![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная Новости Дульщикова Э.А. ПоМост Спектакли Выставки Проекты Контакты Пресса Фото Видео Гостевая |
Официальный сайт театра-студии "Грань"
41 театральный сезон
Театр-студия "Грань". 30 лет театру чудесСпектакли восхищают! В них есть все: блестящая техника исполнения, богатство фантазии. Мир, созданный театром, утверждает гармоническое начало, без которого жизнь нашего города показалась бы скудной и невыразительной. Высокая образность спектаклей рождена не просто авторским видением мира, но и глубокой мыслью и чувством. Это явление очень редкое.Л.Ф. Тальян, начальник управления культуры администрации г. Новокуйбышевска Я каждый спектакль Дульщиковой люблю. Режиссер работает нестандартно. Спектакли делаются не просто мастерски - на профессиональном уровне. Поиски театра идут в русле исканий современного искусства. Иметь такой театр для нас большая роскошь, но результат стоит того... Н.C. Швец,
директор Дворца культуры "Грань" - так называется театр. И это название содержит много смыслов. Многогранны жизнь и человек, многогранно театральное искусство, высвечивающее разные стороны бытия, хотя ось одна - вечные категории Добра, Любви, Человечности. Спектакли театра - всегда открытие новых граней в вещах и понятиях. Самое большое открытие - возможность существования в провинциальном городе высокохудожественного театра, поражающего щедростью таланта, тягой к внутренней свободе. Спектакли театра, полные накала, внутреннего напряжения, расплавляют заскорузлую оболочку будней; из их глубин встает особый, волнующий смысл. Диалогичность, игровая стихия спектаклей, их иносказательность затягивают зрителя в со-творчество; со-переживание, со-чувствие, будят воображение, фантазию, мысль. В театре важен не результат, а эти пережитые мгновения, оставляющие след в актерах и зрительном зале. Умея волноваться и волновать других, театр "Грань" сформировал в городе театральную среду, нашел единомышленников. Это театр движения, поиска смелых импровизаций, театр глубокой и страстной мысли. ![]() Если попытаться окинуть одним взглядом весь творческий путь режиссера, то станет заметным, с какой последовательностью она обращается к одним и тем же проблемам, мотивам, конфликтам. Неистребимость творчества - ведущая тема режиссера Дульщиковой, ей она оставалась верна на разных этапах своего пути. Своим спектаклям режиссер стремится придать своего рода классическую оправу. Это не случайно. Здесь переплавились самые первые - детские и юношеские - впечатления о театре, занятия в театральной студии, которую вела актриса Малого театра Л.А. Бузина, а позднее и ходы учебы на режиссерском факультете МГИК. ![]() Молодой режиссер, победивший на Всесоюзном театральном конкурсе, была настроена на героику и романтику, чутко уловив движение искусства в сторону изображения неприкрашенной, непарадной повседневности, всего того, что связано с трудом, волевым усилием, душевной энергией. Жизнь в "сплошной лихорадке буден" имела просветляющее начало - осознанное чувство цели. В таком ключе режиссер начинает работать в Новокуйбышевске (1970 г.). ![]() Для меня это театр на всю жизнь. Мною здесь сыграно много ролей, и я был свидетелем рождения театра Э.Дульщиковой. Режиссер умеет почувствовать связь времен. Для меня до сих пор непостижимо, как верно она угадала параллели между нашей современностью и миром Сервантеса, который стал её любимым автором. Чем стал театр «Грань» для нашего города? Мне он напоминает яркое вкрапление в общую мозаику, которое здесь не затерялось, напротив, очень украшает его. Ю. Касимов ![]() Яркие страницы в работах театра оставил дуэт Л.Маренцовой и Ю.Касимова, зрелых опытных актеров, способных вести страстный, личный разговор о жизни, выделявшихся пристальным вниманием к личности другого человека. ![]() Суть актерской профессии - в непрекращающемся познании человека, самого себя, ремесла. Подняться на более высокие ступени молодому самодеятельному коллективу помогли ежедневные тренинги, занятия с педагогами по сценической речи, сценическому движению. Этот театр всегда сосуществовал в двух измерениях - обычном и собственном, развиваясь по спирали вверх. Его работы демонстрировались на Куйбышевском телевидении, они удостаивались премии Ленинского комсомола. (Что было делом неслыханным для самодеятельного коллектива). Театр неизменно становился победителем театральных весен, уже в 1973 г. получает звание народного. ![]() Суть режиссерских исканий в 70-е годы абсолютно точно выражает формула: надо прислушаться к голоду прошлого, чтобы понять самого себя. Обостренное чувство истории позволило ![]() Режиссера интересует мир человеческих отношений, их сложность и парадоксальность, которая не укладывается в традиционную схему, противопоставляющую порок и добродетель, зло и добро черное и белое. В репертуаре театра появились пьесы о сложностях становления человека, поисках, о молодых современниках. Такова "Иркутская история" А.Арбузова "Я хорошо помню, как начинала Э.А.Дульщикова. Я тогда была директором Дворца культуры. Сомнений в ней как в режиссере никогда не было. В ней вообще было что-то особенное, что сразу выделяло ее. Вне всякого сомнения, это необычный театр: на нем нет штампа самодеятельного коллектива, он давно перерос эти рамки. Этот театр очень любим зрителями, любим молодежью. Театру 30 лет, а он, по-прежнему современен... М.Е. Неутолимова, Заслуженный работник культуры РСФСР ![]() ![]() "Грань" умеет вести особый, доверительный разговор. Построить его помогает пожизненное увлечение режиссёра театром кукол. Только он способен создавать завершенно условную модель мира и в его рамках с обескураживающей простотой трактовать сложные проблемы жизни и времени. ![]() ![]() Ведущей темой становится творчество как высшая цель жизни - собственной и сценических героев. Начало положили первые камерные постановки "Россия поклоняется Есенину" и "Лицей, который не кончается" Ю.Карякина. Задолго до всеобщего бума театр осуществляет постановку памяти Владимира Высоцкого: об этом мужественном человеке с легкоранимой душой рассказывает спектакль "Быть или не быть". Театр обращается к "пушкиниане" М.Цветаевой: работа "Мой Пушкин" - о пронзительной тоскующей любви к родине, ранимом сердце, готовности к самопожертвованию. ![]() Камерность настраивала на особый, доверительный разговор, к тому, чтобы сюда пришли новые жанры, как например, театр кукол, который способен создавать завершенно условную модель мира и в его рамках с обескураживающей простотой трактовать сложные проблемы жизни и времени. "Удивительно: сужая пространство сцены и зала, театр распахивает перед зрителем жизненное пространство недосягаемых высот и глубин... Сузился сценический круг, но расширились диапазон творческих связей и география". К жизни театра были сопричастны главный художник Куйбышевского театра оперы и балета М.Мурзин и художник по костюмам Н.Мурзина, главный художник Куйбышевского театра драмы И.Мендкович, сценограф и художник по костюмам Л.Булычева (г.Москва), сценограф и художник по костюмам В.Фомин (г.Москва). ![]() В орбиты камерного театра оказались втянуты не просто интереснейшие личности. Это были люди, которые формировали его вместе с режиссером, подняли до профессионального уровня: театральные художники Андрей и Татьяна Кулаковские (Германия), Т.Рассказова (г.Москва), А.Сидорина (г.Москва), В.Боер (г.Москва), художник-живописец В.Конев, архитектор Л.Гринштейн, скульптор В.Бурнаев, композиторы А.Бердюгин (г.Санкт-Петербург) и Е.Комалькова (г.Москва), балетмейстер Г.Касаткин и его ученик А.Никифоров, солисты балета - С.Ведяхина, П.Ничепуренко, М.Красильников. ![]() Уже здесь закладывается тот подтекст, который будет развиваться режиссером в постановках следующего десятилетия - метафоричных, философских, многозначительных. ![]() ![]() "Грань" - театр, душа которого открыта ветрам, обновляющим жизнь, а это – пролог к следующим постановкам. ![]() «Грань» - для режиссера и актеров – это остро чувствовать, быть на острие. Любить – это непременно чувствовать и отдавать что-то самое ценное в себе другим. Отдавать, аккумулировать вновь. И вновь остро чувствовать. ![]() ![]() Здесь нет случайных актеров или случайных зрителей. Здесь самая крепкая спайка: режиссерское мастерство наиболее ярко проявляется в работе с непрофессиональными исполнителями. В свою очередь мастерство участников спектакля - в их умении вступать в непосредственный контакт с залом, говорить не только от лица своего героя, но и от своего собственного. "На спектакли Дульщиковой нужно идти подготовленными. Она не делает ничего в угоду, считая, что в театр не должен подлаживаться под зрителя, а должен вести его ввысь по большой лестнице, открывая глаза на идеалы". ![]() ![]() Провожая сложный и противоречивый 20-й век, театр ставит спектакль "Чудесное яблоко" (1999 г.) по мотивам картин костромского художника Е.Честнякова. Форма философской сказки позволила режиссеру сказать о многом - о земле и людях, загадках бытия, показать народные характеры и преображающей силе творчества: несмотря на драматизм судьбы народного художника, его имя осталось в памяти людей.
![]() Есть в культурологии понятие - дистанция. Только дистанция дает нам понять, что есть человек, чего он стоит. Говоря о спектаклях театра "Грань", свидетелем которых я была долгие годы, могу с уверенностью сказать: театр эту дистанцию преодолел, хотя если говорить о поиске смысла жизни, то найти его, конечно, невозможно, но никто не может запретить режиссеру этот смысл искать. Этот театр сделал всех нас сложными людьми, а сложные люди - самые прекрасные люди на земле. Это индивидуальные люди, они живут на земле так, как считают нужным Н. Лысова, искусствовед
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Художественный руководитель театра-студии "Грань" - Д. Бокурадзе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||