Помост

Вопросы веры

Знамение в дубровицах

В связи с предписанием главного государственного санитарного врача Московской области Михайловой О.М. и циркуляром управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия №2028 от 12.04.2020 г. из-за складывающейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации доступ в храм и на территорию храма до особого распоряжения временно приостанавливается. Богослужение будет совершаться строго по расписанию ежедневно, но без участия прихожан. Просим всех отнестись с пониманием к этой вынужденной мере. Митрополит Ювеналий обратился с такими словами по этому поводу к пастве:

«Хотел бы обратиться ко всем верующим Московской епархии, чтобы вы приняли эти обстоятельства как волю Божию, и исполняли предписания медиков. Хочу всех заверить, что наша общая молитва не прервется. Для молитвы, братья и сестры, нет расстояния. Господь слышит нас везде, где бы мы ни находились. Его всемогущество простирается на каждого из нас. Поэтому хочу сказать: с радостью встречайте любые испытания, которые Господь попускает, и веруйте, что это все временно: и наши болезни, и печали.

Я очень верю и надеюсь, что, когда закончатся дни нашей телесной разлуки, мы вновь будем вместе молиться. Я хочу, чтобы вы знали, что священнослужители будут ежедневно возносить свои горячие молитвы об Отечестве нашем, о всех православных христианах, о каждом из вас. Дорогие и возлюбленные, я призываю вас не унывать, призываю к послушанию воле Божией. Желаю вам терпения, любви, смирения, здоровья и Божия благословения. Пусть Господь хранит всех нас на многая лета».

Храм под Подольском, у которого нет аналогов в России: Почему князь Голицын построил православную церковь, похожую на костел



Все, кто видел этот невероятный храм, признают: представить себе что-то более восхитительное в российском церковном зодчестве сложно. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах не похожа ни на один другой русский храм – она словно перенесена к нам из Западной Европы. Здание выстроено в стиле барокко, покрыто лепниной, а венчает его золотая корона, что тоже уникально. Причем стоит храм не в Москве и не в каком-то крупном городе, а в старинной усадьбе под Подольском.

Церковное зодчество в европейском стиле. /Фото:mochaloff.ru

Храм как символ примирения с Петром?

Эта историческая усадьба под Подольском за историю своего существования сменила немало именитых владельцев. Храм же на ее территории был построен при Борисе Голицыне, воспитателе Петра I. В какой-то момент князь попал в опалу (его оклеветали перед царем), но потом произошло примирение. В честь этого события, предположительно, и был выстроен в 1699 году этот уникальный храм. К сожалению, информация о его архитекторе не сохранилась, но известно, что работы длились около семи лет и участвовали в них не только русские, но и европейские специалисты.


По одной из версий, церковь выстроена в честь примирения с Петром. /Фото:mochaloff.ru

В процессе строительства Голицын просил благословения на возведение столь необычного храма у патриарха Адриана. Это был очень консервативный священнослужитель и, скорее всего, добро на столь эпатажный проект он все-таки не дал. Однако после его смерти получить благословение оказалось намного легче.

На освящении храма присутствовали царь Петр и цесаревич. /Фото:mochaloff.ru

На официальном открытии церкви присутствовал новый местоблюститель Московского патриаршего престола Стефан (Яворский), который лично освятил церковь. В этот день усадьбу посетил и царь Петр, отстоявший всю торжественную литургию вместе с сыном Алексеем. Как пропагандист европейской культуры царь не мог не оценить стараний Голицына и всего великолепия экстравагантного храма.

И по сей день храм называют подмосковной жемчужиной. /Фото:fotokto.ru


Европейский стиль храма понравился Петру. /Фото:mochaloff.ru

Уникальность здания

В качестве материала для церкви использован подольский белый камень, который удобен в обработке и идеально подошел для резьбы и проработки мельчайших деталей. Открытая паперть, декорированная резьбой по камню, представляет собой уникальное панно. Здесь можно увидеть и виноградные гроздья, и раковины, и витые растения, а окна обрамляют причудливые волюты и другие украшения. Предполагается, что резьбу выполнили швейцарские или итальянские мастера.


Резьбу выполняли европейские мастера. /Фото:vladimirdar.livejournal.com


Архитектурный шедевр под Подольском. /Фото:mochaloff.ru

То, что внутри и снаружи храм обильно покрыт скульптурами, в те времена было просто невероятно и даже эпатажно. Все это более характерно больше для Западной Европы, чем для царской России. Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, апостолы, множество ангелов – скульптуры выполнены с удивительным изяществом.

Скульптуры храма. /Фото:dubrovitsy-hram.ru


Невероятная красота в подмосковных Дубровицах. /Фото:mochaloff.ru

Столп Знаменской церкви венчает золоченая корона, и это тоже невероятно. Подобные венцы на русских храмах – явления единичные. Все-таки чаще православные церкви венчают маковки, шлемы или шатры.

Церковь венчает корона. /Фото:mochaloff.ru

Внутри храма скульптурные сюжеты, выполненные в технике стукко (искусственный мрамор), представляют собой в основном сцены из Библии. Впечатляют также балконы-ярусы, два из которых предназначены для хоров.

Храм внутри. /Фото:vladimirdar.livejournal.com

А создание красивейших икон – предположительно, дело рук московских мастеров, работавших в Оружейной палате Кремля. И, опять же, в этих уникальных образах сильно ощущается влияние западноевропейской иконографии.

Храм внутри. /Фото:vladimirdar.livejournal.com

Ну а если смотреть на здание сверху, оно имеет форму креста с равными округлыми концами, по контуру которого идет узкая галерея.

Он чудом уцелел

До революции храм несколько раз реставрировали, однако провести обновление до конца все же не удалось.

Кстати, во время войны 1812 года на территории церкви располагались войска Наполеона и, надо сказать, французы, которые в тот период разорили и осквернили немало православных храмов, к Знаменской церкви отнеслись на удивление бережно.


Реставрация проходила в несколько этапов. /Фото:dubrovitsy-hram.ru

Увы, в советский период с этим уникальным зданием особо не церемонились. Священнослужителей с территории храма выселили, последнего настоятеля сослали в Семипалатинск, а саму церковь передали дубровицкому совхозу. Колокола сняли, храм закрыли.

Колокольня сохранилась только на фото (съемка 1930 года).

В 1931 году большевики взорвали колокольню храма и расположенную рядом церковь Адриана и Натальи. К счастью, основной храм чудом уцелел. Правда, в период богоборчества храм лишился некоторых своих уникальных деталей. Например, у скульптур стало недоставать некоторых частей (где-то оказалась отбита рука, где то – голова и т.д.).
Ну а после Великой Отечественной войны помещение передали институту животноводства.

Некоторые скульптуры серьезно пострадали. /Фото:vladimirdar.livejournal.com

Храм сегодня

Лишь в конце прошлого века здесь, наконец, возобновились службы. В 2004-м, к 300-летию освящения церкви, большую часть здания отреставрировали. Однако работы над восстановлением первоначального убранства храма продолжаются.


Сегодня это действующий храм, и полюбоваться невероятной красотой может любой желающий.


Средств на реставрацию этой белокаменной галереи пока нет. /Фото:dubrovitsy-hram.ru

Чтобы добраться до Знаменской церкви, нужно доехать до Подольска, а там пересесть на автобус или маршрутку до Дубровиц. Также до усадьбы ходит автобус от метро «Южная» в Москве. На автомобиле до усадьбы можно доехать по Варшавскому шоссе, опять же через Подольск.
И в продолжение темы — еще 7 уникальных храмов, признанных яркими образцами современной культовой архитектуры.
Текст:Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Церковь Знамения в Дубровицах: старинная, необычная и красивая

Церковь Знамения в Дубровицах

Церковь Знамения в Дубровицах — это одна из самых известных достопримечательностей города Подольска. Знаменская церковь — это старинная церковь в стиле русского барокко и удивительный памятник архитектурного зодчества, она не оставит никого равнодушным. Церковь Знамения в Дубровицах имеет мировую известность, включена в «Список Всемирного наследия» ЮНЕСКО. Ее называют жемчужиной Подмосковья.

Карта

Как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах:

  • Из Москвы: от м. Южная на автобусе №417.
  • Из Подольска: от железнодорожной или автобусной станции автобус (маршрутка) №65.
  • На автомобиле: из Москвы через город Подольск по Варшавскому шоссе, возле Центрального Архива повернуть на указатель направо и прямо до поселка Дубровицы.

Церковь Знамения в Дубровицах

Сайт: http://www.dubrovitsy-hram.ru/

Церковь в старинной усадьбе Дубровицы, в которой некогда жил князь Борис Голицын, построена на средства ее владельца на границе XVII-XVIII веков. Сам восхитительный силуэт строения заставляет узнать более подробно, как возникла Знаменская церковь, причину ее создания и получить ответы на многие другие вопросы, возникающие после более близкого знакомства с этим удивительным человеческим творением.

Необычность ее в архитектурном стиле — русское барокко, а если точнее, голицынское русское барокко. Глядя на многочисленные причудливые элементы: скульптуры апостолов и ангелов, выточенные из камня причудливые цветы и листья, на ум приходит западная архитектура. Для России церковь необычна и корона с крестом еще больше добавляет ей оригинальности.

История создания

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (это официальное наименование Знаменской церкви) была построена на грани XVII-XVIII столетий неподалеку от Подольска, где сливаются реки Пахра и Десна. Инициатором строительства и его финансистом выступил князь Борис Голицын – тогдашний владелец усадьбы Дубровицы.

Усадьба Дубровицы

Незадолго до этого князь, служивший воспитателем будущего государя Петра Великого, попал к нему в опалу и уехал в свое имение. Однако Петр вскоре остыл, и в знак примирения князь на свои средства начал возведение необычной церкви на территории собственного имения, хотя для этого пришлось перенести оттуда вполне рабочую деревянную церковь пророка Илии.

Вход в липовый парк

В 1704 году строительство было закончено, и на церемонию освящения храма прибыл сам Петр Великий, стоявший и молившийся на особом балконе западного выступа.

Материал и архитектура

Для сооружения Знаменской церкви выбрали местный белый камень, добывавшийся в каменоломнях на берегу Пахры. В качестве строительного материала он как нельзя более хорошо подходил под этот проект.

В плане церковь являет собой закругленный равноконечный крест. Высокий фундамент позволил обвести вокруг здания открытую ходовую паперть. Ее украсили роскошной каменной резьбой, создающей уникальный орнамент, который прерывается лишь четырьмя лестничными сходами.

Скульптурные композиции

Рука западного инженера чувствуется буквально везде. Это заметно, в частности, в наличии многочисленных скульптур. Так, на западной лестнице у главного входа установлены фигуры великих архиепископов-святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, над фигурами которых на крыше притвора возвышается изваяние Василия Великого. Все великие Святители изображены в виде старцев высокого роста, одетых в мантии.

В цокольных углах стоят Матфей, Лука, Иоанн и Марк. Дополняет сонм апостолов 8 фигур, находящихся у основания 8-гранной башни. К сожалению, у трех евангелистов, стоящих на земле, нет голов. Их отбили во времена борьбы с церковными предрассудками.

Скульптуры Знаменской церкви напоминают о прекрасном храме-ротонде в селе Подмоклово Серпуховского района. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово также выполнена в итальянском стиле, ее украшают 12 апостолов и 4 евангелиста. Они установлены на 16-пролетной аркаде и опоясывают башню храма.

Купол

Интересное решение было принято для купола церкви, которую венчает не традиционный шатер или шлем, а царская корона. Столь оригинальная идея воплощена и в другом имении Голицына – в Больших Вяземах, где церковь также украшена императорским венцом.

Внутреннее убранство

Внутри Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы тоже во многом повторяет католические каноны: стены отделаны горельефами на темы библейских сюжетов, в помещении установлены скульптурные композиции. Все это свидетельствует о традициях европейской школы.

Интересен процесс изготовления скульптур. Их не вырезали на стороне, а делали на месте. Металлический каркас обмазывался основой, состоящей из смеси битого кирпича с известковым раствором, по ней в сыром виде прорезался контур. После высыхания смеси фигуры окончательно моделировались.

Крупнейшей композицией внутреннего церковного интерьера является «Распятие».

На западном притворе находится галерея, представляющая собой балкон, на который можно попасть через небольшую дверку в северо-западном пилоне. В этом месте при освящении храма находились Петр I и Борис Голицын.

Окрестности

Западнее храма некогда располагалась трехъярусная колокольня с 9 колоколами. Наиболее крупный из них весил порядка 2 тонн. К сожалению, колокольню в 1931 взорвали. От нее уцелела только сильно поврежденная статуя, которую невозможно сейчас опознать. Сейчас она вновь установлена на постамент.

От восточных врат уходит прямая дорожка в сторону кургана со смотровой площадкой. Вполне возможно, что он сохранился со времен вятичей, однако сейчас это точно сказать невозможно. Со смотровой площадки открывается замечательный вид на церковное сооружение. Здесь любят проводить фото- и видеосъемки молодожены.

Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы – это жемчужина архитектурного искусства, оставшаяся нам в наследство от неизвестных авторов, воплотивших в ней свои мечты, мысли и чувства. Этот уникальный памятник русской архитектуры давно вошел в список сокровищ мирового искусства.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах Церковь построена на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. Время постройки храма — с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели. В конце XVII века, при князе Борисе Алексеевиче Голицыне, бывшем воспитателем Петра I, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение. Согласно одной версии, именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен в память о возведении Б. А. Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года. Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен­ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем воз­можность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаменталь­ным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого. На открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I. В строительстве церкви принимал участие итальянский архитектор Трезини.

Усадьба Дубровицы

Усадьба Дубровицы находится в нескольких километрах к западу от Подольска, на границе Московской области. История усадьбы, расположенной в месте слияния рек Пахра и Десна начинается в ⅩⅦ в., когда эти земли были боярской вотчиной Ивана Васильевича Морозова, от которого усадьба перешла во владение бояр Голицыных. Борис Голицын, после того как стал хозяином поместья в 1688 г., затеял строительство усадебного каменного храма и дворца по уникальному для России проекту в стиле барокко.

В наши дни воплощение этого архитектурного замысла можно увидеть в сохранившемся и действующем усадебном храме Знамения Пресвятой Богородицы, а здание дворца в стиле барокко не уцелело из-за позднейших перестроек. После Голицыных владения переходили в руки Григория Потемкина, затем графа Александра Дмитриева-Мамонова, а после его смерти они достались сыну — Матвею Александровичу. М. А. Дмитриев-Мамонов проживал в усадьбе Дубровицы с 1812 по 1864 год и перестроил ее в классическом стиле. Этот облик дворцовое здание усадьбы имеет и сейчас.

Архитектура усадьбы Дубровицы

Дворцово-парковому комплексу в Дубровицах, к сожалению, пока не посчастливилось стать музеем. Силами энтузиастов-краеведов создан виртуальный музей усадьбы в Дубровицах. Они собрали уникальные документы, фотографии и другие свидетельства об истории усадьбы и ее обитателях и о том как она выглядела в прошлом. Основное здание, так называемый дворцовый корпус, с 1967 занимает НИИ животноводства. С недавнего времени с ним соседствует ЗАГС. В советское время в усадьбе размещались училище, детский дом, военный штаб. Очевидно, что облик построек усадьбы за эти годы был в значительной степени утрачен.

Определенные реставрационные работы провел Институт животноводства, восстановив внешний облик основного здания и трех флигелей. Дворцовое здание стиле классицизма обращено фасадом к югу, оно имеет три этажа, полукруглый балкон, крытые галереи по бокам, пристроенные позже. Во дворе располагался фонтан, были разбиты цветники. Сохранились три флигеля по углам прилегающей площади и ворота конного двора в неоготическом стиле, построенные в конце ⅪⅩ века. Усадьба была построена в очень красивом природном ландшафте — на мысу, образованном слиянием двух рек. Ее окружал большой декоративный парк, от которого сохранился только участок липовой рощи.

Ворота конного двора, ©Никонико962

Внутреннее устройство

К сожалению, пока в здании находится казенное учреждение, в обозримом будущем не просматривается планов превращения усадьбы в музей и доступа для туристов. Познакомиться с домом, занимаемым НИИ Животноводства, изнутри возможно только на страницах виртуального музея. Там опубликованы подробные описания внутреннего устройства и убранства Дубровицкого дворца, составленные по письмам чиновника А. Я. Булгакова, члена комиссии, принимавшей вещи душевно-больного графа М. А. Дмитриева-Мамонова, а также другие свидетельства, документы и фотографии.

Ступени главного входа вели в просторный вестибюль, в центре которого стояла копия античного «Дискобола». Следом, за рядом ионических колонн, располагался просторный зал библиотеки. Книги хранились в комодах красного дерева, библиотека была обставлена изысканными столиками и невысокими инкрустированными шкафчиками. Здесь стоял диван для чтения, большие окна и одна из дверей выходили на большую полукруглую веранду с видом на Десну. По обе стороны библиотеки расходились анфилады комнат-гостиных. Кроме дорогой мебели и драгоценных предметов из бронзы, серебра, хрусталя и фарфора, гостиные украшали портретные галереи с работами Рокотова, Ротари, Кипренского и других мастеров. Широкая лестница вела на второй этаж, над ней во всю стену была написана маслом многофигурная картина «Приезд Екатерины в Дубровицы», здесь же висело фамильное дерево Голицыных.

Гербовый зал, © Музей которого нет. Усадьба Дубровицы

С парадной лестницы через небольшую Зеленую гостиную попадали в главный зал Дубровицкого дворца — Гербовый. Стены его были расписаны модным в конце XVIII — начале XIX в. стилем перспективной живописи, волшебным образом расширяющей пространство. Роспись была выполнена в сдержанной розово-серой гамме и изображала фантастический городской пейзаж с уходящими вдаль аркадами. В оформление стен были включены изображения фамильных гербов Дмитриевых-Мамоновых, принадлежность других гербов не установлена. Во время ремонтных работ после пожара 1964 г. росписи Гербового зала были обнаружены под верхним слоем штукатурки. Зал был отреставрирован, теперь там проходят заседания Ученого совета института и изредка — камерные концерты.

Знаменская церковь в Дубровицах

Если здание усадебного дома не сохранило исторический облик интерьеров, не стало музеем и не доступно для посещений, то усадебной церкви Знамения Пресвятой Богородицы в этом отношении повезло. Это действующий храм, здесь проходят службы, совершаются обряды и таинства. В церкви выполнены большие реставрационные работы, начиная от укрепления фундамента, до реставрации горельефов и иконостаса.

В архитектурном плане Знаменская церковь — уникальное явление в церковной архитектуре России. Черты конструкции и декора церкви больше всего напоминают богато орнаментированный стиль барокко южной Германии. Самый неординарный архитектурный элемент — позолоченная корона венчающая храм вместо привычного купола или шатра. В церкви сохранился деревянный иконостас и ложа хозяина усадьбы — князя Бориса Голицына.

Как добраться

Приехать в усадьбу Дубровицы, полюбоваться дворцово-парковым ансамблем и окружающей природой можно совершенно бесплатно. А в церковь можно попасть на утренние или вечерние службы или записаться на экскурсию и паломнический визит по телефону +7 (916) 134-80-32.

Из Москвы до усадьбы Дубровицы и Знаменской церкви можно добраться автобусом и электричкой.

От станции метро «Лесопарковая» Бутовской ветки в поселок Дубровицы через Подольск идет автобус № 417. От конечной остановки до дворцово-паркового ансамбля нужно пройти 200 пешком. На эту же остановке приезжает маршрутка № 65 из Подольска.

На электричке Москва-Подольск в усадьбу Дубровицы следует отправляться с Курского вокзала. Сесть на подольскую электричку также можно на платформах Новохохловская, Текстильщики и Царицыно. В Подольске нужно пересесть на маршрутку № 65 или автобус № 417.

Поездку в усадьбу и церковь Знамения Богородицы можно совершить на автомобиле. Из Москвы нужно выехать по Варшавскому шоссе на Подольск, в Подольске с проспекта Кирова повернуть на Октябрьский проспект по указателю «Усадьба Дубровицы».

Усадьба Дубровицы на панораме Google

На видео усадьба и церковь в Дубровицах

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх