Главная Новости Дульщикова Э.А. ПоМост Спектакли Выставки Проекты Контакты Пресса Фото Видео Гостевая |
Официальный сайт театра-студии "Грань"
41 театральный сезон
Театр-студия "Грань". Мой театр
Юбилей... На пестрой ленте ускользающих куда-то дней центральной неожиданно становится эта точка. Точка пересечения времени и пространства, откуда, как со смотровой площадки, отчетливо просматривается все: что пройдено и что еще предстоит пройти, ведь цель - не конец дороги, а сама дорога. Есть какая-то магия цифр и в том, что 45-летие творческой деятельности режиссера Эльвиры Анатольевны Дульщиковой совпадает с 35-летием театра, ею созданного. За этими датами - вехи одной творческой биографии. Начиная с предыдущего юбилея, театр живет и творит хронотоп времени: ставит нов спектакл активно участвует в фестивальной жизни, накапливает новые впечатления и самые сильные из них евязаны с фестивалем моды и театрального костюма "Поволжские сезоны Александра Васильева" и с фестивалем "ПоМост: провинциальные театры России". Но если "Сезоны" стали знаковым явлением в культурней жизни страны благодаря Александру Васильеву, театральному художнику мирового масштаба, то "ПоМост" - это инициатива исключительнее новокуйбышевского театра "Грань". Несомненно, надо было обладать большой дерзостью, чтобы предложить в качестве театральной столицы Самарской губернии на время проведения фестиваля небольшой промышленный город - Новокуйбышевск. Тем не менее этот проект получил всяческую поддержку, прежде всего со стороны самих театров. Что привлекло? Оригинальность идеи. Художественный руководитель фестиваля и режиссер театра "Грань" Э. А. Дульщикова обозначила ее так: "ПоМост" - это мост, соединяющий культурное пространство и разные регионы страны, художественные традиции и новаторство, творческие помыслы театров и ожидания зрителей". Следовало ожидать, российская провинция оказалась вовсе не провинциальной: на фестивальной площадке в 2001, 2003, 2005 гг. были представлены спектакли, удостоенные национальной премии "Золотая маска", отечественных и международных наград. Неконкурсный характер фестиваля и возможность экспери- мента позволили ественных театральных коллективов - из Сибири, Поволжья, Калмыкии, республики Марий Эл и, что немаловажно, совместить в фестивальной программе разные театральные жанры - кукольные, пластические, драматические. Фестиваль стал панорамой ярких явлений современной сцены, ориентированных в своих творческих поисках на авангардность. "Звездность" афиши позволила предстать в выигрышном свете и самому театру "Грань": его спектакли также привлекли внимание - неожиданностью ракурса, нетривиальной авторской идеей и смелым поиском сценического языка. Театр "Грань" не перестает удивлять и удивляться: даже в малоизвестном, обыденном или давно забытом можно открыть нечто новое, многомерное и противоречивое. И здесь не так важно, что послужило первотолчком: известное произведение или пьеса, прежде не имевшая сценического воплощения. В прочтении "Грани" причудливым образом сопрягаются стихи и проза испанского писателя Х.Р. Хименеса и персонаж театра дель арте ("Бумажный Пьеро"), мишура карнавального балаганчика и намеренно подчеркнутый барочный фон пьесы неизвестного автора 16 века ("Венецианка"). Объединяет все это разнообразие ставка на психологизм. Пружиной действия становится противоборство характеров, несовпадение взглядов и желаний людей, столкновение полярных нравственных критериев. Все - как в жизни. И все - сама жизнь, только облеченная в форму философской притчи, сказки, водевиля, психологической драмы. Благодаря жанровому многообразию театр владеет зрительскими эмоциями на всех регистрах. Cпектакли "Грани" тормошат воображение, вызывают ассоциации, побуждают зрителей домысливать сценические ситуации, дорисовывать характеры героев - так, как подсказывает каждому его собственный жизненный опыт, знания, внутренний мир души. В этом смысле зрительный зал всегда на равных участвует в спектаклях. Камерность сценического пространства позволяет театру вести откровенный разговор, находить максимально кратчайший путь - от сердца к сердцу. Ирония и лирика, фарс, юмор и пафос, панорама живых картинок нужны режиссеру и актерам не для того, чтобы развлекать, а чтобы понять лабиринты человеческой души, чтобы обозначить главное: что есть истинные ценности, а что - мнимые величины?.. Все эти годы театр не менял прописку, работал в Камерном зале Дворца культуры. И этот фактор стабильности оказывает благотворную поддержку, ибо создаются все условия делать яркие, изысканные в сценическом оформлении постановки. Изначально рассчитывая на камерную сцену и существование на ней двух актеров (в спектакле "Бумажный Пьеро") режиссер приоткрывает завесу над самым необозримым и неразгаданным человеческим пространством - миром его чувств". Журнал столицы региона "Самара" Взаимное доверие и одержимость творчеством. Это - стержень, цементирующий человеческие отношения. Это и твердь, без которой не смог бы реализоваться дух студийности, вынесенный в название театра. Замыслы режиссера обретают плоть только путем совместного поиска. Происходит удивительный эффект - воссоединение актерских и режиссерского "я", выброс энергий, взрыв накопившихся ощущений, идей, происходит то, что принято называть anima allegro - душевное ликование. И ни на миг не прекращается внутренняя кропотливая работа: каждая деталь и роль должны быть не только убедительными, но и нести в себе заряд мысли. По большому счету здесь действуют те же законы, что и в профессиональном театре: чтобы выступать на сцене, актерам надо виртуозно владеть телесной пластикой, уметь петь и танцевать, обладать широчайшим диапазоном разнообразных перевоплощений, ведь зрителю хочется видеть предельно искреннюю, с полной отдачей игру. Актерский ансамбль "Грани" - это созвездие ярких творческих индивидуальностей с собственным исполнительским почерком. Однако как личность каждый родился именно здесь, в студийной атмосфере "Грани". И чтобы сбылись мечты начинающих исполнителей, им надо пройти ту же школу: стать актером дума ющим, ищущим, неуспокоенным, получающим творческие импульсы в общении с мастерами сцены, в соприкосновении с миром музыки, литературы - миром настоящего Искусства. Студия не просто место, где рождаются и воплощаются замыслы, - она способна накапливать творческую энергию, режиссерское и актерское вдохновение. Эстетика ее среды строится на стремлении к целостности: отсутствие сцены как традиционного элемента растягивает ее границы на весь зрительный зал, позволяя зрителю оказаться внутри режиссерского замысла, актерского переживания, почувствовать их энергетику". Журнал "Performance" Как магнит, "Грань" притягивает к себе профессионалов высокого уровня. Со многими из них театр связывает многолетняя дружба. Это художники Татьяна Сидорина, композитор Екатерина Комалькова. Благодаря сценическую судьбу, запомнились зрителям выразительной тональностью, образной насыщенностью и яркими живописными костюмами. Столь же удачно складывается сотрудничество с художником Булатом Ибрагимовым (Казань), композитором Василием Тонковидовым (Самара), сценографом Юрате Рачинскайте (Вильнюс). В репертуаре "Грани" появились спектакли, отмеченные особым изяществом и высокой эмоциональностью. Театр никогда не опускал однажды установленную им планку: каждая постановка должна вызывать "щемящую музыку чувств". Вызывающе броско создавая вокруг себя культ театра, режиссер Эльвира Дульщикова заражает своей энергетикой и одержимостью всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с ней в работе. "Сказки феи" магнетизируют зрителей особой живописью костюмов и цельным пластико-драматическим решением. "Сильное чувство" удивляет энергетической синхронностью игры всего актерского ансамбля". Журнал столицы региона "Самара" Основная доминанта "Грани" - превратить мерцание в свет, а свет - в пламя. Если это удается, то, прежде всего, благодаря тому, что в театре работает Эльвира Анатольевна Дульщикова. Талантливый педагог. Неординарный режиссер. Художественный руководитель театра и фестиваля "ПоМост". Темы, предлагаемые ею, принято называть вечными: любовь и долг, добро и зло. В этой системе координат создаются не просто спектакли - рождаются целые миры. И пауз здесь никогда не бывает: "Даже когда наступает передышка, начинаешь вновь сочинять себе какой-то другой мир". Высокая работоспособность и постоянное напряжение мысли отличают работу этого режиссера. Здесь есть и железная воля и мужество, потому что без этих качеств было бы невозможно собрать воедино бессчетное количество составных частей спектакля в единое целое и довести начатое до конца. Поражает также умение синтезировать жизненный материал до некой формулы, посредством которой театр выражает образ времени. Даже если режиссер и одевает актеров в исторические костюмы, на сцене все равно будут присутствовать знаки современности. Здесь, видимо, и следует искать ответ, в чем заключается притягательная сила театра-студии "Грань": современным его делают ПОВЫШЕННАЯ ЧУТКОСТЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ и ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ, ведь ему дано улавливать то, что ТОЛЬКО ЕЩЕ ЗАРОЖДАЕТСЯ, но что, очевидно, Станет ПРИМЕТОЙ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Художественный руководитель театра-студии "Грань" - Д. Бокурадзе | |||||||||||||||||||||||||||||||