся итоги, где и выявляется победитель — игрок, набравший больше всех очков.

В эту игру можно играть и на санках и на лыжах (только здесь достаточно будет только коснуться мяча лыжами или санками).

ВЕСЕЛЫЕ ВОРОБЫШКИ

Дети становятся в круг (в полукруг, если их немного), перед каждым у ног по одному снежку. В центре круга водящий — кошка. Дети-воробышки прыгают через снежок в круг и обратно. Кошка старается осалить воробышков, прежде чем те выпрыгнут из круга. Кого поймали (осалили), выбывает, и кто наступит на свой снежок, тоже выбывает. В конце игры подсчитать, какая кошка поймала больше воробьев. Необходимо похвалить тех, кто ни разу не раздавил свой снежок.

ВЗЯТИЕ КРЕПОСТИ

На снеговой площадке очерчивается крепость размером 10 х 10 м с небольшим квадратом (кругом) в центре для пленных из лагеря нападающих. За границами крепости находится лагерь нападающих.

Одна команда идет в крепость защищать ее, а другая — в лагерь. Из лагеря начинается наступление на крепость. Атаку можно проводить по заранее продуманному плану. Задача нападающих — проникнуть в крепость. Соперник стремится захватить в плен всех нападающих.

Заканчивается бой, когда все игроки одной из команд будут взяты в плен или кто-нибудь из непойманных нападающих сумеет проникнуть в центр крепости и крикнуть: «Крепость взята!»

Участники игры могут подталкивать друг друга, перетягивать (за руки, за ноги), даже переносить на руках. Игрок команды защиты считается пленным, когда его перетянут или перенесут через границу крепости. Участник команды нападения, доставленный в центр крепости, взят в плен.

Действовать можно одному и двоим против одного противника. Если вмешается третий в борьбу против одного, он выбывает из борьбы. Пленный не имеет права вмешиваться в борьбу и помогать играющим. Он считается освобожденным, если его осалит свой игрок, не пойманный до момента прикосновения к пленному.

ГОРНЫЙ КОЗЛИК (НАХЧИРБОЗИ)

Эта таджикская игра является одним из вариантов ловишек. Выбирается 2-3 охотника, остальные — горные козлики. Игроки, изображающие горных козликов, ходят или бегают по всей площадке. По сигналу на площадку выбегают охотники со снежками, их задача подстрелить козликов снежками. Выбитые игроки замирают на месте. Охотникам дается определенное время или определенное количество снежков. В конце игры определяются лучшие охотники, сумевшие выбить больше всего игроков.

Рекомендуем посмотреть:

Подвижные игры на свежем воздухе для младших классов

Подвижная игра для детей «Перелетные птицы»

Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Зимние игры для детей. Подвижные и развивающие игры для детей

Игры с мячом для начальных классов

Игры эстафеты для младших школьников

LiveInternetLiveInternet

Зима издавна была временем развлечений и забав на Руси: все сезонные полевые работы завершались, и появлялось больше свободного времени, поэтому молодёжь изобретала различные способы веселиться и радовать всех остальных.

Ясными морозными днями и вьюжными вечерами зима закрепляет своё звание самого веселого и самого захватывающего времени года. И вот ты уже чувствуешь дыхание свежего ветра, стремительно спускаясь на лыжах с лесной горки; катишься на коньках, воображая себя великим фигуристом, гуляешь по лесной роще, вдыхая аромат морозной ели, подзадориваешь друга, бросая в него снежком.

Очень известной русской забавой было «взятие снежного городка». Сражались целые армии: одна атаковала крепость, другая — защищала. Иногда команды делились по половому признаку — дамы обороняли крепость, мужчины наступали. Осаждаемых было не так легко победить: они брали в руки метлы, лопаты, сыпали на врагов ведра со снегом, стреляли для устрашения лошадей холостыми зарядами из ружей. Следить за соблюдением правил выбирали «городничего». По его команде начинался и заканчивался штурм. Если в игре участвовали девушки, то им отводилась роль защитниц, а парни, разделившись на «коней» и «всадников», начинали атаку. Их задачей было ворваться внутрь и захватить женское знамя. Если «всадника» сбивали с «коня», он тут же выбывал из игры. По правилам, «воин», захвативший знамя, имел право перецеловать всех защитниц. Но те обычно бились так отважно, что мужчинам редко перепадало такое счастье.

Под «взятием городка» подразумевалась и другая спортивная забава. Она состояла в доставании призов с вертикально вкопанных в землю столбов. Местом для таких развлечений была площадь села или ярмарки. Иногда вместо столбов вкапывали тонкие прогибающиеся жерди, что, однако, совсем не пугало желающих соревноваться в силе и ловкости.

А. Г. Виноградова. Шествие масленичного поезда, 2006 г.

Привлекательные для крестьян призы – отрезы материи на порты (имели значение мужских штанов и одежды вообще, – шились из грубой шерстяной ткани и холста или, если хозяин был побогаче, из тафты, шёлка и сукна) или рубаху, сапоги укрепляли на вершине такого сооружения.

С конца ХVIII в., для усложнения подъема столбы стали обливать на морозе водой. Чтобы заполучить награду, смельчак должен был добраться до нее по скользкой обледенелой вертикальной поверхности столба. Занятие это требовало выносливости и терпения и удавалось далеко не каждому. Победителя чествовали и натирали снегом.

Одной из зимних забав в старину было катание на санях, запряженных лошадьми. Сани красиво украшали кожей, войлоком, сукном и даже бархатом. Переднюю стенку саней делали высокой, чтобы снег не задувал во время езды. Сбрую коней украшали металлическими бляшками, разноцветными нитяными или кожаными кистями, бумажными цветами, лоскутами ткани и бахромой; на расписные дуги подвешивали колокольчики с разным звучанием, бубенцы, шелковые банты, завязывали яркие платки. Сани застилали пестрыми коврами, гривы лошадей расчесывали или заплетали в косички, убирали лентами и различными подвесками.

Крепление на упряжь и дуги лошадей многочисленных шумящих и гремящих колокольцев и бубенцов было, скорее всего, вызвано стремлением создаваемым ими шумом защитить седоков в санях от влияния неведомых тайных сил и неприятностей в будущем году.

Катающиеся обряжались в свои лучшие наряды: меховые крытые шубы и шапки, вышитые рубахи, яркие сарафаны и шали, новые валенки и пр. В катании принимали участие и дети всех возрастов. Пожилые катались отдельно от молодежи.

Грузинский. П.Н. Масленица. 1898 г.

Ближе к вечеру вся деревенская молодежь собиралась около горки. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, ледянки, катульки – широкие выдолбленные доски, корежки – деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками.

Дети садились на санки по нескольку человек. “Парни, желая показать девушкам свою удаль и молодечество, скатывались с самых высоких гор: садились в верткую корежку и лавировали по крутым склонам, управляя ею, как лодкой, с помощью специальной короткой палки, или, взяв на руки визжащую девушку, спускались, стоя на ногах. Часто составляли из саней целые «санные поезда», устремляясь с кручины с хохотом и визгом”. (И.Шангина “Русские праздники”).

Сычков Ф.В. Катание с гор.

На улице заводили хороводные игры, например, играли в “Селезня и утицу”: молодой человек, находящийся за кругом, должен был поймать девушку, находящуюся в кругу. Хоровод мог помогать то селезню, то утице. В награду за ловкость и проворство парень, поймав девушку, мог её поцеловать.

Сычков Ф.В. Деревенская карусель. 1910 г.

Наверное, одно из самых захватывающих времяпрепровождений зимой – это коньки. Скользить на них наши предки научились много тысяч лет назад. Передняя часть древнерусских коньков была действительно украшена конской головкой. Коньки делали из костей животных, но применяли редко из-за определенных неудобств, связанных с выбранным материалом. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси – Старой Ладоге, Новгороде, Пскове – были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Они имели три отверстия – два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. Из-за отсутствия свободы передвижения такие коньки долгое время считались чем-то вроде детской забавы. Лишь с изобретением деревянных коньков, к которым снизу приделывали металлические полозы, кататься на льду стало легче. Царь Петр I усовершенствовал их конструкцию, впервые в мире жестко соединив лезвие с обувью, прибив коньки прямо к сапогам. Редкие праздничные мероприятия обходились без катания на коньках. За последние четыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме.

Александр Моравов. Зимний спорт. 1913 г.

Не меньший восторг вызывало и катание на лыжах. А на огромных снежных пространствах, когда вьюга порой наметает снег под самую крышу, добыть пищу и даже просто сходить к соседу в гости немыслимо без лыж! Самой старой лыже, обнаруженной на Псковщине целых 4300 лет! Катание с горки – что может быть более увлекательным и захватывающим дух. Смог скатиться с крутой горки на лыжах и не упасть – вот ты и герой, образец для подражания.

Любая забава на Руси требовала ловкости и смелости от ее участников, будь то спуск с берега реки на салазках, вираж на «птице-тройке» через зимний лес или взятие снежной крепости. Почему бы и нам не взять с них пример? Ведь многие из этих забав популярны и в наши дни. Всех, без исключения, захватывает дух русской зимы. Кроме того, развлечения на свежем воздухе дарят здоровье телу и бодрость духу!

32 способа занять ребенка на зимней прогулке

Многие родители замечают: малыши лет до 3-4 не очень-то любят гулять зимой, и собрать их на прогулку бывает непросто. В чем причина? Эксперт по занятиям с детьми Женя Кац советует сначала проверить одежду и обувь: удобно, не холодно? А потом воспользоваться идеями игр: какие-нибудь из них детям точно понравятся!

Мой сын Гришка года в 1,5–2 ненавидел зимние прогулки и ныть начинал сразу, как только мы выходили. Он не хотел копать, он не хотел на горку — он ничего не хотел. А сейчас обожает гулять — просто перерос те малышовые проблемы и научился прекрасно развлекать себя на улице в любое время года, а уж зимой — особенно. Ну, а той зимой мне пришлось изобретать масс у всяких увлекательных занятий, чтобы хоть ненадолго вывести ребенка на свежий воздух.

Вот что я заметила тогда: осенью и взрослым бывает трудно привыкнуть к морозу и ветру, и поэтому я сама в начале зимы одеваюсь гораздо теплее, чем в ее середине. Просто я мерзну, пока не привыкаю к зиме! И дети тоже мерзнут! Поэтому с первых же холодных дней мы одевались потеплее.

Пока ребенок совсем маленький, сидит в коляске или на санках, то удобен цельный комбинезон. Маленькие дети обычно не особенно любят одеваться, и зимние прогулки сложны для них и для родителей отчасти потому, что нужно на малыша натянуть кучу всяких вещей. Помучившись так некоторое время, я решила проблему кардинально: мы купили пуховый комбинезон и очень теплую шапку с воротником. После этого одевание на прогулку сократилось до минимума: мы надевали на ребенка колготки или носочки, иногда тоненький свитер поверх футболки — и пуховый комбинезон. Всё! Сапоги-луноходы — на ноги, и можно идти, а шапку и варежки надеть уже в лифте.

Мои дети в младенческом возрасте были довольно мерзлявыми, поэтому я им искала или шила самые теплые и непромокаемые варежки. Иногда детям не нравится надевать варежки, потому что хватать что-то неудобно и непривычно. Таким детям больше подойдут, наверное, перчатки, хотя руки в них мерзнут гораздо быстрее. На прогулку в любом случае хорошо бы брать запасные варежки, чтобы было во что переодеться, если первые промокнут, заледенеют или набьются снегом.

Иногда малыши на улице зимой плачу т, потому что у них мерзнут щечки, — можно попробовать мазать их специальным кремом перед прогулкой. А может быть, просто холодновато рукам или ногам. Тогда надо внимательно изучить одежду и обувь и найти что-то подходящее.

Некоторые дети в год-полтора отказываются вообще ходить на улице, если на них надевают чересчур толстую одежду — комбинезон на меху или, тем более, шубу. В такой одежде ребенок настолько неуклюж, что ему просто трудно сделать шаг. Мой брат, например, в шубе не делал ни шагу, а просто ложился на снег. Пришлось моей маме вязать для него теплый свитер и шить непромокаемые зимние штаны — и тогда он начал нормально гулять.

Чем заняться зимой на прогулке

  • кататься с горок на ледянке или на санках;
  • пытаться подняться на эти горки по самому крутому месту, или по льду, или по самым глубоким сугробам;
  • кататься кубарем;
  • барахтаться в пушистом снегу;
  • копать снег и делать куличики;
  • лазать по вершинам сугробов;
  • пинать ледышку по дорожке;
  • играть в хоккей;
  • кидаться снежками;
  • лепить снеговиков, снежных медведей и котов, крокодилов и гусей;
  • строить домики для мышки — из снежно-ледяных плит, из пучков сухой травы, из комков снега;
  • сверлить палкой или ручкой от лопатки дырки в сугробах;
  • топтать на снегу хитрые тропинки-лабиринты и по ним потом бегать;
  • прокладывать следы — играть в экспедицию на Северный полюс;
  • искать на деревьях снежных змей;
  • строить большие снежные крепости и дома;
  • падать на спину в снег и махать руками — «рисовать ангелочков»;
  • рисовать палкой по снегу;
  • поливать снег подкрашенной водичкой из бутылки;
  • выкладывать по снегу разноцветные ледышки, чтобы получился узор;
  • отдирать куски наста и кидать их на землю, чтобы разбились;
  • кидать руками или лопатой снег в воздух — очень красиво, особенно вечером под фонарем. При этом надо громко кричать «салют!» или «ура!» и постараться забежать под падающий снег;
  • играть в «догонялки-бух» — бегать по сугробам и кого догонят — того валять;
  • сажать ветки, упавшие с деревьев во время ветра, в снег;
  • собирать в решетку от коляски ледышки и снежки, а потом растапливать их дома: можно под водой, а можно понаблюдать, как они постепенно будут таять;
  • отдирать сосульки;
  • водить новогодние хороводы вокруг всех елок, петь про елочку;
  • наряжать елку в лесу всякими игрушками;
  • долбить ступеньки возле горки;
  • ходить на лыжах;
  • кататься на коньках;
  • бегать, прыгать, водить хороводы.

Вот наш любимый снежный хоровод:

Мы шагаем по сугробам,
Поднимаем выше ногу,
Топ-топ, топ-топ,
Бух! Упали все в сугроб!

Можно вместе с детьми мастерить кормушки, например — из молочных пакетов, развешивать их в ближайшем парке, а потом обходить все кормушки и досыпать в них крошки и зернышки. Так у вас будет и более-менее протяженный маршрут, и цель прогулки.

В сильный мороз можно сделать с детьми ледяные фонарики. Вот самый простой способ: сложить снег по кругу, утрамбовать, и потом поливать его водой, чтобы вырастали ледяные стенки. А внутрь такого фонарика можно поставить толстую свечку или бенгальский огонь.

Рисунки детей на тему «Зимние забавы». Фотоотчет детского творчества

Зимние забавы (фотоотчет) Не секрет, что для физического развития и укрепления организма детей необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Зима.

Фотоотчет «Зимние забавы» Цели: Обогащать и активизировать знания детей по теме. Знать и называть зимние забавы. Расширять и активизировать словарь по данной теме;.

Фотоотчет «Зимние игры и забавы» Саньке – санки, Лизе – лыжи, Кольке — клюшки и коньки. Наступили для детишек Благодатные деньки. Снег в лесу и на аллеях, И река покрылась.

Фотоотчет «Зимние забавы» Наша северная зима длится почти полгода. А какая она морозная, белоснежная и красивая! С давних времен существуют зимние забавы, которые.

План-конспект по проведению досуга на улице на тему: «Зимние забавы». «По следам Снежного человека» Цель: показать детям привлекательность зимнего времени года. Задачи: • Вызвать интерес к зимним развлечениям • Развивать у детей внимание,.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы» КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе Тема: «Зима. Зимние забавы». Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Обобщить и уточнить знания.

Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Фотоотчет детского творчества В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном.

Рисунки главных героев новогоднего праздника. Фотоотчет о детском творчестве Новый год – самый красивый, яркий праздник. А Дед Мороз и Снегурочка – главные герои Нового года. Без них не обходится ни одно новогоднее.

Спортивное развлечение «Зимние забавы» (фотоотчет) Волшебной сказкой делая Деревья и дома Пришла к ребятам белая- Пребелая зима! В гости к детям пришел Снеговик. На спортивную площадку.

Выставка «Зимние забавы» (фотоотчет) Тема выставки «Зимние забавы». Цель: Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми. Задачи: 1. Дать родителям возможность.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх